Вызов. Можно ли в алюминиевой кастрюле расплавить серебро? свинец? Дайте аргументированный ответ. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока: жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории; применять формулу количества теплоты, поглощаемого/выделяемого при плавлении /кристаллизации при решении задач; анализировать графики зависимости температуры от времени при плавлении и кристаллизации кристаллических тел. Объяснение новой темы начинается с рассмотреть видеоролика «Плавление и отвердевание тел» https://www.youtube.com/watch?v=NfqVlK9otBc и обсуждения следующих вопросов: 1. Объясните на основании молекулярно-кинетической теории, почему у тела не повышается температура в момент плавления и кристаллизации. Ответ: Во время плавления кристаллического тела вся подводимая к телу энергия идет на разрыв связей между атомами, т. е. на разрушение кристаллической решетки, поэтому температура не растет. При кристаллизации решетка восстанавливается и энергия освобождается. 2. Почему зимой птицы садятся на лед, покрывающий реки и озера? Ответ: При отвердевании лед выделяет тепло и воздух над ним оказывается на несколько градусов теплее, чем в лесу на деревьях, птицы этим пользуются. 3. Какое вещество больше всего поглощает энергию при плавлении и выделяет при отвердевании? Ответ: количество теплоты при плавлении и отвердевании зависит от удельной теплоты плавления. Рассмотреть графики плавления и отвердевания тел. Ответьте на вопросы: Какова начальная температура тела? Какой процесс на графике характеризует отрезки АБ, БВ и ВГ? При какой температуре начался процесс плавления? отвердевания? Сколько времени тело нагревалось? плавилось? Сколько времени тело охлаждалось? отвердевалось? Тренировочные задания Менее способные учащиеся выполняют следующие задания: 6.20 Какова масса серебряного слитка, который можно расплавить при температуре плавления, передав ему количество теплоты 29 кДж? 6.21 Какое количество теплоты надо передать свинцовому бруску массой 2 кг, взятому при температуре 270С, чтобы расплавить его? Более способные учащиеся решают задачу: 1. Литровую кастрюлю, полностью заполненную водой, из комнаты вынесли на мороз. Зависимость температуры воды от времени представлена на рисунке. Какое количество теплоты выделилось при кристаллизации и охлаждении льда? Удельную теплоту плавления льда считать равной 330 кДж/кг. https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=9
2. Сколько теплоты потребуется, чтобы расплавить лед массой m = 3,0 кг, находящийся при температуре t = −10 °С? Постройте график зависимости количества подводимой для этого теплоты Q от температуры t вещества. |