kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по физике "Опыт резерфорда. Строение атома

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 9 классов. Раскрывается тема строение атома, модели капельные Томсона и Резерфорда, модель планетарная. Даны иллюстрации моделей и приведены схемы опыта Резерфорда. Анимация движения альфа частиц через золотую пластинку, поведение альфа частиц при встрече с ядром, отклонение частиц, отскок назад.

Для закрепления даны задания и тесты. Ученики сами могут пройти повторно теорию. Повторть теорию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по физике "Опыт резерфорда. Строение атома »

“ Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”.  (Козьма Прутков.) Тема урока:  Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав ядра. В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо - в чашечке цветка.   Уильям Блейк (1757-1827)  Учитель физики сш № 31 пос. Жалагаш, Кызылординская область, Казахстан Иванченко Галина Николаевна. 2014 г

Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”.

(Козьма Прутков.)

Тема урока: Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав ядра.

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк (1757-1827)

Учитель физики сш № 31 пос. Жалагаш, Кызылординская область, Казахстан Иванченко Галина Николаевна.

2014 г

Тип урока : урок изучения нового материала Цель урока : через анализ фундаментальных исторических опытов подвести учащихся к пониманию квантовой природы атомной системы Задачи урока : Познакомить учащихся с историей развития взглядов на строение атома, с фундаментальными опытами Резерфорда. формировать у учащихся научное мировоззрение, умение выделять и описывать физические явления, строить гипотезы. Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, обобщать материалы, развивать монологическую речь. Показать роль крупных ученых в развитии науки. Методы обучения: Репродуктивные методы; Демонстрации и материалы к уроку: ЭУ-8 класс, М-3, ЭУ-11 кл, модуль «Атомная физика», презентации, видеоролики.
  • Тип урока : урок изучения нового материала
  • Цель урока : через анализ фундаментальных исторических опытов подвести учащихся к пониманию квантовой природы атомной системы
  • Задачи урока :
  • Познакомить учащихся с историей развития взглядов на строение атома, с фундаментальными опытами Резерфорда.
  • формировать у учащихся научное мировоззрение, умение выделять и описывать физические явления, строить гипотезы.
  • Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, обобщать материалы, развивать монологическую речь.
  • Показать роль крупных ученых в развитии науки.
  • Методы обучения:
  • Репродуктивные методы;
  • Демонстрации и материалы к уроку: ЭУ-8 класс, М-3, ЭУ-11 кл, модуль «Атомная физика», презентации, видеоролики.
Как происходило развитие взглядов на строение атома? Опыт Резерфорда К какому выводу привели Резерфорда результаты проделанных опытов?
  • Как происходило развитие взглядов на строение атома?
  • Опыт Резерфорда
  • К какому выводу привели Резерфорда результаты проделанных опытов?
1899г- Эрнест Резерфорд Вывод: отклонение в разные стороны лучей свидетельствовало о разных знаках электрических зарядов.

1899г- Эрнест Резерфорд

Вывод: отклонение в разные стороны лучей свидетельствовало о разных знаках электрических зарядов.

Атом представляет шар по всему объему которого распределен положительный заряд, а внутри этого шара находятся электроны. Электроны могут совершать колебательные движения

Атом представляет шар по всему объему которого распределен положительный заряд, а внутри этого шара находятся электроны. Электроны могут совершать колебательные движения

Идея опыта Резерфорда:

Идея опыта Резерфорда:

  • Зондировать атом альфа–частицами.
  • Альфа-частицы возникают при распаде радия.
  • Масса альфа-частицы в 8000 раз больше массы электрона.
  • Электрический заряд альфа-частицы в 2 раза больше заряда электрона.
  • Скорость альфа-частицы около 15 000 км/с.
  • Альфа-частицы является ядром атома гелия.
Вывод из опыта : Положительный заряд атома сосредоточен в очень малом объёме в центре атома!

Вывод из опыта : Положительный заряд атома сосредоточен в очень малом объёме в центре атома!

Модель атома Резерфорда  (планетарная) В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.

Модель атома Резерфорда (планетарная)

В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг ядра движутся отрицательно заряженные электроны.

Противоречие модели Томсона с экспериментом: 1. Так как масса электронов мала, они не могут заметно изменить траекторию движения альфа-частиц. 2. Заметное рассеивание альфа-частиц может вызвать только положительная часть атома и лишь в том случае, если она сконцентрирована в очень малом объёме.

Противоречие модели Томсона с экспериментом:

1. Так как масса электронов мала, они не могут заметно изменить траекторию движения альфа-частиц.

2. Заметное рассеивание альфа-частиц может вызвать только положительная часть атома и лишь в том случае, если она сконцентрирована в очень малом объёме.

Состоит из ядра Вокруг ядра вращаются электроны

Состоит из ядра

Вокруг ядра вращаются

электроны

В ядре находятся Нейтроны  n Протоны  p  + не имеют заряда В 1932 году Чедвик открыл нейтрон, масса нейтрона больше массы протона

В ядре находятся

Нейтроны

n

Протоны

p

+

не имеют заряда

В 1932 году Чедвик открыл нейтрон, масса нейтрона больше массы протона

Электрон заряжен отрицательно е = -1,6 10 ¯ Кл  19 Заряд электрона равен Заряд протона равен по модулю заряду электрона

Электрон заряжен

отрицательно

е = -1,6 10 ¯ Кл

19

Заряд электрона равен

Заряд протона равен

по модулю заряду электрона

В нормальном состоянии атом нейтрален. ∑ + p = ∑ - e  q эл =-Ze Если атом теряет один электрон, то он становится положительным ионом Если атом присоединяет электрон, то он становится отрицательным ионом.

В нормальном состоянии атом

нейтрален.

∑ + p = ∑ - e q эл =-Ze

Если атом теряет один электрон, то

он становится положительным ионом

Если атом присоединяет электрон, то

он становится отрицательным ионом.

Z - заряд ядра = порядковому номеру  химического элемента . А –массовое число. А= Z+N  полное число нуклонов в ядре. N =А - Z число нейтронов Изотопы:

Z - заряд ядра = порядковому номеру

химического элемента .

А –массовое число.

А= Z+N

полное число нуклонов в ядре.

N =А - Z

число нейтронов

Изотопы:

При отсутствии на пути α - частиц фольги на экране возникал светлый кружок, вызванный тонким пучком α - частиц. Когда на пути пучка альфа-частиц помещали фольгу, пятно на экране не изменилось. Подавляющая часть α -частиц проходит сквозь фольгу без отклонения. Небольшая часть α -частиц отклоняется на значительные углы. Одна α -частица из 20 000 отклонилась на углы больше 90 º Одна из 70 000 α - частиц отклонилась на 180 º (вернулась обратно )
  • При отсутствии на пути α - частиц фольги на экране возникал светлый кружок, вызванный тонким пучком α - частиц.
  • Когда на пути пучка альфа-частиц помещали фольгу, пятно на экране не изменилось.
  • Подавляющая часть α -частиц проходит сквозь фольгу без отклонения.
  • Небольшая часть α -частиц отклоняется на значительные углы.
  • Одна α -частица из 20 000 отклонилась на углы больше 90 º
  • Одна из 70 000 α - частиц отклонилась на 180 º (вернулась обратно )
Выводы из опыта  по рассеиванию  альфа-частиц Резерфорда: 1.  Существует атомное ядро,   т.е. тело малых размеров, в котором сконцентрирована почти вся масса атома и весь положительный заряд. 2. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома. 3.  Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательные частицы- электроны.  4. отрицательный заряд всех электронов распределён по всему объёму атома.   Ядерная модель атома:

Выводы из опыта по рассеиванию альфа-частиц Резерфорда:

  • 1. Существует атомное ядро,

т.е. тело малых размеров, в котором сконцентрирована почти вся масса атома и весь положительный заряд.

  • 2. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома.
  • 3. Вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются отрицательные частицы- электроны.
  • 4. отрицательный заряд всех электронов распределён по всему объёму атома.

Ядерная модель атома:

Выводы:

Выводы:

  • В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются по определенным орбитам электроны.
  • Основная масса атома сосредоточена в ядре m ядра = 99,4% m атома.
  • диаметр атома = 10 –10 м
  • диаметр ядра ~ 10 -14 - 10 – 15 м
  • Атом электрически нейтрален – абсолютное значение суммарного отрицательного заряда электронов равно положительному значению заряда ядра.
  • q ядра = + Z e ;
    Это важно запомнить:

    Это важно запомнить:

    • В состав ядра входят положительные протоны и неимеющие заряда нейтроны;
    • Количество протонов равно числу электронов;
    • В целом атом нейтрален.
    Недостаток  планетарной модели атома:

    Недостаток планетарной модели атома:

    • Нельзя объяснить факт существования атома;
    • Нельзя объяснить устойчивость атома.
    Вопросы на закрепление:

    Вопросы на закрепление:

    • 1. В чём заключается сущность модели Томсона?
    • 2. В чём заключалась идея опыта Резерфорда?
    • 3. Объясните по схеме опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц. (Схема экспериментальной установки Резерфорда.)
    • 4. Объясните причину рассеивания альфа-частиц атомами вещества.
    • 5. В чём сущность планетарной модели атома?
    • Задание на дом § 53, упражнение 42 (1,2)
    + знаю, знал, но забыл  новое  что поразило, удивило     что не понял + - ! ?

    + знаю, знал, но забыл

    новое

    что поразило, удивило

    что не понял

    +

    -

    !

    ?

    Мир электрона.   Быть может, эти электроны-   Миры, где пять материков,  Искусства, знанья, войны, троны   И память сорока веков.    Еще, быть может, каждый атом -   Вселенная, где сто планет,   Там все, что здесь, в объеме сжатом,  Но так же то, чего здесь нет.    Их меры малы, но все та же   Их бесконечность, как и здесь,   Там скорбь и страсть, как здесь, и даже   Там та же мировая спесь...

    Мир электрона. Быть может, эти электроны-  Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны  И память сорока веков. Еще, быть может, каждый атом -  Вселенная, где сто планет,  Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но так же то, чего здесь нет. Их меры малы, но все та же  Их бесконечность, как и здесь,  Там скорбь и страсть, как здесь, и даже  Там та же мировая спесь...


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Физика

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 9 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Методическая разработка урока по физике "Опыт резерфорда. Строение атома

    Автор: Иванченко Галина Николаевна

    Дата: 11.06.2014

    Номер свидетельства: 101827


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства