Исследовательский проект «Первым делом самолёты...», команда «Лазер», 8 класс
Исследовательский проект «Первым делом самолёты...», команда «Лазер», 8 класс
Сегодняшним школьникам мало известно об подвигах ученых, конструкторах в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Исследовательская работа особенно актуальна в год 70-летия Победы. Нужно знать не только о тех людях, кто сражался на поле боя, кто сложил свои головы для нашего будущего, также нужно знать и о тех, кто стремились все свои знания и силы направить на помощь Советской Армии в ее жестокой борьбе с фашизмом. Юное поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Первым делом самолёты...», команда «Лазер», 8 класс »
Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании
Интернет-проект
Удивительный мир физики 2014/2015, II тур
Игровой номер команды: 15f667
«Первым делом самолеты…»
Команда «Лазер», 8 класс ,
Руководитель команды: Александрова З.В., учитель физики и информатики,
МБОУ СОШ №5, п. Печенга Мурманская обл.
Актуальность:
Нам, сегодняшним школьникам, мало известно об подвигах ученых, конструкторах в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Наша исследовательская работа особенно актуальна в год 70-летия Победы. Нужно знать не только о тех людях, кто сражался на поле боя, кто сложил свои головы для нашего будущего, также нужно знать и о тех, кто стремились все свои знания и силы направить на помощь Советской Армии в ее жестокой борьбе с фашизмом.Наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу!
Гипотеза:
Если бы не было такого бурного развития советской науки, то мы не смогли бы в ходе войны провести полное перевооружение армии и одержать победу в самой страшной войне за всю историю человечества.
Объект изучения :самолеты времен первой мировой войны и Великой Отечественной войны.
Методы исследования :
Отбор источников литературы.
Изучение источников литературы.
Изучение источников сети Интернет.
Цель:познакомиться с историей самолетостроения в России в период первой мировой войны и Великой Отечественной войны; изучить информацию об известных авиаконструкторах и моделях самолетов, их летных качествах, участии в боевых действиях, этапах создания.
В период первой мировой войны (1914 — 1918 гг.) возник и с исключительной быстротой стал развиваться, расширяя сферы своего боевого применения, новый род войск — авиация. В эти годы авиация выделилась как род войск и получила всеобщее признание в качестве эффективного средства борьбы с противником. В новых условиях войны боевые успехи войск были уже немыслимы без широкого применения авиации.
Несмотря на это, русские ученые и конструкторы настойчиво работали над созданием новых машин, разрабатывали основы авиационной науки. Перед первой мировой войной, также как и в ходе ее, русские конструкторы создали немало новых совершенно оригинальных самолетов, во многих случаях превосходивших по своим качествам заграничные летательные аппараты. Русским конструкторам принадлежит честь создания первых в мире многомоторных воздушных кораблей — первенцев тяжелой бомбардировочной авиации. Русские конструкторы создали такие самолеты, как «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», «Святогор».
Самолётостроение в период первой мировой войны было сосредоточено в Петрограде. Здесь были наиболее оборудованные заводы, наиболее квалифицированные рабочие и наиболее предприимчивые деятели авиации и заводчики. Если говорить об удельном весе и значимости отдельных предприятий, то ведущими были следующие заводы: отделение РБВЗ в Петрограде, завод «Дукс» (Москва), завод С. Щетинина (Петроград), завод В. Лебедева (Петроград), завод А. Анатра (Одесса).
Самолёт "Илья Муромец", 23 декабря 1913 года. Конструктор Сикорский.
С первых дней мировой войны противоборствующие стороны активно применяли самолёты для разведки данных о силах и намерениях противника. Россия в начале войны была единственной из воюющих стран, использовавшей авиацию для глубокой разведки тыла и военных объектов противника. Это стало возможным благодаря наличию в составе российского воздушного флота четырёхмоторных самолётов «Илья Муромец». Они обладали наибольшим радиусом действия по сравнению с самолётами других типов, находившихся на вооружении за границей.
Самолёт-бомбардировщик «Илья Муромец»
С-22 «Илья Муромец») — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1913—1918 гг. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского.
«Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолета и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя моторами германского производства «Аргус» в 100 л.с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта
«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» — Г (ИМ-Г) Тяжелые корабли «Илья Муромец» широко использовались молодой советской авиацией в боях с белогвардейцами и иностранными интервентами На С 1913 по 1918 год в России на Русско-Балтийском вагонном заводе (Руссобалт) выпускалось несколько серий самолёта «Илья Муромец».
«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Начало Первой мировой и Гражданской войны в России помешали дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации.
Цельнометаллический Ла-7
У истребителя "130"были прострелены лопасти винта, но пилот благополучно посалил раненую машину. "126-й", как и самолет "120", остался в разряде опытных. Но труд коллектива Лавочкина не пропал даром. Технические решения, отработанные на этих истребителях, были использованы при создании будущего Ла-9 или, как его еще называли, "цельнометаллического Ла-7".
Наличие радиополукомпаса, авиагоризонта, дистанционного компаса и ответчика ("свой-чужой". — Н.Я.) СЧ-3 позволяют пилотировать самолет в сложных метеоусловиях и успешно вести боевую работу. На самолете улучшили температурный режим кабины пилота благодаря герметизации ее и отсека силовой установки, а также регулировки всасыва пня воздуха, подводящеюся в мотор из специального воздухозаборника.
Самолёт создавался зимой 1912—1913 годов. Первоначально назывался «Гранд» и имел 2 мотора, в мае 1913 года был переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня — в «Русский Витязь». Самолёт был построен на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге в начале 1913 года. Скорее всего именно поэтому кабина самолёта походила на железнодорожный вагон.
Русский Витязь был четырёхмоторным многосекционным бипланом с крыльями разной длины. Фюзеляж представлял из себя прямоугольную раму покрытую фанерой. Самолёт имел две пассажирских кабины с камерой хранения для запасных частей. Спереди кабины находилась открытая площадка с прожектором и пулемётом. Самолёт приводился в движение четырьмя двигателями установленными в тандеме - один толкательный, другой тянущий. Испытательные полёты показали то, что пассажиры могут ходить по кабине не нарушая устойчивость самолёта. Для взлёта самолёта требовалась полоса длиной в 700 м.
27 Августа 1913 года нестеровский "Ньюпор" взмыл в небо. Набрав высоту 800 - 1000 метров, лётчик выключил мотор и начал пикировать.На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолёт, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошёл в пике.
Мотор снова выключился, самолёт выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился. Нестеров 31 Марта 1914 года повторил "мёртвую петлю".
Отечественные авиаконструкторы напряженно трудились над созданием двухместного истребителя. Эта задача осложнялась неизбежным увеличением массы и размеров самолета при условии размещения второго члена экипажа, кроме того, такая машина должна была обладать характеристиками не хуже, чему одноместных истребителей. Один из немногих, не отказавшийся от этой идеи — авиаконструктор В.П. Яценко, в 1934 г. разработал двухместный истребитель ДИ-6. Смешанная конструкция представляла собой ферменный, сварной из труб фюзеляж. Стойки крыльев изготовлялись из металла, лонжероны крыла были деревянными, обшивка крыльев и хвостовой части — из полотна. На самолете устанавливался двигатель «Райт-Циклон» мощностью 640 л.с, закрытый кольцевым капотом. Позднее он был заменен на свое лицензионную копию — мотор М-25 мощностью 630/700 л.с.
Двигатель запускался от электростартера, ручного привода и через храповик на винте .
Судьба знаменитого самолёта Великой Отечественной войны У-2, получившего в 1944 году более привычное обозначение По-2, в знак памяти и признательности погибшему авиаконструктору Н.Поликарпову, поистине уникальна.
У-2 без всяких оговорок можно отнести к числу наиболее известных самолетов в истории мировой авиации.С развитием авиации возросла и потребность в учебном самолете. О создании такой недорогой и надёжной машины стали задумываться еще в начале 20-х годов.
Используя английский образец — «Авро-504к», советские авиаконструкторы создали У-1, который великолепно справлялся со своими обязанностями, пока количество обучающихся оставалось небольшим. Но с массовым ростом подготовки требования к учебному биплану возросли: необходим был простой в пилотировании и дешевый в производстве самолет для первоначального обучения.
После появления в 1924 г. технических требований к учебным самолетам Н.Н. Поликарпов спроектировал самолет 2УБ-3. Его испытания начались в марте 1927 г. Но вскоре требования изменились, самолет получил обозначение П-1 и стал считаться переходным. Через год первый опытный экземпляр У-2 с двигателем М-11 был готов. Самолет представлял собой одностоечный биплан, в основном деревянной конструкции с полотняной обшивкой. Крылья имели относительно толстый профиль (14%). Шасси имело сквозную ось и резиновую амортизацию. 24 июня 1927 г. состоялся первый полет У-2, пилотировал который знаменитый летчик-испытатель М.М. Громов. Не доведенный до рабочих характеристик двигатель М-11 доставлял немало проблем, и конструкторскому коллективу на первых порах пришлось доводить не столько самолет, сколько капризный двигатель. В целом учебный биплан получил хорошую оценку, однако был перетяжелен и обладал низкой скороподъемностью: 2000 м достигались за 29 мин.
Як-3 из полка "Нормандия-Неман"
1943 год стал для КБ А.С. Яковлева годом наиболее плодотворной работы. Именно в это время там были спроектирован один из лучших советских истребителей периода войны - Як-З.Если развитие Як-9 в первой половине 1943 г. шло главным образом в направлении усиления его вооружения и увеличения дальности, то проектирование нового Як-З было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных, чтобы обеспечить ему решающее превосходство в воздушных боях с истребителями противника. Поскольку в начале 1943 г. новых мощных моторов, подходящих для истребителя и выпускавшихся серийно, еще не было, то главное внимание конструкторов сосредоточилось на повышении аэродинамического и весового совершенства проектируемого самолета. За основу взяли истребитель Як-1. Ощутимое снижение аэродинамического сопротивления было достигнуто уменьшением размеров крыла и улучшением отдельных элементов компоновки. Не меньшее внимание уделялось и весовому анализу конструкции. В итоге вес Як-З по сравнению с Як-1 уменьшился почти на 200 кг.
Комплекс проведенных мероприятий дал отличные результаты. В 1943 г. на испытаниях Як-З (под маркой Як-1М) продемонстрировал превосходную горизонтальную и особенно вертикальную маневренность, высокую скорость. Он был устойчивым и легкоуправляемым самолетом. С 1944 г. Як-З начали выпускать серийно. В.И. Расторгуев испытывал и Як-3Р с ЖРД (жидкостным ракетным двигателем) RD-1, разработанным будущим академиком, конструктором ракетных двигателей, В.П. Глушко в 1944 году. Самолет достиг скорости 820 км/ч на высоте 7800 м, но в третьем испытательном полете, 16 августа 1945 года, ракетный двигатель взорвался, убив пилота и уничтожив единственный Як-3Р.
Истребители ВОВ
Год выпуска
Геометрия
Як-9
1942
Длина самолета, м
Як-9У
1944
Як-3
Размах крыла, м
1944
Ла-5
Площадь крыла, м²
8,48
1942
Ла-5ФН
Массы, кг
9,74
8,5
1943
Взлетный вес
Ла-7
8,5
9,74
17,15
8,67
1944
17,15
Силова,я установка
9,2
9,8
8,67
2870
Мотор
14,85
9,8
17,5
Мощность, л.с.
3204
8,67
Лётные данные
17,5
2697
М-105ПФ
9,8
3360
Максимальная скорость, км/ч
ВК-107А
17,56
1210
3290
у земли
ВК-105ПФ2
1650
на высоте
520
3310
1290
М-82
575
1700
М-82ФН
Время набора высоты 5 км, мин
м
599
Время виража, сек
1850
567
672
4300
АШ-82ФН
Практический потолок, м
509/535 *
5000
646
5,1
1850
551/583 *
4,4-5,0
17-18
4100
Дальность полета ** , км
580
Вооружение
579/613 *
11100
19
4,5
634
6250
6,0/5,7 *
17
Число
6250
10650
661
660
пушки
5,3/4,7 *
22
10400
6000
675
9500
19-20
пулеметы
1
550
5,25/4,6 *
10000
660
19
1
1
10450
2
590
1
2
2
570
-
2
-
3
Схема ЛаГГ-3 3-й серии
Самолет ЛаГГ-3 в сборочном цехе завода № 21.
ЛаГГ-3 № 213191 выпуска завода № 31, сентябрь 1941 года. Самолет в модификации истребителя морской авиации дальнего действия, под крылом на бомбодержателях подвесные сбрасываемые 100 литровые баки ПСБ-100
Самолет, ставший к началу советско-германской войны наиболее массовым истребителем нового поколения в ВВС РККА, задумывался как истребитель-перехватчик, оптимизированный для средних и больших высот. Разработка под шифром «К» (И-61) началась в 1939 г. под руководством Н.Н. Поликарпова. Самолет, получивший новое обозначение И-200, представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции (консоли крыла и хвостовой отсек фюзеляжа с килем деревянные, остальные узлы планера — металлические) с убирающимся шасси. Проектом предполагалась установка мотора АМ-37 (1600 л.с), но ввиду его неготовности, на самолеты устанавливался АМ-35А (1350 л.с.) -12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения.
Истребитель 105-2 с двигателем М-105ПФ-2 и винтом ВИШ-105СВ во время испытаний в 1944 году.
Истребитель ЛаГГ-3 с реактивными ускорителями ВРД-1, август 1942 года.
Ла-5ФН
Истребитель
ОКБ Лавочкина
Ла-5 быстро завоевал признание. Летчикам нравились не только его высокие характеристики и мощное вооружение (две пушки ШВАК), но и мотор воздушного охлаждения, который имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и одновременно являлся защитой от огня противника с передней полусферы. Вначале Ла-5 оснащались винтами ВИШ-105В с деревянными лопастями, которые невозможно было восстановить в случае прострела или посадки на фюзеляж. Ремонтируемые металлические лопасти для ВИШ-105В появились уже в 1942 г., но поначалу их хватало лишь для части истребителей. 17 июля 1943 г. вышло постановление ГКО № 375сс, которое требовало не только резко увеличить выпуск Ла-5, но и повысить число исправных машин в строю. Для советских самолетов того периода был характерен выброс масла через суфлер — устройство, служившее для понижения давления в маслобаке, чтобы не допустить его разрыва с подъемом на высоту. На Ла-5 с этим боролись, ограничивая заправку масла с 40 до 35 л.
В октябре 1943 г. получила рекомендацию в производство новая приборная доска, разработанная для Ла-5 и ЛаГГ-3 в ОКБ-21 совместно с ЛИИ. Она была более эргономичная, без экрана освещения отраженным светом, который загораживал часть панели, с откидной или съемной средней частью, что облегчало доступ к расположенному за ней оборудованию.
Осенью 1943 г. по данным испытаний в ЛИИ была изменена зарядка амортизаторов основных стоек шасси: давление в воздушной камере уменьшили с 40 до 25 атм., количество жидкости в каждой стойке повысили с 550 до 800 мл. Это дало увеличение хода штока до 220 мм, обеспечив более плавное движение по земле и поглощение удара при грубой посадке.
Ла-5ФН был одним из самых легкоуправляемых истребителей, отлично держался в глубоком вираже и обладал не только высокой скоростью и скороподъемностью, но и исключительно хорошими маневренными данными.
Ил-2 из эскадрильи "Валерий Чкалов"
В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших тогда стран. Идея создания самолета, предназначенного для атаки наземных целей, т.е. самолета-штурмовика, родилась еще до Первой мировой войны. Практика Первой мировой войны, а также последующих локальных конфликтов показала, что низко летящие истребители или разведчики, которые пытались использовать в качестве штурмовиков, несли большие потери от ружейного и пулеметного огня наземных войск. Поэтому довольно быстро стало ясно, что штурмовик должен иметь эффективное бронирование и одновременно обладать мощным наступательным вооружением. Попытки построить такой самолет предпринимались неоднократно и в разных странах. Однако успехов в этом деле все не было. Между тем роль авиации в борьбе с наземными войсками неуклонно возрастала и потребность в штурмовике ощущалась все острее.
Впервые решить эту задачу удалось С.В. Ильюшину. В основе его проекта лежали последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный мотор, штампуемая неоднородная броня (позволявшая изготовлять броневые детали сложной поверхности, а бронекорпуса обтекаемой формы с "работающей", а не "навесной" броней), бронестекло (необходимое для защиты экипажа), скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды стали главными слагаемыми успеха будущего Ил-2.
Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. Все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, системы охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы.
Ил-2
Ил-2 АМ-38 (БШ-2 №2) на Государственных испытаниях, март 1941г.
ЦКБ-57 АМ-38 (БШ-2 №1) на заводских испытаниях, октябрь 1940г.
Ли-2 СССР-13325. На правом борту хорошо видны воздухозаборники системы отопления и противообледенения. Впереди в районе центроплана воздухозаборник бензинового обогревателя БО-10, который подавал теплый воздух в кабины и обогревал передние стекла кабины пилотов. Задний бензиновый обогреватель БО-20 (воздухозаборник над бортовым номером) обогревал переднюю кромку стабилизатора. Выхлопные газы от двигателей через теплообменник подогревали воздух, подаваемый в переднюю кромку крыла.
Оригинальные серии цикла «Самолёты Второй мировой войны» впервые были сделаны в 1989 году.
В этом цикле документальных фильмов собраны уникальные фильмы НИИ ВВС 40-х годов, знакомящие зрителя с советскими самолетами периода Великой Отечественной войны.
Вторая серия - В этом фильме собраны уникальные фильмы НИИ ВВС 40-х годов, знакомящие зрителя с советскими самолетами периода Великой Отечественной войны.
Самолёты Второй мировой войны (Крылья России) 2
http://www.youtube.com/watch?v=bqhBr7hqgJY
(просмотр документального фильма on-line)
Заключение
Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Мы будем всегда помнить и гордиться конструкторами, инженерами, лётчиками времён Великой Отечественной войны, и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.
Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы , погибают люди . И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!
Фотоэтюд с проведённого мероприятия
Фотоэтюд проведённого мероприятия
Отзывы учащихся о мероприятии
Павлов В.: «Спасибо за предоставленную в возможность принять участие в мероприятии. Это было здорово!»
Каминский Г.: «Спасибо! Интересный проект, на котором я узнал много нового».
Глинястикова Е.: « Преклоняюсь перед участниками ВОВ. Это действительно ПОБЕДИТЕЛИ. Спасибо за возможность поучаствовать в мероприятии»
Фролов Д.:«Мероприятие прошло успешно, все очень понравилось. Мне понравилось то, что я был участником проекта. Хотелось бы побольше таких мероприятий!»