kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по физике,для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике,для 9 класса,Пурышева Важеевская 2 часа в неделю

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике,для 9 класса»



Пояснительная записка

Нормативная база программы

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика» без изменений.

Учебник представляет собой основу учебно – методического комплекта по физике для 8 класса, в который также входит электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь и методическое пособие.

Программа отражает содержание курса физики основной школы. Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.

Программа отражает содержание курса физики основной школы . Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.

Целями обучения физике на данном этапе образования являются:

  • формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий; подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента; формирование знаний о физических свойствах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно – следственных отношениях; формирование представлений о физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;

  • развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;

  • формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю. В 2019-2020 ученом году 34 учебных недели (68 часов) в связи с этим были сокращены 2часа из резервного времени.

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с учебным планом школы.

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются:

1)контрольная работа;

2)самостоятельная работа;

3)тест.

Содержание учебно-методического комплекта полностью соответствует примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания. Комплект рекомендован Министерством образования РФ.

Содержание курса

9 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)

1. ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ (24 часа).

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения.

Кинематические характеристики движения. Кинематические уравнения прямолинейного движения и движения точки по окружности. Графическое представление механического движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Угловая скорость. Ускорение при движении тела по окружности

Взаимодействие тел. Динамические характеристики механического движения. Центр тяжести. Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Границы применимости законов Ньютона.

Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель.

Энергия и механическая работа. Закон сохранения механической энергии Фронтальные лабораторные работы.

1.Исследование равноускоренного движения.

2.Изучение второго закона Ньютона.

3. Изучение третьего закона Ньютона.

4.Исследование зависимости силы упругости от деформации.

  1. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.

  2. Измерение механической работы и механической мощности.

2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (6 ЧАСОВ).

Колебательное движение. Гармоническое колебание. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний.

Законы отражения волн.

Фронтальные лабораторные работы.

7.Изучение колебаний математического маятника.

8. Изучение колебаний груза на пружине.

3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (11 ЧАСОВ)

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Применение магнитов и электромагнитов.

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока.

Самоиндукция. Индуктивность катушки.

Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Изучение магнитного поля постоянных магнитов.

  2. Сборка электромагнита и его испытание.

  3. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

  4. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.

  5. Изучение явления электромагнитной индукции.

  6. Изучение работы трансформатора.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (8 ЧАСОВ).

Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Телевидение.

Электромагнитная природа света. Скорость света. Дисперсия света. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Фронтальные лабораторные работы: 15. Наблюдение интерференции света.

16. Наблюдение дисперсии света.

  1. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ (9 ЧАСОВ).

Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ.

Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы.

Радиоактивные превращения. Период полураспада. Ядерное взаимодействие. Энергия связи ядра. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция.

Биологическое действие радиоактивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дозиметрия.

  1. ВСЕЛЕННАЯ (8 ЧАСОВ).

Строение и масштабы Вселенной.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры планет.

Система Земля-Луна. Приливы.

Видимое движение планет, звезд. Солнца, Луны. Фазы Луны.

Планета Земля. Луна — естественный спутник Земли. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

Малые тела Солнечной системы.

Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Определение размеров лунных кратеров.

  2. Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера ИО.

Итоговые занятия (2ч)

Результаты освоения учебного предмета «Физика»

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей уча­щихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необ­ходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого обще­ства, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и прак­тических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поста­новки целей, планирования, самоконтроля и оценки резуль­татов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и ги­потезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебны­ми действиями на примерах гипотез для объяснения извест­ных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать получен­ную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, нахо­дить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, уме­ния выражать свои мысли и способности выслушивать собе­седника, понимать его точку зрения, признавать право дру­гого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

• умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения: зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца;

• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

• пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Тематическое планирование

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы и включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике и авторской программой курса и включает следующие тематические блоки:

Наименование раздела

Кол-во часов

Контрольные работы/Лабораторные работы

Законы механики

24 часа

2/6

Механические колебания и волны

6 часов

½

Электромагнитные явления

11 часов

1/6

Электромагнитные колебания и волны

9 часов

-/2

Элементы квантовой физики

8 часов

1/-

Вселенная

8 часов

-/2

Итоговое занятие

2 часа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Примечание

Законы механики (24 ч)

1/1.

Вводный ИОТ 006. Механическое движение и его характеристики.

2/2.

ИОТ 001,002. Равномерное прямолинейное движение.

3/3.

ИОТ 007,008. Относительность движения.

4/4.

Равноускоренное прямолинейное движение.

5/5.

Перемещение при равноускоренном движении.

6/6.

Решение задач по теме «Законы движения тел»

7/7.

ИОТ 008. Л.р. №1 « Исследование равноускоренного прямолинейного движения».

8/8.

Контрольная работа №1 «Законы движения»

9/9.

Работа над ошибками. Свободное падение тел.

10/10.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

11/11.

Первый закон Ньютона.

12/12.

Второй закон Ньютона. ИОТ №008

Л.р.№2 «Изучение второго закона Ньютона»

13/13.

Третий закон Ньютона.

ИОТ №008 Л.р. № 3 «Изучение третьего закона Ньютона».

14/14.

Движение искусственных спутников Земли.







15/15.

Невесомость и перегрузки.

16/16.

Движение тела под действием нескольких сил. ИОТ №008 Л.р. №4 «Исследование зависимости силы упругости от деформации»

17/17.

Л.р. №5 «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления».

18/18.

ИОТ 007,008. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

19/19.

Реактивное движение.

20/20.

Решение задач.

21/21.

ИОТ №008 Механическая работа и мощность.

Л.р. №6 «Измерение механической работы и механической мощности»

22/22.

Потенциальная и кинетическая энергия.

23/23.

Закон сохранения механической энергии.

24/24.

Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия тел».

Механические колебания и волны (6 часов)

1/25.

Работа над ошибками. Математический и пружинный маятники.

2/26.

ИОТ №008 Л.р. №7« Изучение колебаний математического маятника»

3/27.

ИОТ №008 Л.р. №8 «Изучение колебаний груза на пружине».

4/28.

Вынужденные колебания. Резонанс.

5/29.

Механические волны. Свойства механических волн. Решение задач.

6/30.

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны»


Электромагнитные явления (11 часов)

1/31.

Работа над ошибками. Магнитное поле. ИОТ №008 Л.р.№9«Изучение магнитного поля постоянных магнитов»

2/32.

ИОТ 007,008,001,002. Магнитное поле электрического тока.

3/33.

ИОТ №008 Л.р.№10 «Сборка электромагнита и его испытание»

4/34.

Действие магнитного поля на проводник с током

5/35.

ИОТ №008 Л.р.№ 11« Изучение действия магнитного поля на проводник с током»

6/36.

ИОТ №008 Электродвигатель. Л.р. №12 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»

7/37.

Явление электромагнитной индукции. ИОТ №008 Л.р. №13 «Изучение явления электромагнитной индукции».

8/38.

Магнитный поток. Правило Ленца.

9/39.

Самоиндукция. Решение задач.

10/40.

Переменный электрический ток. ИОТ №008 Л.р.№14 «Изучение работы трансформатора».

11/41.

Контрольная работа №4 «Электромагнитные явления»

Электромагнитные колебания и волны (8 часов)

1/42.

Работа над ошибками. Конденсатор.


2/43.

Колебательный контур.


3/44.

Вынужденные электромагнитные колебания.


4/45.

Электромагнитные волны. ИОТ №008 Л.р.

15 «Наблюдение интерференции света».

5/46.

Использование электромагнитных волн для передачи информации. ИОТ №008 Л.р. №16 «Наблюдение дисперсии света».

6/47.

Электромагнитная природа света.

7/48.

Шкала электромагнитных волн.

8/49.

Обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Элементы квантовой физики (9 часов)

1/50.

Строение атома.

2/51.

Радиоактивность.

3/52.

ИОТ 007,008. Радиоактивные превращения

4/53.

Ядерные реакции

5/54.

Дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций.

6/55.

Деление ядра урана.

7/56.

Ядерный реактор.

8/57.

Действия радиоактивных излучений.

9/58.

Контрольная работа №5 «Элементы квантовой физики».

Вселенная (8 часов)


1/59.

Работа над ошибками. Строение и масштабы Вселенной.

2/60.

Система Земля-Луна.

3/61.

ИОТ №008 Л.р №17 «Определение размеров лунных кратеров».

4/62.

Планеты.

5/63.

Малые тела Солнечной системы. Л.р. № 18 «Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио».

6/64.

Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение.

7/65.

Использование результатов космических исследований в науке, технике.

8/66.

Обобщающий урок по теме «Вселенная»


Итоговое повторение (2ч)

1/67.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

2/68.

Итоговое занятие за курс 9 класса.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Для учителя:

Для ученика

1.Физика. Методическое пособие. 9 класс

(авторы Н. С. Пурышева,

Н. Е. Важеевская).

2.Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7-11 классы/сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов. –

М.:Дрофа, 2014

  1. Физика. Сборник вопросов и задач.

7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В.

Позойский, Е. А. Марон).

  1. Мультимедийное приложение к учебнику

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц

(СИ).

  1. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

  2. Физические постоянные.

  3. Шкала электромагнитных волн.

  4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

  5. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.

Электронные учебные издания

  1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

  2. Лабораторные работы по физике. (виртуальная физическая лаборатория).

1.Физика. 9 класс. Учебник (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).

2.Физика. Рабочая тетрадь. 9класс (авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская).

3.Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

4.Мультимедийное приложение к учебнику


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по физике,для 9 класса

Автор: Пеньков Василий Сергеевич

Дата: 05.03.2020

Номер свидетельства: 541965


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства