«Оружие Победы. Воздушный щит Москвы и Ленинграда»
«Оружие Победы. Воздушный щит Москвы и Ленинграда»
Материал разработки «Оружие Победы. Воздушный щит Москвы и Ленинграда» может применяться учителями не только физики, но и истории, как при проведении внеклассных мероприятий, так и уроков при изучении различных тем школьной программы с в 7 – 10 классах с целью воспитания обучающихся на славных событиях истории страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Оружие Победы. Воздушный щит Москвы и Ленинграда»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова
г. Вязьмы Смоленской области
Оружие Победы
Воздушный щит Москвы и Ленинграда
Сидорина Марина Васильевна
Надувные смертники
Что такое аэростат заграждения?
Мирный безответный тюфяк, болтающийся над городом и принимающие на себя бомбовые удары?
Или грозное оружие, способное вывести из строя почти любой бомбардировщик или даже крылатую ракету?
Журнал «Техника молодёжи» №4 1941г стр. 34
Высказывания немецких лётчиков
Участник Великой Отечественной войны В.А. Устинович в своих воспоминаниях писал, что, знакомясь с протоколами допросов пленных немецких летчиков, часто встречалось похожее высказывание: «Уберите из Москвы аэростаты заграждения, и вы узнаете силу немецкой авиации»…
Что такое аэростат?
Аэроста́т – летательный аппарат легче воздуха, использующий для полёта подъёмную силу заключённого в оболочке газа (или нагретого воздуха) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха (согласно закону Архимеда)
Что такое аэростат заграждения?
Заградительные аэростаты – воздушные шары на тросах, которые мешали самолетам врага летать низко.
Устройство аэростата заграждения
АЗ в разрезе
Вид сбоку
Как действует аэростат заграждения
При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета. Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина
Действие аэростатов заграждения
Аэростаты заграждения можно сравнить не с боевыми машинами, а с морскими якорными минами. Как и мины, они были заякорены и плавали, но не в воде, а воздухе, ожидая, когда враг сам на них натолкнётся.
Чтобы точно отбомбиться по цели, бомбардировщикам приходилось лететь невысоко. Так и цель лучше видно, и бомбу направить проще – с большой высоты попасть бомбой в цель было в то время довольно сложно. А на самой удобной для бомбометания высоте – целый лес аэростатов. Вот и приходилось лётчикам выбирать – либо подниматься совсем высоко и бомбить как попало, либо, пытаясь отбомбиться прицельно с правильной высоты, рисковать зацепиться за аэростат или его трос и погибнуть .
Аэростаты воздушного заграждения над Москвой
Посты аэростатов заграждения, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города.
Как удалось достичь такой высоты подъёма?
Один из командиров немецких самолетов Л. Хавигхорст вспоминал первый налет:
«Скоро мы увидели 10-20 прожекторов, создававших световое поле. Попытки обойти его не удались: прожекторов оказалось много и слева, и справа. Я приказал увеличить высоту полета до 4500 м и экипажу надеть кислородные маски… Когда наш самолет вплотную подлетал к Москве и мы собирались освободиться от бомбового груза, раздался взволнованный голос радиста:
- Внимание, аэростаты!
- Ты обалдел, — послышалось в ответ, — мы же летим на высоте 4500!
Экипаж хорошо знал, что англичане не поднимали аэростаты выше 2000 метров, а здесь высота была, по крайней мере, удвоена… Я приказал сбросить бомбы и… мы повернули обратно».
Что такое тандем?
Тандем – это система двух аэростатов. Первый аэростат крепился тросом к автомо-бильной лебёдке, а второй тросом крепился к первому. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп.
Подъём аэростатов
Опорой для таких аэростатов служили специальные автолебедки на шасси
Газгольдеры в Москве, 1941
Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха.
Над Москвой, 1942
Принцип действия АЗ
Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
Готовый к запуску аэростат заграждения перед Большим театром в Москве.
Аэростаты на защите Ленинграда
АЗ прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину составляло около километра. Посты были установлены также на территориях промышленных предприятий, городских площадях, припортовых площадках, в парках, скверах, дворах домов, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах.
Аэростаты заграждения
после ночного
дежурства возле Исаакиевского
собора, Ленинград
Аэростаты на защите Ленинграда
Первую массированную попытку прорыва к Ленинграду "Юнкерсы-88" предприняли в ночь на 23 июля. Они шли от перешейка, на посты аэростатов. Аэростатное заграждение было достаточно плотным, и самолеты, оповещенные об этом разведкой, шли на высоте больше пяти километров, исключавшей прицельное бомбометание.
На защите дороги жизни
Дорога жизни единственная артерия, питавшая город. Фашистская авиация пыталась налетами и бомбежками парализовать её деятельность. С ноября 1941 г. по апрель 1942 г. над Дорогой жизни самолеты противника пролетали более 2000 раз. Дорогу защищал 21 пост аэростатчиков.
Жили в палатках на трескучем морозе. Прямо с ледяного поля поднимал в воздух аэростаты. Они зависали вдоль всей трассы.
Аэростатчики делали все возможное, чтобы дорога работала бесперебойно. Аэростаты получали огромное количество пробоин, но восстанавливались на месте и вновь поднимались в воздух.
1941 г. Доставка газа для наполнения аэростатов, заграждающих воздушные подступы к Москве
1942 г. Бойцы Московской противовоздушной обороны несут по улице Застава Ильича газгольдер для наполнения аэростатов заграждения
Знаете ли вы?
Очень важным событием, стало исполнение в осажденном Ленинграде Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Однако мало кому известно, что трансляция была проведена с помощью кабель-антенны, поднятой аэростатом заграждения.
Потом радиостанция с такой антенной обеспечивала резервную связь командования фронта со Ставкой, а основная осуществлялась через подводный кабель.
Во время салюта в честь Победы, над Москвой образовали купол из лучей множества прожекторов, а в центре на аэростате заграждения портрет И. Сталина.
Вечером 24 июня 1945 г. – после Парада Победы – многим запомнилась музыка, которая лилась сверху, из репродукторов, поднятых на аэростатах заграждения…
Легко ли сбить аэростат?
Нижняя часть аэростата заполнялась простым воздухом — и попадания ему не вредили. Обычный снаряд мог просто не сдетонировать и пройти насквозь, а огромный объём газа через маленькое отверстие выходил крайне медленно. Пробитый аэростат ещё долго парил над объектом, защищая его, а когда опускался, его могли отремонтиро-вать и снова отправить в небо.
Знаете ли вы, что такое «параваны» и для чего они были предназначены?
Параваны на самолётах Heinkel
Этот Heinkel He-111 оборудован антиаэростатным приспособлением, но столкновения с тросом он всё равно не выдержал.
Знаете ли вы?
6 июня 1944г. Аэростаты заграждения прикрывали высадку союзников в Нормандии
Аэростат над Тауэрским мостом
Использованные источники
Воробьев А. Г., Механика свободного аэростата, Л., 1924;
Е. Хазанов. Аэростаты заграждения в системе ПВО Москвы. — Военно-исторический журнал, 1977, № 8.
http://xarhive.narod.ru/Online/hist/anl.html
http ://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-26240 виды дирижаблей