Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Организация-разработчик: бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Русско-Полянский аграрный техникум»
Разработчик: Балацкая Наталья Евгеньевна, преподаватель первой категории.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения общеобразовательных дисциплин.
Протокол №____________ от «____»__________200__ г.
Заместитель директора:__________________Н.В. Трофименко.
Руководитель МО ООД__________________Н.Е. Балацкая
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Рабочая учебная программа по предмету "Физика" предназначена для подготовки квалифицированных рабочих по профессии 35.01.13 "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" срок обучения 2 года 10 месяцев с получением среднего (полного) общего образования и составлена на основе:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
самостоятельной работы обучающегося 90 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Первый курс |
Раздел 1 Физика и методы научного познания. | Содержание | 2 | |
Тема 1.1 Физика и методы научного познания. Контрольно-проверочная работа. Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теории. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 1 |
Раздел 2 Механика. | Содержание | 36 | |
Тема 2.1 Кинематика | 6 | 2 |
Тема 2.1.1 Механическое движение и его виды. Кинематика точки. Система отсчета. Координаты. Траектория. Перемещение. Путь. | 2 | |
Тема 2.1.2 Скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Баллистическое движение. | 2 | |
Тема 2.1.3 Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Колебательное движение. | 2 | |
Демонстрации: 1. моделирование системы отсчета; 2. виды механического движения; 3. движение тел по окружности. | | |
Тема 2.2 Динамика. | 6 | 2 |
Тема 2.2.1 Принцип относительности Галилея. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. | 2 | |
Тема 2.2.2 Второй закон Ньютона. Сила. Масса. Принцип суперпозиции сил. | 2 | |
Тема 2.2.3 Третий закон Ньютона. Лабораторная работа. | 2 | |
Демонстрации: инертность тела; зависимость ускорения тел при взаимодействии от их масс; движение тела, брошенного горизонтально; второй закон Ньютона; третий закон Ньютона; закон сохранения импульса; закон сохранения энергии. Фронтальные лабораторные работы: измерение ускорения свободного падения; | | |
Тема 2.3 Силы в природе | 8 | 2 |
Тема 2.3.1 Сила упругости. | 2 | |
Тема 2.3.2 Сила трения. | 2 | |
Тема 2.3.3 Гравитационная сила. Всемирное тяготение. Сила тяжести. Вес тела. | 4 | |
Демонстрации: невесомость. | | |
Тема 2.4 Законы сохранения. | 8 | 2 |
Тема 2.4.1 Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 2 | |
Тема 2.4.2 Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. | 2 | |
Тема 2.4.3 Мощность. Закон сохранения механической энергии. | 2 | |
Тема 2.4.4 Виды столкновений. | 2 | |
Демонстрации: закон сохранения импульса; реактивное движение; закон сохранения энергии | | |
Тема 2.5Колебания и специальная теория относительности. | 8 | 2 |
Тема 2.5.1 Движение тел в гравитационном поле. | 2 | |
Тема 2.5.2 Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, частота, период, фаза колебаний. | 2 | |
Тема 2.5.3 Свободные и вынужденные колебания. Автоколебания. Резонанс. | 2 | |
Тема 2.5.4 Принципы относительности Эйнштейна. Постулаты специальной теории относительности. | 2 | |
Демонстрации: виды равновесий; свободные колебания; вынужденные колебания; резонанс; автоколебания. | | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Законы движения планет Кепплера; Открытие закона всемирного тяготения; Значение законов физики в сельскохозяйственной технике; Теория относительности и гравитация. | 12 | |
Раздел 3 Молекулярная физика. Термодинамика. | Содержание | 28 | |
Тема 3.1 Основы молекулярной физики. | 10 | 2 |
Тема 3.1.1 Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Массы и размеры атомов и молекул. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Лабораторная работа. | 4 | |
Тема 3.1.2 Броуновское движение. Сила взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Модель идеального газа. Опыт Штерна. | 2 | |
Тема 3.1.3 Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение состояния идеального газа (Клапейрона-Менделеева). Изопроцессы. Контрольная работа № 2. | 4 | |
Демонстрации: модель теплового движения; модель броуновского движения; модель опыта Штерна; модель опыта Перрена; диффузия. Фронтальные лабораторные работы: Измерение массы тела. | | |
Тема 3.2 Термодинамика. | 6 | 2 |
Тема 3.2.1 Внутренняя энергия. Количество теплоты. | 2 | |
Тема 3.2.2 Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 2 | |
Тема 3.2.3 Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. | 2 | |
Демонстрации: 1. измерение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплоотдаче. | | |
Тема 3.3 Жидкость и твердое тело. | 8 | 2 |
Тема 3.3.1 Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Лабораторная работа. | 4 | |
Тема 3.3.2 Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. | 2 | |
Тема 3.3.3 Кристаллические и аморфные тела. Виды деформаций. | 2 | |
Демонстрации: постоянство температуры кипения; кипение воды при пониженном давлении; измерение влажности воздуха; кристаллы; плавление и отвердевание кристаллических тел. Фронтальные лабораторные работы: измерение влажности воздуха. | | |
Тема 3.4 Механические и звуковые волны. | 4 | 2 |
Тема 3.4.1 Волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Лабораторная работа. | 2 | |
Тема 3.4.2 Звуковые волны. Основные характеристики звука. Контрольная работа №3. | 2 | |
Демонстрации: образование и распространение волн. распространение звука. Фронтальные лабораторные работы: 1. Измерение длины световой волны. | | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы История атомистических учений; Тепловое расширение тел в природе и технике; Механические свойства горных пород (упругость, прочность, пластичность); Молекулярно-поверхностные свойства системы почва – удобрение- орошение; Примеры проявления капиллярных явлений при орошении почвы; Тепловой расчет двигателя внутреннего сгорания. | 16 | |
Раздел 4 Электродинамика. | Содержание | 71 | |
Тема 4.1 Электростатическое поле. | 10 | 2 |
Тема 4.1.1 Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 2 | |
Тема 4.1.2 Электрическое поле. Напряженность электрического поля. | 2 | |
Тема 4.1.3 Силовые линии. Потенциал электрического поля. | 2 | |
Тема 4.1.4 Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. | 2 | |
Тема 4.1.5 Электроемкость. Конденсатор. Применение конденсатора. | 2 | |
Демонстрации: взаимодействие заряженных тел; сохранение электрического заряда; делимость электрического заряда; электрическое поле заряженных тел; энергия конденсатора | | |
Тема 4.2 Постоянный электрический ток. | 24 | 2 |
Тема 4.2.1 Электрический ток. Сила тока. | 2 | |
Тема 4.2.2 Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 2 | |
Тема 4.2.3 Зависимость сопротивление от температуры. Сверхпроводимость. Лабораторная работа. | 2 | |
Тема 4.2.4 Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. | 2 | |
Тема 4.2.5 Работа тока. Напряжение. | 2 | |
Тема 4.2.6 Закон Ома для полной цепи | 2 | |
Тема 4.2.7 Мощность тока. Электродвижущая сила. Лабораторная работа. | 2 | |
Тема 4.2.8 Электронная проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. | 2 | |
Тема 4.2.9 Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость при наличии примесей. Лабораторная работа. | 2 | |
Тема 4.2.10 Электрический ток в вакууме. Электронно - лучевая трубка. | 2 | |
Тема 4.2.11 Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | 2 | |
Тема 4.2.12 Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма. | 2 | |
Демонстрации: закон Ома для полной цепи; распределение токов и напряжений в цепях с последовательным и параллельным соединениями проводников; собственная и примесная проводимости полупроводников; p-n переход. Фронтальные лабораторные работы: исследование смешанного соединения проводников. измерение мощности лампочки накаливания. | | |
Тема 4.3 Физика в моей профессии | 5 | 1 |
Тема 4.3.1 Законы механики в сельскохозяйственном производстве | 2 | |
Тема 4.3.2 Учет тепловых явлений в сельском хозяйстве | 2 | |
Тема 4.3.3 Электричество в сельскохозяйственном производстве. Дифференцированный зачет. | 1 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Причины, источники появления статического электричеств; Профессии жидких кристаллов; Сверхпроводники и их применение; Шаровая молния; Аккумуляторы. Генераторы; Электростанции и получение электрической энергии. | 14 | |
Второй курс |
Раздел 4 Электродинамика. | Тема 4.4 Магнитное поле. | 8 | 2 |
Тема 4.4.1 Магнитное поле тока. Вихревое поле. Индукция магнитного поля. | 2 | |
Тема 4.4.2 Сила Ампера. Применение закона Ампера. | 2 | |
Тема 4.4.3 Сила Лоренца. | 1 | |
Тема 4.4.4 Магнитный поток. Индуктивность. Контрольная работа № 4. | 3 | |
Демонстрации: взаимодействие проводника с током; опыт Эрстеда; действие магнитного поля на проводник с током; магнитное поле прямого тока катушки с током; отклонение электронного пучка в магнитном поле. | | |
Тема 4.5 Электромагнитное поле | 24 | 2 |
Тема 4.5.1 Явление электромагнитной индукции: открытие и закон. Самоиндукция. | 2 | |
Тема 4.5.2 Использование электромагнитной индукции. Трансформаторы. Генерирование электрической энергии. | 2 | |
Тема 4.5.3 Передача и использование электрической энергии. | 2 | |
Тема 4.5.4 Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка в цепи переменного тока. | 2 | |
Тема 4.5.5 Свободные и вынужденные гармонические колебания. Колебательный контур. Генератор на транзисторе. | 4 | |
Тема 4.5.6 Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. | 2 | |
Тема 4.5.7 Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. | 2 | |
Тема 4.5.8 Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение. | 4 | |
Тема 4.5.9 Спектры. Виды спектров. Спектральные аппараты. Спектральный анализ. | 2 | |
Тема 4.5.10 Распространение радио волн. Модуляция и детектирование. Радиолокация. Средства связи. Телевидение. Контрольная работа №5. | 2 | |
Демонстрации: электромагнитная индукция; магнитное поле тока смещения; трансформатор; интерференция и дифракция электромагнитных волн; поляризация электромагнитных волн; шкала электромагнитных излучений (таблица); невидимые излучения в спектре нагретых тел; радиосвязь. Фронтальные лабораторные работы: изучение явления электромагнитной индукции. | | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка презентаций по теме: «Применение инфракрасных ультрафиолетовых и рентгеновских лучей; Голография; Радиолокация и ее применения; Развитие средств связи; | 16 | |
Раздел 5 Оптика. | Содержание | 14 | |
Тема 5.1 Геометрическая оптика. | 8 | 2 |
Тема 5.1.1 Свет - электромагнитная волна. Скорость света и ее измерение. | 2 | |
Тема 5.1.2 Закон отражения света. Полное отражение. Закон преломления света. | 2 | |
Тема 5.1.3 Дисперсия света. Лабораторная работа. | 2 | |
Тема 5.1.4 Линза. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы. Лабораторная работа. | 2 | |
Демонстрации: преломление света; полное внутреннее отражение света; получение изображения с помощью линзы. Фронтальные лабораторные работы: измерение показателя преломления света. | | |
Тема 5.2 Волновая оптика. | 6 | 2 |
Тема 5.2.1 Интерференция механических волн и света. | 2 | |
Тема 5.2.2 Дифракция механических волн и света. | 2 | |
Тема 5.2.3 Поляризация света. Поперечность световых волн. | 2 | |
Демонстрации: интерференция света; дифракция света; поляризация света; разложение света в спектр. Фронтальные лабораторные работы: измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. | | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Освещенность. Законы освещенности; Сила света. Световой поток. Оптические явления в природе: радуга, миражи, гало; | 12 | |
Раздел 6 Квантовая физика и элементы астрофизики. | Содержание | 31 | |
Тема 6.1 Световые кванты. | 6 | 2 |
Тема 6.1.1 Гипотеза Планка о квантах. Фотоны. | 2 | |
Тема 6.1.2 Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | 2 | |
Тема 6.1.3 Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенности Гейзенберга. Контрольная работа №6. | 2 | |
Демонстрации: фотоэффект. законы внешнего фотоэффекта. модель опыта Резерфорда. | | |
Тема 6.2 Атомная физика. | 4 | 2 |
Тема 6.2.1 Планетарная модель атома | 2 | |
Тема 6.2.2 Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | 2 | |
Демонстрации: линейчатый спектр. люминесценция. лазер. | | |
Тема 6.3 Физика атомного ядра. | 12 | 2 |
Тема 6.3.1 Модели строения атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. | 2 | |
Тема 6.3.2 Открытие радиоактивности. Альфа, бета - и гамма-излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. | 2 | |
Тема 6.3.3 Ядерные реакции. | 2 | |
Тема 6.3.4 Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. | 2 | |
Тема 6.3.5 Элементарные частицы. Античастицы. | 2 | |
Тема 6.3.6 Фундаментальные взаимодействия. Контрольная работа №7. | 2 | |
Тема 6.4 Элементы астрофизики. | 7 | 1 |
Тема 6.4.1 Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Созвездия. Небесные координаты. Лабораторная работа. | 2 | |
Тема 6.4.2 Природа тел Солнечной системы | 2 | |
Тема 6.4.3 Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной. | 3 | |
Фронтальные лабораторные работы: наблюдение и описание движения небесных тел. | | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Экспериментальные методы регистрации ионизирующих излучений; Различные типы лазеров и их применение; Фотоэлементы и их применение; Биологическое действие ионизирующих излучений на живые организмы; Источники излучения и методы защиты от излучения; Применение ядерной энергии. Модели солнечной системы; Исследовательская работа по теме: «Возможные сценарии эволюции вселенной»; Солнечно-земные связи. | 20 | |
ИТОГО: 180 Самостоятельная работа обучающегося: 90 ВСЕГО: 270 |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
http://www.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
http://www.allbest.ru/union/ Союз образовательных сайтов - проекта Allbest.ru.
http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно–техническая библиотека России
http://www.eltray.com. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»).
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.