kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация с применением флеш по теме "Атомная физика" 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по физики в 11 классе по теме "Атомная физика" с применеием флеш роликов. В презентации рассматривается строение атома по Томсону, опыты Рейзерфорда, планетарная модель строения атома, квантовые постулаты Бора, энергия связи.. Данная разработка является заключительны урокам в изучении темы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация с применением флеш по теме "Атомная физика" 11 класс»

Учитель физики: Закранцова В.В.

Учитель физики: Закранцова В.В.

Модель атома Томсона Атом представляет собой непрерывно заряженный положительным зарядом шар радиуса порядка 10 -10 м, внутри которого около своих положений равновесия колеблются электроны. Недостатки модели: не объясняла дискретный характер излучения атома и его устойчивость; не дает возможности понять, что определяет размеры атомов; оказалась в полном противоречии с опытами по исследованию распределения положительного заряда в атоме (опыты, проводимые Эрнестом Резерфордом). Джозеф Джон Томсон (1856 – 1940)

Модель атома Томсона

Атом представляет собой непрерывно заряженный положительным зарядом шар радиуса порядка 10 -10 м, внутри которого около своих положений равновесия колеблются электроны.

Недостатки модели:

  • не объясняла дискретный характер излучения атома и его устойчивость;
  • не дает возможности понять, что определяет размеры атомов;
  • оказалась в полном противоречии с опытами по исследованию распределения положительного заряда в атоме (опыты, проводимые Эрнестом Резерфордом).

Джозеф Джон Томсон

(1856 – 1940)

Далее

Далее

Модель атома Резерфорда Экспериментально исследовал распределение положительного заряда. В 1906 г. зондировал атом с помощью α -частиц. Эрнест Резерфорд (1871 – 1937)

Модель атома Резерфорда

Экспериментально исследовал распределение положительного заряда.

В 1906 г. зондировал атом с помощью α -частиц.

Эрнест Резерфорд

(1871 – 1937)

Скорость  - частиц - 1/30 скорости света в вакууме На экране Радиоактивное вещество ? Фольга Далее

Скорость  - частиц - 1/30 скорости света в вакууме

На экране

Радиоактивное

вещество

?

Фольга

Далее

Недостатки атома Резерфорда Эта модель не согласуется с наблюдаемой стабильностью атомов. По законам классической электродинамики вращающийся вокруг ядра электрон должен непрерывно излучать электромагнитные волны, а поэтому терять свою энергию. В результате электроны будут приближаться к ядру и в конце концов упадут на него. Эта модель не объясняет наблюдаемые на опыте оптические спектры атомов. Оптические спектры атомов не непрерывны, как это следует из теории Резерфорда, а состоят из узких спектральных линий, т.е. атомы излучают и поглощают электромагнитные волны лишь определенных частот, характерных для данного химического элемента. К явлениям атомных масштабов законы классической физики неприемлемы.

Недостатки атома Резерфорда

  • Эта модель не согласуется с наблюдаемой стабильностью атомов. По законам классической электродинамики вращающийся вокруг ядра электрон должен непрерывно излучать электромагнитные волны, а поэтому терять свою энергию. В результате электроны будут приближаться к ядру и в конце концов упадут на него.
  • Эта модель не объясняет наблюдаемые на опыте оптические спектры атомов. Оптические спектры атомов не непрерывны, как это следует из теории Резерфорда, а состоят из узких спектральных линий, т.е. атомы излучают и поглощают электромагнитные волны лишь определенных частот, характерных для данного химического элемента.

К явлениям атомных масштабов законы классической физики неприемлемы.

Планетарная модель атома

Планетарная модель атома

Корпускулярные и волновые свойства частиц следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга «Наука вынуждает нас создавать новые теории. Их задача – разрушить стену противоречий, которые часто преграждают дорогу научному прогрессу. Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее понять».   наука, позволяющая предсказать поведение огромного числа физических систем – от Галактик до атомов и атомных ядер

Корпускулярные и волновые свойства частиц следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга

«Наука вынуждает нас создавать новые теории. Их задача – разрушить стену противоречий, которые часто преграждают дорогу научному прогрессу. Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее понять».

наука, позволяющая предсказать поведение огромного числа физических систем – от Галактик до атомов и атомных ядер

Электронная оболочка Ядро K L Далее

Электронная оболочка

Ядро

K L

Далее

Энергия связи атомных ядер – та энергия, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные частицы. Закон сохранения энергии энергия связи равна той энергии, которая выделается при образовании ядра из отдельных частиц. Уравнение Эйнштейна между массой и энергией: Точнейшие измерения масс ядер масса покоя ядра М я всегда меньше суммы масс покоя слагающих его протонов и нейтронов: - дефект массы. Альберт Эйнштейн (1879 - 1955)

Энергия связи атомных ядер – та энергия, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные частицы.

Закон сохранения энергии энергия связи равна той энергии, которая выделается при образовании ядра из отдельных частиц.

Уравнение Эйнштейна между массой и энергией:

Точнейшие измерения масс ядер масса покоя ядра М я всегда меньше суммы масс покоя слагающих его протонов и нейтронов:

- дефект массы.

Альберт Эйнштейн

(1879 - 1955)

Уменьшение массы при образовании ядра из частиц уменьшается энергия этой системы частиц на значение энергии связи :  ядро образуется из частиц;  частицы за счет действия ядерных сил на малых расстояниях устремляются с огромным ускорением друг к другу;  излучаются γ - кванты с энергией и массой . Пример: образование 4 г гелия сопровождается выделением такой же энергии, что и сгорание 1,5 - 2 вагонов каменного угла.

Уменьшение массы при образовании ядра из частиц уменьшается энергия этой системы частиц на значение энергии связи :

  • ядро образуется из частиц;
  • частицы за счет действия ядерных сил на малых расстояниях устремляются с огромным ускорением друг к другу;
  • излучаются γ - кванты с энергией и массой .

Пример: образование 4 г гелия сопровождается выделением такой же энергии, что и сгорание 1,5 - 2 вагонов каменного угла.

Удельная энергия связи Удельная энергия связи – энергия связи, приходящаяся на одну ядерную частицу от массового числа А.  Максимальную энергию связи (8,6 МэВ/нуклон) имеют элементы с массовыми числами от 50 до 60. Ядра этих элементов наиболее устойчивы.

Удельная энергия связи

  • Удельная энергия связи – энергия связи, приходящаяся на одну ядерную частицу от массового числа А.
  • Максимальную энергию связи (8,6 МэВ/нуклон) имеют элементы с массовыми числами от 50 до 60.

Ядра этих элементов наиболее устойчивы.

Уменьшение удельной энергии связи у легких элементов объясняется поверхностными эффектами.  Ядерные силы являются короткодействующими.  Нуклоны, находящиеся на поверхности ядра, взаимодействуют с меньшим числом соседей, чем нуклоны внутри ядра.   Энергия связи нуклонов на поверхности меньше, чем у нуклонов внутри ядра.  Чем больше ядро, тем большая часть от общего числа нуклонов оказывается на поверхности энергия связи в среднем на один нуклон меньше у легких ядер. У тяжелых ядер удельная энергия связи уменьшается за счет растущей с увеличением Z кулоновской энергии отталкивания протонов. Кулоновские силы стремятся разорвать ядро.

Уменьшение удельной энергии связи у легких элементов объясняется поверхностными эффектами.

  • Ядерные силы являются короткодействующими.
  • Нуклоны, находящиеся на поверхности ядра, взаимодействуют с меньшим числом соседей, чем нуклоны внутри ядра.
  • Энергия связи нуклонов на поверхности меньше, чем у нуклонов внутри ядра.
  • Чем больше ядро, тем большая часть от общего числа нуклонов оказывается на поверхности энергия связи в среднем на один нуклон меньше у легких ядер.

У тяжелых ядер удельная энергия связи уменьшается за счет растущей с увеличением Z кулоновской энергии отталкивания протонов. Кулоновские силы стремятся разорвать ядро.

Ядерные силы ( сильное взаимодействие)- силы, действующие между нуклонами в ядре и обеспечивающие существование устойчивых ядер

Ядерные силы ( сильное взаимодействие)- силы, действующие между нуклонами в ядре и обеспечивающие существование устойчивых ядер

  • Являются силами притяжения
  • Короткодействующие ( ~ 2* 10 м)
  • Действуют одинаково между p-p p-n n-n
Радиоактивность - доказательство сложного строения атомов.

Радиоактивность - доказательство сложного строения атомов.

  • Эрнест Резерфорд
Радиоактивные превращения

Радиоактивные превращения

  • Фредерик Содди 1903г. (до открытия атомного ядра)
  • Правило смещения
  • α – распад :
  • β – распад :


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
презентация с применением флеш по теме "Атомная физика" 11 класс

Автор: Закранцова Валентина Владимировна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292408


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства