Презентация к уроку физики по теме " Электромагнитные волны" в 11 классе в разделе " Электромагнитные колебания и волны" возволит учителю физики в полной мере сравнить механические волны и электрмагнитные волны", а также позволит ознакомиться учащимся одиннадцатого класса с применением разного вида волн в науке и технике
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентацуия "Электромагнитные волны" »
1
Тема урока: «Электромагнитные волны»
Учитель МОУ СОШ№5
Шунина Любовь Михайловна
2
Цель урока:
Дать учащимся понятие о волновом движении как процессе распространения колебаний в пространстве;
Изучить механизм образования поперечных и продольных волн;
Сформировать понятие электромагнитной волны и о процессе научного познания.
Задачи урока:
3
Повторить и углубить знания для усвоения нового материала;
Установить взаимосвязь переменных электрического и магнитного полей;
Раскрыть содержание понятия электромагнитной волны;
Показать применение электромагнитных волн;
Закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы учащихся.
Повторение:
4
Механические
волны
5
Волновые явления
Что называют волной?
Волной называют колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени.
6
Типы волн
Что представляют собой
поперечные волны?
Волны, в которых колебания частиц среды происходят в плоскости, перпендикулярной направлению распространения волны. Возникают в твёрдых телах и на поверхности воды.
7
Что собой представляют продольные волны?
Колебания происходят вдоль распространения волны. Возникают в газах, жидкости и твёрдых телах.
направление колебаний
направление распространения волны
8
Волновые явления
Что называют волной?
Волной называют колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени.
9
Характеристика волнового движения
Что такое длина волны?
Наименьшее расстояние между двумя точками, колеблющимися в одной фазе.
Что такое частота?
Частота v волнового движения зависит только от частоты вибратора.
Скорость распространения волны.
λ=vT , v=λ/T
10
Электромагнитное поле
11
Электромагнитное поле– особая форма материи – совокупность электрических и магнитных полей, образует единое электромагнитное поле и возникает при постоянной скорости заряда
Х.Эрстед(1820г.)
Дж. Максвелл(1864) – два постулата
М.Фарадей.(1834г.)
1. Переменное магнитное поле создаёт вихревое электрическое поле.
2. Переменное электрическое поле создаёт вихревое магнитное поле.
Изучение нового материала:
12
Электромагнитная волна
13
Электромагнитная волна излучается колебательным контуром, опытным путем получил Герц, изучил теорию Максвел. Наличие ускорения – главное условие электромагнитных волн. Электромагнитная волна неприемлемо состоит из электричеcкого и магнитного поля Магнитное поле порождает вихревое электрическое поле и наоборот.
14
Векторы Е и В в электромагнитной волне перпендикулярны друг к другу и перпендикулярны направлению распространения волны. Если вращать буравчик с правой нарезкой от вектора Е к вектору В, от поступательное перемещение буравчика будет совпадать.
15
Герц Генрих (1857-1894)-немецкий физик, впервые экспериментально доказавший в 1886 г. существование электромагнитных волн. Исследуя электромагнитные волны, он установил тождественность основных свойств электромагнитных и световых волн. Его работы послужили экспериментальным доказательством справедливости теории электромагнитного поля и, в частности, электромагнитной теории света. Изменяющееся во времени и распространяющееся в пространстве (вакууме) электромагнитное поле со скоростью с = 3 . 10 8 м/с образует электромагитную волну длинной λ = c2π√LC
16
Для получения электромагнитных волн Г.Герц использовал простое устройство, которое в его честь было названо вибратором Герца. Это устройство представляет собой открыты колебательный контур.
17
Плотностью потока электромагнитного излучения
18
Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника .
I =
Плотность потока излучения от точечного источника убывает обратно пропорционально квадрату расстояния до источника.
2
19
Зависимость напряженности электрического поля и магнитной индукции пропорционально квадрату частоты:
E ~ a ~ ω2, B ~ a ~ ω2.
20
плотность потока излучения пропорциональна четвёртой степени частоты
I ~ ω4
Применение электромагнитных волн:
21
Радиоволны
22
А.С. Попов – изобретатель радио
А. С. Попов родился 4 марта 1859 г. в посёлке Туринские рудники, Екатеринбургской губернии, на Урале.
23
А. С. Попов жил в эпоху великих открытий в области физики и внедрения электричества в промышленность. В период его пребывания в школе английский физик и математик Максвелл опубликовал свой знаменитый трактат по электричеству и магнетизму. Максвелл предсказал существование электромагнитных волн, которые впервые были получены и исследованы Г. Герцем (1886 — 1888). Все эти открытия, в корне менявшие установившиеся взгляды на природу электрических и магнитных явлений, чрезвычайно интересовали русских учёных и особенно увлекли А. С. Попова. В 1883 г. Попов окончил университет с отличными оценками и был приглашён остаться при нём для подготовки к профессорской деятельности. Однако, существовавшие в университете условия для самостоятельной научной работы по электротехнике, вследствие недостаточности оборудования лаборатории, не удовлетворяли Попова.
24
История радио начинается с первого в мире радиоприемника, созданного в 1895 году русским ученым А. С. Поповым. Попов сконструировал прибор, который, по его словам, " заменил недостающие человеку электромагнитные чувства" и реагировал на электромагнитные волны. Сначала приемник мог " чувствовать” только атмосферные электрические разряды - молнии. А затем научился принимать и записывать на ленту телеграммы, переданные по радио.
25
Первый радиоприемник имел очень простое устройство: батарея, электрический звонок, электромагнитное реле и стеклянная трубка с металлическими опилками внутри - когерер (от латинского слова cogerentia - сцепление). Передатчиком служил искровой разрядник, возбуждавший электромагнитные колебания в антенне, которую Попов впервые в мире использовал для беспроводной связи. Под действием радиоволн, принятых антенной, металлические опилки в когерере сцеплялись, и он начинал пропускать электрический ток в батареи. Срабатывало реле, включался звонок, сцепление между металлическими опилками в когерере ослабевало, и к ним поступал следующий сигнал.
Схема радиоприемника
26
27
Своим изобретением Попов подвел итог работы большого числа ученых ряда стран мира
Продолжая опыты и совершенствуя приборы, Попов увеличивал дальность действия радиосвязи. Через 5 лет после постройки первого приемника начала действовать регулярная линия беспроводной связи на расстояние 40км. Благодаря радиограмме, переданной по этой линии зимой 1900 г., ледокол "Ермак" снял с льдины рыбаков, которых штормом унесло в море. Радио, начавшее свою практическую историю спасением людей, стало новым прогрессивным видом связи.
28
Свойства электромагнитных волн (радиоволн): поглощение, отражение, преломление, поперечность.
29
Но радио - это не только радиотелефонная и радиотелеграфная связь, радиовещание и телевидение, но и радиолокация, и радиоастрономия, радиоуправление и многие другие области техники, которые возникли и успешно развиваются благодаря выдающемуся изобретению нашего соотечественника А. С. Попова.
Закрепление нового материала:
30
Тест(подготовка к ЕГЭ)
31
1. Рассмотрим два случая движения электрона:
1) электрон равномерно движется по окружности;
2) электрон совершает колебательные движения.
В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?
А. Только в 1-м случае. Б. Только во 2-м случае. В. В обоих случаях.
2. Радиопередатчик излучает электромагнитные волны с частотой V. Как следует изменить емкость колебательного контура радиопередатчика, чтобы он излучал электромагнитные волны с частотой у/2?
А. Увеличить в 2 раза.
Б. Уменьшить в 2 раза.
В. Увеличить в 4 раза.
32
3. Колебательный контур радиоприемника настроен на длину волны 50 м. Как нужно изменить индуктивность катушки колебательного контура радиоприемника, чтобы он был настроен на большую в 2 раза частоту излучения?
А. Увеличить в 4 раза. Б. Уменьшить в 4 раза. В. Увеличить в 2 раза.
4. Какова длина электромагнитной волны, если радиостанция ведет передачу на частоте 75 МГц?
А. 4 м. Б. 8 м. В. 1 м.
5. Чему равно отношение интенсивностей электромагнитных волн при одинаковой амплитуде напряженности электрического поля в волне, если частоты колебаний v 1 = 1 МГц и v 2 = 10 МГц?
А. 10. Б. 10 -4 В. 10 4
Литература
Учебник физики 11 класса, авторы Г. Я Мякишев, Б. Б Буховцев;
Журнал «Физика в школе» №3, 2005г.;
Дидактический материал, физика 11 класс, авторы А. Е Марон, Е. а Марон.