Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Влияние информации о естественной радиации на психоэмоциональное состояние школьников».»
Исследовательская работа « Влияние информации о естественной радиации на психоэмоциональное состояние школьников ».
Работу выполнили:
ученики 9Г класса школы №471
Выборгского р-на СПб
Троцко Алиса
Башмаков Андрей
Научный руководитель:
учитель физики школы №60
Выборгского р-на СПб
Лосева Оксана Петровна
Цель работы
определить, как осведомленность о безвредном влиянии естественной радиации влияет на уровень тревожности школьников.
Актуальность исследования
учащиеся разной возрастной группы в условиях внеурочного занятия получают информацию о безвредном влиянии естественной радиации и узнают, что Санкт-Петербург радиационно-безопасный город.
Задачи:
Собрать теоретическую и практическую информацию о естественной радиации, причинах возникновения и способах измерения.
Собрать информацию о тревожности как составляющей психоэмоционального состояния человека.
Разработать измерительные инструменты (анкеты).
Разработать и провести информационное занятие о безвредном влиянии естественной радиации для детей разного возраста
Провести анализ анкет.
Предмет:
влияние информации о естественной радиации.
Объект:
тревожность как составляющая психоэмоционального состояния человека.
Гипотеза:
тревожность как составляющая психоэмоционального состояния человека будет ниже, если повысится осведомленность о безвредном влиянии естественной радиации.
Методы исследования:
анкетирование, метод статистической обработки.
Что такое радиация?
Радиация (лат. "сияние", "излучение") — это процесс распространения энергии в пространстве в форме различных волн и частиц.
Виды излучения: инфракрасное (тепловое), ультрафиолетовое, видимое (световое),
а также различные типы ионизирующего излучения.
Радиоактивность
это естественный фактор окружающей среды
Радиация
это процесс распространения энергии в пространстве в форме различных волн и частиц.
Естественная и искусственная радиация
Естественная радиоактивность сопровождает спонтанный распад ядер вещества в природе и характерна для "тяжелых" элементов таблицы Менделеева (с порядковым номером более 82). Первоисточником служит излучение Солнца и энергия распада некоторых элементов земной коры.
Искусственная радиоактивность инициируется человеком целенаправленно с помощью различных ядерных реакций.
Источники радиации
Радиационный фон
это радиоактивное излучение, присутствующее на Земле от естественных и техногенных источников,
в условиях которого постоянно находится человек.
Прибор для определения уровня радиационного
фона - дозиметр.
Единицы измерения– Зиверт и Рентген.
В России допустимые нормы радиации регламентируются «Нормами радиационной безопасности».
Допустимые дозы
Мощность дозы, допустимая в помещении
15-20 мкР/час
Мощность дозы, допустимая для открытой местности
8-12
Максимально допустимый уровень радиации
до 30 мкР/час
мкР/час
Уровень радиации в СПБ по официальным данным
65
Безопасная норма
12-13
мкР/час
мкР/час
Радиофобия и тревожность
Радиофобия – беспричинный страх всевозможных реальных или потенциальных источников облучения.
Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного
беспокойства,
испытывать страх
и тревогу.
Практические исследования
Измерение радиационного фона:
Апрель 2014 года - проект «Выездная лаборатория» в Информационном центре Атомной энергии Санкт-Петербурга.
Март 2015 года - школа №471 Выборгского р-на
Март 2015 года - районы Санкт-Петербурга, где присутствуют постройки из гранита.
Анкетирование учащихся 5-8 классов ГБОУ школы №471 с целью определения осведомленности о естественной радиации и для определения тревожности.
Информационное занятие о безвредном влиянии естественной радиации «В мире с радиацией».
Осведомленность и психоэмоциональное состояние до информационного занятия и после получения информации о влиянии естественной радиации.
Место измерения
Группа девочек
Выборгский р-н
школа № 471
центр ИЦАЭ СПб.
16,3 мкР/час
Группа мальчиков
15,9 мкР/час
1 этаж
16,9 мкР/час
16,2 мкР/час
16 мкР/час
2 этаж
16 мкР/час
18 мкР/час
3 этаж
4 этаж
20 мкР/час
17 мкР/час
18мкР/час
22 мкР/час
Системный блок
19 мкР/час
18-20 мкР/час
Монитор
18-19 мкР/час
14-15 мкР/час
Осветительная лампа
14-15 мкР/час
23 мкР/час
На улице
17мкР/час
17,3мкР/час
16мкР/час
Набережная реки Карповки (Петроградский р-н)
Место измерения
Полученные данные
33мкР/час
Набережная Невы (Невский р-н)
Данные Автоматизированной системы контроля
29мкР/час
У станции метро «Технологический институт»
20мкР/час
(Адмиралтейский р-н)
24мкР/час
Триумфальная арка в Красном Селе (Красносельский р-н)
19мкР/час
14мкР/час
36мкР/час
Стелла в Кронштадте (Кронштадтский р-н)
27мкР/час
25 мкР/час
20,5 мкР/час
Тревожность Среднее значение
Осведомленность Средние значения
Выводы:
Радиационный фон набережных Санкт-Петербурга и в местах, где присутствуют постройки из гранита выше, чем в среднем по городу, но не превышают максимально допустимой нормы.
Информационное занятие значительно повысило осведомлённость, что привело к уменьшению тревожности как психоэмоциональной составляющей (более 80% учеников усвоили информацию)
Учащиеся 5-8 классов перестали бояться естественной радиации и поняли, что Санкт-Петербург радиационно-безопасный город.
Гипотеза верна: тревожность как составляющая психоэмоционального состояния человека ниже, если повысится осведомленность о безвредном влиянии естественной радиации.
Практическая значимость: сконструированное нами занятие для учащихся 5-8 классов можно проводить на уроках ОБЖ, биологии, географии, физики.