Просмотр содержимого документа
«Реализация прблемно - развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся»
Канаичева Мария Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Васильевская средняя школа»
«Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся»
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации активной познавательной деятельности учащихся. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей учащихся. Как же обеспечить глубокое понимание материала, избегая механического запоминания?
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся является одной из центральных проблем обучения наших дней. По мере развития общества и возрастания роли умственного и творческого труда в общественном прогрессе эта проблема приобретает все большее значение. Научный уровень школьного курса физики требует новых методов и организационных форм обучения, создающих наиболее благоприятные условия для активного усвоения знаний, развития мышления, инициативы, активности и творческих способностей учащихся. Эти задачи пытаюсь решать в ходе реализации проблемного обучения на уроках.
Самыми глубокими и прочными являются те знания, которые добыты в процессе активного умственного труда на основе создания проблемных ситуаций, организации решения проблем. Принцип активного обучения заключается в том, что учащийся должен самостоятельно «открыть» настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. Проблемное преподавание – это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управление учебной деятельностью учащегося в решении этих учебных проблем. Это также и особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний. Для реализации проблемного обучения необходимо, чтобы в учебном материале присутствовали задачи, вопросы, задания, проблемные для учащихся. Важно, при подготовке к уроку, выделить в учебном материале именно проблемные вопросы.
В процессе обучения учитель включает учащихся в познавательный поиск. Приведу примеры. Так, в 7 классе при изучении темы «Условия плавания тел» прошу учащихся принести: орех, небольшую картофелину, кусочек парафиновой свечи. Каждый ученик получает стакан с пресной водой и стакан с солёной водой. Перед учащимися был поставлен вопрос: «Что произойдёт, если все тела бросим в сосуд с пресной водой?» - ребята выдвинули гипотезы, проверили на опыте, сделали вывод. Новый вопрос: «А если всё это проделать в солёной воде?». Снова выдвигаем гипотезу, проверяем на опыте, делаем вывод. В результате проделанной работы учащиеся выяснили условия плавания тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости. Аккуратно раскололи орех пополам, из скорлупок, пластилина и песка получили кораблики и перешли к изучению темы «Плавание судов».
При изучении темы «Строение вещества» в банку высыпаем стакан гороха и стакан пшена, отмечаем уровень. Резко встряхиваем несколько раз, уровень смеси уменьшается. Почему общий объём смеси оказывается ниже отмеченного уровня? Возникла проблемная ситуация. В ходе выдвижения гипотез, рассуждений пришли к выводу, что между атомами и молекулами существуют промежутки.
При изучении в 8 классе темы «Плоское зеркало. Построение в плоском зеркале» в начале урока ребятам задаю вопрос: «Почему мы видим свое отражение в зеркале?». Выслушав ответы учащихся, предлагаю им совершить путешествие в зазеркалье. Грани футляра от компакт диска располагаем перпендикулярно друг другу. С одной стороны прозрачной грани помещаем рисунок, а с другой чистый лист бумаги. Смотрим на чистый лист бумаги сверху (видим чистый лист), затем смотрим сбоку (на листе четко виден рисунок). Почему на листе мы видим то, чего на самом деле там нет? Возникла проблемная ситуация.
Создание проблемной ситуации – не самое трудное в обучении. Гораздо труднее обеспечить активное участие учащихся на всех этапах решения проблемы при проведении беседы. В проблемной беседе учащиеся совершают все основные познавательные действия, ведущие к решению проблемы, а учитель лишь управляем этой познавательной деятельностью. Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики. Проблемное обучение на уроках физики способствует повышению качества знаний, что является главной проблемой на современном этапе образования.
Проблемное обучение не может выступать единственным средством активизации познавательной деятельности учащихся, это требует много учебного времени, да и не всегда возможно. Главное, что учащиеся должны быть подготовлены к самостоятельному решению проблем. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей школьников. Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм и методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения.
Список используемой литературы
Иванова Л.А. «Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении физики», г. Москва «Просвещение» 1992 г.
Зотов Ю.Б. «Организация современного урока», г. Москва «Просвещение» 1984 г.
Малафеев Р.И. «Проблемное обучение по физике в средней школе», г. Москва, «Просвещение» 1993 г.