kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация мини-проекта: "Колебания в природе и технике. Резонанс".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация сделана обучающимися 9класса. Целью проекта было  накопить интересный и полезный  материал для создания презентации мини-проекта по теме: "Колебания в природе и технике. Резонанс", а также собрать установку лаборатории L-микро, разобраться в принципе ее действия и изучить и продемонстрировать с ее помощью явление резонанса. Материал данной презентации можно использовать в 9 и 11 классах  при изучении темы: "Механические колебания" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация мини-проекта: "Колебания в природе и технике. Резонанс". »

Колебания в природе и технике. Резонанс  Авторы проекта ученики 9 класса МОУ СОШ №5: Шабанов Расул, Магай София. Руководитель: Марченко И.Р.

Колебания в природе и технике. Резонанс

Авторы проекта

ученики 9 класса

МОУ СОШ №5:

Шабанов Расул,

Магай София.

Руководитель: Марченко И.Р.

Цель: создать презентацию по теме мини-проекта, используя накопленный материал. Показать явление резонанса с помощью установки лаборатории L-микро.  Задача: накопить и разобрать материал для мини-проекта и презентации, собрать установку разобраться в принципе ее действия и изучить с ее помощью явление резонанса .

Цель: создать презентацию по теме мини-проекта, используя накопленный материал. Показать явление резонанса с помощью установки лаборатории L-микро.

Задача: накопить и разобрать материал для мини-проекта и презентации, собрать установку разобраться в принципе ее действия и изучить с ее помощью явление резонанса .

Колебания в природе  В природе большинство колебаний – губительны для человека. Такое явление, как землетрясение является ярким примером колебаний в природе.

Колебания в природе

В природе большинство колебаний – губительны для человека. Такое явление, как землетрясение является ярким примером колебаний в природе.

Примеры периодических процессов в биологии Многие цветки закрывают венчики с наступлением темноты; у большинства животных наблюдается периодичность появления потомства; известно периодическое изменение интенсивности фотосинтеза у растений; колебания испытывают размеры ядер в клетках и т. д.

Примеры периодических процессов в биологии

Многие цветки закрывают венчики с наступлением темноты; у большинства животных наблюдается периодичность появления потомства; известно периодическое изменение интенсивности фотосинтеза у растений; колебания испытывают размеры ядер в клетках и т. д.

Примеры периодических процессов в природе  Судьба всего живого определяется не только вращением Земли вокруг своей оси и Солнца. Солнце также диктует свои законы. Если мы обратим внимание на ширину колец в поперечном разрезе дерева и посчитаем, через сколько колец повторяются более широкие, то убедимся, что каждое одиннадцатое кольцо — широкое. Рост дерева изменяется в зависимости от состава и интенсивности солнечного излучения. А оно изменяется с периодом 11 лет!

Примеры периодических процессов в природе

Судьба всего живого определяется не только вращением Земли вокруг своей оси и Солнца. Солнце также диктует свои законы. Если мы обратим внимание на ширину колец в поперечном разрезе дерева и посчитаем, через сколько колец повторяются более широкие, то убедимся, что каждое одиннадцатое кольцо — широкое. Рост дерева изменяется в зависимости от состава и интенсивности солнечного излучения. А оно изменяется с периодом 11 лет!

Колебания в технике   В технике без колебаний не обходится почти ни одна машина или станок.  Вибрация (кoлебание , дрожание) — механические колебания твердых тел.  Возникновение вибрации Вибрация возникает в самых разнообразных технических устройствах (работающие электродвигатели, металлообрабатывающее оборудование, железобетонные конструкции, двигатели автомобилей и ракет и.т.д.) вследствие несовершенства их конструкции, неправильной эксплуатации, внешних условий (например, рельеф дорожного полотна для автомобилей), а так же специально генерируемая вибрация.

Колебания в технике

В технике без колебаний не обходится почти ни одна машина или станок.

Вибрация (кoлебание , дрожание) — механические колебания

твердых тел.

Возникновение вибрации

Вибрация возникает в самых разнообразных технических устройствах (работающие электродвигатели, металлообрабатывающее оборудование, железобетонные конструкции, двигатели автомобилей и ракет и.т.д.) вследствие несовершенства их конструкции, неправильной эксплуатации, внешних условий (например, рельеф дорожного полотна для автомобилей), а так же специально генерируемая вибрация.

Флаттер В аэродинамике известно явление, называемое флаттером и представляющее собой вредные колебания крыла в полете. У скоростных самолетов эти колебания, происходящие с большой амплитудой, могут привести к поломке крыльев. Долго не могли найти средства гашения этих колебаний. Один из найденных впоследствии методов устранения флаттера оказался очень простым. У передней кромки на конце каждого крыла делалось утяжеление — оно гасило вредные колебания.

Флаттер

В аэродинамике известно явление, называемое флаттером и представляющее собой вредные колебания крыла в полете. У скоростных самолетов эти колебания, происходящие с большой амплитудой, могут привести к поломке крыльев. Долго не могли найти средства гашения этих колебаний. Один из найденных впоследствии методов устранения флаттера оказался очень простым. У передней кромки на конце каждого крыла делалось утяжеление — оно гасило вредные колебания.

Природа в течение веков также выработала средство борьбы с флаттером. Особенно четко оно выражено у стрекоз. На каждом крыле в вершинной его части у переднего края имеется темное хитиновое утолщение. Удаление его не лишает стрекозу возможности летать, но нарушает правильность колебаний крыла, стрекоза начинает как бы порхать. Опыты показали, что эти утолщения регулируют колебания крыла, избавляют его от вредных колебаний типа флаттера.

Природа в течение веков также выработала средство борьбы с флаттером. Особенно четко оно выражено у стрекоз. На каждом крыле в вершинной его части у переднего края имеется темное хитиновое утолщение. Удаление его не лишает стрекозу возможности летать, но нарушает правильность колебаний крыла, стрекоза начинает как бы порхать. Опыты показали, что эти утолщения регулируют колебания крыла, избавляют его от вредных колебаний типа флаттера.

Резонанс — резкое возрастание амплитуды колебаний при совпадении частот вынуждающей силы и собственных колебаний системы. При совпадении частоты внешней силы и частоты собственных колебаний тела амплитуда вынужденных колебаний резко возрастает. Такое явление называют механическим резонансом. Графически зависимость амплитуды вынужденных колебаний от частоты действия внешней силы показана на рисунке.               ω с – частота собственных колебаний системы  ω- частота внешней силы

Резонанс — резкое возрастание амплитуды колебаний при совпадении частот вынуждающей силы и собственных колебаний системы.

При совпадении частоты внешней силы и частоты собственных колебаний тела амплитуда вынужденных колебаний резко возрастает. Такое явление называют механическим резонансом. Графически зависимость амплитуды вынужденных колебаний от частоты действия внешней силы показана на рисунке.          

ω счастота собственных колебаний системы

ω- частота внешней силы

Вынужденные механические колебания и резонанс, продемонстрированные с помощь оборудования L-микро. Цель опыта: Изучить явления резонанса на примере нитяного маятника, подвешенного внутри вращающейся рамы.

Вынужденные механические колебания и резонанс, продемонстрированные с помощь оборудования L-микро.

Цель опыта: Изучить явления резонанса на примере нитяного маятника, подвешенного внутри вращающейся рамы.

Эксперимент, организованный с помощью оборудования L-микро, помог нам хорошо усвоить учебный материал, а также самостоятельно провести интересные опыты.   Цифровой датчик угловой скорости совместили с демонстрационным измерительным прибором. Установку для проведения демонстрационных экспериментов собрали на базе рамы, смонтированной на вращающемся диске.  Вращение рамы обеспечивал электродвигатель постоянного тока, питание которого осуществляется от блока управления. 

Эксперимент, организованный с помощью оборудования L-микро, помог нам хорошо усвоить учебный материал, а также самостоятельно провести интересные опыты.  Цифровой датчик угловой скорости совместили с демонстрационным измерительным прибором. Установку для проведения демонстрационных экспериментов собрали на базе рамы, смонтированной на вращающемся диске. Вращение рамы обеспечивал электродвигатель постоянного тока, питание которого осуществляется от блока управления. 

В нашем случае длина подвеса нитяного маятника составляла 22см, что соответствовало частоте колебаний примерно 1,1Гц. Таким образом, частота колебаний маятника находилась внутри диапазона частот вращения установки, и при совпадении частоты вращения и собственной частоты колебаний маятника наблюдалось значительное увеличение амплитуды его колебаний, т.е. наблюдался резонанс. В эксперименте резонансная кривая демонстрируется в виде двух ветвей: показывается отклонение маятника от положения равновесия при возрастании частоты вращения от 0.25 до 1.1 Гц и развитие колебаний при уменьшении частоты вращения от 3 до 1Гц.

В нашем случае длина подвеса нитяного маятника составляла 22см, что соответствовало частоте колебаний примерно 1,1Гц. Таким образом, частота колебаний маятника находилась внутри диапазона частот вращения установки, и при совпадении частоты вращения и собственной частоты колебаний маятника наблюдалось значительное увеличение амплитуды его колебаний, т.е. наблюдался резонанс. В эксперименте резонансная кривая демонстрируется в виде двух ветвей: показывается отклонение маятника от положения равновесия при возрастании частоты вращения от 0.25 до 1.1 Гц и развитие колебаний при уменьшении частоты вращения от 3 до 1Гц.

Наиболее известная большинству людей механическая резонансная система — это обычные качели . Если вы будете подталкивать качели в соответствии с их резонансной частотой, размах движения будет увеличиваться, в противном случае движения будут затухать.

Наиболее известная большинству людей механическая резонансная система — это обычные качели . Если вы будете подталкивать качели в соответствии с их резонансной частотой, размах движения будет увеличиваться, в противном случае движения будут затухать.

Полезный резонанс  Прибегают к резонансу и в обыденной жизни: выталкивая автомобиль из ямы, его раскачивают взад-вперёд. Без чрезмерных усилий можно увеличить амплитуду колебаний настолько, что машина выкатится на ровное место. Использование резонанса – раскачивание качелей, машины для утрамбовки бетона, частотомеры.

Полезный резонанс

Прибегают к резонансу и в обыденной жизни: выталкивая автомобиль из ямы, его раскачивают взад-вперёд.

Без чрезмерных усилий можно увеличить амплитуду колебаний настолько, что машина выкатится на ровное место. Использование резонанса – раскачивание качелей, машины для утрамбовки бетона, частотомеры.

Резонансные явления могут вызвать необратимые разрушения в различных механических системах, например, неправильно спроектированных мостах . Так, в 1905 году рухнул Египетский мост в Санкт-Петербурге , когда по нему проходил конный эскадрон , а в 1940 — разрушился Такомский мост в США . Чтобы предотвратить такие повреждения существует правило, заставляющее строй солдат сбивать шаг при прохождении мостов

Резонансные явления могут вызвать необратимые разрушения в различных механических системах, например, неправильно спроектированных мостах . Так, в 1905 году рухнул Египетский мост в Санкт-Петербурге , когда по нему проходил конный эскадрон , а в 1940 — разрушился Такомский мост в США . Чтобы предотвратить такие повреждения существует правило, заставляющее строй солдат сбивать шаг при прохождении мостов

Явление резонанса может быть причиной разрушения машин, зданий, мостов, если собственные их частоты совпадают с частотой периодически действующей силы. Бороться с резонансом можно следующими методами: 1.Увеличением силы трения в системе , т.к. при отсутствии трения амплитуда вынужденных колебаний при резонансе может возрастать со временем неограниченно. 2.Добиваться несовпадения частоты колебаний системы с частотой вынуждающей силы. Поэтому, например, на мостах поезда движутся с определенной скоростью, двигатели в автомобилях устанавливают на специальных амортизаторах, а воинским подразделениям при движении по мосту запрещается идти «в ногу».                 

Явление резонанса может быть причиной разрушения машин, зданий, мостов, если собственные их частоты совпадают с частотой периодически действующей силы. Бороться с резонансом можно следующими методами:

1.Увеличением силы трения в системе , т.к. при отсутствии трения амплитуда вынужденных колебаний при резонансе может возрастать со временем неограниченно.

2.Добиваться несовпадения частоты колебаний системы с частотой вынуждающей силы. Поэтому, например, на мостах поезда движутся с определенной скоростью, двигатели в автомобилях устанавливают на специальных амортизаторах, а воинским подразделениям при движении по мосту запрещается идти «в ногу».              

Еще раз о главном  1. Резонанс может возникнуть в системе, в которой существуют вынужденные колебания. 2. Чем больше в системе трения, тем менее ярко выражен резонанс. 3. Резонанс может быть полезным и вредным.

Еще раз о главном

1. Резонанс может возникнуть в системе, в которой существуют вынужденные колебания.

2. Чем больше в системе трения, тем менее ярко выражен резонанс.

3. Резонанс может быть полезным и вредным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация мини-проекта: "Колебания в природе и технике. Резонанс".

Автор: Марченко Ирина Руслановна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства