Научно – исследовательская работа студентов "Падение тел в воздухе"
Научно – исследовательская работа студентов "Падение тел в воздухе"
В данном разделе публикуется научно - исследовательская работа студентов, которая позволила познать условия падения тел в воздушной среде. В прессе и на ТВ появляются сведения о чудесных спасениях спортсменов - десантниках, упавших с нераскрытым парашютом. Почему это происходит? С помощью модели аэродинамической трубы, аэродинамических весов, методики определения коэффициента лобового сопротивления тел различной формы, выяснили, что всё зависит от Сх - коэффициента лобового сопротивления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно – исследовательская работа студентов "Падение тел в воздухе"»
Научно - исследовательская работа«Падение тел в воздухе»
Электроугли
Действующие лица
Руководитель
Ильина Т. В.
Студент 2 курса Еньков Алексей
Студент 1 курса Черешнев Алексей
Студент 2 курса
Козлов Антон
Студент 2 курса Репкин Павел
Студентка 1 курса Казанцева Диана
Цели
Знакомство с основными физическими параметрами падения тел в воздушной среде (g,Cx)
Экспериментальное определение ускорения свободного падения.
Экспериментальное определение коэффициента лобового сопротивления.
Причины гибели и спасения десантников
Свободное падение тел
1. Исследовательская работа позволила познать условия падения тел в воздушной среде.
Первый этап работы содержит экспериментальную проверку гипотезы Галилео Галилея
«Влияют ли на характер падения форма, масса и размер тел?»
Опыты
Бросали два листа ученической тетради. Убедились, что скомканный лист падает быстрее, не скомканный – медленнее.
Большие и маленькие железные шарики бросали с шести и десятиметровой высоты, отмечали момент удара о землю. Результат: шары падали одновременно. Почему? Сопротивление воздуха практически незаметно на малых высотах.
Проверка гипотезы Галилео Галилея
Одинаковые листы падали одновременно
Скомканный лист падает быстрее
Не скомканный падает медленнее
В пустоте перо и свинцовый шарик падают одинаково
Из трубки Ньютонаоткачали воздух. Поставили вертикально. Все три предмета – птичье перо, пробка и дробинка упали одновременно.
В трубке заполненной воздухом, тела падали в следующем порядке: дробинка, пробка, перо.
Трефилов В. Н.
студент 1 курса
Причина, как отметил ещё Галилео Галилей, - сопротивление воздуха.
Большие и маленькие шарыпадали одновременно
Сопротивление воздуха практически незаметно на малых высотах.
Определение ускорения свободного паденияg
2. Следующий этап нашей работы, экспериментальное определение g – ускорения свободного падения.
Известно, что при свободном падении скорость увеличивается прямо пропорционально времени: V = g t . Это равноускоренное движение.
В лаборатории имеется электронная установка по кинематике для определения « g »
Установка КМП - 1 для определения «g»
Экспериментальное определение ускорения свободного паденияg
Оборудование и схема установки
Монорельс с электромагнитом
Два контактных датчика
Пульт управления
Провода соединительные
Шарик массой 14 г
Ловушка
Электронный секундомер
Источник электрической энергии
Опыты проводились на установке «Комплект по механике для практикума» КМП – 1.
Последовательность проведения эксперимента
Цепь питания электромагнита замыкали и снизу к нему «подвешивали» шарик. При размыкании цепи шарик начинал падать, задевал пластинки датчиков, и электронный секундомер отсчитывал время его свободного падения до данной точки.
На монорельс с метровой шкалой и укреплённым на нём электромагнитом ставились два датчика (с пластинками) в положения, соответствующие начальному положению шарика и текущей точке отсчёта.
Таблица №1
№
опыта
Время падения
t, c
1
Перемещение
S,м
0,145
2
3
Ускорение
свободного падения
g, м / с2
0,1
0,2
0,245
9,52
0,2
4
10
0,285
0.3
5
0,32
0,4
9,99
6
0,5
9,86
7
0,35
9,76
8
0,38
0,6
9,76
0,7
9
0,4
10
0,43
9,69
0,8
10
0,9
0,45
9,73
1
9,86
Для каждой точки вычисляли ускорение свободного падения по формуле: g = 2h / t 2. Среднее значение g = 9,81 м / с 2 .
Результаты эксперимента представлены в таблице №1
Аэродинамическая труба
Аэродинамическая труба это установка, создающая поток воздуха для изучения явлений обтекания тел.
С помощью Аэродинамической
трубы определяются силы, возникающие при полёте самолётов, вертолётов, ракет и космических кораблей при движении подводных судов.
Исследуются их устойчивость и управляемость; отыскиваются оптимальные формы самолётов, ракет, космических и подводных кораблей, а также автомобилей и поездов; определяются ветровые нагрузки, а также нагрузки от взрывных волн, действующие на здания и сооружения — мосты, мачты
Спортивная аэродинамическая труба в Самаре для тренировок парашютистов
Наша аэродинамическая труба
Экспериментальное определение коэффициента лобового сопротивления
В прессе и на ТВ появляются сведения о чудесных спасениях спортсменов – десантниках, упавших с нераскрытым парашютом. Почему это происходит? В нашей лаборатории имеются установки для определения ускорения свободного паденияg. Имеется модель аэродинамической трубы с аэродинамическими весами для определения коэффициента лобового сопротивленияCx.Cxиgявляются основными параметрами при определении скорости свободного падения.
Подготовка установки к эксперименту
Методика определения коэффициенталобового сопротивления тел различной формы
В аэродинамике Сх– коэффициент лобового сопротивления безразмерная величина с максимальным значением равным 1(Сx max= 1)и минимальным значением близким к нулю
(Сxmin≠0. У фюзеляжей скоростных самолётов
Сх0,080,1)
Исходя из этих величин Схплоской пластины равен 1. У сферы Сх0,5.
Коэффициент лобового сопротивления капли определяли с помощью модели аэродинамической трубы и аэродинамических весов.
«Практическая аэродинамика» Мартынов А. К.
Тарировка шкалы аэродинамических весов
При отклонении стрелки весов на n – делений, определяем максимальное значение силы лобового сопротивления Q .
Первая продувка – плоскаяпластина
Экспериментальная установка
Отклонение стрелки весов при продувке плоскойПЛАСТИНЫ
Сх – коэффициент
лобового сопротивления
плоской пластины равен 1
Начало отсчёта для пластины
Вторая продувка - сфера
Экспериментальная установка
Стрелка весов отклоняется на величину n / 3
в этом случае Q n = 3 Q сф.
Сх – коэффициент
лобового сопротивления сферы примерно равен 0,5
С хсферы 0,5
Третья продувка – падающая капля
Экспериментальная установка
Аналогично определили силу лобового сопротивления падающей капли Q п.к .
по формуле Q п. к. / Q n = С х / 1
В результате коэффициент лобового сопротивления определили по формуле:
С х = Q п. к. / Q n
С х – коэффициент
лобового сопротивления падающей капли
равен примерно 0,15
ГрафикQ=f (Cx)падающих тел различной формы с миделемМ =d2/ 4 = const
Три эксперимента близких к теоретическойQ =f (Cx)
На графике: Ось ординат Q – сила лобового сопротивления Ось абсцисс С х – коэффициент лобового сопротивления.
l продувка (оранжевая кривая ) Q = f (С х ) показания весов пластины на оси ординат 1;
показания сферы - 0,35; показания капли 0,15
l l продувка (синяя линия),точки см. на графике.
l l l продувка (красная линия), точки см. на графике.
Зелёная линия это среднее арифметическое показание трёх экспериментов. Это прямая пропорциональная зависимость Q = CxSV2/ 2. График – прямая линия с угловым коэффициентом равным SV2/ 2.
Объяснение к графикуQ = f (C x)Три эксперимента
На нашей установке проводили продувки с пластиной и сферой.
Фиксировали на весах условные единицы У.Е. лобового сопротивленияQ.
По результатам эксперимента построили графики, приняв, как постулат, что С х пл. = 1, С х сф. = 0,5
В пропорциональном сравненииQ = f (C x)продували тело падающей капли и определяли С х.
1эксперимент оранжевая кривая
2 эксперимент синяя кривая
3 эксперимент красная кривая.
Зелёная кривая – средняя арифметическая от трёх экспериментов.
Формула Жуковского даёт возможность определить скорость падения тел с различной формой
С помощью аэродинамической трубы мы осуществили продувку твёрдых тел формы: падающей капли, сферы и плоской пластины.
Определили их коэффициенты лобового сопротивления.
Человеческое тело при падении может менять свою позу от близкой к падающей капле, сфере (эмбрион) и плоской пластины (лягушке).
Q = C x SV 2 / 2
Q – сила лобового сопротивления
С х – коэффициент лобового сопротивления
- плотность воздуха
S – мидель
V – скорость тела
Восходящие потоки воздуха
Опытный десантник должен знать законы плавания в воздушном океане.
Искать потоки воздуха, способствующих уменьшению скорости падения
Аналогия: птицы парят в восходящих потоках не взмахивая крыльями.
В случае нераскрытого парашюта десантник должен принять позу лягушки (плоской пластины с С х = 0,9) – это его спасёт.
В бессознательном состоянии человеческое тело принимает форму падающей капли с С х 0,25 – это гибель.
Если падающий потерял сознание
Поток воздуха выпрямит его фигуру (в виде капли).
В этом случае:
С х 0,5
S 0,25 м 2
V 250 м / с
Скорость падения будет в шесть раз больше чем у падающего в позе распластанной лягушке. Шансов выжить близки к нулю!
С х – коэффициент лобового сопротивления. S – мидель (площадь поперечного сечения парашютиста. V - скорость падения парашютиста.
Зависимость коэффициента лобового сопротивления от позы десантника
Ц Т
Ц Т
V
Ц Т
V
С х = 0,9
Поза лягушки
С х = 0,6
Поза эмбриона
Вариант спасения
Гибель
V
С х = 0,25
Поза падающей капли
Гибель
Парашют, который меня так подвел, просто списали в установленном порядке …».
Упавший с высоты 1200 метров с нераскрывшимся парашютом и чудом выживший
Капитан Николай Павлюк снова летает на боевых вертолетах
Он сделал всё, чтобы остаться в живых.
«… при падении ключ от квартиры согнулся вдвое, а шариковая ручка поломалась.
Комбинезон зашил на груди и продолжаю в нем ходить. Некоторое время приберегал еще два кольца и подушку от парашюта, но потом выбросил, подумав, что сохранять все это дома — плохая примета.
Библиография
Мартынов А. К. Практическая аэродинамика. – М. Машгиз, 1960.
Эллиот Л. Падающие тела, утверждения Аристотеля – М.: Наука, 1975.
Энциклопедический словарь юного техника. – М.: Педагогика, 1989.
Энциклопедический словарь юного физика. – М.: педагогика, 1984.
Ильина Т. В. газета Первое сентября №35, 2004 г. исследование свободного падения в воздухе.
Ильина Т. В. научно – практическая конференция «Деятельностный подход в преподавании предметов естественно математического цикла, МИОО, М. -2004 г.»,