- Атмосферное давление- давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы.
Прочитайте параграф 40 и ответьте на следующие вопросы:
1.Что называется атмосферой?
2.Что входит в состав воздуха?
3.Что называется атмосферным давлением?
1. Атмосфера- газовая оболочка Земли.
2. В состав атмосферы входят газы:
Азот - 78%
Кислород - 21%
Аргон - 0,9%
Углекислый газ - 0,03%
и другие газы.
3. Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.
Кейс №2. Учёные практики
Прочитайте параграф 40, проанализируйте текст, проведите эксперимент и ответьте на вопросы.
1.Покажите на опыте, что воздух имеет вес .
2.Как можно определить массу воздуха.
3.Вычислите вес воздуха при температуре 0ºС и нормальном атмосферном давлении.
4.В сосуд с водой опустили стеклянную трубку с поршнем. Если поднимать поршень, то за ним будет подниматься вода. Почему это происходит?
На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха легко вычислить, зная его массу. Рассмотрим опыт определения массы воздуха.
Р = 9,8Н/кг · 1,29кг = 12,9Н= 13Н
Физкультминутка:
Очень физику мы любим!
Шею влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера.
Это, правда, шагай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Также есть и кислород,
Делай влево поворот.
Воздух обладает массой,
Мы попрыгаем по классу.
Чем выше вверх,
Тем воздух реже
И давление тем ниже.
Кейс №3 Учёные изобретатели.
Прочитать параграф 40 и ответить на следующие вопросы с помощью опытов:
1.Автоматическая поилка для птиц состоит из бутылки, наполненной водой и опрокинутой в корытце так, что горлышко находится немного ниже уровня воды в корытце. Почему вода не выливается бутылки? Если уровень воды в корытце понизится и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется. Почему?
2.Как мы пьем?
3.Как мы дышим?
Поилка для птиц.
Мы пьём.
Мы дышим.
Кейс №4 Учёные критики
Прочитайте параграф 41 и ответьте на следующие вопросы:
1. Почему молекулы газов, образующих атмосферу Земли не улетают в космическое пространство?
2. Изменится ли плотность атмосферы с увеличением высоты?
3. Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные стеклянные банки?
У молекул газов, образующих атмосферу, недостаточно большая скорость, чтобы преодолеть притяжение Земли.
Атмосфера нашей планеты простирается на тысячи километров в высоту. Резкой границы она не имеет. Верхние слои очень разрежены.
Атмосферное давление с высотой уменьшается и давление внутри стеклянной банки относительно внешнего давления будет больше, что может привести к взрыву банки.
Кейс №5 Учёные экологи.
Прочитайте параграф 41 и ответьте на следующие вопросы:
1.Почему при подъеме высоко в горы у людей часто из ушей и носа идет кровь?
2. Как изменяется погода при резком падении атмосферного давления?
3.Что произошло бы на Земле, если бы атмосфера вдруг исчезла?
4. Использование атмосферного давления живыми организмами.
Атмосферное давление уменьшается, кровотечение-под действием внутреннего давления организма.
Если давление падает очень резко – возможна серьёзная непогода: шторм, сильная гроза или буря.
Атмосферное давление в живой природе.
Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам.
Рыбы-прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок, образующих глубокие «карманы».
Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить.
Закрепление знаний:
Подумайте и проделайте возможные эксперименты с этими предметами. То, что вы наблюдаете – заполните в следующую таблицу:
№ опыта
Тела
1.
Наблюдаемые явления
2.
Пипетка
Объяснение
наблюдаемых
явлений
3.
Шприц
Трубка
Шар в банке.
Опыты подтверждающие существование атмосферного давления:
В банку опустить зажженную бумагу и быстро закрыть горлышко надутым воздушным шариком. Шарик постепенно втягивается внутрь банки.
Объясните явление.
Перевёрнутый стакан.
Наполним обыкновенный стакан водой. Накроем его листком бумаги. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему?
Итог урока:
Игра: « Веришь-не веришь».
Верите ли вы в то, что
1.- у Земли нет атмосферы?
2.- воздух имеет вес?
3.- на Земле существует атмосферное давление?
4.- с высотой давление увеличивается?
5.- атмосфера не имеет чёткую границу?
6.- вес воздуха равен 130Н?
7.- давление у поверхности Земли больше, чем на высоте 100км.?
8.- шприц работает под действием атмосферного давления?
9.- в сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне?
Правильный ответ:
Оценка:
«5-6» - 3
«7-8» - 4
«9» - 5
Рефлексия:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что …
Я научился …
Меня удивило…
Мне захотелось …
– § 40, 41;
– задание №10 на стр.98
(1, 3, 4);
– творческое задание (по выбору): 1) применение знаний об атмосферном давлении;
2) опыты, подтверждающие существование атмосферного давления.