- Продолжить формировать знания учащихся об Архимедовой силе, обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело, выяснить от каких величин зависит значение выталкивающей силы.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.
- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу, осветить роль Архимеда в физике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Архимедова сила-выталкивающая сила»
«Знания – дети удивления и любопытства»
Луи де Бройль
Архимедова сила
А р х и м е д
«Мы обязаны
Архимеду фундаментом
учения о равновесии
жидкостей»
Ж.Лагранж
Закон Архимеда
На тело, погруженное в жидкость действует сила равная весу жидкости взятому в объёме данного тела.
Актуализация знаний
1. Формула давления твёрдого тела.
2.Обозначение плотности вещества.
3.Формула давления жидкости на дно сосуда.
4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина?
5.Вес тела действует на ……….
6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда?
7. Изменяется ли давление в жидкости при погру-
жении?
8.Одинаковы ли силы давления, которые действу-
ют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость?
А на боковые грани? Чем это можно объяснить?
9. Куда направлена равнодействующая сил, действ-
ующих на верхнюю и нижнюю грани?
1. Формула давления твёрдого тела.(Р=F/S)
2.Обозначение плотности вещества.(ρ)
3.Формула давления жидкости на дно сосуда.(Р=ρ·g·h)
4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина?(больше в воде)
5.Вес тела действует на(опору или подвес)
6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда?(не изменилось)
7. Изменяется ли давление в жидкости при погружении?(изменяется)
8.Одинаковы ли силы давления, которые действуют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость?(нет)А на боковые грани?(да)Чем это можно объяснить?
9. Куда направлена равнодействующая сил, действующих на верхнюю и нижнюю грани?
"Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта."
(И. Кант)
«Открытие» нового знания
Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело.
Фронтальный эксперимент :
Определите вес данного тела в воздухе.
Определите вес этого тела в воде.
Сравните результаты и сделайте вывод
Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе. Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе?
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
М. В. Ломоносов
Постановка темы, цели и задач урока
Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?
1.На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила.
2.Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.
Значит, на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, и на те, которые плавают, и на те, которые тонут. Выясним, почему возникает выталкивающая сила.
Закон Архимеда:
На погруженное в жидкость (или газ)тело действует выталкива-ющая сила, численно равная весу жидкости (газа), вытесненной телом, и приложеннаякцентру тяжести вытесненного телом объема жидкости (газа).
Демонстрируетсяопыт с ведёрком
Архимеда
1. Что сделала пружина, когда мы к ней подвесили ведёрко Архимеда?
2. Что произошло с пружиной, когда мы опустили ведёрко в сосуд с водой?
3. Что произошло с пружиной, когда мы вылили воду в ведёрко?
Итак, выталкивающая сила сжала пружину на несколько делений, а вес вытесненной воды растянул пружину на те же деления. Что можно сказать об этих силах? Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что выталкивающая сила равна весу жидкости, вытесненной телом.
ВЫВОД: сила Архимеда зависит от Vт и от ρж.
Выводы
Архимедова сила
Не зависит от:
Зависит от:
1) плотности тела
1) плотности жидкости
2) положения тела
2) объема тела, погруженного в жидкость
3) формы тела
4) от глубины погружения
На этом прервалась беседа...
Немало воды утекло с той поры,
Но помнят закон Архимеда!
Первичное закрепление
Как можно определить выталкивающую силу?
Чему равна выталкивающая сила?
Самостоятельная работа
В воду опущен медный кубик массой 100 г и тонкая медная пластина массой 10 г. Одинакова ли выталкивающая сила в обоих случаях?
Кусок мрамора весит столько, сколько весит медная тара. Что из них легче удержать в воде?
К чашкам весов подвешены две гири равного веса: фарфоровая и железная. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой?
Какое заключение можно сделать о величине архимедовой силы, проводя соответствующие опыты на Луне, где сила тяжести в шесть раз меньше, чем на Земле?
Действует ли на искусственном спутнике Земли закон Паскаля и архимедова сила?
Из какого материала надо сделать гири, чтобы при точном взвешивании можно было не вводить поправки на потерю веса в воздухе?
I
Повторение
Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал «чудовищ-
ной» силой. Стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1 тонну. Правда только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть эти рассказы правдой?
2.Существует «Мертвое озеро» в Палестине. Утонуть в нем нельзя. Может ли быть такое?
Тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг. Может ли быть такое?
Легенда об Архимеде
Сиракузский царь Гиерон захотел выяснить из чистого ли золота его корона и поручил эту задачу Архимеду. Трудность состояла в том, чтобы определить объём короны, которая имела очень сложную форму. Как-то Архимед принимал ванну, и тут ему в голову пришла блестящая идея: погружая корону в воду можно определить её объём, измерив, объём вытесненной ею воды. Согласно легенде Архимед выскочил на улицу с криком «эврика», то есть «нашел». Так был открыт Закон Архимеда.