Урок проводится в 11-м классе при изучении темы «Волновые свойства света».
Урок сопровождается презентацией в программе Microsoft Power Point.
Цели урока:
Образовательная: формирование знаний у учащихся о дисперсии, о спектральном составе белого света. Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность. Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика»; коммуникативных умений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, приборы и материалы к проведению эксперимента, компьютерная презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Презентация предназначена для учащихся 11класса общеобразовательной школы.
Презентация призвана облегчить работу учителя при малом количестве времени, выделяемом учебной программой для изучения этой темы и уменьшить трудности по постановке демонстраций при отсутствии средств затемнения в классе.
Использованные ресурсы:
1. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Физика-11, «Просвещение», М., 2006.
2. Презентация к уроку «Дисперсия света» ШепелевойЛ.И., МОУ Гимназия № 22, г. Белгород.
3. Презентация « prezentaciyakuroku.ppt » Девниной Т. А., МОУ СОШ № 11, г. Новочебоксарск.
4. Рисунки с сайтов:
Fast Stone Image Viewer, images ipg, urok ipg.
http://fotki.yandex.ru
http://club.foto.ru
http://www.licrymorg
Дисперсия – звучит прекрасно слово,
Прекрасно и явление само
Оно нам с детства близко и знакомо,
Мы наблюдали сотни раз его!
Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,
И над умытой свежею землей
Мостом бесплотным радуга повисла
Пленяя нас своею красотой.
Дисперсия здесь «руку приложила»
Обычный белый лучик световой
Она как будто в призме разложила
Во встреченной им капле дождевой.
Как?
Почему?
Откуда?
Вводная: тема урока, цели урока, пробуждение первичного интереса у учеников.
1666 год
Рассказ о деятельности И. Ньютона, его опыты по исследованию света
Исаак Ньютон
1643- 1727
Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин… Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал ... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого».
Опыт Ньютона по разложению света – что изменилось в установке? Для чего поставлены линзы? Какие линзы потребовались?
spectrum (лат.) - видение.
фиолетовый
синий
голубой
Вводим определение спектра, рассматриваем основные цвета и порядок их расположения в спектре
зеленый
желтый
о ранжевый
красный
Наблюдаем явление, задаю вопросы ученикам, дети делают первые предположения о причине явления.
Почему белый свет, проходя сквозь призму, разлагается в цветной спектр?
Какие цвета и в какой последовательности наблюдаются в спектре?
А
Преломление – явление …
Преломление объясняется …
Коэффициент преломления …
О
Повторение пройденного, ответы на вопросы.
В
8
Световые пучки различных цветов различаются по степени
преломляемости.
Красный свет имеет наибольшую скорость в среде,
а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и разлагает белый свет.
dispersion(лат.) – рассеяние, развеивание
Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны)
Что такое дисперсия?
Попытайтесь сформулировать.
Вводим термин «дисперсия», ученики пытаются самостоятельно дать определение.
9
Выводы:
Дисперсия – явление разложения белого света в спектр.
Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов.
Показатель преломления среды зависит от цвета света (фиол., красн.)
Показатель преломления света в среде зависит от его частоты.
Обсуждаем полученную информацию, делаем выводы.
9
Монохроматический свет–
световые колебания одной частоты
Каждому цвету соответствует своя длина и частотаволны.
760 –
620
нм
620 –
590
нм
590 –
560
нм
560 –
500
нм
500 –
480
нм
480 –
450
нм
450 –
380
нм
Записываем новый материал, повторяем приставки «СИ», стандартный вид чисел.
Все лучи лесов зеленых,
Все болотные кувшинки,
На земле когда увянут,
Расцветают снова в небе.
Условия возникновения радуги:
1. Наблюдать радугу можно только в стороне, противоположной солнцу.2. Солнце должно освещать завесу дождя.3. Угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.
В водяной капле происходят следующие оптические явления :
Преломление света
Дисперсия света, т.е. разложение белого света в спектр
Отражение света
Внутреннее
отражение.
Опыт Ньютона по синтезу белого света. Задание учащимся – самостоятельно описать опыт и сделать выводы.
Спектральный круг
Ответьте на вопрос. Предложение сделать дома наглядное пособие.
Объясни явление !
Томас Юнг
Красный
+
Зеленый
+
Голубой
=
Белый свет
1807 год
Краткая справка об ученом. Можно заранее дать задание одному из учащихся.
1. Какие из этих явлений объясняются дисперсией?
Контрольные вопросы с выбором ответа.
2. Почему при запрещающем сигнале светофора включается именно красный свет?
3. На листе бумаги написано слово «свет» зеленым карандашом. Через какое цветное стекло нельзя будет прочесть надпись?
4. Не все световые волны являются монохроматическими. Выберите из списка цвета, не являющиеся таковыми.
5. Почему Солнце в зените – ослепительно-белое, а на закате – оранжевое или красное?
свет
черный
красный
синий
серый
зеленый
Призма не изменяет свет, а лишьраскладывает его на составные части.Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот.Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.
Призма не изменяет свет, а лишьраскладывает его на составные части.
Белый свет – совокупность монохроматических волн различных частот.
Красный свет меньше преломляется, т. к. имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый – наименьшую, поэтому призма и раскладывает свет.