kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа платных образовательных услуг «Практические вопросы физики» для обучающихся 8 класса по общеинтеллектуальному направлению

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе дана рабочая программа платных образовательных услуг по физике в 8 классе. С учетом 1 часа в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа платных образовательных услуг «Практические вопросы физики» для обучающихся 8 класса по общеинтеллектуальному направлению»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа платных образовательных услуг «Практические вопросы физики» для обучающихся 8 класса по общеинтеллектуальному направлению разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждёного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 г №1897);

  3. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего   образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);

  4. Примерной программы основного общего образования по физике;

  5. Программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: (А.В.Пёрышкин, Н.Ф.Филонович, Е.М.Гутник (М.:Дрофа, 2014), с. 4 – 91.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова (М.:Просвещение, 2011) и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.



Программа рассчитана на 1 год обучения (35 часов), количество часов в неделю – 1, количество часов в год – 35.

Актуальность программы определена тем, что это программа деятельности обучающихся в области естественных наук в 8  классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.





Цели:

-образовательные:

- ввести понятие о методе проектов (краткосрочный проект – в рамках урока, то есть изучение программного материала, среднесрочный проект – изучение углубленного материала и долгосрочный проект – по материалам научно-практических исследований)  

- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;

- овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач.

-развивающие:

-развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения применять решения (поиск направления и методов решения проблемы);

-развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.

-воспитательная:

-воспитывать умение  сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.

Задачи:

  • формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

  • создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.

  1. Общая характеристика деятельности

Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; помочь овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач; вооружить обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Для реализации данного курса «Практические вопросы физики» в основной школе необходимо организовать работу обучающихся в лаборатории, предоставить возможность индивидуальных исследований и групповой работы, работы в парах. На протяжении всего курса для формирования научного метода познания эмпирическим методом используется работа по этапам:

  1. Организация проектной деятельности

  2. Сбор информации.

  3. Осуществление проектной деятельности

  4. Анализ.

  5. Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление.

  6. Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

  7. Представление результатов деятельности и её оценка.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса

Личностными результатами изучения курса являются:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники.

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения научной информации.

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Общими предметными результатами изучения курса являются:

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

  • умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;

  • умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.

Частными предметными результатами изучения курса являются:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания;

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  • формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.

3. Содержание программы курса

Название раздела

Основное содержание

Количество часов

1

Тепловые явления

Решение задач на определение количества теплоты. Применение теплового расширения для регистрации температуры. Исследование процессов плавления и отвердевания. Изучение устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности воздуха.

12

2

Электрические явления

Определение удельного сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. Расчет потребляемой электроэнергии. Расчет КПД электрических устройств. Решение задач.

12

3

Оптические явления

Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света. Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы. Наблюдение интерференции света. Решение задач на преломление света. Наблюдение полного отражения света.


11

Итого

35 ч

4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Материально-техническое обеспечение

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).

  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

  3. Физические постоянные.

  4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

Комплект портретов для кабинета физики

Электронные учебные издания

  1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7 – 11 классы (под ред.Н.К.Ханнанова);

  2. Лабораторные работы по физике 8 класс (виртуальная физическая лаборатория);

Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации рабочей программы:

  • Демонстрационное;

  • Лабораторное.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Цифровые компоненты к учебно-методическому комплексу по физике 8 класса.

  2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по физике.

Технические средства обучения

  1. Ноутбук.   Основные технические требования: графическая операционная    система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

  2. Сканер с приставкой для сканирования слайдов

  3. Принтер лазерный

  4. Колонки для воспроизведения звука

  5. Мультимедиа проектор

  6. Интерактивная доска-приставка.

Кабинет физики содержит:

  1. лабораторные столы (парты ученические);

  2. рабочий стол учителя;

  3. демонстрационный стол, в торце которого размещается тумба с раковиной и краном;

  4. доска (одно полотно доски имеет стальную поверхность);

  5. противопожарный инвентарь (ящик с песком, огнетушитель);

  6. аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

  7. инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ.

Кабинет оборудован системой частичного затемнения.

Кабинет физики имеет специальную сменную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.

Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, оснащён:

  • комплектом технических средств обучения, ноутбуком с мультимедиапроектором и интерактивной доской;

  • учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебники, сборники задач, журналы, руководства по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);

  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

  • комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физик, портретами выдающихся физиков.

Электронные пособия

Наименование

Кол-во

Комплект электронных пособий по физике

1

Комплект дисков с видеозаписями демонстрационных опытов по физике

1

Домашняя лаборатория по физике

1

Физика. Интерактивные творческие задания

1

Литература для учащегося

  1. Лукашик, В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. [Текст] / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2011 г.;

  2. Перельман, Я. И. Занимательная физика. [Текст] / Я. И. Перельман - АСТ, Астрель, Хранитель. – 2014 г., 320 с.;

  3. Покровский, С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. [Электронный ресурс] / http://www.eduspb.com/public/files/fizicheskie_velichiny_i_ih_izmereniya_7_-_8.doc;  

  4. Рабиза, В.Ф. Простые опыты: Забавная физика для детей [Текст] / В.Ф. Рабиза. - М.: Детская литература, 2012 г., 222 с.;

  5. Трофимова, Т.И. Физика от А до Я: Справочник школьника [Текст] / Т.И. Трофимова. – М.: Дрофа; 2012 г., 304 с.;

  6. Хуторской, А. В. Увлекательная физика. [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н.Хуторская. - М., Аркти, 2014 г., 192 с.;

Литература для учителя

  1. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 7-8 классах средней школы. Кн. для учителя. [Электронный ресурс] / Л. А. Горев - М.: Просвещение, 2010 г. — 175 с.;

  2. Кабардин, О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум, 2014 г., 148 с.

  3. Никифоров, Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по  физике. 7 - 11кл. [Текст] / Г.Г. Никифоров – М.: Дрофа, 2014 г., 112 с.;

  4. Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике. [Электронный ресурс] / javascript:window.document.location ='http://depositfiles.com/files/04reqdmmy';



5.Список информационных источников, использованных при подготовке курса

  1. Галилео. Наука опытным путем. [Текст] / Научно-популярное периодическое издание. - М.: ООО Де Агостини. Россия;

  2. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя. [Электронный ресурс] / Л. А. Горев - М.: Просвещение, 2012 г. — 175 с.;

  3. Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс] / http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1;

  4. Кабардин, О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум, 2014 г., 148 с.

  5. Лукашик, В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. [Текст] / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2011 г.;

  6. Перельман, Я. И. Занимательная физика. [Текст] / Я. И. Перельман - АСТ, Астрель, Хранитель. – 2014 г., 320 с.;

  7. Покровский, С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. [Электронный ресурс] / http://www.eduspb.com/public/files/fizicheskie_velichiny_i_ih_izmereniya_7_-_8.doc;  

  8. Рабиза, В.Ф. Простые опыты: Забавная физика для детей [Текст] / В.Ф. Рабиза. - М.: Детская литература, 2012 г., 222 с.;

  9. Трофимова, Т.И. Физика от А до Я: Справочник школьника [Текст] / Т.И. Трофимова. – М.: Дрофа; 2012 г., 304 с.;

  10. Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике. [Электронный ресурс] / javascript:window.document.location ='http://depositfiles.com/files/04reqdmmy';

  11. Хуторской, А. В. Увлекательная физика. [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н.Хуторская. - М., Аркти, 2014 г., 192 с.;



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

1.Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 7–8 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.2012г.

3.Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2012г.

4.Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 2010г.

5.Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение. 2013 г.

6.Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2014г.

7.Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 7-8 класс. СТП. 2013г.

8. Мультимедийный проектор

9. Компьютер

6.Планируемые результаты реализации курса

Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырёх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом») и учебных программы по всем предметам, в том числе по физике. После изучения курса обучающиеся:

  • систематизируют теоретические знания и умения по решению стандартных, нестандартных, технических и олимпиадных задач различными методами;

  • выработают индивидуальный стиль решения физических задач.

  • совершенствуют умения на практике пользоваться приборами, проводить измерения физических величин (соблюдать правила техники безопасности);

  • научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на уроках физики в основной школе;

  • разработают и сконструируют приборы и модели для последующей работы в кабинете физики.

  • совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе написания исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и приборам, при выступлениях на научно – практических конференциях различных уровней.

  • определят дальнейшее направление развития своих способностей, сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе.





Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год



Наименование раздела

Наименование раздела

Тема

Кол.

час.


Элементы образовательного содержания


Дата проведения


1.

Тепловые явления (12 ч)

Здравствуй, физика теплоты!

1

Количество теплоты, энергия топлива, нагревание и охлаждение, плавление и кристаллизация, испарение, кипение и конденсация.


2.


Закон сохранения энергии на экспериментальных задачах.

1

Методы наблюдения, измерения, эксперимента. Решение теоретических и экспериментальных задач.


3

«Дюжина кухонных экспериментов».

1

Опыты "Фокус ладони", "Опорожнить стакан", "Прищепка - акробат", "Яйцо в бутылке", "Скользящий стакан", "Кипение воды в бумажной кастрюле", Звучащая монета", "Щепотка соли".


4

Теплоемкость твердых тел и жидкостей.

1

Экспериментальное определение теплоемкости. Расчет теплоемкости.


5

Особенности физических характеристик воды.

1

Вода. Особенности строения. Физические и химические свойства и характеристики.


6

Наблюдение за процессом кипения и температурой кипения воды.

1

Загадки процесса кипения. Сравнение испарения и кипения.


7

Зависимость состояния вещества от температуры и давления.

1

Состояния вещества.

Железный пар и твердый воздух. Получение низких температур.


8

«Физика в бане».

1

Почему нужно подбрасывать на каменку воду маленькими порциями, а не наливать сразу большими порциями? Зачем на порог холодную воду льют?



9

Образование облаков. Осадки.

1

Конденсация. Причины и схемы образования облаков, осадков.


10

История изобретения парового двигателя.

1

Паровая машина Сэйвери. Паровая машина Дени Папена. Томас Ньюкомен и его паровая машина. Большая машина Джона Смита. Паровая машина Ползунова. Джеймс Уатт. Универсальная паровая машина двойного дейс твия.



11

Дизельный двигатель: рабочий цикл и расчет КПД.

1

Устройство, принцип действия. Расчет термодинамических параметров и КПД быстроходного автомобильного дизельного двигателя.


12

Тепловые двигатели в авиации.

1

Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях.


13

Электрические явления (12 ч)

Электризация тел: польза или вред?

1

История развития электризации. Использование и борьба с электризацией.


14

Осветительная сеть. Решение задач по составлению схем различных устройств.

1

История развития. Задачи по составлению схем различных устройств.


15

Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх).

1

Составление схем используемых в быту, в промышленности, в игрушках и играх.


16

Схемы различных устройств (в быту, в промышленности, в игрушках и играх).

1

Составление схем используемых в быту, в промышленности, в игрушках и играх.


17

Реостат на службе у автоматики.

1

Замыкающие и размыкающие устройства. Применение в быту, технике, на производстве.


18

Зависимость сопротивления проводников от температуры.

1

Удельное сопротивление проводников и непроводников.


19

Смешанное соединение проводников.

1

Экспериментальное изучение смешанного соединения проводников.


20

Смешанное соединение проводников.

1

Экспериментальное изучение смешанного соединения проводников.


21

Смешанное соединение проводников.

1

Экспериментальное изучение смешанного соединения проводников.


22

Расчет потребляемой электроэнергии.

1

Задачи на расчет потребляемой электроэнергии.


23

Расчет потребляемой электроэнергии.

1

Задачи на расчет потребляемой электроэнергии.


24

Электричество в животных и растениях, в живых клетках.

1

Работы Гальвани. Роль биоэлектрических потенциалов.


25

Оптические явления (11 ч.)

Океан света.

1

Световые и оптические явления.


26

Сферическое зеркало (выпуклое).

1

Изображение предметов в выпуклом зеркале. Особенности и построение.


27

Сферическое зеркало (вогнутое).

1

Изображение предметов в вогнутом зеркале. Особенности и построение.


28

Построение хода световых лучей сквозь призмы.

1

Задачи на построение хода световых лучей сквозь призмы.


29

Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз.

1

Построение изображений с помощью системы собирающих и рассеивающих линз.


30

Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз.

1

Построение изображений с помощью системы собирающих и рассеивающих линз.


31

Построение изображений, даваемых системой собирающих и рассеивающих линз.

1

Построение изображений с помощью системы собирающих и рассеивающих линз.


32

Расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз.

1

Задачи на расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз.


33

Расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз.

1

Задачи на расчет оптической силы системы из собирающих и рассеивающих линз.


34

Оптические приборы. Решение задач на построение изображений.

1

Виды оптических приборы. Особенности решения задач на построение изображений.


35

Оптические приборы. Решение задач на построение изображений.

1

Виды оптических приборы. Особенности решения задач на построение изображений.






Итого

35 часов








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алферова Елена Анатольевна

Дата: 02.04.2020

Номер свидетельства: 545021


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства