kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект «Первым делом самолёты», команда «Северное сияние», 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема работы актуальна, потому что, во-первых, дает возможность полнее изучить историю нашей страны, что позволяет судить о нашем прошлом, истории всей страны. Во-вторых, минуло уже 70  лет со Дня Победы, но война не закончена для вдов и детей военного времени, не знающих могил своих родных, не закончена для всего общества, не отдавшего последних почестей героям, завоевавшим победу. По-прежнему эхо той войны не умолкает в сердцах ветеранов, которые сегодня живут рядом с нами. Огромное количество материалов собрано о тех роковых годах, но многое еще не найдено, не изучено, не рассказано. Материалы проекта знакомят юное поколение с историей самолетостроения в России в период первой мировой войны и  Великой Отечественной  войны; изучить информацию об известных авиаконструкторах и моделях самолетов, их летных качествах, участии в боевых действиях, этапах создания; систематизировать информацию об боевых самолетах  советской армии времен Великой отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Первым делом самолёты», команда «Северное сияние», 7 класс »

Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании Интернет-проект Удивительный мир физики 2014/2015, II тур Игровой номер: 15f34 «Первым делом самолеты…» Команда «Северное сияние», 7класс, МБОУ СОШ №5, п. Печенга Мурманская обл., Руководитель команды: Александрова З.В., учитель физики и информатики

Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании

Интернет-проект

Удивительный мир физики 2014/2015, II тур

Игровой номер: 15f34

«Первым делом самолеты…»

Команда «Северное сияние», 7класс,

МБОУ СОШ №5, п. Печенга Мурманская обл.,

Руководитель команды: Александрова З.В., учитель физики и информатики

Актуальность темы: Тема работы актуальна, так как, во-первых, дает возможность полнее изучить историю нашей страны, что позволяет судить о нашем прошлом, истории всей страны. Во-вторых, минуло уже 70 лет со Дня Победы, но война не закончена для вдов и детей военного времени, не знающих могил своих родных, не закончена для всего общества, не отдавшего последних почестей героям, завоевавшим победу. По-прежнему эхо той войны не умолкает в сердцах ветеранов, которые сегодня живут рядом с нами. Огромное количество материалов собрано о тех роковых годах, но многое еще не найдено, не изучено, не рассказано. Цель: познакомиться с историей самолетостроения в России в период первой мировой войны и Великой Отечественной войны; изучить информацию об известных авиаконструкторах и моделях самолетов, их летных качествах, участии в боевых действиях, этапах создания; систематизировать информацию об боевых самолетах советской армии времен Великой отечественной войны.

Актуальность темы:

Тема работы актуальна, так как, во-первых, дает возможность полнее изучить историю нашей страны, что позволяет судить о нашем прошлом, истории всей страны. Во-вторых, минуло уже 70 лет со Дня Победы, но война не закончена для вдов и детей военного времени, не знающих могил своих родных, не закончена для всего общества, не отдавшего последних почестей героям, завоевавшим победу. По-прежнему эхо той войны не умолкает в сердцах ветеранов, которые сегодня живут рядом с нами. Огромное количество материалов собрано о тех роковых годах, но многое еще не найдено, не изучено, не рассказано.

Цель: познакомиться с историей самолетостроения в России в период первой мировой войны и Великой Отечественной войны; изучить информацию об известных авиаконструкторах и моделях самолетов, их летных качествах, участии в боевых действиях, этапах создания; систематизировать информацию об боевых самолетах советской армии времен Великой отечественной войны.

Объект изучения : самолеты времен первой мировой войны и Великой Отечественной войны.

Методы исследования :

  • Отбор источников литературы. Изучение источников литературы. Изучение источников сети Интернет. Проведение исследования теоретической информации. Анализ и систематизирование полученной информации.
  • Отбор источников литературы.
  • Изучение источников литературы.
  • Изучение источников сети Интернет.
  • Проведение исследования теоретической информации.
  • Анализ и систематизирование полученной информации.

Задачи:

  • изучить различные источники по данной теме; проблеме создать исследовательскую работу, презентацию; привлечь внимание учащихся к изучению исторического наследия нашей страны. представить и защитить проект на классном часе для одноклассников.
  • изучить различные источники по данной теме;
  • проблеме создать исследовательскую работу, презентацию;
  • привлечь внимание учащихся к изучению исторического наследия нашей страны.
  • представить и защитить проект на классном часе для одноклассников.

Смета проекта:   наличие доступа в интернет для творческой группы; мультимедийная оснащенность кабинета.

Самолет  - летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев. Отечественное самолетостроение в начале двадцатых годов базировалось на модернизации и серийном выпуске лучших образцов самолетов зарубежных марок. Параллельно велись работы по созданию собственных конструкций. Одним из первых самолетов, построенных в советское время, был модернизированный вариант английской машины ДН - 9. Освоение ее было поручено Н. Н. Поликарпову, а самолет в различных модификаций имел наименование Р – 1.   Из отечественных самолетов оригинальной конструкции, созданных в двадцатые годы, следует отметить пассажирский самолет АК-1 В. Л. Александрова и В. В. Калинина.

Самолет  - летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев.

Отечественное самолетостроение в начале двадцатых годов базировалось на модернизации и серийном выпуске лучших образцов самолетов зарубежных марок. Параллельно велись работы по созданию собственных конструкций. Одним из первых самолетов, построенных в советское время, был модернизированный вариант английской машины ДН - 9. Освоение ее было поручено Н. Н. Поликарпову, а самолет в различных модификаций имел наименование Р – 1.  Из отечественных самолетов оригинальной конструкции, созданных в двадцатые годы, следует отметить пассажирский самолет АК-1 В. Л. Александрова и В. В. Калинина.

Русским конструкторам принадлежит честь создания первых в мире многомоторных воздушных кораблей — первенцев тяжелой бомбардировочной авиации. В то время как за границей считали неосуществимой постройку многомоторных самолетов большой грузоподъемности, предназначенных для дальних полетов, русские конструкторы создали такие самолеты, как «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», «Святогор». Появление тяжелых многомоторных самолетов открывало новые возможности использования авиации. Увеличение грузоподъемности, дальности и высоты полета повышало значение авиации как воздушного транспорта и мощного боевого оружия.

Русским конструкторам принадлежит честь создания первых в мире многомоторных воздушных кораблей — первенцев тяжелой бомбардировочной авиации. В то время как за границей считали неосуществимой постройку многомоторных самолетов большой грузоподъемности, предназначенных для дальних полетов, русские конструкторы создали такие самолеты, как «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», «Святогор». Появление тяжелых многомоторных самолетов открывало новые возможности использования авиации. Увеличение грузоподъемности, дальности и высоты полета повышало значение авиации как воздушного транспорта и мощного боевого оружия.

Первые самолёты собственной постройки появились в России накануне Первой мировой войны. Одними из самых известных русских самолётов того времени были четырёхмоторный деревянный биплан «Русский витязь» и созданный на его основе «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского, построенные в 1913-1914 годах. «Русский витязь» стал первым в мире четырёхмоторным самолётом, положившим начало тяжёлой авиации, а «Илья Муромец» — первым в мире пассажирским самолётом и тяжёлым бомбардировщиком. На первое августа 1914 года, то есть в момент начала Первой мировой войны, военно-воздушные силы России насчитывали 244 самолёта, что выглядело более чем достойно на фоне других участников конфликта. Германия располагала 232-мя аэропланами, Франция — 138-ю, Англия — 56-ю самолётами первой линии, Австро-Венгрия — примерно 30-ю машинами.

Первые самолёты собственной постройки появились в России накануне Первой мировой войны. Одними из самых известных русских самолётов того времени были четырёхмоторный деревянный биплан «Русский витязь» и созданный на его основе «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского, построенные в 1913-1914 годах. «Русский витязь» стал первым в мире четырёхмоторным самолётом, положившим начало тяжёлой авиации, а «Илья Муромец» — первым в мире пассажирским самолётом и тяжёлым бомбардировщиком. На первое августа 1914 года, то есть в момент начала Первой мировой войны, военно-воздушные силы России насчитывали 244 самолёта, что выглядело более чем достойно на фоне других участников конфликта. Германия располагала 232-мя аэропланами, Франция — 138-ю, Англия — 56-ю самолётами первой линии, Австро-Венгрия — примерно 30-ю машинами.

Инженер Игорь Сикорский В течение только 1912 и 1913 гг. благодаря таланту и труду Сикорского в России появились: первый гидросамолет; первый самолет, проданный за рубеж; первый специально спроектированный учебный самолет; первый серийный самолет; первый самолет монококовой конструкции; первый пилотажный самолет и т.д. Три самолета конструкции Сикорского вышли победителями на международных конкурсах военных аэропланов, доказав в упорной борьбе свои преимущества перед новейшими иностранными самолетами. Разведчик С-10 имел полтора десятка модификаций, которые к началу первой мировой войны составляли основу морской авиации Балтийского флота. Сикорский по праву может быть причислен к основателям отечественной авиационной промышленности.

Инженер Игорь Сикорский

В течение только 1912 и 1913 гг. благодаря таланту и труду Сикорского в России появились: первый гидросамолет; первый самолет, проданный за рубеж; первый специально спроектированный учебный самолет; первый серийный самолет; первый самолет монококовой конструкции; первый пилотажный самолет и т.д.

Три самолета конструкции Сикорского вышли победителями на международных конкурсах военных аэропланов, доказав в упорной борьбе свои преимущества перед новейшими иностранными самолетами. Разведчик С-10 имел полтора десятка модификаций, которые к началу первой мировой войны составляли основу морской авиации Балтийского флота.

Сикорский по праву может быть причислен к основателям отечественной авиационной промышленности.

Биплан И. И. Сикорского С-10, 1913 г.

Биплан И. И. Сикорского С-10, 1913 г.

В 1914 году Сикорский праздновал ещё один триумф человеческой изобретательности над природой: уже на Русско-балтийском вагоностроительном заводе он построил второй свой самолёт

В 1914 году Сикорский праздновал ещё один триумф человеческой изобретательности над природой: уже на Русско-балтийском вагоностроительном заводе он построил второй свой самолёт "Илья Муромец", со 100-сильным двигателем и размахом крыльев 31 метр, на котором совершил перелёт из Петербурга в Киев и обратно

В период первой мировой войны (1914 — 1918 гг.) возник и с исключительной быстротой стал развиваться, расширяя сферы своего боевого применения, новый род войск — авиация. В эти годы авиация выделилась как род войск и получила всеобщее признание в качестве эффективного средства борьбы с противником. В новых условиях войны боевые успехи войск были уже немыслимы без широкого применения авиации. K началу войны русская авиация насчитывала 6 авиационных рот и 39 авиационных отрядов с общим количеством самолетов 224. Скорость самолетов была около 100 км/час.

В период первой мировой войны (1914 — 1918 гг.) возник и с исключительной быстротой стал развиваться, расширяя сферы своего боевого применения, новый род войск — авиация. В эти годы авиация выделилась как род войск и получила всеобщее признание в качестве эффективного средства борьбы с противником. В новых условиях войны боевые успехи войск были уже немыслимы без широкого применения авиации.

K началу войны русская авиация насчитывала 6 авиационных рот и 39 авиационных отрядов с общим количеством самолетов 224. Скорость самолетов была около 100 км/час.

  В августе 1913 года поручик Р. В. Поплавко установил пулемет «Максим» на самолет «Фарман-XV» в носовой части фюзеляжа. Пулеметная, тоже шкворневая установка Поплавко могла обстреливать переднюю, верхнюю и нижнюю полусферу, но управлять огнем должен не летчик, а летчик-наблюдатель или просто воздушный стрелок. Обстрел передней полусферы летчиком или воздушным стрелком обеспечивал ведение воздушного боя как с аэропланами, так с дирижаблями, атакуя их под любыми курсовыми углами. Атака с пулеметной установкой Поплавко была значительно проще, но сам двухместный аэроплан был менее маневренным по сравнению с одноместным. Самолет В. Р. Поплавко «Фарман-XV», 1913 г

  В августе 1913 года поручик Р. В. Поплавко установил пулемет «Максим» на самолет «Фарман-XV» в носовой части фюзеляжа. Пулеметная, тоже шкворневая установка Поплавко могла обстреливать переднюю, верхнюю и нижнюю полусферу, но управлять огнем должен не летчик, а летчик-наблюдатель или просто воздушный стрелок. Обстрел передней полусферы летчиком или воздушным стрелком обеспечивал ведение воздушного боя как с аэропланами, так с дирижаблями, атакуя их под любыми курсовыми углами. Атака с пулеметной установкой Поплавко была значительно проще, но сам двухместный аэроплан был менее маневренным по сравнению с одноместным.

Самолет В. Р. Поплавко «Фарман-XV», 1913 г

Первый в мире самолет-истребитель РБВЗ-16 построен в России в январе 1915 г. на Русско-Балтийском заводе, на котором был ранее построен тяжелый воздушный корабль «Илья Муромец». По предложению известных русских летчиков А. В. Панкратьева, Г. В. Алехновича и др. группа конструкторов завода создала специальный самолет-истребитель для сопровождения «Муромцев» во время боевых полетов и охраны баз бомбардировщиков от нападения противника с воздуха. Самолет РБВЗ-16 был вооружен синхронным пулеметом, стрелявшим через винт. В сентябре 1915 г. завод начал серийный выпуск истребителей.

Первый в мире самолет-истребитель РБВЗ-16 построен в России в январе 1915 г. на Русско-Балтийском заводе, на котором был ранее построен тяжелый воздушный корабль «Илья Муромец». По предложению известных русских летчиков А. В. Панкратьева, Г. В. Алехновича и др. группа конструкторов завода создала специальный самолет-истребитель для сопровождения «Муромцев» во время боевых полетов и охраны баз бомбардировщиков от нападения противника с воздуха. Самолет РБВЗ-16 был вооружен синхронным пулеметом, стрелявшим через винт. В сентябре 1915 г. завод начал серийный выпуск истребителей.

Еще перед войной и в годы войны конструктор Д. П. Григорович создал серию летающих лодок — морских разведчиков, истребителей и бомбардировщиков, заложив тем самым основы гидросамолетостроения. В то время ни в одной другой стране не было гидросамолетов, равных по своим летно-тактическим данным летающим лодкам Григоровича.  Создав тяжелый многомоторный самолет «Илья Муромец», конструкторы продолжают совершенствовать летно-тактические данные воздушного корабля, разрабатывая его новые модификации.

Еще перед войной и в годы войны конструктор Д. П. Григорович создал серию летающих лодок — морских разведчиков, истребителей и бомбардировщиков, заложив тем самым основы гидросамолетостроения. В то время ни в одной другой стране не было гидросамолетов, равных по своим летно-тактическим данным летающим лодкам Григоровича. Создав тяжелый многомоторный самолет «Илья Муромец», конструкторы продолжают совершенствовать летно-тактические данные воздушного корабля, разрабатывая его новые модификации.

На российской земле Сикорскому было суждено дать жизнь одному из самых своих величайших творений. Еще в 1911 г., после вынужденной посадки, едва не стоившей ему жизни, Игорь Иванович задумался о путях повышения надежности самолетов и направлениях их дальнейшего развития. К середине следующего года им была уже досконально разработана концепция перспективного самолета, специально предназначенного для эксплуатации на бескрайних российских просторах в условиях нашего тяжелого климата.

На российской земле Сикорскому было суждено дать жизнь одному из самых своих величайших творений. Еще в 1911 г., после вынужденной посадки, едва не стоившей ему жизни, Игорь Иванович задумался о путях повышения надежности самолетов и направлениях их дальнейшего развития.

К середине следующего года им была уже досконально разработана концепция перспективного самолета, специально предназначенного для эксплуатации на бескрайних российских просторах в условиях нашего тяжелого климата.

В соответствии с этой концепцией аппарат проектировался многомоторным, с экипажем из нескольких человек, был предусмотрен и доступ к основным частям конструкции для ремонта в воздухе. Возможность такого гигантского самолета отвергалась в то время большинством авиационных авторитетов. Тем не менее председатель правления РБВЗ поддержал своего двадцатитрехлетнего главного конструктора. И в марте 1913 г. был построен первый в мире четырехмоторный воздушный гигант. Сначала он получил название С-9 «Гранд», а после некоторых доработок - «Русский витязь». Молва о воздушном гиганте покатилась по России. В Европе удивлялись и не верили.  

В соответствии с этой концепцией аппарат проектировался многомоторным, с экипажем из нескольких человек, был предусмотрен и доступ к основным частям конструкции для ремонта в воздухе. Возможность такого гигантского самолета отвергалась в то время большинством авиационных авторитетов. Тем не менее председатель правления РБВЗ поддержал своего двадцатитрехлетнего главного конструктора. И в марте 1913 г. был построен первый в мире четырехмоторный воздушный гигант.

Сначала он получил название С-9 «Гранд», а после некоторых доработок - «Русский витязь». Молва о воздушном гиганте покатилась по России. В Европе удивлялись и не верили.  

Аэроплан «Русский Витязь»

Аэроплан «Русский Витязь»

Авиаконструктор Игорь Сикорский сажает свой четырехмоторный самолет Илья Муромец на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге. 1914 год. Фото: Архив / ИТАР-ТАСС

Авиаконструктор Игорь Сикорский сажает свой четырехмоторный самолет Илья Муромец на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге. 1914 год. Фото: Архив / ИТАР-ТАСС

Император Николай II на переднем балконе четырехмоторного самолета

Император Николай II на переднем балконе четырехмоторного самолета "Гранд", построенного для нужд русской армии. 1913 год.

Фото: Архив / ИТАР-ТАСС

В 1934 году Николай Поликарпов создал новый скоростной моноплан И-16, которому предстояло стать основным советским истребителем 1930-х — начала 1940-х годов.  И-16 — первый в мире серийный истребитель-моноплан с убираемыми шасси; первоначально он имел и закрытую кабину, но от неё пришлось отказаться. Качество остекления оставляло желать лучшего, а лётчики, привыкшие к открытым кабинам, активно протестовали против необходимого, но неудобного новшества. Благодаря очень короткому  юзеляжу И-16 имел малый продольный момент инерции и, как следствие, быструю реакцию на отклонение рулей, что придавало машине исключительные маневренные качества. Однако управление И-16 превращалось в непростую работу, требовавшую от лётчика высокого уровня подготовки.  

В 1934 году Николай Поликарпов создал новый скоростной моноплан И-16, которому предстояло стать основным советским истребителем 1930-х — начала 1940-х годов.  И-16 — первый в мире серийный истребитель-моноплан с убираемыми шасси; первоначально он имел и закрытую кабину, но от неё пришлось отказаться. Качество остекления оставляло желать лучшего, а лётчики, привыкшие к открытым кабинам, активно протестовали против необходимого, но неудобного новшества. Благодаря очень короткому  юзеляжу И-16 имел малый продольный момент инерции и, как следствие, быструю реакцию на отклонение рулей, что придавало машине исключительные маневренные качества. Однако управление И-16 превращалось в непростую работу, требовавшую от лётчика высокого уровня подготовки.  

Пе-2   пикирующий фронтовой бомбардировщик  Создание Пе-2 началось в конце 1938 года конструкторской группой во главе с В.М.Петляковым. Вначале этой группе было поручено создание высотного истребителя с условным обозначением

Пе-2  пикирующий фронтовой бомбардировщик 

Создание Пе-2 началось в конце 1938 года конструкторской группой во главе с В.М.Петляковым. Вначале этой группе было поручено создание высотного истребителя с условным обозначением "100", так как военные специалисты прогнозировали тенденцию существенного увеличения высотности боевых самолетов. Пе-2 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. Моторы жидкостного охлаждения М-105Р. Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 развивал почти такую же скорость, как истребители тех лет. Этот самолет широко использовался на фронтах Великой Отечественной войны. Было усилено его вооружение, затем были поставлены менее высотные, но более мощные моторы ВК-105ПФ и улучшена аэродинамика.

Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42) дальний бомбардировщик В 1934 году в КБ А.Н.Туполева бригадой В.М.Петлякова стал разрабатываться новый четырехмоторный тяжелый бомбардировщик. Этот самолет имел хорошо обтекаемые формы, убирающиеся шасси, гладкую обшивку, сравнительно тонкий профиль крыла. Все эти качества обеспечили существенное снижение аэродинамического сопротивления по сравнению с ТБ-3. На самолет устанавливались самые мощные в то время моторы М-34ФРН. Летные испытания ТБ-7, начавшиеся в декабре 1936 года полетом М.М.Громова, продемонстрировали превосходные данные бомбардировщика. Скорость 430 км/ч на высоте 8600 метров делала ТБ-7 на больших высотах практически недоступным для серийных истребителей тех лет. 

Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42) дальний бомбардировщик

В 1934 году в КБ А.Н.Туполева бригадой В.М.Петлякова стал разрабатываться новый четырехмоторный тяжелый бомбардировщик. Этот самолет имел хорошо обтекаемые формы, убирающиеся шасси, гладкую обшивку, сравнительно тонкий профиль крыла. Все эти качества обеспечили существенное снижение аэродинамического сопротивления по сравнению с ТБ-3. На самолет устанавливались самые мощные в то время моторы М-34ФРН. Летные испытания ТБ-7, начавшиеся в декабре 1936 года полетом М.М.Громова, продемонстрировали превосходные данные бомбардировщика. Скорость 430 км/ч на высоте 8600 метров делала ТБ-7 на больших высотах практически недоступным для серийных истребителей тех лет. 

Ил-4 (ДБ-3) дальний бомбардировщик

Ил-4 (ДБ-3) дальний бомбардировщик

Самолет ЦКБ-26 (дальний бомбардировщик) разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина. Летом 1935 года самолет впервые поднял в воздух летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Испытания показали, что самолет обладает прекрасной маневренностью и мог даже выполнять петлю Нестерова. Эта машина отличалась прежде всего улучшенной аэродинамикой, более мощными высотными моторами М-88 и основательными изменением конструкции. 21 мая 1939 года В.К.Коккинаки впервые поднял ДБ-3Ф в воздух, а с 31 августа начались ее государственные испытания.

Самолет ЦКБ-26 (дальний бомбардировщик) разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина. Летом 1935 года самолет впервые поднял в воздух летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Испытания показали, что самолет обладает прекрасной маневренностью и мог даже выполнять петлю Нестерова. Эта машина отличалась прежде всего улучшенной аэродинамикой, более мощными высотными моторами М-88 и основательными изменением конструкции. 21 мая 1939 года В.К.Коккинаки впервые поднял ДБ-3Ф в воздух, а с 31 августа начались ее государственные испытания.

С первых дней Великой Отечественной войны части имеющие в своем составе самолеты ДБ-3, ДБ-3Т и ДБ-3Ф активно включились в боевые действия. Бомбовым ударам подвергались аэродромы, коммуникации и места крупного сосредоточения противника, военно-промышленные объекты Данцига и Кенигсберга.

С первых дней Великой Отечественной войны части имеющие в своем составе самолеты ДБ-3, ДБ-3Т и ДБ-3Ф активно включились в боевые действия. Бомбовым ударам подвергались аэродромы, коммуникации и места крупного сосредоточения противника, военно-промышленные объекты Данцига и Кенигсберга.

Воздушные бои велись на относительно небольших высотах, кризисные явления сжимаемости воздуха почти не проявлялись, поэтому необходимость в специальном скоростном крыле остро не ощущалась.  Весьма необычным оказался путь создания советских самолетов Як-3 и Ла-7. По существу, они представляли собой глубокие модификации истребителей Як-1 и ЛаГГ-3, разработанных в 1940 г. и выпускавшихся серийно.

Воздушные бои велись на относительно небольших высотах, кризисные явления сжимаемости воздуха почти не проявлялись, поэтому необходимость в специальном скоростном крыле остро не ощущалась.

Весьма необычным оказался путь создания советских самолетов Як-3 и Ла-7. По существу, они представляли собой глубокие модификации истребителей Як-1 и ЛаГГ-3, разработанных в 1940 г. и выпускавшихся серийно.

Один из немногих, если не единственный истребитель с мотором воздушного охлаждения, который с полным основанием можно отнести к лучшим истребителям воздушного боя второй мировой войны. На Ла-7 известный советский ас И. Н. Кожедуб сбил 17 немецких самолетов (в том числе и реактивный истребитель Ме-262) из 62 уничтоженных им на истребителях марки Ла.

Один из немногих, если не единственный истребитель с мотором воздушного охлаждения, который с полным основанием можно отнести к лучшим истребителям воздушного боя второй мировой войны. На Ла-7 известный советский ас И. Н. Кожедуб сбил 17 немецких самолетов (в том числе и реактивный истребитель Ме-262) из 62 уничтоженных им на истребителях марки Ла.

В советских ВВС на завершающем этапе войны не было истребителя более популярного, чем Як-3. В то время это был самый легкий истребитель. Французские летчики полка «Нормандия-Неман», воевавшие на Як-3, так отзывались о его боевых возможностях: Коренная переработка конструкции Яка была предпринята в 1943 г. с целью резкого улучшения летных характеристик при весьма скромной мощности силовых установок. Решающим направлением в этой работе стало облегчение самолета (в том числе и за счет уменьшения площади крыла) и существенное улучшение его аэродинамики. Пожалуй, это была единственная возможность качественно продвинуть самолет, так как новых более мощных моторов, подходящих для установки на Як-1, советская промышленность серийно еще не выпускала.

В советских ВВС на завершающем этапе войны не было истребителя более популярного, чем Як-3. В то время это был самый легкий истребитель. Французские летчики полка «Нормандия-Неман», воевавшие на Як-3, так отзывались о его боевых возможностях: Коренная переработка конструкции Яка была предпринята в 1943 г. с целью резкого улучшения летных характеристик при весьма скромной мощности силовых установок.

Решающим направлением в этой работе стало облегчение самолета (в том числе и за счет уменьшения площади крыла) и существенное улучшение его аэродинамики. Пожалуй, это была единственная возможность качественно продвинуть самолет, так как новых более мощных моторов, подходящих для установки на Як-1, советская промышленность серийно еще не выпускала.

Схемы Як

Схемы Як

Як-3 по сравнению с Як-1 был намного легче, имел меньшие относительную толщину профиля и площадь крыла и обладал прекрасными аэродинамическими свойствами. Энерговооруженность самолета существенно возросла, что резко улучшило его скороподъемность, разгонные характеристики и вертикальную маневренность. В то же время такой важнейший для горизонтальной маневренности, взлета и посадки параметр, как удельная нагрузка на крыло, изменился мало.   Конечно, в тактическом плане Як-3 отнюдь не заменял собой самолеты, отличавшиеся более сильным вооружением и большей продолжительностью боевого полета, но прекрасно дополнял их, воплощая в себе идею легкой, скоростной и маневренной машины воздушного боя, предназначенной в первую очередь для борьбы с истребителями про

Як-3 по сравнению с Як-1 был намного легче, имел меньшие относительную толщину профиля и площадь крыла и обладал прекрасными аэродинамическими свойствами. Энерговооруженность самолета существенно возросла, что резко улучшило его скороподъемность, разгонные характеристики и вертикальную маневренность. В то же время такой важнейший для горизонтальной маневренности, взлета и посадки параметр, как удельная нагрузка на крыло, изменился мало.

Конечно, в тактическом плане Як-3 отнюдь не заменял собой самолеты, отличавшиеся более сильным вооружением и большей продолжительностью боевого полета, но прекрасно дополнял их, воплощая в себе идею легкой, скоростной и маневренной машины воздушного боя, предназначенной в первую очередь для борьбы с истребителями про

История создания Ла-7 также необычна. В начале 1942 г. на базе истребителя ЛаГГ-3, оказавшегося довольно посредственной боевой машиной, был разработан истребитель Ла-5, отличавшийся от предшественника только силовой установкой (мотор жидкостного охлаждения заменили на гораздо более мощную двухрядную «звезду»). В ходе дальнейшего развития Ла-5 конструкторы основное внимание уделили его аэродинамическому совершенствованию. Если при переходе от Ла-5 к Ла-5ФН повышение летных данных было достигнуто не только за счет лучшей аэродинамики, но и благодаря более мощному мотору, то улучшения характеристик Ла-7 добились исключительно средствами аэродинамики и снижением веса конструкции. Этот самолет имел скорость на 80 км/ч больше, чем Ла-5, из них 75% (то есть 60 км/ч) дала аэродинамика.

История создания Ла-7 также необычна. В начале 1942 г. на базе истребителя ЛаГГ-3, оказавшегося довольно посредственной боевой машиной, был разработан истребитель Ла-5, отличавшийся от предшественника только силовой установкой (мотор жидкостного охлаждения заменили на гораздо более мощную двухрядную «звезду»).

В ходе дальнейшего развития Ла-5 конструкторы основное внимание уделили его аэродинамическому совершенствованию. Если при переходе от Ла-5 к Ла-5ФН повышение летных данных было достигнуто не только за счет лучшей аэродинамики, но и благодаря более мощному мотору, то улучшения характеристик Ла-7 добились исключительно средствами аэродинамики и снижением веса конструкции. Этот самолет имел скорость на 80 км/ч больше, чем Ла-5, из них 75% (то есть 60 км/ч) дала аэродинамика.

Лучшие черты истребителя воздушного боя воплотились в Ла-7: высокая скорость, отличная маневренность и скороподъемность. Кроме того, по сравнению с остальными истребителями, о которых здесь идет речь, он обладал большей живучестью, так как только этот самолет имел мотор воздушного охлаждения. Как известно, такие моторы не только более жизнеспособны, чем двигатели жидкостного охлаждения, но и служат своеобразной защитой летчика от огня с передней полусферы, поскольку имеют большие габариты поперечного сечения

Лучшие черты истребителя воздушного боя воплотились в Ла-7: высокая скорость, отличная маневренность и скороподъемность. Кроме того, по сравнению с остальными истребителями, о которых здесь идет речь, он обладал большей живучестью, так как только этот самолет имел мотор воздушного охлаждения. Как известно, такие моторы не только более жизнеспособны, чем двигатели жидкостного охлаждения, но и служат своеобразной защитой летчика от огня с передней полусферы, поскольку имеют большие габариты поперечного сечения

Сложившаяся ситуация потребовала от ОКБ Лавочкина незамедлительных мер по качественному совершенствованию своего самолета. Инженеры, конструкторы и рабочие работали дни и ночи, не покладая рук, и в начале 1943 года был создан улучшенный вариант машины с двигателем М-82Ф. Масса конструкции уменьшена (3200 вместо 3360 кг). Кроме того, существенно изменилась форма фонаря пилотской кабины, благодаря чему улучшился обзор «назад-вверх». Несколько повысилась маневренность самолета, а максимальная скорость возросла почти на 20 км/ч. В том же году на модернизированный Ла-5 поставили двигатель М-82ФН (АШ-82ФН). В отличие от своих карбюраторных предшественников он был оснащен системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры.   Эту задачу выполняли насосы высокого давления. Самолеты Ла-5 с двигателем М-82ФН (форсированный с непосредственным впрыском) получили обозначение — Ла-5ФН. При этом специалистам моторостроительного конструкторского бюро А. Швецова удалось без увеличения массы двигателя довести его максимальную мощность до 1850 л. с. 

Сложившаяся ситуация потребовала от ОКБ Лавочкина незамедлительных мер по качественному совершенствованию своего самолета. Инженеры, конструкторы и рабочие работали дни и ночи, не покладая рук, и в начале 1943 года был создан улучшенный вариант машины с двигателем М-82Ф. Масса конструкции уменьшена (3200 вместо 3360 кг). Кроме того, существенно изменилась форма фонаря пилотской кабины, благодаря чему улучшился обзор «назад-вверх». Несколько повысилась маневренность самолета, а максимальная скорость возросла почти на 20 км/ч. В том же году на модернизированный Ла-5 поставили двигатель М-82ФН (АШ-82ФН). В отличие от своих карбюраторных предшественников он был оснащен системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры.  Эту задачу выполняли насосы высокого давления. Самолеты Ла-5 с двигателем М-82ФН (форсированный с непосредственным впрыском) получили обозначение — Ла-5ФН. При этом специалистам моторостроительного конструкторского бюро А. Швецова удалось без увеличения массы двигателя довести его максимальную мощность до 1850 л. с. 

Весной 1944 года в серийное производство был запущен улучшенный в вариант истребителя Лавочкина, получивший обозначение Ла-7.    По размерам и обводам он незначительно отличался от Ла-5ФН, но в нем было существенное конструктивное отличие. Лонжероны крыла вместо деревянных стали металлическими, более легкими (почти на 100 кг). Габариты сечения лонжеронов резко сократились, освободив дополнительные объемы для топливных баков. Кстати, точно такие же лонжероны в это время стали устанавливать и на серийно выпускавшихся истребителях Ла-5 и Ла-5ФН. 

Весной 1944 года в серийное производство был запущен улучшенный в вариант истребителя Лавочкина, получивший обозначение Ла-7.   По размерам и обводам он незначительно отличался от Ла-5ФН, но в нем было существенное конструктивное отличие. Лонжероны крыла вместо деревянных стали металлическими, более легкими (почти на 100 кг). Габариты сечения лонжеронов резко сократились, освободив дополнительные объемы для топливных баков. Кстати, точно такие же лонжероны в это время стали устанавливать и на серийно выпускавшихся истребителях Ла-5 и Ла-5ФН. 

Сравнивая крыльевую и центральную установку вооружения, трудно ответить, какая из этих схем являлась наиболее эффективной. Но все же советские фронтовые летчики и авиационные специалисты, так же как и немецкие, отдавали предпочтение центральной, которая обеспечивала наибольшую кучность огня. Такое расположение оказывается более выгодным, когда атака самолета противника проводится с предельно малых дистанций.

Сравнивая крыльевую и центральную установку вооружения, трудно ответить, какая из этих схем являлась наиболее эффективной. Но все же советские фронтовые летчики и авиационные специалисты, так же как и немецкие, отдавали предпочтение центральной, которая обеспечивала наибольшую кучность огня.

Такое расположение оказывается более выгодным, когда атака самолета противника проводится с предельно малых дистанций.

Среди множества критериев, определявших боеспособность самолета, самым главным для истребителя являлось сочетание его летных данных. Конечно, они важны не сами по себе, а в сочетании с целым рядом других количественных и качественных показателей, таких, например, как устойчивость, пилотажные свойства, простота эксплуатации, обзор и т.д. Для некоторых классов самолетов, учебных, к примеру, эти показатели имеют первостепенное значение. Но для боевых машин минувшей войны определяющими являются именно летные характеристики и вооружение, представляющие собой основные технические слагаемые боевой эффективности истребителей и бомбардировщиков. Поэтому конструкторы стремились в первую очередь добиться приоритета в летных данных, а точнее в тех из них, которые играли первостепенную роль.

Среди множества критериев, определявших боеспособность самолета, самым главным для истребителя являлось сочетание его летных данных. Конечно, они важны не сами по себе, а в сочетании с целым рядом других количественных и качественных показателей, таких, например, как устойчивость, пилотажные свойства, простота эксплуатации, обзор и т.д. Для некоторых классов самолетов, учебных, к примеру, эти показатели имеют первостепенное значение. Но для боевых машин минувшей войны определяющими являются именно летные характеристики и вооружение, представляющие собой основные технические слагаемые боевой эффективности истребителей и бомбардировщиков. Поэтому конструкторы стремились в первую очередь добиться приоритета в летных данных, а точнее в тех из них, которые играли первостепенную роль.

П од словами «летные данные» подразумевается целый комплекс важнейших показателей, главными из которых для истребителей были максимальная скорость, скороподъемность, дальность или время боевого вылета, маневренность, способность быстро набирать скорость, иногда практический потолок. Опыт показал, что техническое совершенство истребителей невозможно свести к какому-то одному критерию, который выражался бы числом, формулой или даже алгоритмом, рассчитанным для реализации на ЭВМ. Вопрос сравнения истребителей, так же как и поиск оптимального сочетания основных летных характеристик, до сих пор остается одним из самых сложных..

П од словами «летные данные» подразумевается целый комплекс важнейших показателей, главными из которых для истребителей были максимальная скорость, скороподъемность, дальность или время боевого вылета, маневренность, способность быстро набирать скорость, иногда практический потолок. Опыт показал, что техническое совершенство истребителей невозможно свести к какому-то одному критерию, который выражался бы числом, формулой или даже алгоритмом, рассчитанным для реализации на ЭВМ. Вопрос сравнения истребителей, так же как и поиск оптимального сочетания основных летных характеристик, до сих пор остается одним из самых сложных..

Известно, что максимальная скорость и скороподъемность существенно зависят от режима работы мотора. Одно дело длительный или номинальный режим, и совсем другое – чрезвычайный форсаж. Это хорошо видно из сопоставления максимальных скоростей лучших истребителей завершающего периода войны. Наличие режимов повышенной мощности существенно улучшает летные характеристики, но лишь на непродолжительное время, так как в противном случае может произойти разрушение мотора. По этой причине очень кратковременный чрезвычайный режим работы мотора, дававший наибольшую мощность, не считался в то время основным для работы силовой установки в воздушном бою. Он предназначался для использования только в самых экстренных, смертельно опасных для летчика ситуациях

Известно, что максимальная скорость и скороподъемность существенно зависят от режима работы мотора. Одно дело длительный или номинальный режим, и совсем другое – чрезвычайный форсаж. Это хорошо видно из сопоставления максимальных скоростей лучших истребителей завершающего периода войны. Наличие режимов повышенной мощности существенно улучшает летные характеристики, но лишь на непродолжительное время, так как в противном случае может произойти разрушение мотора. По этой причине очень кратковременный чрезвычайный режим работы мотора, дававший наибольшую мощность, не считался в то время основным для работы силовой установки в воздушном бою. Он предназначался для использования только в самых экстренных, смертельно опасных для летчика ситуациях

Истребитель Як-9. Самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны. На новосибирском заводе N153 выпуск Як-9 достигал 20 самолетов в день.

Истребитель Як-9. Самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны. На новосибирском заводе N153 выпуск Як-9 достигал 20 самолетов в день.

Дальний бомбардировщик Ил-4. Самый известный эпизод их применения - бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г. (пока сохранялась возможность вылета с аэродрома Кагул на Моонзундском архипелаге).

Дальний бомбардировщик Ил-4. Самый известный эпизод их применения - бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г. (пока сохранялась возможность вылета с аэродрома Кагул на Моонзундском архипелаге).

Последний советский военный биплан И-153 («Чайка»). К началу войны как истребитель уже морально устарел, использовался при обороне Москвы в войсках ПВО.

Последний советский военный биплан И-153 («Чайка»). К началу войны как истребитель уже морально устарел, использовался при обороне Москвы в войсках ПВО.

Самолет ЦКБ-55 (БШ-2 бронированный штурмовик второй) разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина. Первые испытания данного самолета начались 2 октября 1939 года. Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, система охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы. Изменилась компоновка систем охлаждения машины и кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение. Появления Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Они действовали с большим успехом против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника.

Самолет ЦКБ-55 (БШ-2 бронированный штурмовик второй) разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина. Первые испытания данного самолета начались 2 октября 1939 года. Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, система охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы. Изменилась компоновка систем охлаждения машины и кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение. Появления Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Они действовали с большим успехом против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника.

Знаменитый У-2 (после смерти конструктора Поликарпова переименованный в По-2). Выпускался аж 25 лет с 1928 по 1953 год. Основное боевое применение - ночные «беспокоящие налёты» на прифронтовую полосу противника. За ночь производилось иногда до шести-семи с довольно точным бомбометанием со сверхмалой высоты. 

Знаменитый У-2 (после смерти конструктора Поликарпова переименованный в По-2). Выпускался аж 25 лет с 1928 по 1953 год.

Основное боевое применение - ночные «беспокоящие налёты» на прифронтовую полосу противника. За ночь производилось иногда до шести-семи с довольно точным бомбометанием со сверхмалой высоты. 

Основной советский штурмовик Ил-2 (наши называли его

Основной советский штурмовик Ил-2 (наши называли его "Горбатым" и "Летающим танком", а немцы - «Мясником»). Применялся на небольших высотах, притягивая к себе огонь не только вражеской зенитной артиллерии, но и стрелкового оружия пехоты

Оригинальные серии цикла «Самолёты Второй мировой войны» впервые были сделаны в 1989 году.  В этом цикле документальных фильмов собраны уникальные фильмы НИИ ВВС 40-х годов, знакомящие зрителя с советскими самолетами периода Великой Отечественной войны.  Вторая серия   - В этом фильме собраны уникальные фильмы НИИ ВВС 40-х годов, знакомящие зрителя с советскими самолетами периода Великой Отечественной войны.   Самолёты Второй мировой войны (Крылья России) 2 http://www.youtube.com/watch?v=_QbNeBy8faw#t=31 (просмотр документального фильма on-line)

Оригинальные серии цикла «Самолёты Второй мировой войны»

впервые были сделаны в 1989 году.

В этом цикле документальных фильмов собраны уникальные фильмы НИИ ВВС 40-х годов, знакомящие зрителя с советскими самолетами периода Великой Отечественной войны. 

Вторая серия   - В этом фильме собраны уникальные фильмы НИИ ВВС 40-х годов, знакомящие зрителя с советскими самолетами периода Великой Отечественной войны.  

Самолёты Второй мировой войны (Крылья России) 2

http://www.youtube.com/watch?v=_QbNeBy8faw#t=31

(просмотр документального фильма on-line)

Заключение На момент начала войны численность боевых самолетов советских ВВС в 1,5 раза превышала численность боевых самолетов Германии, но по техническим и боевым характеристикам наши самолеты значительно уступали немецким. Поэтому силы советских конструкторов были направлены на создание новых, современных самолетов, не только не уступающих, но и превосходящих самолеты противника. В годы Великой Отечественной войны было осуществлено как техническое оснащение Советских Военно-Воздушных сил, так и их полное перевооружение новыми видами боевой техники. В ходе проведения исследовательской работы мы узнали, какие боевые самолеты состояли на вооружении военно-воздушных сил Советской армии во время Великой Отечественной войны. Данное исследование показывает, что конструкторы и инженеры внесли весомый вклад в исход Великой Отечественной войны. Изучение истории авиации еще далеко не закончено, еще не все выяснено и впереди нас ждет много открытий.

Заключение

На момент начала войны численность боевых самолетов советских ВВС в 1,5 раза превышала численность боевых самолетов Германии, но по техническим и боевым характеристикам наши самолеты значительно уступали немецким. Поэтому силы советских конструкторов были направлены на создание новых, современных самолетов, не только не уступающих, но и превосходящих самолеты противника.

В годы Великой Отечественной войны было осуществлено как техническое оснащение Советских Военно-Воздушных сил, так и их полное перевооружение новыми видами боевой техники. В ходе проведения исследовательской работы мы узнали, какие боевые самолеты состояли на вооружении военно-воздушных сил Советской армии во время Великой Отечественной войны.

Данное исследование показывает, что конструкторы и инженеры внесли весомый вклад в исход Великой Отечественной войны.

Изучение истории авиации еще далеко не закончено, еще не все выяснено и впереди нас ждет много открытий.

Фотоэтюд с проведённого мероприятия

Фотоэтюд с проведённого мероприятия

Фотоэтюд с проведённого мероприятия

Фотоэтюд с проведённого мероприятия

Отзывы учащихся о мероприятии Перлова К.: « Мне очень понравилась презентация. Ребята, мы молодцы! Я узнала много интересного и важного». Кулешова Е.: « Ребятами была проделана очень большая работа. Мне понравилось смотреть видеоролики про историю авиации в ВОВ. Я бы хотела, чтобы чаще так проводились мероприятия». Швиденко А.: « Именно благодаря мероприятию, я узнала много интересного и важного. Команда проделала огромную работу, обработала много информации и донесла до ребят значимость работы конструкторов самолётов и вклад в Победу в ВОВ». Ремизова Д.: « Хотелось бы поделиться впечатлениями о мероприятии. Спасибо команде за ОГРОМНЫЙ труд! МНОГО интересного и неизвестного для меня»».

Отзывы учащихся о мероприятии

Перлова К.: « Мне очень понравилась презентация. Ребята, мы молодцы! Я узнала много интересного и важного».

Кулешова Е.: « Ребятами была проделана очень большая работа. Мне понравилось смотреть видеоролики про историю авиации в ВОВ. Я бы хотела, чтобы чаще так проводились мероприятия».

Швиденко А.: « Именно благодаря мероприятию, я узнала много интересного и важного. Команда проделала огромную работу, обработала много информации и донесла до ребят значимость работы конструкторов самолётов и вклад в Победу в ВОВ».

Ремизова Д.: « Хотелось бы поделиться впечатлениями о мероприятии. Спасибо команде за ОГРОМНЫЙ труд! МНОГО интересного и неизвестного для меня»».

Использованные ресурсы: http:// media.vorotila.net/items/b/9/d/t1@b9d13ae4-d392-4a8e-aeb3-7d18dc129b38.jpg http://topwar.ru/7742-istrebiteli-vtoroy-mirovoy-voyny-luchshie-iz-luchshih.-vzglyad-inzhenera.. html http:// cdn.topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318872742_09.jpg  http://diletant.ru/firstwar/20272596 / http://worldofwarplanes.ru/dcont/fb/history/i-16.jpg?MEDIA_PREFIX=/dcont/fb / http:// img11.nnm.me/4/7/6/2/b/f97e74825fd981a1bc25150745d.jpg http:// img13.nnm.me/b/9/1/0/8/63bc04cfbf11e0e5568c3822d52.jpg http:// img11.nnm.me/1/0/8/5/c/df9eb27ec2e68a55fa3f8b9cbdd.jpg http:// air.kruzzz.com/wp-content/uploads/2014/03/Konkurs.jpg http:// air.kruzzz.com/wp-content/uploads/2014/03/Poplavko.jpg http:// air.kruzzz.com/wp-content/uploads/2014/03/Vityaz.jpg http:// rusplt.ru/netcat_files/358/735/620x407/Airplane_MAIN_640.jpg http:// rusplt.ru/netcat_files/userfiles3/Airplane_1_600.jpg http:// www.9maya.ru/uploads/posts/2009-06/1245799223_ak-1.jpg http:// s019.radikal.ru/i631/1208/29/f66ea19cabc6.jpg http:// s61.radikal.ru/i172/1208/35/1c395ac8e93a.jpg http:// www.respectme.ru/photoblog/650  http://www.sgvavia.ru/go?http://pixs.ru/? r=4424230  http:// i5.pixs.ru/storage/2/7/0/800pxLa5re_8543296_4424270.jpg  http://www.sgvavia.ru/go?http://pixs.ru/? r=4424325  http:// www.airwar.ru/image/idop/other2/la7uti/la7uti-2.jpg

Использованные ресурсы:

http:// media.vorotila.net/items/b/9/d/[email protected]

http://topwar.ru/7742-istrebiteli-vtoroy-mirovoy-voyny-luchshie-iz-luchshih.-vzglyad-inzhenera.. html

http:// cdn.topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318872742_09.jpg

http://diletant.ru/firstwar/20272596 /

http://worldofwarplanes.ru/dcont/fb/history/i-16.jpg?MEDIA_PREFIX=/dcont/fb /

http:// img11.nnm.me/4/7/6/2/b/f97e74825fd981a1bc25150745d.jpg

http:// img13.nnm.me/b/9/1/0/8/63bc04cfbf11e0e5568c3822d52.jpg

http:// img11.nnm.me/1/0/8/5/c/df9eb27ec2e68a55fa3f8b9cbdd.jpg

http:// air.kruzzz.com/wp-content/uploads/2014/03/Konkurs.jpg

http:// air.kruzzz.com/wp-content/uploads/2014/03/Poplavko.jpg

http:// air.kruzzz.com/wp-content/uploads/2014/03/Vityaz.jpg

http:// rusplt.ru/netcat_files/358/735/620x407/Airplane_MAIN_640.jpg

http:// rusplt.ru/netcat_files/userfiles3/Airplane_1_600.jpg

http:// www.9maya.ru/uploads/posts/2009-06/1245799223_ak-1.jpg

http:// s019.radikal.ru/i631/1208/29/f66ea19cabc6.jpg

http:// s61.radikal.ru/i172/1208/35/1c395ac8e93a.jpg

http:// www.respectme.ru/photoblog/650

http://www.sgvavia.ru/go?http://pixs.ru/? r=4424230

http:// i5.pixs.ru/storage/2/7/0/800pxLa5re_8543296_4424270.jpg

http://www.sgvavia.ru/go?http://pixs.ru/? r=4424325

http:// www.airwar.ru/image/idop/other2/la7uti/la7uti-2.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский проект «Первым делом самолёты», команда «Северное сияние», 7 класс

Автор: Александрова Зинаида Васильевна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197939


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства