РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 11 класс(по Пурышевой, 2 часа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 11 класс(по Пурышевой, 2 часа)
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2011 год) и программы, составленной в соответствии с новым, утвержденным в 2004 г. Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.
Авторы программы: Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев. , программы для общеобразовательных учреждений. Физика.Астрономия.
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому , как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.
Место курса физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Марон А.Е. Физика 11 класс: дидактические материалы – М.:Дрофа, 2009
Кирик Л.А. Физика – 11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: ИЛЕКСА, 2009
Физика.Тесты. 10-11 классы: учебно-методическое пособие – М.: Дрофа, 2005
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 11 класс – М.: ВАКО, 2007
Касьянов В.А. Физика. 11 класс: Тетрадь для рабораторных работ – М.: Дрофа, 2004
Касаткина И.Л. Задачи по физике: подготовка к ЕГЭ и олимпиадам – М.:Феникс, 2008
, А.П.Рымкевич Сборник задач по физике для 10-11 классов, М.Дрофа, 2007г.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2011 год) и программы, составленной в соответствии с новым, утвержденным в 2004 г. Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.
Авторы программы: Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев. , программы для общеобразовательных учреждений. Физика.Астрономия.
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому , как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.
Место курса физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
В курс физики 11 класса входят следующие разделы:
Постоянный электрический ток.
Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Электромагнитные колебания и волны.
Оптика.
Основы специальной теории относительности.
Фотоэффект.
Строение атомов
Атомное ядро
Элементы астрофизики
Повторение
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
Изучение физики в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знанийо методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики.
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости.
- применений знанийпо физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, использования современных информационных технологий для поиска, переработки учебной и научно-популярной информации по физике.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ.
- воспитаниедуха сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники.
- использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
В задачи обучения физике входят:
- развитие первоначальных представлений учащихся о понятиях и законах механики, известных им из курса 9 класса;
- знакомство учащихся с основными положениями молекулярно-кинетической теории, основным уравнением МКТ идеального газа, основами термодинамики;
- развитие первоначальных представлений учащихся о понятиях и законах электродинамики известных им из курса 8-9 класса;
- формирование осознанных мотивов учения, подготовка к сознательному выбору профессии и продолжению образования;
- воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении НТП, раскрытия достижений науки и техники, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники.
- формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, современной научной картины мира;
- развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдения и объяснять физические явления.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 134 часа для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в XIклассе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю в 2010-2011 учебном году.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Календарно-тематическое планирование предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения физики в 11 классе ученик должен
смысл физических величин:перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, давление, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты,удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, электродвижущая сила, индукция магнитного поля.
cмысл физических законов, принципов и постулатов( формулировка , границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Гука, закон Всемирного тяготения, законсохранения энергии и импульса , закон Паскаля, закон Архимеда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, Ома для полной цепи, Джоуля-Ленца.
уметь
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при контакте, взаимодействие проводников стоком, действие магнитного поля на проводник с током, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять: скорость, ускорение свободного падения, массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока;
приводить примеры практического использования физических знаний : законов механики, термодинамики, электродинамики в энергетике;
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Электродинамика.
Понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.
Законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы отражения и преломления света, связь массы и энергии.
Практическое применение: генератор, схема радиотелефонной связи, полное отражение.
Учащиеся должны уметь:
- Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.
- Использовать трансформатор.
- Измерять длину световой волны.
Квантовая физика
Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция, термоядерная реакция, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, принцип спектрального анализа, принцип работы ядерного реактора.
Учащиеся должны уметь: решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта, определять продукты ядерной реакции.
Тематическое планирование
Раздел
Примерная программа
Прохорова С.П.
Практическая часть
Взято из резерва
Лабораторные работы
Физиический практикум
Уроки решения задач
Контрольные уроки
Зачеты
Семинары
11 класс
1
Постоянный электрический ток.
10
10
2
1
2
Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
6
6
3
Электромагнитные колебания и волны.
6
6
1
4
Оптика.
8
8
1
1
5
Основы специальной теории относительности
5
5
1
6
Фотоэффект.
6
6
1
7
Строение атомов
5
5
1
8
Атомное ядро
11
11
1
1
9
Элементы астрофизики
6
6
ИТОГО
63
63
Резерв
5
5
ИТОГО
68
68
4
2
6
.
Проверка знаний учащихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Список литературы
Для учителя
Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Шилов В.Ф. Физика: 10 – 11 кл.: поурочное планирование: кн. для учителя / В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 2007.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс
ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
- Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана –Граф, 2007.
- Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.
- Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
- Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика : Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: 11-е изд. - М.; Просвещение, 2003
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика : Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: 11 изд. - М.; Просвещение, 2003
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 11 классы : 7-е изд. - М.; Дрофа, 2003
Сборник нормативных документов «Физика» - М.; Дрофа, 2004
Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: Дидактический материал для 9-11 классов: Под ред. Дика Ю.И., Кабардина О.Ф. - М.; Просвещение, 1993
Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Под ред. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. - М.; Просвещение, «Учебная литература»,1996
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс
ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
- Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана –Граф, 2007.
- Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.
- Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
- Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.
Список пособий для подготовки к Единому государственному экзамену
1. Кабардин О. Ф. Физика: тесты для школьников и поступающих в вузы / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, С. И. Кабардина. — М.: Мир и образование, 2002. 2. Кабардин О. Ф. Физика: руководство для подготовки к экзаменам / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, С. И. Кабардина. — М.: Астрель, 2004. 3. Кабардин О. Ф. Теоретические материалы и практические задания по физике для подготовки к экзамену / О. Ф. Кабардин. — М.: Астрель, 2006. 4. Орлов В. А. Единый государственный экзамен. 2002: контрольные и измерительные материалы / В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов. — М.: Просвещение, 2003. 5. Гладышева Н. К. Тесты: физика: 10—11 кл.: учеб.-метод. пособие / Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский. — М.: Дрофа, 2003. 6. Орлов В. А. Единый государственный экзамен. 2003— 2004: контрольные и измерительные материалы / В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов, А. А. Фадеева. — М.: Просвещение, 2004. 7. Орлов В. А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров, Н. К. Ханнанов. — М.: Интеллект-Центр, 2005. 8. Орлов В. А. Единый государственный экзамен. 2004—2005: физика: контрольные и измерительные материалы / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. — М.: Просвещение, 2005. 9. Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. 2005: физика: сб. заданий / Г. Г. Никифоров, В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов. — М.: Просвещение: Эксмо, 2005. 10. Орлов В. А. Единый государственный экзамен: физика: методика подготовки / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. — М.: Просвещение: Эксмо, 2006. 11. Грибов В. А. Единый государственный экзамен: 2006: физика: репетитор / В. А. Грибов, Н. К. Ханнанов. — М.: Просвещение: Эксмо, 2006.
Тема 1. «Постоянный электрический ток»(10 ч.)
№
п/п
Дата
Тема
Цели урока
СУМ
Учащиеся должны
ДЭ
Тип урока
ДЗ
знать
уметь
1/1
1.09
Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Условие существования электрического тока.
Источники постоянного тока. Сила тока. Скорость направленного движения электронов. Действия электрического тока.
Знать понятия силы тока, напряжения, источники тока.
Уметь объяснять действия электрического тока.
§ 1,§2
2/2
2.09
Носители электрического тока в различных средах
Строение атома и носители электрического заряда. Проводники. Диэлектрики. Электростатическая индукция.
Знать понятие электрического заряда, единицу измерения заряда, частицы, обладающие наименьшим электрическим зарядом, положительного и отрицательного ионов, определения понятий проводник и непроводник электричества, взаимодействие заряженных тел.
Уметьобъяснять природу электрического заряда, приводить примеры явления электризации, описывать и объяснять модели строения простейших атомов, явление электризации на основе знания о строении атома и атомного ядра, принцип действия заряженных тел, притяжение незаряженных тел к заряженным.
§ 3, § 4.
3/3
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Источник тока. Сторонние силы. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.
Знать о роли источника тока в цепи, работе сторонних сил и их связи с величиной заряда, формулировать закон Ома для полной цепи
Уметь объяснять природу электрического сопротивления
Уметь объяснять передачу энергии в электрической цепи
§ 5. до соединения проводников
4/4
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №1 «Измерение электрического сопротивления»
Формирование исследовательских умений и вычисление физических величин с помощью опытных данных.
Измерение силы тока, напряжения, электрического сопротивления.
Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать схему ЭЦ для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений
определить сопротивление электрической лампы с помощью омметра
лабораторная работа
5/5
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №2 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Формирование исследовательских умений и вычисление физических величин с помощью опытных данных.
Электрический ток. Источник тока. Электродвижущая сила.
Внутреннее сопротивление источника тока
Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать схему ЭЦ для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений.
источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, провода
лабораторная работа
6/6
Электрические цепи с последовательным и параллельным проводником.
Последовательное соединение. Параллельное соединение. Измерения силы тока и напряжения.
Уметь формулировать закон Ома для различных видов соединения проводников в цепи
§ 5.
7/7
Применение законов постоянного тока
Применение электропроводности жидкости.
§ 6, §7.
8/8
Применение вакуумных приборов, газовых разрядов.
формирование представления об электрическом токе в газах; ознакомление учащихся с проявлениями в природе, связанными с прохождением электрического тока в газах
§8,9
9/9
Применение полупроводников.
Полупроводники. Полупроводниковые приборы. Носители зарядов в полупроводниках.
Знать понятие полупроводника, его свойства и особенности; основные полупроводниковые приборы, особенности их работы; носителей заряда в полупроводниках.
Уметьобъяснятьвозникновение носителей заряда в полупроводниках; механизм возникновения тока в полупроводниках; особенности работы полупроводниковых приборов.
§10
10/
10
Контрольная работа №1 по теме: «Постоянный электрический ток»
Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков
Сила тока. Действия эл. тока.
Сопротивление и закон Ома для участка цепи. После-довательное и параллельное соединения проводников. Работа тока. Закон Джоуля — Ленца. Мощность тока. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи
урок контроля знаний и умений
Тема 2 «Взаимосвязь электрического и магнитного полей» (6 ч.)
1/
11
Анализ контрольной работы.
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Магнитное поле тока.
Магнитное поле. Замкнутый контур с током в магнитном поле. Магнитная стрелка. Направление вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Вихревое поле.
Знать смысл физических понятий: магнитные силы, магнитное поле, правило «буравчика»
Уметь определять направление линий магнитной индукции
Взаимодействие параллельных токов..
работа над ошибками.
§11- 13.
2/
12
Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряды. Принцип действия электроизмерительных приборов.
Повторение материала 10 класса на действие магнитного поля на проводник с током, закон Ампера, силовые линии магнитного поля, необходимого для изучения закона Фарадея в 11 классе.
Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы Ампера. Направление силы Ампера. Единица магнитной индукции.
Понимать смысл закона Ампера.
Применять правило «левой руки» для определения FA
Устройство и действие амперметра и вольтметра. Устройство и действие громкоговорителя.
Понимать смысл действующих значений силы тока и напряжения
объяснять принцип действия генератора переменного тока
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
§ 21.
4/
20
Электромагнитное поле.
§ 22.
5
/21
Излучение и прием электромагнитных волн. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.
Как распространяются электромагнитные взаимодействия. Электромагнитная волна. Открытый колебательный контур. Опыт Герца. Поглощение, отражение, преломление, поперечность электромагнитных волн.
Знать смысл теории Максвелла.
Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн.
Излучение и прием электромагнитных волн.
§ 23,24
6/
22
Контрольная работа №2 по теме:
«Электромагнитные колебания и волны».
Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков
урок контроля знаний и умений
Тема 4 «Оптика» ( 8 ч.)
1/
23
Анализ контрольной работы. Понятия и законы геометрической оптики. Электромагнитная природа света. Законы распространения света.
Два способа передачи воздействия. Корпускулярная и волновая теории света. Геометрическая и волновая теории света. Геометрическая и волновая оптика. Скорость света. Астрономический метод измерения скорости света. Лабораторные методы измерения скорости света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения.
Знать развитие теории взглядов на природу света, принцип Гюйгенса, закон отражения света,
выполнять построение изображений.
Таблица «Определение скорости света». Закон отражения света
§ 25, 26.
2/
24
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла».
Формирование исследовательских умений и вычисление физических величин с помощью опытных данных.
Измерение показателя преломления стекла
формулу для вычисления показателя преломления
Уметь применять полученные знания на практике
ЛР №3
лабораторная работа
3/
25
Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Формула тонкой линзы.
Виды линз. Тонкая линза. Изображение в линзе. Собирающая линза. Рассеивающая линза.
Построение в собирающей и рассеивающей линзах. Характеристика изображений, полученной с помощью линзы. Вывод формулы тонкой линзы. Увеличение линзы.
Знать основные характеристики линзы и лучи, используемые для построения изображений.
Уметь показывать ход лучей в собирающих и рассеивающих линзах
Получение изображений свечи
С помощью собирающей и рассеивающей линз
§ 27
4/
26
Оптические приборы.
Фотоаппарат и видеокамера. Глаз. Киноаппарат и проектор.
Знать разновидности оптических приборов.
§ 28.
5/
27
Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия. Поляризация света.
Дисперсия света. Спектр.
Знатьпонятия спектра, дисперсии света, чем обусловлена дисперсия света.
Уметь применить полученные знания в повседневной жизни.
§ 29, 30
6/
28
Скорость света и её экспериментальное определение.
Развитие представлений о природе света. Условие применимости законов геометрической оптики. Прямолинейное распрост-ранение света.
Знать развитие теории взглядов на природу света; условие применимости законов геометрической оптики.
объяснять способы определения скорости света
§31,32.
7/
29
Электромагнитные волны и их практическое применение.
Теория Максвелла. Электромагнитные волны.
Давление света.
Знать причину возникновения электромагнитного поля, электромагнитной волны, как направлены электрическое и магнитное поля в электромагнитной волне.
§ 33
8/
30
Контрольная работа №3 по теме: «Оптика».
Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков
Уметь решать задачи различного уровня сложности
урок контроля знаний и умений
Тема 5 «Основы специальной теории относительности» ( 5 ч)
1/
31
Анализ контрольной работы.
Электродинамика и принцип относительности.
Принцип относительности в механике и электродинамике. Постулаты теории относительности. Отличие первого постулата теории относительности от принципа относительности в механике.
Знать постулаты теории относительности
Сравнивать принцип относительности в ЭД и механике
Работа над ошибками §34,35
2/
32
Постулаты специальной теории относительности.
Относительность одновременности. Относительность расстояний. Релятивистский закон сложения скоростей.
Знать формулы преобразования относительности одновременности, расстояний и промежутков времени.
§ 36,37
3/
33
Релятивистский импульс.
Зависимость массы от скорости. Принцип соответствия. Решение задач. Формула Эйнштейна. Энергия покоя.
Знать формулу преобразования массы и формулу Эйнштейна
§ 38
41/34
Взаимосвязь массы и энергии
Взаимосвязь массы и энергии
знать формулу взаимосвязи массы и энергии
Уметь применять полученные знания на практике.
§ 39
5/
35
Контрольная работа №4 по теме:
«Основы специальной теории относительности».
Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков
Уметь решать задачи различного уровня сложности
урок контроля знаний и умений
Тема 6. «Фотоэффект» ( 6 ч.)
1/
36
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Законы фотоэффекта.
Осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков
урок контроля знаний и умений
Тема 7 «Строение атомов» ( 5 ч.)
1/
42
Анализ контрольной работы. Опыты Резерфорда. Строение атома.
Строение атомного ядра. Ядерные силы.
Знать протонно-нейтронную модель ядра.
Уметь находить по зарядовому числу: общее число нуклонов, число протонов и нейтронов.
§ 44.
2/
43
Квантовые постулаты Бора.
§ 45.
3/
44
Спектры испускания и поглощения.
§ 46.
4/
45
Текущий инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа №4 «Наблюдение линейчатых спектров»
Формирование исследовательских умений и вычисление физических величин с помощью опытных данных.
наблюдение сплошного спектра, выделение основных цветов спектра; наблюдать
линейчатые спектры водорода, гелия и неона и выделение наиболее ярких линий
спектров.
1.
Какие виды спектров вы знаете?
2.
В чём состоит главное отличие линейчатых спектров от непрерывных?
3.
В чём состоит главное отличие линейчатых спектров от полосатых?
делать выводы по полученным данным
проекционный аппарат; спектральные трубки с водородом, неоном или
гелием; высоковольтный индуктор; источник питания; штатив;
соединительные провода, стеклянная пластина со скошенными гранями
лабораторная работа
5/
46
Лазеры
§ 47
Тема 8. «Атомное ядро» ( 11 ч.)
1/
47
Радиоактивность. Состав атомного ядра. Протонно-нейтронная модель ядра.
Строение атомного ядра. Ядерные силы.
Знать протонно-нейтронную модель ядра.
Уметь находить по зарядовому числу: общее число нуклонов, число протонов и нейтронов.
§48
2/
48
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.
§ 49
3/
49
Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.
Открытие радиоактивности. Радиоактивные превращения.
Правило смещения. Закон радиоактивного распада.
Знать понятия: радиоактивность, радиоактивные превращения, правило смещения, период полураспада
Уметь объяснять, какие частицы вылетают из ядра при радиоактивном распаде.
§ 50
4/
50
Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции
синтеза и деления ядер
Знать понятия: ядерная реакция, энергия связи, дефект масс, условия протекания ядерных реакций.
Уметь решать задачи на составление ядерных реакций
§ 51
5/
51
Решение задач по теме «Энергетический выход ядерных реакций».
Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках
решение задач
6/
52
Деление ядер урана. Цепная реакция.
§ 52 (п1,2)
7/
53
Ядерная энергетика
Ядерный реактор. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы
Знать об условиях осуществления и протекания управляемой цепной ядерной реакции, принцип действия атомной электростанции; о влиянии радиации на живые организмы.
Иметь представление о работах Ферми, Курчатова и других ученых в этой области, владеть историографией вопроса.
§ 52
8/
54
Энергия синтеза атомных ядер
§ 53, сообщения.
9/
55
Биологическое действие радиоактивных излучений. Доза излучения.