Проектная деятельность учащихся при обучении физике и астрономии
Проектная деятельность учащихся при обучении физике и астрономии
~~? Современная образовательная система стремится :
? развивать интеллектуальные и нравственные качества личности учащихся,
? формировать у него критическое и творческое мышление,
? формировать умение и навыки работы с информацией,
формировать способность самостоятельно решать познавательные, гражданские, общественные и другие проблемы
Немного истории
? В 20-е в начале 30-х годов в школах России широко использовался метод проектного обучения для реализации задачи развития учащихся. Но этот метод не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому он был изъят из школы, и вместе с этим снизилось внимание к основной философской идее образования – направленность его на ребенка и на его развитие. В настоящее время принцип гуманизации является одним из ведущих.
? Школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих реализацию принципа гуманизации. Такой ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения.
? Проект по физике и астрономии –
это самостоятельная творческая
завершенная работа по какой - либо
теме, созвучной со школьным курсом,
которая выполнена учащимися под
руководством учителя, то есть его
деятельность от идеи до завершения
проекта.
Возможности проекта:
? объединение учащихся по интересам;
? возможность оказания помощи родителями при выполнения проекта;
? большая доля самостоятельности ;
? развивает коммуникативные навыки и умения;
? работая в разных группах и исполняя разные роли (лидера, исполнителя) ученик овладевает исследовательской работой по физике (сбор информации, умение анализировать факты, делать выводы и заключения)
? Этапы проекта
? 1 этап – постановка цели (выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи).
? 2 этап – обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
? 3 этап - самообразование и актуализация знаний.
? 4 этап – продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
? 5 этап – исследование: решение отдельных задач, компоновка и т. д.
? 6 этап – обобщение результатов и выводы.
? 7 этап – анализ успехов и ошибок, коррекция.
Форма конечного продукта проекта:
? видеофильм,
? электронная презентация,
? модель,
? газета,
? интервью с интересными людьми,
? доклад-сообщение, которое может сопровождаться интересными опытами,
? создание тестов, вопросников,
? другие формы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся при обучении физике и астрономии »
Проектнаядеятельность учащихсяпри обучении физике и астрономииУчитель физики МОУ СОШ №32Галина Николаевна Костенког Комсомольск-на-Амуре2014 год
Современная образовательная система стремится:
развивать интеллектуальныеи нравственные качества личности учащихся,
формировать у него критическое итворческое мышление,
формировать умение и навыки работы с информацией,
формировать способность самостоятельно решать познавательные, гражданские, общественные и другие проблемы
Немного истории
В 20-е в начале 30-х годов в школах России широко использовался метод проектного обучения для реализации задачи развития учащихся. Но этот метод не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому он был изъят из школы, и вместе с этим снизилось внимание к основной философской идее образования – направленность его на ребенка и на его развитие. В настоящее время принцип гуманизации является одним из ведущих.
Школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих реализацию принципа гуманизации. Такой ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения.
Проект по физике и астрономии –
это самостоятельнаятворческая
завершенная работа по какой - либо
теме, созвучной со школьным курсом,
которая выполнена учащимися под
руководством учителя, то есть его
деятельность от идеи до завершения
проекта.
Главная идея проектной технологии:
с большим увлечением на уроках физики и астрономии учащимися выполняется та деятельность, которая выработана им самим свободно ;
окружающая его среда используется как лаборатория , в которой происходит процесс познания
Возможности проекта:
объединение учащихся по интересам;
возможность оказания помощи родителями при выполнения проекта;
большая доля самостоятельности ;
развивает коммуникативные навыки и умения;
работая в разных группах и исполняя разные роли (лидера, исполнителя) ученик овладевает исследовательской работой по физике (сбор информации, умение анализировать факты, делать выводы и заключения)
Этапы проекта
1 этап – постановка цели (выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи).
2 этап – обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
3 этап - самообразование и актуализация знаний.
4 этап – продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5 этап – исследование: решение отдельных задач, компоновка и т. д.
6 этап – обобщение результатов и выводы.
7 этап – анализ успехов и ошибок, коррекция.
По мере перехода от этапа к этапу доля участия ученика в проекте увеличивается, а учителя уменьшается
Учитель
Ученик
1 этап
2 этап
7 этап
5 этап
4 этап
3 этап
6 этап
Форма конечного продукта проекта:
видеофильм,
электронная презентация,
модель,
газета,
интервью с интересными людьми,
доклад-сообщение, которое может сопровождаться интересными опытами,
создание тестов, вопросников,
другие формы
Использованиеинформационных технологий при работе над проектом
При формулировании проблемы возможно использование федеральных цифровых образовательных ресурсов по физике – «Открытая физика», полный интерактивный курс «Teach Pro », 1С Репетитор и другие.
При актуализации знаний и самообразовании.
При исследовании и решении отдельных задач.
При оформлении конечного продукта проекта.
По результатам исследования в качестве конечного продукта могут быть созданы электронные презентации самими учащимися
Этапы проекта:
Определение целей проекта .
Организация работы, распределение обязанностей между членами группы, определение сроков защиты и ее формы.
Проведение входной диагностики по вопросам:
Вопросы, которые предлагались для входной диагностики по проекту «Газовые законы»:
1 Знакомы ли с понятием идеального газа?
2 Когда реальные газы ведут себя как идеальные?
3 Что известно о возможности использования законов идеального газа?
Сбор информации и исследовательская работа
Анализ собранной информации, выводы, их аргументация.
Составление сценариев защиты и создание презентаций.
Защита работ.
Проведение выходной диагностики:
1 Что нового узнали?
2 Чему научились при работе над проектом?
3 Насколько успешной была работа?
4 Понравилось ли работать в группах?
Средства обучения, ТСО:
учебник «Физика -10» под редакцией
А. А. Пинского;
учебник «Физика - 10» под редакцией
Г. Я. Мякишева;
справочники;
компьютер, интерактивные ресурсы электронного курса «Открытая физика»;
Интернет;
- таблицы и графики ;
опорные конспекты;
электронные презентации, созданные учащимися
Время и место защиты проекта:
Защита проекта происходит на обобщающем уроке по данной теме.
Главные условия :
Защита своей работы;
Наличие исследовательского элемента с использованием интерактивных моделей из электронного курса «Открытая физика»;
Создание электронного продукта;
Рефлексия и взаимооценка
Проект«Газовые законы»
Эпиграф к проекту : Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари…
Все то, что вижу я снаружи
Законом связано внутри!
Цель :
установить связь между двумя переменными микроскопическими параметрами при неизменном третьем
Задачи:
познавательная :– учащиеся должны усвоить сущность газовых законов, уметь самостоятельно формулировать объяснение связи между макроскопическими параметрами при изопроцессах с точки зрения строения вещества;
развивающая – учащиеся должны уметь сравнивать три разные процесса, находить информацию для объяснения этого различия и обрабатывать эту информацию;
воспитательная – учащиеся должны убедиться в том, что групповая работа сплачивает, учит взаимоподдержке, доброте и толерантности.
Конечный продукт проект «Газовые законы»
Электронная презентация
Автор - ученица 10 в класса,
Валицкая Мария
Проверочный тест создан создан
ученицей 10 в класса ,
СмирновойТатьяной
Проект «Силы в механике»
Эпиграф : «В механике примеры учат не меньше, чем правила» (И. Ньютон)
Цель : обобщить и систематизировать знание учащимися законов Ньютона и сил в механике
Задачи :
совершенствовать умения и навыки учащихся систематизировать и применять свои знания в незнакомой ситуации
совершенствовать методику и технологию работы с компьютерной техникой при изучении физики
Конечный продукт проекта «Силы в механике»
Электронные презентации
Авторы - ученицы 10 а класса,
Презентация Еремина Елена,
Презентация Назаренко Юля,
Презентация Кривцова Елена
Проверочный тест создан
учеником 10а класса,
Хищенко Иваном
Проект «Тепловые двигатели»
Эпиграф :
«Душа науки – это практическое применение ее открытий» (У. Томсон)
Цель : расширение и углубление учебного материала о тепловых двигателях
Задачи :
Формировать экологическое сознание учащихся
Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной информацией
Прививать интерес к изучению вопросов физики и техники
Конечный продукт проекта « Тепловые двигатели»
Электронная презентация
Автор – Марискин Михаил,
ученик 9 Е класса
Кроссворд для самопроверки и взаимопроверки
Автор – Ершов Владимир,
ученик 9 Е класса
2014 г.
Проект «Законы Ньютона»
Эпиграф :
«Мы велики, потому, что стоим на плечах гигантов»
( И. Ньютон).
Цель :
обобщить и систематизировать знания учащимися законов Ньютона
Задачи :
формировать умение учащихся применять свои знания законов Ньютона для объяснения новых ситуаций и при решении задач,
совершенствовать навыки сбора нужных сведений, в том числе, и на нетрадиционных носителях информации.
Конечный продукт проекта «Законы Ньютона»
Электронные презентации
Авторы – ученики 10 а класса,
Ласточкин Роман «Первый закон Ньютона»,
Сидоренко Андрей «Второй закон Ньютона»,
Новиков Сергей «Третий закон Ньютона».
Проверочный тест
Автор – Бондаренко Антон,
ученик 10 А класса
2004 год
Значение работы учащихся над созданием самостоятельных электронных продуктов в проектной деятельности
В процессе работы над проектами, в период постановки проблемы и накопление информации о ней и для решения ее, ребята используют готовые цифровые образовательные ресурсы, в том числе электронные учебники, Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия, а также и Интернет, но они желают создавать их сами. Например, в настоящее время, стали очень популярными электронные презентации, электронные тесты, которые составляют с помощью конструктора тестов. Такие материалы используются для защиты проектов, как итоговые работы при зачетах и для защиты экзаменационных рефератов. В кабинете уже создан небольшой банк таких презентаций(Силы в механике, Законы Ньютона, Атомно-молекулярное строение вещества, Кометы, Эволюция звезд, Черные дыры и другие). Коллекция презентаций пополняется с каждым годом, но уже готовые продукты могут быть использованы другими ребятами.
Заключение
Проектная форма работы очень нравится учащимся. Вот их отзывы об участии в проектах:
«Работа таким об разом позволила намного больше общаться с одноклассниками, работать в группе весело и интересно»
«Работа в проектах позволяет показать себя с лучшей стороны и другие обнаруживают в себе определенные способности»
«Привыкаешь уважать мнение других, и свое мнение отстаивать перед другими»
«Для того, чтобы проект состоялся и был интересным приходится много читать, анализировать. Поэтому становишься более самостоятельной».
Технологию проектного обучения можно и нужно чаще вводить в практику современного обучения. Ведь, если цели достигнуты, то мы можем расчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.