Планирование уроков физики по элементам таксономии Блюма
Планирование уроков физики по элементам таксономии Блюма
Автором одной из первых схемы педагогических целей был американский учёный Б. Блюм. Им выпущена в светпервая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующиедесятилетия Д. Кратволем и другими учёными была созданавторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая частьописывает цели познавательной (когнитивной) области. Сначалаохарактеризуем области деятельности и соответственно цели,которые она охватывает. 1.Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий),включая создание нового. К познавательной сфере относитсябольшинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках,в повседневной практике учителей ланирование уроков физики по элементам таксономии Блюмаики по элементам таксономии Блюма
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
включая создание нового. К познавательной сфере относится
большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках,
в повседневной практике учителей
Я услышал и забыл.Я увидел и запомнил.Я сделал и понял. Конфуций
Уровень учебных целей
Конкретные действия учащихся свидетельствующие о достижении данного уровня
Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.
воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
— объясняет факты, правила, принципы;
Применение
— преобразует словесный материал в математические выражения;
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
Анализ
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Синтез
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура
— использует понятия и принципы в новых ситуациях
— вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
Оценка
— определяет принципы организации целого;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала .
— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
— оценивает значимость данных.
В частности, в проекте Государственного образовательного стандарта по физике цели обучения, выраженные через требования к уровню подготовки учащихся (через конечный результат), сформулированы в виде конкретных умений. Ниже в качестве примера приведен фрагмент требований к подготовке учащихся основной школы по содержательной линии «Энергия».
Учащиеся, окончившие основную школу, должны:
называть изменения и преобразования энергии и использовать закон сохранения энергии при анализе: свободного падения тел; движения тела при наличии трения; колебаний пружинного и математического маятников; нагревания проводников электрическим током; плавления и испарения;
называть преобразования энергии двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями, электронагревательными приборами;
указывать направление теплопередачи, сравнивая температуры тел;
знать смысл числового значения КПД, знать, что КПД тепловых двигателей не может быть больше или равен 100%;
приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания; тепловых, атомных и гидроэлектростанций;
рассчитывать кинетическую энергию тела; потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей; энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел, при плавлении (отвердевании) и кипении (конденсации); энергию, выделяющуюся в проводнике при прохождении по нему электрического тока;
определять по графикам изменения температуры тела со временем характер тепловых процессов: нагревание и охлаждение, плавление, кипение и др.
Урок физики 10 класс по теме: 1-й закон термодинамики по элементам Блюма
Уровень учебной цели
Планируемые результаты обучения(знания, которые должны быть усвоены обучающимися)
Знание
первый закон термодинамики ∆ U = A + Q : изменение внутренней энергии системы при переходе из одного состояния в другое обусловлено работой и теплопередачей. Q = ∆ U+ А ' Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение внутренней энергии и на совершение работы над внешними силами.
Виды деятельности, адекватные знанию
Понимание
∆ U = U2 – U1 = ± А ± Q Здесь знаки «+» относятся к случаям, когда газ приобретает энергию (по соответствующему «каналу» энергия поступает от окружающих тел к газу); знаки «-» относятся к случаям, когда энергия поступает от газа к окружающим телам.
Эвристическая беседа Самостоятельная работа
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Применение
Проблемные ситуации: 1) Почему нельзя изобрести вечный двигатель? 2) Чем с энергетической точки зрения отличаются друг от друга изотермическое и изобарное расширения? Учебная задача: Установить связь между внутренней энергией, работой газа и количеством теплоты.
Групповая работа
• применение первого закона термодинамики для объяснения различий с энергетической точки зрения между изопроцессами; •Невозможность создания вечного двигателя первого рода
Рассмотреть ключевые понятия и установить связь между ними.
Индивидуальная работа
Объяснить различия с энергетической точки зрения между изопроцессами.
Объяснить невозможность создания вечного двигателя
Тест « Первое начало термодинамики»
Анализ
работа и количество теплоты не содержаться в теле, а характеризуют процесс изменения его внутренней энергии;
Синтез
Групповая работа
обоснование важности понимания первого начала термодинамики для описания физических процессов Невозможность создания вечного двигателя первого рода
Оценка
Раскройте особенности зависимостей между величинами, входящими в первый закон термодинамики
Групповая работа
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий
Обоснуйте важность понимания первого закона термодинамики.
Индивидуальная работа
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. 1.Как я усвоил материал? - Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов. - Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов. - Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 5 баллов. 2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? - Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов. - Допустил ошибки – 7 – 8 баллов. - Не справился 4 – 6 баллов. 3.Как работала группа? - Дружно, совместно разбирали задания – 9 – 10 баллов.