Методическая разработка урока по физике "Опыт резерфорда. Строение атома
Методическая разработка урока по физике "Опыт резерфорда. Строение атома
Урок предназначен для учащихся 9 классов. Раскрывается тема строение атома, модели капельные Томсона и Резерфорда, модель планетарная. Даны иллюстрации моделей и приведены схемы опыта Резерфорда. Анимация движения альфа частиц через золотую пластинку, поведение альфа частиц при встрече с ядром, отклонение частиц, отскок назад.
Для закрепления даны задания и тесты. Ученики сами могут пройти повторно теорию. Повторть теорию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по физике "Опыт резерфорда. Строение атома »
“Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”.
(Козьма Прутков.)
Тема урока: Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав ядра.
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк (1757-1827)
Учитель физики сш № 31 пос. Жалагаш, Кызылординская область, Казахстан Иванченко Галина Николаевна.
2014 г
Тип урока : урок изучения нового материала
Цель урока : через анализ фундаментальных исторических опытов подвести учащихся к пониманию квантовой природы атомной системы
Задачи урока :
Познакомить учащихся с историей развития взглядов на строение атома, с фундаментальными опытами Резерфорда.
формировать у учащихся научное мировоззрение, умение выделять и описывать физические явления, строить гипотезы.
Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, обобщать материалы, развивать монологическую речь.
Показать роль крупных ученых в развитии науки.
Методы обучения:
Репродуктивные методы;
Демонстрации и материалы к уроку: ЭУ-8 класс, М-3, ЭУ-11 кл, модуль «Атомная физика», презентации, видеоролики.
Как происходило развитие взглядов на строение атома?
Опыт Резерфорда
К какому выводу привели Резерфорда результаты проделанных опытов?
1899г- Эрнест Резерфорд
Вывод:отклонение в разные стороны лучей свидетельствовало о разных знаках электрических зарядов.
Атом представляет шар по всему объему которого распределен положительный заряд, а внутри этого шара находятся электроны. Электроны могут совершать колебательные движения
Идея опыта Резерфорда:
Зондировать атом альфа–частицами.
Альфа-частицы возникают при распаде радия.
Масса альфа-частицы в 8000 раз больше массы электрона.
Электрический заряд альфа-частицы в 2 раза больше заряда электрона.
Скорость альфа-частицы около 15 000 км/с.
Альфа-частицы является ядром атома гелия.
Вывод из опыта : Положительный заряд атома сосредоточен в очень малом объёме в центре атома!
Модель атомаРезерфорда(планетарная)
В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.
Противоречие модели Томсона с экспериментом:
1. Так как масса электронов мала, они не могут заметно изменить траекторию движения альфа-частиц.
2. Заметное рассеивание альфа-частиц может вызвать только положительная часть атома и лишь в том случае, если она сконцентрирована в очень малом объёме.
Состоит из ядра
Вокруг ядра вращаются
электроны
В ядре находятся
Нейтроны
n
Протоны
p
+
не имеют заряда
В 1932 году Чедвик открыл нейтрон, масса нейтрона больше массы протона
Электрон заряжен
отрицательно
е = -1,6 10 ¯ Кл
19
Заряд электрона равен
Заряд протона равен
по модулю заряду электрона
В нормальном состоянии атом
нейтрален.
∑ + p = ∑ - e q эл =-Ze
Если атом теряет один электрон, то
он становится положительным ионом
Если атом присоединяет электрон, то
он становится отрицательным ионом.
Z - заряд ядра = порядковому номеру
химического элемента .
А –массовое число.
А= Z+N
полное число нуклонов в ядре.
N =А - Z
число нейтронов
Изотопы:
При отсутствии на пути α - частиц фольги на экране возникал светлый кружок, вызванный тонким пучком α - частиц.
Когда на пути пучка альфа-частиц помещали фольгу, пятно на экране не изменилось.
Подавляющая часть α -частиц проходит сквозь фольгу без отклонения.
Небольшая часть α -частиц отклоняется на значительные углы.
Одна α -частица из 20 000 отклонилась на углы больше 90 º
Одна из 70 000 α - частиц отклонилась на 180 º (вернулась обратно )
Выводы из опыта по рассеиванию альфа-частиц Резерфорда:
1. Существует атомное ядро,
т.е. тело малых размеров, в котором сконцентрирована почти вся масса атома и весь положительный заряд.
2. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.
3. Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательные частицы- электроны.
4. отрицательный заряд всех электронов распределён по всему объёму атома.
Ядерная модель атома:
Выводы:
В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются по определенным орбитам электроны.
Основная масса атома сосредоточена в ядре m ядра = 99,4% m атома.
диаметр атома = 10 –10 м
диаметр ядра ~ 10 -14 - 10 – 15 м
Атом электрически нейтрален – абсолютное значение суммарного отрицательного заряда электронов равно положительному значению заряда ядра.
q ядра = + Z e ;
Это важно запомнить:
В состав ядра входят положительные протоны и неимеющие заряда нейтроны;
Количество протонов равно числу электронов;
В целом атом нейтрален.
Недостатокпланетарной модели атома:
Нельзя объяснить факт существования атома;
Нельзя объяснить устойчивость атома.
Вопросы на закрепление:
1. В чём заключается сущность модели Томсона?
2. В чём заключалась идея опыта Резерфорда?
3. Объясните по схеме опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц. (Схема экспериментальной установки Резерфорда.)
Мир электрона.Быть может, эти электроны- Миры, где пять материков,Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков.Еще, быть может, каждый атом - Вселенная, где сто планет, Там все, что здесь, в объеме сжатом,Но так же то, чего здесь нет.Их меры малы, но все та же Их бесконечность, как и здесь, Там скорбь и страсть, как здесь, и даже Там та же мировая спесь...