Рабочая программа по физике для10 информационно-технологического класса
Рабочая программа по физике для10 информационно-технологического класса
рабочая программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10 классов (авторы Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, В.А. Орлов, А.А. Пинский. 2017 г.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для10 информационно-технологического класса»
Учитель физики
высшей категории
Барковская С. Е..
МОУ сш №1
рп Кузоватово Ульяновской области
Рабочая программа учебного курса
по физике для 10 класса
на 2017-2018 учебный год (для информационно-технического класса)
2017-2018 уч.год
1.Основные задачи (цели) изучения физики :
формирование системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
формирование умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
формирование умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
,
11 Планируемые результаты изучения курса
ФГОС основного и среднего общего образования провозглашают в качестве целевых ориентиров общего
образования достижение совокупности личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Личностными результатами обучения физике
в средней школе являются:
положительное отношение к российской физической науке;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами обучения физике
использование умений различных видов познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и др.);
применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной активности);
умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации цели;
использование различных источников для получения физической информации;
умение выстраивать эффективную коммуникацию.
Предметными результатами обучения физике в средней школе
на профильном уровне являются умения:
давать определения изученных понятий;
объяснять основные положения изученных теорий;
описывать и интерпретировать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя естественный (родной) и символьный языки физики;
самостоятельно планировать и проводить физический
эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
самостоятельно классифицировать изученные объекты, явления и процессы, выбирая основания классификации;
обобщать знания и делать обоснованные выводы;
структурировать учебную информацию, представляя результат в различных формах (таблица, схема и др.);
критически оценивать физическую информацию, полученную из различных источников, оценивать ее достоверность;
объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, владеть способами обеспечения безопасности при их использовании, оказания первой помощи при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами;
самостоятельно конструировать новое для себя физическое знание, опираясь на методологию физики как исследовательской науки и используя различные информационные источники;
применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;
анализировать, оценивать и прогнозировать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.
Личностные образовательные результаты (достижения) учащихся
являются системообразующим фактором при формировании предметных и метапредметных результатов и определяют линию развития субъектной позиции школьника в
учении (активность, самостоятельность и ответственность).
Достижение учащимися современных образовательных результатов посредством включения их в процедуры понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии, которые становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности, приводит к изменению позиции школьника в системе учения.
I11. Основное содержание (175 ч)
( 5 часов в неделю )
Физика как наука. Методы научного познания природы.
Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего
мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и
объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и
теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.
Механика
Механическое движение и его относительность. Способы описания механического
движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.
Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по
окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости.
Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.
Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и
невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов
механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение
гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармони-
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Инертность тел.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Взаимодействие тел.
Невесомость и перегрузка.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Виды равновесия тел.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Изменение энергии тел при совершении работы.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Свободные колебания груза на нити и на пружине.
Запись колебательного движения.
Вынужденные колебания.
Резонанс.
Автоколебания.
Поперечные и продольные волны.
Отражение и преломление волн.
Дифракция и интерференция волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
Лабораторные работы
№1 Исследование движения тела под действием постоянной силы.
№3 Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
№4 Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
№5 Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости
№ 6 Измерение ускорения свободного падения.
№7 Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Молекулярная физика
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства.
Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней
кинетической энергией теплового движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели
идеального газа.
Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества.
Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс.
Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Модель опыта Штерна.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели дефектов кристаллических решеток.
Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
№8 Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении.
№9 Наблюдение роста кристаллов из раствора.
№10 Измерение поверхностного натяжения.
№11 Измерение удельной теплоты плавления льда.
Электростатика. Постоянный ток
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон
Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.
Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики
в электрическом поле. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в
металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Энергия заряженного конденсатора.6
Электроизмерительные приборы.
Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры.
Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Термоэлектронная эмиссия.
Электронно-лучевая трубка.
Явление электролиза.
Электрический разряд в газе.
Люминесцентная лампа.
Лабораторные работы
№12 Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
№13 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.