kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисиплины СОО.01.11 Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, ФГОС СОО, Федеральной образовательной программы среднего общего образования, с учетом Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования.

При реализации программы дисциплины могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисиплины СОО.01.11 Физика»

Профессиональное образовательное учреждение

«Колледж предпринимательства и отраслевых технологий»

(ПОУ «КПОТ»)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


СОО.01.11 Физика


для специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование

квалификация: Разработчик веб и мультимедийных приложений

среднего профессионального образования

(программа подготовки специалистов среднего звена)

очная форма обучения

на базе основного общего образования









Челябинск, 2023




УТВЕРЖДЕНО:

Приказ директора

№ 171 от «31» мая 2023 г.

Протокол Педагогического совета

8 от «31» мая 2023 г.


СОГЛАСОВАНО:

Протокол Учебно-методического совета

8 от «29» мая 2023 г.

Протокол Студенческого комитета

8 от «29» мая 2023 г.

Протокол Родительского комитета

8 от «29» мая 2023 г.











Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, ФГОС СОО, Федеральной образовательной программы среднего общего образования, с учетом Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования, Рабочей программы воспитания обучающихся ПОУ «КПОТ», согласно учебного плана ПОУ «КПОТ» по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

При реализации программы дисциплины могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.



СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………………4

1.1 Область применения рабочей программы и место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы 4

1.2 Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины 5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 18

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 19

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 26

3.1 Материально-техническое обеспечение 26

3.2. Информационное обеспечение обучения 26

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 29


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОО.01.11 Физика


1.1 Область применения рабочей программы и место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина СОО.01.11 Физика является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями действующей редакции), на основе положений Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее - ФОП СОО) (Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014, с изменениями и дополнениями действующей редакции), с учетом Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» (базовый уровень - вариант 2) для профессиональных образовательных организаций (утвержденной ФГБОУ ДПО ИРПО), Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования (Письмо о направлении рекомендаций Департамента государственной политики в сфере СПО и ПО Минпросвещения России №05-592 от 01.03.2023 г.), Рабочей программы воспитания обучающихся ПОУ «КПОТ», согласно учебного плана ПОУ «КПОТ» по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Изучение физики как науки о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в формирование научного мировоззрения будущих специалистов. Именно физические законы лежат в основе функционирования технических устройств, средств связи и передачи энергии, работы транспортных средств и бытовых технических приборов. Без понимания физических закономерностей невозможно эффективное использование применяемого на производстве оборудования, регулирование и управление производственными процессами, соблюдение правил охраны труда. Специалист должен владеть не только знаниями общих закономерностей природы, но и умениями прогнозировать ход физических процессов, рассчитывать их параметры, проектировать физические и технические системы, используя законы физики.

В процессе изучения учебной дисциплины «Физика», обучающиеся учатся использовать многочисленные источники информации: таблицы физических величин, графики зависимостей, диаграммы состояний, схематические рисунки, электрические и оптические схемы, что позволяет сформировать у обучающихся культуру работы с информацией, представленной в разных формах, читательскую компетентность.

Изучение истории развития физики и техники помогает обучающимся понять процесс формирования современной цивилизации. Этими основными факторами обусловлена необходимость изучения физики в системе среднего профессионального образования, её роль в становлении будущих квалифицированных кадров российской экономики.

1.2 Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины базового уровня соответствуют требованиям ФГОС СОО, ФГОС СПО, положениям ФОП и формируются на основе взаимосвязи образовательных результатов дисциплины на уровне СОО и общими (профессиональными) компетенциями на уровне СПО.

Целями изучения учебной дисциплины является:

  • формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;

  • овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой;

  • освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;

  • овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);

  • овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;

  • формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;

  • воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.

Задачи освоения учебной дисциплины:

  • приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;

  • понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках производственной деятельности;

  • освоение способов использования физических знаний для решения практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы;

  • формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности;

  • приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;

  • формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с учётом профессиональной направленности;

  • подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях;

  • подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.

Требования к предметным результатам освоения программы учебной дисциплины на базовом уровне в соответствие с ФГОС СОО:

1) сформированность представлений о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) сформированность умений распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность;

3) владение основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;

4) владение закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов;

5) умение учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач;

6) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний;

7) сформированность умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;

8) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

9) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, умений использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации;

10) овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы;

11) овладение (сформированность представлений) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины обучающимися сформированные на основе взаимосвязи образовательных результатов дисциплины на уровне СОО и общими (профессиональными) компетенциями на уровне СПО отражаются:


Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике

- сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;

- владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;

- сформировать умения применять основополагающие астрономические понятия, теории и законы для анализа и объяснения физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде, движения небесных тел, эволюции звезд и Вселенной;

- владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:

-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты

- владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

- уметь распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;

- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;

В части гражданского воспитания:

- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

- идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности на основе знаний по физике

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;


ПК 5.7. Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;

б) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

в) работа с информацией:

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

В области ценносте научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.


- владение основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами);

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем)

144

в том числе:


теоретические занятия

90

в том числе:

теоретические занятия профессионально-ориентированного содержания*

-

лабораторные и практические занятия

54

в том числе:

лабораторные и практические занятия профессионально-ориентированного содержания *

16

курсовая работа/индивидуальный проект

-

Промежуточная аттестация** Дифференцированный зачет

2*

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося

-

Промежуточная аттестация (итоговая по дисциплине) в форме дифференцированного зачета 2 семестр

*часовая нагрузка на теоретические, лабораторные и/или практические занятия профессионально-ориентированного содержания выделяются из часов теоретических, лабораторных и/или практических занятий

**на дифференцированный зачет и/или зачет выделяется не более 2 часов из часов обязательной аудиторной учебной нагрузки



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, индивидуальный проект (если предусмотрены)

Объем часов

Формируемые общие и профессиональные

компетенции

1

2

3

4

Введение.

Физика и методы

научного познания

Содержание учебного материала:

2

ОК 03

ОК 05

ОК 11

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении профессий и специальностей СПО

Раздел 1. Механика

14

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 09


Тема 1.1

Основы кинематики

Содержание учебного материала:

4

Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела.

Тема 1.2

Основы динамики

Содержание учебного материала:

2

Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.

Невесомость. Силы упругости. Силы трения.

Тема 1.3

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала:

4

Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики.

Решение задач с профессиональной направленностью:

  1. Василий писал код для компьютерной игры, а за окном школьники подкидывали мяч и Василию стало интересно, на какую высоту поднимется тело, подброшенное вертикально вверх, с начальной скоростью 10 м/с? При решении задачи не учитывается сопротивление воздуха.

  2. Нужно зайти в компьютер учителя физики и скачать код программы, который сейчас ведет уроки, но на ноутбуке стоял пароль. Чтобы не беспокоить преподавателя Антон сам решил разблокировать. Для того, чтобы снять блокировку нужно ответить на вопрос: в каких единицах измеряется импульс в системе СИ?

  3. На столе программиста лежала флешка. Коля нечаянно столкнул ее. Флешка падает без начальной скорости с высоты 2 м. Найти его скорость перед столкновением с полом.

  4. Чтобы размяться программист Михаил решил кинуть теннисный мячик массой 200 г на пол с высоты 0,3 м и после упругого удара отскакивает ему обратно в руки. Чему равна сила давления предмета на поверхность, если длительность удара 0,03 с.

  5. Программист Федр едет по городу со скоростью 45 км/ч. Выехав на трассу увеличил скорость до 90 км/ч. Найдите изменение импульса, если масса автомобиля 2 тонны.

  6. Чтобы поднять коробку с компьютером Гене пришлось толкать ее по гладкой наклонной плоскости, и она стала скользить без трения. Что происходит при этом с его скоростью, потенциальной энергией, силой реакции наклонной плоскости?

2


Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

26

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 09

ОК 11

ПК 5.7


Тема 2.1

Основы молекулярно

- кинетической теории

Содержание учебного материала:

6

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала температуры. Абсолютный нуль температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная

Лабораторная работа, формирующая профессиональную компетенцию

Лабораторные занятия:

Изучение закона Гей-Люссака


2

Тема 2.2

Основы термодинамики

Содержание учебного материала:

6

Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы

Тема 2.3

Агрегатные состояния вещества и фазовые

переходы


Содержание учебного материала:

6

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел

Решение задач с профессиональной направленностью:

  1. Системный администратор в обеденный перерыв решил попить чай. Какое количество теплоты необходимо для нагревания воды массой 1 кг воды, имеющей начальную температуру 20 С?

  2. После того как программист Антон пришел зимой на работу на его одежде остался снег. Сняв куртку, он задумался почему лед не сразу начинает таять, если его принести с мороза в натопленную комнату?

  3. Пролив на руку чай программист Борис задумался: почему ожог паром при 100 С сильнее, чем ожог водой при 100 С?

  4. Системный администратор в обеденный перерыв решил разогреть обед. Какое количество теплоты нужно сообщить контейнеру с едой массой 400 г, чтобы разогреть ее до 15 С?

  5. Программист Петр зимой, сидя в кабинете, заметил, что на окнах иногда появляется узоры. Что представляют с точки зрения физики, “на стёклах лёгкие узоры”?

2

Лабораторная работа, формирующая профессиональную компетенцию

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №2 Определение влажности воздуха

2

Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»

2

Раздел 3. Электродинамика

48

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 09

ОК 11

ПК 5.7



Тема 3.1

Электрическое поле


Содержание учебного материала:

6

Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов

Решение задач с профессиональной направленностью:

  1. В офисе фирмы компьютеры работают только от сетевого электропитания. Если компьютеры работаю, то электричество в офисе есть. Выберите утверждения, которые непосредственно следуют из этих данных.

  1. Если в офисе нет электричества, то компьютеры не работают.

  2. Если в офисе есть электричество, то компьютеры работают.

  3. Если компьютеры не работают, значит в офисе нет электричества.

  4. Если в офисе нет электричества, то не работает компьютер директора.

  1. В телекомпании программисту, чтобы установить релейную защиту на компьютеры нужно знать какое может быть падение напряжения в линии электропередачи длиной 500 м при токе в ней 15 А. Проводка выполнена алюминиевым проводом сечением 14 мм2.

  2. Определить ток короткого замыкания источника питания, если при токе 15 А он отдает во внешнюю цепь мощность 135 Вт, а при токе 6 А – мощность 64,8 Вт.

  3. Какие типичные признаки короткого замыкания?

  4. В электрической системе в точке К произошло трёхфазное короткое замыкание. Система С характеризуется как источник неизменного напряжения. На шинах системы значение напряжения принять равным среднему номинальному. Исходные данные для расчета схемы приведены в таблицах. Требуется определить: Периодическую составляющую тока в начальный момент короткого замыкания. Ударный ток короткого замыкания. Апериодическую составляющую тока в момент расхождения контактов выключателя Iа (принять сек) . Расчет провести в системе относительных единиц при точном приведении.

4

Лабораторная работа, формирующая профессиональную компетенцию

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №3. Определение электрической емкости конденсаторов


2

Тема 3.2

Законы постоянного тока

Содержание учебного материала:

6

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи.

Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Работа и мощность постоянного тока. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею.

Решение задач с профессиональной направленностью:

  1. После обеда у программиста Степана возник вопрос: какое количество теплоты выделяет за 5 минут нагреватель электрочайника, если его сопротивление равно 30 Ом, а сила тока в цепи 1,5 А?

  2. Где вы в вашей профессии можете столкнуться с законом Джоуля-Ленца?

  3. Сколько времени программист Анна ждала пока нагреется электроплитка сопротивлением 20 Ом, если при силе тока 1 А в ней выделилось 6 кДж теплоты.

  4. В компании IT-специалистов ввели дресс-код, поэтому Ксения задалась вопросом сколько стоит электроэнергия, израсходованная на работу электрического утюга за 2 часа, которые ей требуются, чтобы ей на неделю погладить все блузки и брюки? Сила тока 4 А, напряжение 220 В, тариф — 0,8 руб. за 1 кВт⋅ч.

  5. Перед новым годом системного администратора попросили повесить гирлянду. Комната освещена с помощью елочной гирлянды, состоящей из 35 электрических лампочек, соединенных последовательно и питаемых от городской сети. После того как одна лампочка перегорела, оставшиеся 34 лампочки снова соединили последовательно и включили в сеть. Когда в комнате светлее: при 35 или при 34 лампочках?

  6. Можно ли на место перегоревшего предохранителя вставить пучок медных проволок («жучок»)? Ответ обосновать.

2

Лабораторные работы с профессиональной направленностью

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №4 Определение термического коэффициента сопротивления меди.

Лабораторная работа №5 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Лабораторная работа №6 Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.

Лабораторная работа №7 Исследование зависимости мощности лампы накаливания от напряжения на её зажимах.


2



2



2



2

Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока»

2

Тема 3.3 Электрический ток в различных средах

Содержание учебного материала:

4

Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма.

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход.

Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы

Тема 3.4

Магнитное поле

Содержание учебного материала:


Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури

4


Практическое занятие

2

Тема 3.5 Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала:

4

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле

Решение задач с профессиональной направленностью:

  1. Каким образом близко летящий самолет влияет на работу телевизора?

  2. Как с помощью телевизора определить полюса подковообразного немаркированного магнита?

  3. В проводнике течет пульсирующий ток. Предложите способ разделения постоянной и переменной составляющих этого тока.

  4. Программист Валерий прочитал нашел в научном журнале задачи:

  1. между полюсами магнита подвешен горизонтально на двух невесомых нитях прямой проводник длиной l = 0,2 м и массой m = 10 г. Вектор индукции однородного магнитного поля перпендикулярен проводнику и направлен вертикально; В = 49 мТл. На какой угол от вертикали отклонятся нити, поддерживающие проводник, если по нему пропустить ток? Сила тока I = 2 A.

  2. В направлении, перпендикулярном линиям магнитной индукции, влетает в магнитное поле электрон со скоростью 10 Мм/с. Найти индукцию поля, если электрон описал в поле окружность радиусом 1 см.

  3. Какая сила действует на протон, движущийся со скоростью 10 Мм/с в магнитном поле с индукцией 0,2 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции ?

  1. Министерство образования решило провести проверку знаний всех сотрудников колледжа, поэтому системному администратору Николаю нужно решить задачи по физики:

  1. Два точечных заряда в вакууме находятся на расстоянии 2 см друг от друга. С какой силой взаимодействуют заряды, если их величины соответственно равны -4 и 8 мк Кл?

  2. Двa одинаковых положительных точечных заряда расположены нa paccтoянии r дpуг oт дpугa в вaкуумe. Oпpeдeлитe нaпpяжённocть элeктpичecкoгo пoля в тoчкe, pacпoлoжeннoй нa oдинaкoвoм paccтoянии r oт этиx зapядoв.

  3. Определите ускорение, с которым начнёт двигаться частица массой   мг и зарядом   нКл в однородном горизонтально направленном электростатическом поле, модуль напряжённости которого   В/м. Какой путь пройдёт частица за первую секунду движения?

  4. Модуль напряжённости электростатического поля в пространстве между обкладками плоского конденсатора   кВ/м. Не отключая конденсатор от источника тока, расстояние между его обкладками уменьшили в три раза. Определите модуль напряжённости поля после сближения обкладок.

2

Лабораторная работа, формирующая профессиональную компетенцию

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №8 Изучение явления электромагнитной индукции


2

Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

2

Раздел 4. Колебания и волны

16


Тема 4.1 Механические колебания и волны

Содержание учебного материала:

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 09

ПК 5.7


Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс.

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение

Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны

Содержание учебного материала:

6

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн

Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Решение задач с профессиональной направленностью:

  1. Где в реальной жизни используется колебательный контур и что это такое?

  2. В радиоприемнике колебательный контур содержит конденсатор электроемкостью С=8 пФ и катушку индуктивностью L=0,5 мГн. Максимальная сила тока в катушке 1т=40 мА. Определите максимальное напряжение на обкладках конденсатора.

  3. Для генерации сигнала в компьютерном мониторе используется колебательный контур имеет индуктивность L=1,6 мГн и электроемкость С=0,04 мкФ, максимальное напряжение на конденсаторе Um=200 В. Определите максимальную силу тока в контуре, считая его идеальным.

  4. В светодиодной лампе колебательный контур состоит из конденсатора емкостью С=4,9мкФ и катушки индуктивностью L=1 Гн. Амплитуда колебаний заряда на обкладках конденсатора 0,5 мкКл. Напишите уравнение колебаний заряда.

  5. В схемах фильтрации для подавления шумов в системах компьютерной обработки данных используют колебательный контур, в котором происходят вынужденные гармонические колебания. При частотах вынуждающей ЭДС 300 и 600 амплитуда силы тока равна половине своего максимального значения. Определить частоту вынуждающей ЭДС, при которой амплитуда напряжения на обкладках конденсатора максимальна.

2

Лабораторная работа, формирующая профессиональную компетенцию

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №9 Изучение работы трансформатора



2

Контрольная работа 4 «Колебания и волны»

2


Раздел 5. Оптика

20


Тема 5.1

Природа света

Содержание учебного материала:

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 09

ПК 5.7


Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещённость. Законы освещенности

Лабораторная работа, формирующая профессиональную компетенцию

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №10 Определение показателя преломления стекла

2

Тема 5.2

Волновые свойства света

Содержание учебного материала:

4

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений

Лабораторная работа, формирующая профессиональную компетенцию

Лабораторные занятия:

Лабораторная работа №11 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

Лабораторная работа №12 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров



2




Решение задач с профессиональной направленностью:

  1. Общаясь с директором программист Иван увидел свое отражение в глазах собеседника и задумался почему можно увидеть своё изображение в прямом и уменьшенном виде. Как возникает это изображение?

  2. Программисту нужно было перейти из одного учебного корпуса в другой и по пути ему попалось дерево, освещенное солнцем, отбрасывало тень длиной 9 м, а программист ростом 175 см – тень длиной 3 м. Чему равна высота дерева?

  3. Дальнозоркий человек не испытывает дискомфорта, глядя на предметы, расположенные от его лица на расстоянии не менее одного метра. Какой оптической силы очки для чтения ему необходимы?

  4. Близорукий человек отчетливо видит предметы, расположенные от его глаз на расстоянии не более   см. Какие очки для дали он использует?

  5. Системный администратор Жорик рассматривает под лупой микро-процессор. Какое увеличение дает лупа, оптическая сила которой 16Дптр? Построить изображение предмета в лупе.

2

Контрольная работа 5 «Оптика»

2

Тема 5.3

Специальная теория относительности

Содержание учебного материала:


2

Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики

Раздел 6. Квантовая физика

12


Тема 6.1

Квантовая оптика

Содержание учебного материала:

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 07

ОК 09


Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта

Тема 6.2

Физика атома и атомного ядра

Содержание учебного материала:

6

Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы

Контрольная работа 6 «Квантовая физика»

2


Раздел 7. Строение Вселенной

6


Тема 7.1

Строение Солнечной системы

Содержание учебного материала:



2

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 09

ОК 11

Солнечная система. Планеты, их видимое движение. Малые тела солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд

Тема 7.2

Эволюция Вселенной


Содержание учебного материала:



2

Звёзды, их основные характеристики. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд. Млечный Путь — наша Галактика. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №13. Изучение карты звездного неба

2

Промежуточная аттестация:

**на дифференцированный зачет и/или зачет выделяется не более 2 часов из часов обязательной аудиторной учебной нагрузки

2*


Всего:

144



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение


Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:


Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов:

Кабинет (учебная аудитория) Естественнонаучных дисциплин, оснащенный оборудованием:

- комплект учебной мебели на 25 человек,

- наглядные плакаты, специальное оборудование , раздаточный материал,

- коллекция интерактивных мультимедиа-компонентов,

- демонстрационный экран,

- мультимедийный видеопроектор,

- автоматизированное рабочее место преподавателя с лицензионным программным обеспечением,

- доступ к сети Internet,

- электронные библиотечные ресурсы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Колледжа


3.2. Информационное обеспечение обучения

(перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы):

Основные источники:

Печатные источники:

  1. Касьянов, В.А. Физика 10 класс : учебник : углублённый уровень / В.А. Касьянов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2021. - 480 с. : ил. — ISBN 978-5-09-079385-8.

  2. Касьянов, В.А. Физика 11 класс : учебник : углублённый уровень / В.А. Касьянов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2021. - 493, [3] с. : ил., 7 л. цв. вкл. — ISBN 978-5-09-079386-5..

Электронные источники:

  1. Айзенцон, А. Е. Физика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Айзенцон. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 335 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00795-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491056

  2. Васильев, А. А. Физика : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Васильев, В. Е. Федоров, Л. Д. Храмов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 211 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05702-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492136

  3. Родионов, В. Н. Физика : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Родионов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07177-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490599

  4. Родионов, В. Н. Физика для колледжей : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Родионов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 202 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10835-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494934


Дополнительные источники:

Электронные источники:

Аристотель, -. Физика / Аристотель ; переводчик В. П. Карпов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 228 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08826-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494721

Айзенцон, А. Е. Физика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Айзенцон. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 335 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00795-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491056

Кравченко, Н. Ю. Физика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ю. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 300 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01418-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490687

Физика: колебания и волны. Лабораторный практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Горлач, Н. А. Иванов, М. В. Пластинина, А. С. Рубан ; под редакцией В. В. Горлача. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 126 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10140-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491751


Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. - Загл. с экрана;

  2. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. - Загл. с экрана;

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. - Загл. с экрана;

  4. Образовательные ресурсы Интернета — Физика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/phys.htm, свободный. - Загл. с экрана;

  5. Физика [Электронный ресурс] : научно-методический журнал / Издательский дом «Первое сентября». - Режим доступа: https://fiz.1september.ru/, свободный. - Загл. с экрана;.

  6. Электронно-библиотечная система «Академия» [Электронный ресурс]:http://academia-moscow.ru/; Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля; Издание: 2-е изд., стер. Год выпуска: 2017; режим доступа: http://www.academia- moscow.ru/reader/?id=213496;

  7. Электронно-библиотечная система «Академия» [Электронный ресурс]: http://academia-moscow.ru/; Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Сборник задач; Издание: 5-е изд., стер. Год выпуска: 2014; режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/reader/?id= 106707 ;

  8. Единое окно доступа к образовательным ресурсам - Электронные текстовые дан. - Режим доступа: http://window.edu.ru/

  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, включающая цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства), предназначенные для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса - Электронные текстовые дан. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  10. Современные компьютерные технологии для детей. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «ИНТЕЛЛЕКТ» [интернет ресурс]. Режим доступа - http://www.modern-computer.ru/practice/photoshop/photoshop-main.html

  11. КМ-школа. – Режим доступа: http://www.km-school.ru/

  12. Открытая физика. – Режим доступа: http://www.physics.ru/courses/ op25part2/design/index.htm

  13. Платформа ЯКласс – Режим доступа: http://www. yaklass.ru /

  14. Российская электронная школа – Режим доступа: http://www.resh.edu.ru/

  15. Физика.ru. – Режим доступа: http://www.fizika.ru

  16. ФИПИ (ВПР 11 класс) – Режим доступа: http://www.fipi.ru /

  17. Электронный учебник – Режим доступа: http://www.physbook.ru/


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации представлены в Фонде оценочных средств.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.


Код и наименование

формируемых компетенций

Раздел/Тема

Тип оценочных

мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

- устный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • оценка контрольных работ;

  • наблюдение за ходом выполнения и оценивание лабораторных работ;

  • оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач);

  • оценка тестовых заданий;

  • наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов;

  • дифференцируемый зачет

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных

ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 06. Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3., Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4., Темы 4.1., 4.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.

ПК 5.7. Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации.

Раздел 2. Темы 2.1., 2.3

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.

Раздел 4. Темы 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учебной дисиплины СОО.01.11 Физика

Автор: Родимова Дарья Вячеславовна

Дата: 25.03.2025

Номер свидетельства: 667402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства