Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Поверхностное натяжение. Капиллярные явления." »
Урок физики в 7 классе.Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.
Цель урока: изучить явления поверхностного натяжения, смачивания и движение жидкостей в капиллярах на основе внутреннего строения жидкости
Задачи урока:
Образовательная : познакомить учащихся с явлениями натяжения , смачивания и движением в капиллярах
Развивающая : развивать умение наблюдать, видеть проблему, понимать и оценивать ситуацию, развитие познавательного интереса к предмету
Воспитательная : воспитание умения вести диалог, слушать других, создание позитивного отношения к изучаемому предмету.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
3. Объяснение новой темы.
4.Закрепление знаний.
5. Подведение итогов урока.
6.Задание на дом: §59,60, 61
Актуализация знаний:
1
Газообразное
2
Не сохраняет ни форму, ни объем
Жидкое
3
Твердое
Сохраняет объем, но легко меняет свою форму, текуча
Сохраняет и форму, и объем
Мақал – мәтел туған жер туралы
Объяснение новой темы
Поверхностное натяжение
Мыльные пузыри
Капельки утренней росы на поверхности листьев
Суммарное действие этих сил представляет собой поверхностное натяжение жидкости. Его характеризуют силой Fпов , действующей в поверхностном слое жидкости, и называют силой поверхностного натяжения.
Роль поверхностного натяжения в природе, в повседневной жизни огромна.
Некоторые насекомые (например, Водомерки ) способны передвигаться по воде, удерживаясь на её поверхности за счёт сил поверхностного натяжения.
Практическое задание 1 /2-3 мин./ Прошу всех нарисовать воду. Рисунки надо вывесить на доске.
Похвалы достойны все,
Но тот, кто придал воде форму капли особенно.
Практическое задание 2 ./5 мин/ Учащимся раздаются пипетки, простая бумага и вощеная бумага. Учащиеся при помощи пипетки капают на оба листочка бумаги. Размеры капель могут быть разными. Обратите внимание на форму капель. Нарисуйте форму капель в обоих случаях. Сравните свои рисунки. А теперь прошу рисунки капель вывесить на доске.
Вывод : вощеная бумага не впитывает воду. Маленькие капельки расположенные близко при движении сливаются в одну большую. Формы капель отличаются. Вощенная бумага не намокает и капля круглая. Простая бумага намокает, капли растекаются.
Смачивание
При поднятии стекла, верхний слой воды отрывается от нижнего слоя и , прилипнув к пластине, поднимается вместе с ней. Это говорит о том, что сила притяжения между частицами стекла и воды больше, чем сила притяжения между молекулами самой воды. Напрашивается вывод, что вода смачивает стекло
Отличие явления смачивания от несмачивания
В состав кожи и перьев водоплавающих птиц
входит вещество, препятствующее смачиванию
водой, поэтому такие птицы не намокают,
чего нельзя сказать о домашних животных
Махровое полотенце, рафинированный сахар, салфетки, промокательная бумага - что в них общего?
Они все имеют свойство хорошо впитывать воду .
Капиллярные явления
В подобных телах имеются множество мелких каналов, напоминающие узкие трубки. Такие трубки называются капиллярами /лат. волос/.
В узких трубках вся свободная поверхность жидкости искривлена. Эта поверхность
называется мениском.
Явления, наблюдаемые при подъеме и опускании жидкости по капиллярным трубочкам, называют капиллярными.
Капиллярные явления в природе, технике, сельском хозяйстве
Капиллярные явления играют большую роль в природе и технике. Так, подъем питательного раствора по стеблю или стволу растения в значительной мере обусловлен явлением капиллярности: раствор поднимается по тонким капиллярным трубкам, образованным стенками растительных клеток. По капиллярам почвы поднимается вода из глубинных слоев в поверхностные слои. Уменьшая диаметр почвенных капилляров путем уплотнения почвы, можно усилить приток воды к поверхности почвы, т. е. к зоне испарения, и этим ускорить высушивание почвы. Наоборот, разрыхляя поверхность почвы и разрушая тем самым систему почвенных капилляров, можно задержать приток воды к зоне испарения и замедлить высушивание почвы. Именно на этом основаны известные агротехнические приемы регулирования водного режима почвы - прикатка и боронование. Для сохранения влаги верхний слой почвы рыхлят и тем самым разрушают капилляры. По капиллярным каналам в стенках зданий поднимается грунтовая вода (в отсутствие гидроизоляции); по капиллярам фитиля поднимаются смазочные вещества (фитильная смазка); на явлении капиллярности основано использование промокательной бумаги и т. д.
Высоту капиллярного подъема можно определить по формуле