Рабочая программа внеурочной деятельности "Определение физических величин"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Определение физических величин"
Рабочая учебная программа «Определение физических величин» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности и является пропедевтическим курсом раннего изучения предмета «Физика» в основной школе. Содержание программы соответствует познавательным возможностям шестиклассников и направлено на реализацию потребности человека измерять различные физические величины при помощи простейших измерительных приборов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая учебная программа «Определение физических величин» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности и является пропедевтическим курсом раннего изучения предмета «Физика» в основной школе. Содержание программы соответствует познавательным возможностям шестиклассников и направлено на реализацию потребности человека измерять различные физические величины при помощи простейших измерительных приборов.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по физике для общеобразовательных школ (Автор- составитель Н.Г. Рюмкина )
Основными документами, на основе которых составлена программа .являются:
1.Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования( Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2011. _ 48с)
3.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Цельюпрограммы является создание:
*мотивационной основы для осознанного представления обучающихся о способах измерений физических величин и анализе полученных результатов;
*условий для развития интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
*предпосылок для раскрытия обучающимися в ходе проектной деятельности своего творческого потенциала;
*условий для организации внутригруппового взаимодействия и взаимообучения.
Задачи состоят в организации образовательного процесса таким образом, чтобы обучающиеся получили возможность:
*приобрести навыки планирования физического эксперимента в составлении и поставленной задачей;
*научиться выбирать рациональный метод измерений; выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты; критически оценивать полученную информацию;
*вырабатывать и развивать такие компетентности как, целеполагание, планирование деятельности, поиск информации, рефлексия и самоанализ, презентация;
*развить навыки самоорганизации, самоконтроля, самооценки и взаимооценки;
*сформировать менеджерские, коммуникативные, презентационные умения и навыки.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Программа ориентирована на учащихся 6 класса, имеет общий объем 35 часа
Наполняемость групп детей: 15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Сроки реализации программы : 1 год
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, фронтальные, творческая деятельность детей под руководством педагога.
Формы отчетности: творческие:
творческий отчет, доклад, сообщение с использованием ИКТ
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностные результаты выражаются:
*в сформированности познавательного интереса к практической и проектной деятельности и основ социально- критического мышления:
*самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, понимании их знания для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
*умении определять границы собственного знания и незнания; развитии способности к самооценке;
*сформированности коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;
*усвоении ТБ при проведении практических работ, сформированности бережного отношения к школьному оборудованию.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
*Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
* Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.
* Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
*Формирование умений работать в группе, паре. Развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, принимать право другого человека на иное мнение.
* Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
Общими предметными результатами являются:
* Умения проводить наблюдения, планировать и выполнять измерения, обрабатывать и представлять результаты измерений, обнаруживать зависимости между измеряемыми величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.
* Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
* Умения применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни.
* Формирование убеждения в объективности научного знания.
*Развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать связь между измеряемыми величинами.
* Развитие умения использовать знания по математике для решения задач по физике.
Содержание программы:
Модуль1 «Зачем мы измеряем?» 4 часа
Основные понятия физики: физические явления, физическое тело, вещество. ТБ на занятиях при работе с приборами. Что такое физические величины и для чего они нужны. Измерение физических величин. Цена деления. Погрешность измерений. История мер длины пространства, времени и массы. Создание метрической системы мер. Пространственные и временные масштабы в природе. Кратные и дольные единицы.
Самостоятельная работа «Измерение физических величин»
Модуль2 «Измерение размеров макротел» 6 часов
Определение длин. Вычисление площади плоских фигур и поверхностей тел правильной геометрической формы. Определение малых линейных размеров физических тел. Определение объема жидкости с помощью измерительной мензурки и объема тел неправильной формы.
Практические работы: Определение объема тела правильной формы.
Определение размеров малых тел.
Определение объема тела неправильной формы.
Модуль 3 «Измерение времени» 1 час
Единицы измерения времени. Приборы для измерения времени.
Практические работы: Хронометраж работы сердца с помощью секундомера.
Определение времени метрономом.
Модуль 4 «Измерение массы тела» 2 часа
Единицы измерения массы. Эталон массы. Рычажные и пружинные весы. Практическая работа: Определение массы тела.
Модуль 5 «Измерение температуры» 2 часа
Температура как физическая величина. Что значит измерять температуру тела. Виды термометров.
Практические работы: Определение температуры воздуха в кабинете и на улице.
Определение температуры холодной и горячей воды.
Модуль 6 «Мы научились измерять» 2 часа
Обобщение и систематизация материала.
Модуль 7 «Определение физических величин» 14 часов
Классификация проектов. Основные требования к структуре и оформлению ученических проектов. Паспорт проектной работы. Оформление проектной папки. Выбор формы продукта проектной деятельности. Подготовка и защита мини- проектов
Оборудование (брусок правильной формы, тело неправильной формы, макротела для взвешивания, демонстрационный и лабораторный термометры, метроном, секундомер)
4
Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Ученый стол
Учебный стул
Учительский стол
Учительский стул
5
Технические средства
Компьютер
МФУ
Мультимедийный проектор
Учебно-методические материалы:
Программа внеурочной деятельности «Наука измерять» Автор – составитель Н.Г. Рюмкина. «Учитель» Волгоград
Физика. Химия. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. –3-е издание. Москва, Дрофа, 2007-2009 год.
Мир знаний: физика. Учебник 5-6 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: СТП, Школа, 2007.
Физика. Химия. 5-6 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Ушакова М.А. Раздаточный материал по темам программы, подготовленный на основе раздаточного материала по физике для 7- 8 классов. Москва, Просвещение 2002
Лист внесения изменений и дополнений
Предмет физика Класс 6 Преподаватель Маслиенко Л.А