kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно – исследовательская работа студентов "Падение тел в воздухе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном разделе публикуется научно - исследовательская работа студентов, которая позволила познать условия падения тел в воздушной среде. В прессе и на ТВ появляются сведения о чудесных спасениях спортсменов - десантниках, упавших с нераскрытым парашютом. Почему это происходит? С помощью модели аэродинамической трубы, аэродинамических весов, методики определения коэффициента лобового сопротивления тел различной формы, выяснили, что всё зависит от Сх - коэффициента лобового сопротивления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно – исследовательская работа студентов "Падение тел в воздухе"»

Научно - исследовательская работа  «Падение тел в воздухе» Электроугли

Научно - исследовательская работа «Падение тел в воздухе»

Электроугли

Действующие лица Руководитель Ильина Т. В.  Студент 2 курса Еньков Алексей Студент 1 курса Черешнев Алексей Студент 2 курса Козлов Антон Студент 2 курса Репкин Павел Студентка 1 курса Казанцева Диана

Действующие лица

Руководитель

Ильина Т. В.

Студент 2 курса Еньков Алексей

Студент 1 курса Черешнев Алексей

Студент 2 курса

Козлов Антон

Студент 2 курса Репкин Павел

Студентка 1 курса Казанцева Диана

Цели

Цели

  • Знакомство с основными физическими параметрами падения тел в воздушной среде ( g , C x )
  • Экспериментальное определение ускорения свободного падения.
  • Экспериментальное определение коэффициента лобового сопротивления.
  • Причины гибели и спасения десантников
Свободное падение тел 1. Исследовательская работа позволила познать условия падения тел в воздушной среде. Первый этап работы содержит экспериментальную проверку гипотезы Галилео Галилея  «Влияют ли на характер падения форма, масса и размер тел?»

Свободное падение тел

  • 1. Исследовательская работа позволила познать условия падения тел в воздушной среде.
  • Первый этап работы содержит экспериментальную проверку гипотезы Галилео Галилея

«Влияют ли на характер падения форма, масса и размер тел?»

Опыты Бросали два листа ученической тетради. Убедились, что скомканный лист падает быстрее, не скомканный – медленнее. Большие и маленькие железные шарики бросали с шести и десятиметровой высоты, отмечали момент удара о землю. Результат: шары падали одновременно. Почему? Сопротивление воздуха практически незаметно на малых высотах.

Опыты

  • Бросали два листа ученической тетради. Убедились, что скомканный лист падает быстрее, не скомканный – медленнее.
  • Большие и маленькие железные шарики бросали с шести и десятиметровой высоты, отмечали момент удара о землю. Результат: шары падали одновременно. Почему? Сопротивление воздуха практически незаметно на малых высотах.

Проверка гипотезы Галилео Галилея Одинаковые листы падали одновременно

Проверка гипотезы Галилео Галилея

Одинаковые листы падали одновременно

Скомканный лист падает быстрее   Не скомканный падает медленнее

Скомканный лист падает быстрее

Не скомканный падает медленнее

В пустоте перо и свинцовый шарик падают одинаково Из трубки Ньютона  откачали воздух. Поставили вертикально. Все три предмета – птичье перо, пробка и дробинка упали одновременно. В трубке заполненной воздухом, тела падали в следующем порядке: дробинка, пробка, перо .  Трефилов В. Н. студент 1 курса Причина, как отметил ещё Галилео Галилей, - сопротивление воздуха.

В пустоте перо и свинцовый шарик падают одинаково

  • Из трубки Ньютона откачали воздух. Поставили вертикально. Все три предмета – птичье перо, пробка и дробинка упали одновременно.
  • В трубке заполненной воздухом, тела падали в следующем порядке: дробинка, пробка, перо .

Трефилов В. Н.

студент 1 курса

Причина, как отметил ещё Галилео Галилей, - сопротивление воздуха.

Большие и маленькие шары  падали одновременно Сопротивление воздуха практически незаметно на малых высотах.

Большие и маленькие шары падали одновременно

Сопротивление воздуха практически незаметно на малых высотах.

Определение ускорения свободного падения g 2. Следующий этап нашей работы, экспериментальное определение g  – ускорения свободного падения. Известно, что при свободном падении скорость увеличивается прямо пропорционально времени: V = g  t .  Это равноускоренное движение. В лаборатории имеется электронная установка по кинематике для определения « g »  Установка КМП - 1 для определения « g »

Определение ускорения свободного падения g

  • 2. Следующий этап нашей работы, экспериментальное определение g – ускорения свободного падения.
  • Известно, что при свободном падении скорость увеличивается прямо пропорционально времени: V = g  t . Это равноускоренное движение.
  • В лаборатории имеется электронная установка по кинематике для определения « g »

Установка КМП - 1 для определения « g »

Экспериментальное определение ускорения свободного падения g Оборудование и схема установки Монорельс с электромагнитом Два контактных датчика Пульт управления Провода соединительные Шарик массой 14 г Ловушка Электронный секундомер Источник электрической энергии    Опыты проводились на установке «Комплект по механике для практикума» КМП – 1.

Экспериментальное определение ускорения свободного падения g

Оборудование и схема установки

  • Монорельс с электромагнитом
  • Два контактных датчика
  • Пульт управления
  • Провода соединительные
  • Шарик массой 14 г
  • Ловушка
  • Электронный секундомер
  • Источник электрической энергии

Опыты проводились на установке «Комплект по механике для практикума» КМП – 1.

Последовательность проведения эксперимента

Последовательность проведения эксперимента

  • Цепь питания электромагнита замыкали и снизу к нему «подвешивали» шарик. При размыкании цепи шарик начинал падать, задевал пластинки датчиков, и электронный секундомер отсчитывал время его свободного падения до данной точки.
  • На монорельс с метровой шкалой и укреплённым на нём электромагнитом ставились два датчика (с пластинками) в положения, соответствующие начальному положению шарика и текущей точке отсчёта.
Таблица №1 № опыта Время падения t, c 1 Перемещение S, м 0,145 2 3 Ускорение свободного падения g , м / с 2 0,1 0,2 0,245 9,52 0,2 4 10 0,285 0.3 5 0,32 0,4 9,99 6 0,5 9,86 7 0,35 9,76 8 0,38 0,6 9,76 0,7 9 0,4 10 0,43 9,69 0,8 10 0,9 0,45 9,73 1 9,86

Таблица №1

опыта

Время падения

t, c

1

Перемещение

S, м

0,145

2

3

Ускорение

свободного падения

g , м / с 2

0,1

0,2

0,245

9,52

0,2

4

10

0,285

0.3

5

0,32

0,4

9,99

6

0,5

9,86

7

0,35

9,76

8

0,38

0,6

9,76

0,7

9

0,4

10

0,43

9,69

0,8

10

0,9

0,45

9,73

1

9,86

  • Для каждой точки вычисляли ускорение свободного падения по формуле: g = 2h / t 2 . Среднее значение g = 9,81 м / с 2 .
  • Результаты эксперимента представлены в таблице №1
Аэродинамическая труба Аэродинамическая труба это установка, создающая поток воздуха для изучения явлений обтекания тел. С помощью Аэродинамической  трубы определяются силы, возникающие при полёте самолётов, вертолётов, ракет и космических кораблей при движении подводных судов. Исследуются их устойчивость и управляемость; отыскиваются оптимальные формы самолётов, ракет, космических и подводных кораблей, а также автомобилей и поездов; определяются ветровые нагрузки, а также нагрузки от взрывных волн, действующие на здания и сооружения — мосты, мачты

Аэродинамическая труба

  • Аэродинамическая труба это установка, создающая поток воздуха для изучения явлений обтекания тел.
  • С помощью Аэродинамической

трубы определяются силы, возникающие при полёте самолётов, вертолётов, ракет и космических кораблей при движении подводных судов.

Исследуются их устойчивость и управляемость; отыскиваются оптимальные формы самолётов, ракет, космических и подводных кораблей, а также автомобилей и поездов; определяются ветровые нагрузки, а также нагрузки от взрывных волн, действующие на здания и сооружения — мосты, мачты

Спортивная аэродинамическая труба в Самаре для тренировок парашютистов    Наша аэродинамическая труба

Спортивная аэродинамическая труба в Самаре для тренировок парашютистов

Наша аэродинамическая труба

Экспериментальное определение коэффициента лобового сопротивления В прессе и на ТВ появляются сведения о чудесных спасениях спортсменов – десантниках, упавших с нераскрытым парашютом. Почему это происходит? В нашей лаборатории имеются установки для определения ускорения свободного падения g . Имеется модель аэродинамической трубы с аэродинамическими весами для определения коэффициента лобового сопротивления C x . C x и g  являются основными параметрами при определении скорости свободного падения. Подготовка установки к эксперименту

Экспериментальное определение коэффициента лобового сопротивления

  • В прессе и на ТВ появляются сведения о чудесных спасениях спортсменов – десантниках, упавших с нераскрытым парашютом. Почему это происходит? В нашей лаборатории имеются установки для определения ускорения свободного падения g . Имеется модель аэродинамической трубы с аэродинамическими весами для определения коэффициента лобового сопротивления C x . C x и g являются основными параметрами при определении скорости свободного падения.

Подготовка установки к эксперименту

Методика определения коэффициента  лобового сопротивления тел различной формы В аэродинамике С х – коэффициент лобового сопротивления безразмерная величина с максимальным значением равным 1 ( С x max = 1) и минимальным значением близким к нулю  ( С x  min ≠  0 . У фюзеляжей скоростных самолётов  С х   0,08  0,1) Исходя из этих величин С х плоской пластины равен 1. У сферы С х  0,5. Коэффициент лобового сопротивления капли определяли с помощью модели аэродинамической трубы и аэродинамических весов. «Практическая аэродинамика» Мартынов А. К.

Методика определения коэффициента лобового сопротивления тел различной формы

  • В аэродинамике С х – коэффициент лобового сопротивления безразмерная величина с максимальным значением равным 1 ( С x max = 1) и минимальным значением близким к нулю

( С x min 0 . У фюзеляжей скоростных самолётов

С х 0,08 0,1)

  • Исходя из этих величин С х плоской пластины равен 1. У сферы С х 0,5.
  • Коэффициент лобового сопротивления капли определяли с помощью модели аэродинамической трубы и аэродинамических весов.

«Практическая аэродинамика» Мартынов А. К.

Тарировка шкалы аэродинамических весов

Тарировка шкалы аэродинамических весов

  • При отклонении стрелки весов на n – делений, определяем максимальное значение силы лобового сопротивления Q .
Первая продувка – плоская  пластина Экспериментальная установка Отклонение стрелки весов при продувке плоской ПЛАСТИНЫ С  х – коэффициент лобового сопротивления  плоской пластины равен 1 Начало отсчёта для пластины

Первая продувка – плоская пластина

Экспериментальная установка

Отклонение стрелки весов при продувке плоской ПЛАСТИНЫ

С х – коэффициент

лобового сопротивления

плоской пластины равен 1

Начало отсчёта для пластины

Вторая продувка - сфера Экспериментальная установка Стрелка весов отклоняется на величину n / 3  в этом случае Q n = 3 Q сф. С  х – коэффициент лобового сопротивления сферы примерно равен 0,5 С  х сферы    0,5

Вторая продувка - сфера

Экспериментальная установка

  • Стрелка весов отклоняется на величину n / 3

в этом случае Q n = 3 Q сф.

С х – коэффициент

лобового сопротивления сферы примерно равен 0,5

С х сферы 0,5

Третья продувка – падающая капля Экспериментальная установка Аналогично определили силу лобового сопротивления падающей капли Q  п.к .  по формуле Q п. к. /  Q n = С  х / 1 В результате коэффициент лобового сопротивления определили по формуле:  С  х = Q  п. к. /  Q n   С х – коэффициент лобового сопротивления падающей капли равен примерно 0,15

Третья продувка – падающая капля

Экспериментальная установка

  • Аналогично определили силу лобового сопротивления падающей капли Q п.к .

по формуле Q п. к. / Q n = С х / 1

  • В результате коэффициент лобового сопротивления определили по формуле:

С х = Q п. к. / Q n

С х – коэффициент

лобового сопротивления падающей капли

равен примерно 0,15

График Q = f (C x )  падающих тел различной формы с миделем   М =  d 2 / 4 = const

График Q = f (C x ) падающих тел различной формы с миделем М = d 2 / 4 = const

Три эксперимента близких к теоретической Q =  f (C x ) На графике: Ось ординат Q – сила лобового сопротивления  Ось абсцисс С х – коэффициент лобового сопротивления.  l продувка (оранжевая кривая ) Q = f (С х )  показания весов пластины на оси ординат 1;  показания сферы - 0,35; показания капли  0,15

Три эксперимента близких к теоретической Q = f (C x )

  • На графике: Ось ординат Q – сила лобового сопротивления Ось абсцисс С х – коэффициент лобового сопротивления.
  • l продувка (оранжевая кривая ) Q = f (С х ) показания весов пластины на оси ординат 1;

показания сферы - 0,35; показания капли  0,15

  • l l продувка (синяя линия),точки см. на графике.
  • l l l продувка (красная линия), точки см. на графике.
  • Зелёная линия это среднее арифметическое показание трёх экспериментов. Это прямая пропорциональная зависимость Q = C x S V 2 / 2 . График – прямая линия с угловым коэффициентом равным S V 2 / 2 .
Объяснение к графику Q = f (C x)  Три эксперимента

Объяснение к графику Q = f (C x) Три эксперимента

  • На нашей установке проводили продувки с пластиной и сферой.
  • Фиксировали на весах условные единицы У.Е. лобового сопротивления Q .
  • По результатам эксперимента построили графики, приняв, как постулат, что С х пл. = 1, С х сф. = 0,5
  • В пропорциональном сравнении Q = f (C x) продували тело падающей капли и определяли С х.
  • 1 эксперимент оранжевая кривая
  • 2 эксперимент синяя кривая
  • 3 эксперимент красная кривая.
  • Зелёная кривая – средняя арифметическая от трёх экспериментов.
Формула Жуковского даёт возможность определить скорость падения тел с различной формой С помощью аэродинамической трубы мы осуществили продувку твёрдых тел формы: падающей капли, сферы и плоской пластины. Определили их коэффициенты лобового сопротивления. Человеческое тело при падении может менять свою позу от близкой к падающей капле, сфере (эмбрион) и плоской пластины (лягушке).  Q = C x S  V 2 / 2 Q – сила лобового сопротивления С х – коэффициент лобового сопротивления   - плотность воздуха S – мидель V – скорость тела

Формула Жуковского даёт возможность определить скорость падения тел с различной формой

  • С помощью аэродинамической трубы мы осуществили продувку твёрдых тел формы: падающей капли, сферы и плоской пластины.
  • Определили их коэффициенты лобового сопротивления.
  • Человеческое тело при падении может менять свою позу от близкой к падающей капле, сфере (эмбрион) и плоской пластины (лягушке).

Q = C x S V 2 / 2

Q сила лобового сопротивления

С х – коэффициент лобового сопротивления

- плотность воздуха

S – мидель

V – скорость тела

Восходящие потоки воздуха

Восходящие потоки воздуха

  • Опытный десантник должен знать законы плавания в воздушном океане.
  • Искать потоки воздуха, способствующих уменьшению скорости падения
  • Аналогия: птицы парят в восходящих потоках не взмахивая крыльями.
  • В случае нераскрытого парашюта десантник должен принять позу лягушки (плоской пластины с С х = 0,9) – это его спасёт.
  • В бессознательном состоянии человеческое тело принимает форму падающей капли с С х  0,25 – это гибель.
Если падающий потерял сознание  Поток воздуха выпрямит его фигуру (в виде капли). В этом случае:  С х  0,5  S   0,25 м 2  V   250 м / с  Скорость падения будет в шесть раз больше чем у падающего в позе распластанной лягушке. Шансов выжить близки к нулю! С х – коэффициент лобового сопротивления. S – мидель (площадь поперечного сечения парашютиста. V - скорость падения парашютиста.

Если падающий потерял сознание

Поток воздуха выпрямит его фигуру (в виде капли).

В этом случае:

С х  0,5

S  0,25 м 2

V  250 м / с

Скорость падения будет в шесть раз больше чем у падающего в позе распластанной лягушке. Шансов выжить близки к нулю!

С х – коэффициент лобового сопротивления. S – мидель (площадь поперечного сечения парашютиста. V - скорость падения парашютиста.

Зависимость коэффициента лобового сопротивления от позы десантника Ц Т Ц Т V Ц Т V С х = 0,9 Поза лягушки С х = 0,6  Поза эмбриона  Вариант спасения Гибель V С х = 0,25  Поза падающей капли Гибель

Зависимость коэффициента лобового сопротивления от позы десантника

Ц Т

Ц Т

V

Ц Т

V

С х = 0,9

Поза лягушки

С х = 0,6

Поза эмбриона

Вариант спасения

Гибель

V

С х = 0,25

Поза падающей капли

Гибель

Парашют, который меня так подвел, просто списали в установленном порядке …». Упавший с высоты 1200 метров с нераскрывшимся парашютом и чудом выживший  Капитан Николай Павлюк снова летает на боевых вертолетах Он сделал всё, чтобы остаться в живых.   «… при падении ключ от квартиры согнулся вдвое, а шариковая ручка поломалась.  Комбинезон зашил на груди и продолжаю в нем ходить. Некоторое время приберегал еще два кольца и подушку от парашюта, но потом выбросил, подумав, что сохранять все это дома — плохая примета.

Парашют, который меня так подвел, просто списали в установленном порядке …».

Упавший с высоты 1200 метров с нераскрывшимся парашютом и чудом выживший

  • Капитан Николай Павлюк снова летает на боевых вертолетах
  • Он сделал всё, чтобы остаться в живых.
  • «… при падении ключ от квартиры согнулся вдвое, а шариковая ручка поломалась.

Комбинезон зашил на груди и продолжаю в нем ходить. Некоторое время приберегал еще два кольца и подушку от парашюта, но потом выбросил, подумав, что сохранять все это дома — плохая примета.

Библиография

Библиография

  • Мартынов А. К. Практическая аэродинамика. – М. Машгиз, 1960.
  • Эллиот Л. Падающие тела, утверждения Аристотеля – М.: Наука, 1975.
  • Энциклопедический словарь юного техника. – М.: Педагогика, 1989.
  • Энциклопедический словарь юного физика. – М.: педагогика, 1984.
  • Ильина Т. В. газета Первое сентября №35, 2004 г. исследование свободного падения в воздухе.
  • Ильина Т. В. научно – практическая конференция «Деятельностный подход в преподавании предметов естественно математического цикла, МИОО, М. -2004 г.»,
  • myshared.ru/slide/1021827 , 2015 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно – исследовательская работа студентов "Падение тел в воздухе"

Автор: Ильина Татьяна Васильевна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 272988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Научно – исследовательская работа студентов "Падение тел в воздухе""
    ["seo_title"] => string(66) "nauchnoissliedovatielskaiarabotastudientovpadieniietielvvozdukhie1"
    ["file_id"] => string(6) "272989"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452098047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства