Просмотр содержимого документа
«Презентация по физике для 8 класса "Строение атомов. Микромир или целый мир?" »
Строение атомов . Микромир
или
целый
мир?
Электрон – спутник
ядра
Энергетический
уровень
Распределение
заряда внутри
протона
Строение атомов
« Можно ли увидеть в атоме целый мир, а не отдельный шарик Вселенной?»
Э. Резерфорд
Варианты ответов учащихся:
- Нет, потому что многое непонятно.
- Да, потому что можно узнать, какова модель атома
Модель атома
Для чего изучается данная тема в школе в курсах «Физики» и «Химии» на самых разных уровнях?
VIIкласс
Является возможной наглядностью в модельном отображении структуры атома.
Область применения модели используется для объяснения процессов излучения и возбуждения, связываемых с «перископами» электронов.
Используется для объяснения структуры молекул.
VIII
класс
XI
класс
3
Опыты учёного
Какой физик ставил опыты по исследованию состава и строения атома?
Схема опытов
Бор
Резерфорд
Мозли
3
Ядерная модель атома
Что по результатам опытов было предложено учёным-физиком?
1. В центре атома находится положительно заряженная частица – ядро атома.
2. На большом расстоянии от ядра (по сравнению с размерами ядра) находятся электроны, быстро движущиеся вокруг ядра.
3. Заряд ядра равен абсолютному значению заряда всех электронов атома. Атом в целом электрически нейтрален
Строение атома, предложенное Резерфордом назвали ядерной моделью атома
3
Ядро атома
Что находится в составе ядра атома?
1. Положительно заряженные частицы- протоны, р. Заряд ядра равен сумме зарядов протонов.
2. Не имеющие заряда частицы- нейтроны, n .
3. В центре атома находится ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг ядра движутся электроны. Число протонов в ядре равно числу электронов в атоме, этим объясняется электрическая нейтральность атома в целом.
Каково строение атома?
3
Возникают вопросы
Является ли электрон спутником ядра?
Модель энергетического уровня в физике принята как условная модель, лишённая особенностью обычных масштабных моделей?
Происходит ли распределение заряда внутри протона?
Может ли являться атом целым миром?
Является ли модель атома ядерной моделью?
Возможно ли представить атом как динамическую систему движущихся электрических зарядов?
Проблема
Подобна ли модель атома Солнечной системе?
Солнце
Пояс
астероидов
Планеты
Гипотеза
Предположение и экспериментальное обоснование должны быть приближены к общепринятым представлениям.
Цель работы:
Условная
наглядность
Микроскопическая
аналогия
Строение
атомов
Проанализировать и сопоставить исторический, литературный и музыкальный образы князя Игоря
Экспериментальные
методы
8
8
Исследовательские группы:
Аналитики
Наблюдатели
Атом
Экспериментаторы
План работы группы наблюдателей:
Изучить все ранее известные материалы о строении атома.
Изучить известные постулаты .
Выяснить первоначальную структуру атома.
Провести синтез изученных материалов и сделать вывод
Итог, к чему пришла группа наблюдателей:
1. В центре атома находится положительно заряженная частица – ядро атома (состоящее из протонов и нейтронов).
2. Электрон – спутник ядра.
3. Постулаты дали возможность разработать математический аппарат и осмыслить качественное представление об атоме.
4. Первоначальная структура модели атома являются представлением об эллиптических орбитах, электронных слоях и подслоях.
5. Предположение модели атома как ядерная модель.
План работы группы экспериментаторов :
1. Изучить догадки, предположения, наблюдения и выводы сделанные группой наблюдателей.
2. Сравнить выдвинутые гипотезы и экспериментально обосновать устойчивость модели атома.
3. Представить результаты сравнения в
виде таблиц (схем, диаграмм)
и сделать выводы .
Итог, к чему пришла группа экспериментаторов:
На большом расстоянии от ядра (по сравнению с размерами ядра) находятся электроны, быстро движущиеся вокруг ядра.
Заряд ядра равен абсолютному значению заряда всех электронов атома. Атом в целом электрически нейтрален
Число протонов в ядре равно числу электронов в атоме, т.е. электрически нейтрален атом в целом
План работы группы аналитиков:
Проанализировать полученную информацию и сформулировать выводы.
2. Сопоставить все ранее известные материалы о строении атома.
3. Наглядно предоставить модель атома графическим рисунком модели явления.
4. Найти факты, доказывающие или опровергающие условность модели энергетических уровней, лишённая особенностью обычных масштабных моделей.
Итог, к чему пришла группа аналитиков :
атом
-
=
Положитель
ный ион
Один
или
несколько
электронов
Отрицатель
ный ион
Методы исследования:
Анализ
изученных
материалов
Сравнение
полученных
данных
Синтез как
самостоя-
тельная чать
исследо-
вания
Наглядность
представ-
ления
Список рекомендованной современной литературы:
Иоффе А.А. О физике и физиках. – Л.: Наука, 1985
Знаменский П.А. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1987
Каменецкий С.Е. и др. Модели и аналогии в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1982
Капица П.Л. Будущее науки. В сб. «Наука сегодня». – М.: Молодая гвардия, 1969
Корнев Г.П. и др. Закономерности физического мира. Том I . – М.: ИОСО РАО, 1999
Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. – М.: Просвещение,1977
Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966
Проблемы логики научного познания. М., 1974
Розенталь И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной. М., 1984