kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по физике для основной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

примерная программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для основной школы »

ФИЗИКА

Пояснительная записка

Примерная программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации. Содержание примерных программ основного общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Примерная программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях,

физических величинах, характеризующих эти явления;

• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Содержание учебного предмета

Физика и физические методы изучения природы

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации

Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.

Лабораторные работы и опыты

1. Измерение расстояний.

2. Измерение времени между ударами пульса.

3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Механические явления. Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость —векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Демонстрации:

1. Равномерное прямолинейное движение.

2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.

3. Свободное падение тел.

4. Равноускоренное прямолинейное движение.

5. Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыты:

1. Измерение скорости равномерного движения.

2. Измерение ускорения свободного падения.

3. Измерение центростремительного ускорения.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила —векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации:

1. Явление инерции.

2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.

4. Измерение силы по деформации пружины.

5. Третий закон Ньютона.

6. Свойства силы трения.

7. Сложение сил.

8. Явление невесомости.

9. Равновесие тела, имеющего ось вращения.

10. Барометр.

11. Опыт с шаром Паскаля.

12. Гидравлический пресс.

13. Опыты с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты:

1. Измерение массы тела.

2. Измерение плотности твердого тела.

3. Измерение плотности жидкости.

4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

6. Сложение сил, направленных под углом.

7. Измерения сил взаимодействия двух тел.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

9. Измерение атмосферного давления.

10. Исследование условий равновесия рычага.

11. Нахождение центра тяжести плоского тела.

12. Измерение архимедовой силы.

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

Демонстрации:

1. Реактивное движение модели ракеты.

2. Простые механизмы.

3. Наблюдение колебаний тел.

4. Наблюдение механических волн.

5. Опыт с электрическим звонком, помещенным под колокол вакуумного насоса.

Лабораторные работы и опыты:

1. Изучение столкновения тел.

2. Измерение кинетической энергии по длине тормозного пути.

3. Измерение потенциальной энергии тела.

4. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.

5. Измерение КПД наклонной плоскости.

6. Изучение колебаний маятника.

7. Исследования превращений механической энергии.

Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница,

строительная площадка.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Демонстрации:

1. Диффузия в растворах и газах, в воде.

2. Модель хаотического движения молекул в газе.

3. Модель броуновского движения.

4. Сцепление твердых тел.

5. Повышение давления воздуха при нагревании.

6. Демонстрация образцов кристаллических тел.

7. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

8. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:

1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

2. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации:

1. Принцип действия термометра.

2. Теплопроводность различных материалов.

3. Конвекция в жидкостях и газах.

4. Теплопередача путем излучения.

5. Явление испарения.

6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.

8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы и опыты:

1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

2. Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.

3. Измерение удельной теплоемкости вещества.

4. Измерение удельной теплоты плавления льда.

5. Исследование процесса испарения.

6. Исследование тепловых свойств парафина.

7. Измерение влажности воздуха.

Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации:

1. Электризация тел.

2. Два рода электрических зарядов.

3. Устройство и действие электроскопа.

4. Закон сохранения электрических зарядов.

5. Проводники и изоляторы.

6. Электростатическая индукция.

7. Устройство конденсатора.

8. Энергия электрического поля конденсатора.

9. Источники постоянного тока.

10. Измерение силы тока амперметром.

11. Измерение напряжения вольтметром.

12. Реостат и магазин сопротивлений.

13. Свойства полупроводников.

Лабораторные работы и опыты:

1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.

2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

3. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.

4. Изготовление и испытание гальванического элемента.

5. Измерение силы электрического тока.

6. Измерение электрического напряжения.

7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.

8. Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

9. Измерение электрического сопротивления проводника.

10. Изучение последовательного соединения проводников.

11. Изучение параллельного соединения проводников.

12. Измерение мощности электрического тока.

13. Изучение работы полупроводникового диода.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Демонстрации:

1. Опыт Эрстеда.

2. Магнитное поле тока.

3. Действие магнитного поля на проводник с током.

4. Устройство электродвигателя.

5. Электромагнитная индукция.

6. Правило Ленца.

7. Устройство генератора постоянного тока.

8. Устройство генератора переменного тока.

9. Устройство трансформатора.

Лабораторные работы и опыты:

1. Исследование явления магнитного взаимодействия тел.

2. Исследование явления намагничивания вещества.

3. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.

4. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

5. Изучение принципа действия электродвигателя.

6. Изучение явления электромагнитной индукции.

7. Изучение работы электрогенератора постоянного тока.

8. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.

Возможный объект экскурсии —электростанция.

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации:

1. Свойства электромагнитных волн.

2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

3. Принципы радиосвязи.

4. Прямолинейное распространение света.

5. Отражение света.

6. Преломление света.

7. Ход лучей в собирающей линзе.

8. Ход лучей в рассеивающей линзе.

9. Получение изображений с помощью линз.

10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

11. Модель глаза.

12. Дисперсия белого света.

13. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты:

1. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

2. Изучение явления распространения света.

3. Исследование зависимости угла отражения света от угла падения.

4. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

7. Наблюдение явления дисперсии света.

Возможные объекты экскурсий: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телецентр, телеграф.

Квантовые явления

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации:

1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

2. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.

3. Дозиметр.

Лабораторные работы и опыты:

1. Измерение элементарного электрического заряда.

2. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации:

1. Астрономические наблюдения.

2. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.

3. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.

Общее число часов по предмету - 210 ч, из которых

В 7 классе по 2 ч, итого 70 ч;

В 8 классе по 2 ч, итого 70 ч;

В 9 классе по 2 ч, итого 70 ч;

Календарно-тематический план ориентирован на использование Учебников и задачников
  1. Перышкин А.В. ФИЗИКА 7 кл учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа 2006

  2. Перышкин А.В. ФИЗИКА 8 кл учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа 2004

  3. Перышкин А.В., Гутник Е.М. ФИЗИКА 9 кл учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа 2004

  4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений М. : Просвещение, 2007







Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.



Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.



Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

• умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления

проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца; • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).









































7 КЛАСС

(2 Ч В НЕДЕЛЮ, 70 Ч В ГОД)

урока

темы

СОДЕРЖАНИЕ

(разделы, темы)

Количество часов

Дата

проведения

Домашнее задание

планируемая

фактическая

I четверть

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)


1

1.1

Что изучает физика. Наблюдения и опыт.

1

01.09


§ 1-3, с. 3-7

2

1.2

Физические величины и измерение физических величин. Физика и техника.

1

04.09


§ 4, 5,с. 7-12

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (5 ч)

3

1.3

Строение вещества. Молекулы. ТБ. Лабораторная работа № 1 «Измерение размеров малых тел»

1

08.09


§ 6, с.12-15

4

1.4

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

11.09


§ 1-6, с.3-15

5

2.1

Взаимодействие молекул

1

15.09


§ 7,8, с. 16-20

6

2.2

Агрегатные состояния вещества.

1

18.09


§ 7,8, с. 16-20

7

2.3

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

22.09


§ 9, с.20-23;

§1, с.172-173

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (25 ч)

8

2.4

Механическое движение.

1

25.09


§ 10, с. 23-26

9

2.5

Равномерное и неравномерное движение. Единицы скорости.

1

29.09


§ 11, 12, с.26-29

10

3.1

Расчет пути и времени движения

1

02.10


§ 13-14, с.30-33

11

3.2

Решение задач

1

06.10


§ 15, с.34-38

12

3.3

Графики движения

1

09.10


§ 16, с.38-39

13

3.4

Подготовка к контрольной работе

1

13.10


§ 13-16, с.30-39

§ 17, с.40-42

14

3.5

Контрольная работа № 1 «Механическое движение»

1

16.10


§ 18,с. 42-44

15

3.6

Инерция

1

20.10


§ 19-20, с. 44-48

16

3.7

Взаимодействие тел


23.10


§ 17-20, с.40-48

17

3.8

Масса тела


27.10


§ 17-20, с.40-48

18

3.9

Измерение массы тела на весах

1

30.10


§ 21, с.48-52

Количество проведенных уроков:

По плану

18

Фактически


II четверть

19

3.10

ТБ. Лабораторная работа № 2 «Взвешивание тел на рычажных весах»

1

10.11


§ 21,22, с. 52-54

20

3.11

Плотность вещества

1

13.11


§ 23,24, с.54-58

21

3.12

ТБ. Лабораторная работа № 3 «Определение плотности вещества твердого тела»

1

17.11


§ 26,27, с.61-65

22

3.13

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

20.11


§ 25,с. 59-61

23

3.14

Сила.

1

24.11


§ 25,с. 59-61

24

3.15

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

27.11


§ 28,29,с. 65-70

25

3.16

Сила упругости. Закон Гука.


1

01.12


§10,с.185-189

26

3.17

Вес тела

1

04.12


§ 30-32, с. 70-76

27

3.18.

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

08.12


§ 30-32, с. 70-76

28

3.19

Динамометр.

1

11.12


Составить кроссворд из 10 слов

29

3.20

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

1


15.12


§ 33,34,с. 77-82

30

3.21

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

18.12


§ 33,34,с. 77-82

31

4.1

Подготовка к контрольной работе.

1

22.12



32

4.2

Контрольная работа № 2 по теме: «Взаимодействие тел».

1

25.12



Количество проведенных уроков:

По плану

14

Фактически


III четверть

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (19 ч)

33

4.3

Давление. Единицы давления.

1

12.01


§ 33,34,с. 77-82

34

4.4

Способы уменьшения и увеличения давления. Решение задач.

1

15.01


§ 35,с. 82-85

35

4.5

Давление газа

1

19.01


§ 36,с.85-88

36

4.6

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

22.01


§ 37,38,с.88-92

37

4.7

Сообщающиеся сосуды.

1

26.01


§ 37,38,с.88-92; §4,5, с. 176-179

38

4.8

Решение задач

1

29.01


§ 39, с. 93-96

39

4.9

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

02.02


§47,с. 11-114;§ 6,с. 179-180

40

4.10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

05.02


§ 40,41,с.97-100;

§ 7, с.181-182

41

4.11

Решение задач

1

09.02


§42,с.101-104

42

4.12

Манометры. Водопровод. Поршневой жидкостный насос.

1

12.02


§ 43,с. 105-106

43

4.13

Гидравлический пресс.

1

16.02


§ 44,с.106-107

44

4.14

Решение задач.

1

19.02


§ 45,с.108-111

45

4.15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

23.02


Повторить тему

46

4.16

ТБ. Лабораторная работа № 4 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

26.02


§ 48,49,с. 114-120; §8,с. 183

47

4.17

Плавание тел.

1

02.03


§ 48,49,с. 114-120

48

4.18

ТБ. Лабораторная работа № 5

«Выяснение условий плавания тела в жидкости»


05.03


49

4.19

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

09.03


§ 50,с. 120-124

50

4.20

Решение задач

1

12.03


§ 50,с. 120-124

51

4.21

Повторительно-обобщающий урок. Решение задач

1

16.03


§ 51,с. 124-126

52

4.22

Контрольная работа № 3 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

19.03


§ 52,с. 126-128

Количество проведенных уроков:

По плану

20

Фактически


IV четверть

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. (8 ч)

53

4.23

Механическая работа. Единицы работы.

1

30.03



54

5.1

Решение задач

1

02.04


§ 53, с. 129-132

55

5.2

Мощность. Единицы мощности.

1

06.04


§ 54 , с. 132-135

56

5.3

Решение задач.

1

09.04


§53, 54 , с. 129-135

57

5.4

Простые механизмы.

1

13.04


§ 55, 56, с.136-140

58

5.5

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

16.04


§57,58,с. 140-145; с.187-189-повт.

59

5.6

ТБ. Лабораторная работа № 6 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

20.04


упр. 30

60

5.7

Момент силы.

1

23.04


§ 59,60,с. 145-150

61

5.8

Рычаги в технике, быту и в природе. Применение закона равновесия рычага к блоку

1

27.04


§61,с. 150-152

62

5.9

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

1

30.04


Задание 19

63

5.10

Коэффициент полезного действия механизма.

1

04.05


§ 62,63,с. 152-154

64

5.11

ТБ. Лабораторная работа № 7 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

07.05


§ 63, с.154-156

65

5.12

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

11.05


§ 64,с. 156-158; §9,с. 184-185

66

5.13

Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе

1

14.05


Повторить тему

67

6.1

Контрольная работа № 4 по теме: «Работа и Мощность. Энергия»

1

18.05



68

6.2

Резерв

1

21.05



69

6.3

Резерв

1

25.05



70

6.4

Резерв

1

28.05



Количество проведенных уроков:

По плану

18

Фактически


Количество проведенных уроков:

По плану

70

Фактически




8 КЛАСС

(2 Ч В НЕДЕЛЮ, 70 Ч В ГОД)

урока

темы



СОДЕРЖАНИЕ

( разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения планируемая

Дата проведения

фактическая

Дом. задание

I четверть

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ( 12ч)

1

1.1

Тепловое движение. Температура.

1

01.09


§ 1, с. 3-4

2

1.2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

1

04.09


§ 2, с. 5-10

3

1.3

Теплопроводность.

1

08.09


§ 4, с. 10-13

4

1.4

Конвекция

1

11.09


§ 5,6, с. 14-18; §1,с.178-180

5

1.5

Излучение

1

15.09


§ 7, с.18-20

6

1.6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость.

1

18.09


§ 8, с. 21-22

7

1.7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

22.09


§ 7-9, с. 18-25

8

1.8

ТБ. Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

25.09


§ 7-9, с. 18-25

9

1.9

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

29.09


§ 7-9, с. 18-25

10

1.10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

02.10


§ 10, с. 25-27

§ 11, с. 27-29; §2,с.180-182

11

1.11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления»

1

06.10


§ 12,13, с. 30-34

12

1.12

Контрольная работа № 1 по теме6 «Тепловые явления»

1

09.10


§ 15, с. 34-39

ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА ()

13

2.1

1



§ 116-17, с. 39-43

14

2.2

Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр.

1



§ 19, с. 46-48

15

2.3

Повторительно-обобщающий урок

1



Подг. к контр. работе

16

2.4

Контрольная работа № 1по теме «Тепловые явления»

1




Количество проведенных уроков:

По плану

16

Фактически


II четверть

17

2.5

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразова­ния





Прочитать § 18, с. 44-45, §20,с.48-51

18

2.6

Объяснение изменений агрегат­ных состояний вещества на основе молекулярно-кинети­ческих представлений

1



§ 3, с. 182-183

19

2.7

Преобразования энергии в тепловых машинах.

1



§ 21, с. 52

20

2.8

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1



§ 22-24, с. 53-57 ; сообщения

21

2.9

Повторительно-обобщающий урок

1



§1-24,с.3-57 повторить

22

2.10

Контрольная работа № 2 по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».

1



Составить кроссворд из 10 слов

23

2.11

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел.

1



§ 25-27, с. 58-63

24

3.1

Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.

1



§ 28,29, с. 63-68; §31,с. 70-73

25

3.2

Строение атомов.

1



§ 30, с. 68-69

26

3.3

Электрический ток. Гальвани­ческие элементы. Аккумулятор.


1



§ 32, с.73-77

27

3.4

Электрическая цепь.

1



§ 33, с. 77-79

28

3.5

Электрический ток в металлах.

1



§ 34, с. 79-81

29

3.6

Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

1



§ 35,36, с. 81-84; § 4, с.183-184

30

3.7

Сила тока. Амперметр.

1



§ 37,38, с. 84-90

31

3.8

ТБ. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

1



§ 37,38, с. 84-90

32

3.9

Повторительно-обобщающий урок

1




Количество проведенных уроков:

По плану

16

Фактически


III четверть

33

3.10

Электрическое напряжение. Вольтметр.

1



§ 39,40,41, с. 90-95

34

3.11

ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1



§ 39,40,41, с. 90-95

35

3.12

Электрическое сопротивление.

1



§ 42,43, с. 96-99

36

3.13

Закон Ома для участка электрической цепи .

1



§ 44, с. 100-103

37

3.14

Закон Ома для участка электрической цепи Решение задач.

1



§ 42,43,44, с. 96-103

38

3.15

Удельное сопротивление. Реостаты.

1



§ 45,46,47, с. 103-111

39

3.16

ТБ. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом»

1



§ 45,46,47, с. 103-111

40

3.17

ТБ. Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

1



§37-47, с. 84-111 повторить

41

3.18

Последовательное и параллельное соединения проводников.

1



§ 48, с. 111-113

42

3.19

Последовательное и параллельное соединения проводников. Решение задач.

1

12.02


§ 49, с.113-117

43

3.20

Последовательное и параллельное соединения проводников. Решение задач.

1



§ 48-49, с. 111-117

44

3.21

Работа и мощность тока.

1



§ 50,51, с. 117-121

45

3.22

ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности электрического тока»

1



§52, с. 121-123

46

3.23

Количество теплоты, выделяемое проводником с током

1



§ 53, с. 123--125

47

3.24

Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электро­нагревательные приборы.

1



§ 54, с. 125-127

48

3.25

Расчет электроэнергии, потребляемой электронагревательными приборами

1



§ 52-54, с. 121-127 повторить

48

3.26

Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

1



§ 55, с. 128-129

50

3.27

Повторительно-обобщающий урок

1



Составить кроссворд из 10 слов

51

4.1

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

1



§ 56,57, с. 130-133

52

4.2

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение.

1



§ 58, с.133-137

Количество проведенных уроков:

По плану

20

Фактически


IVчетверть

53

4.3

ТБ. Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1



§ 58, с.133-137

54

4.4

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1



§ 59,60, с. 138-142

55

4.5

Действие магнитного поля на проводники с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

1



§ 61, с. 143-146

56

4.6

ТБ. Лабораторная работа №11«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1



§ 56-61, с. 130-146 повторить

57

4.7

Электромагнитные явления. Решение задач.

1



Задание 11

58

5.1

Источники света. Прямолинейное распространение света.

1



§ 62, с. 147-152

59

5.2

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.

1



§ 63,64, с.152-158

60

5.3

ТБ. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

1



§ 63,64, с.152-158

61

5.4

Преломление света.

1



§ 65, с. 158-161

62

5.5

ТБ. Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

1



§ 65, с. 158-161

63

5.6

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой

1



§ 66, с. 161-165

64

5.7

ТБ. Лабораторная работа №14 «Получение изображения с помощью линзы»

1



§ 67, с. 165-168

65

5.8

Оптическая сила линзы. Глаз, как оптическая система. Оптические приборы

1



§66, 67, с. 161-168

66

5.9

Контрольная работа № 4 по теме: « Световые явления»

1



§ 66, с.164-165; § 5,6,7,с. 184-188

67

6.1

Повторение по теме: « Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»

1



Составить таблицу формул

68

6.2

Повторение по теме: « Электрические явления»

1



Составить таблицу формул

69

6.3

Повторение по теме «Световые явления»

1



Составить таблицу формул

70

6.4

Итоговая контрольная работа № 5 по курсу 8 класса

1




Количество проведенных уроков:

По плану

18

Фактически


Количество проведенных уроков:

По плану

70

Фактически






9 КЛАСС (2 Ч В НЕДЕЛЮ, 70 Ч В ГОД)



урока

темы



СОДЕРЖАНИЕ

( разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

Дом. задание

I четверть

1

1.1

Материальная точка. Система отсчета.

1



§1, с.5-9

2

1.2

Перемещение.

1



§2, 3,с.10-16

3

1.3

Перемещение. Решение задач

1



§4, с.16-20

4

1.4

Скорость прямолинейного равномерного движения.

1



§2-4, с.10-20

5

1.5

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение

1



§5,6, с.20-28

6

1.6

Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение

1



§7,8, с.28-34

7

1.7

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении.

1



§2-4, с.10-20

8

1.8

Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении.

1



§5,6, с.20-28

9

1.9

ТБ. Лабораторная работа № 1

« Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1



§7,8, с.28-34

10

1.10

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Решение задач.

1



§1-8, с.5-34

11

1.11

Основы кинематики. Решение задач.

1



Сообщения

12

1.12

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1



§9, с.34-38

13

1.13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1



§10, с.38-42

14

1.14

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1



§11, с.42-47

§12, с.47-51

15

1.15

Повторительно-обобщающий урок

1



§9-11, с.34-51

16

1.16

Контрольная работа № 1по теме «Законы движения тел»

1




Количество проведенных уроков:

По плану

16

Фактически


II четверть

17

1.17

Свободное падение.

1



§13, с.52-56

18

1.18

Невесомость.

1



§14, с.57-60

19

1.19

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

1



§13-14, с.52-60

20

1.20

Закон всемирного тяготения.

1



§15, с.60-62

21

1.21

Закон всемирного тяготения. Решение задач.

1



§16,17, с.62-67

22

1.22

Закон всемирного тяготения. Решение задач

1



§18-20, с.67-78

23

1.23

Импульс. Закон сохранения импульса.

1



§21, с.79-82

24

1.24

Импульс. Закон сохранения импульса. Решение задач.

1



§21, с.79-82

25

1.25

Реактивное движение.

1



§22,23, с.83-91

26

1.26

Контрольная работа № 2 по теме «Законы движения и взаимодействия тел».

1



Сообщения

27

2.1

Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. ТБ. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы и жесткости пружины».

1



§24-26, с.92-102

28

2.2

Амплитуда, период и частота колебаний. ТБ. Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

1



§24-26, с.92-102

29

2.3

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1



§24-26, с.92-102

30

2.4

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны.

1



§28,29,30, с.106-112

31

2.5

Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). Повторение.

1



§31-33, с.113-120

32

2.6

Решение задач на тему: «Механические колебания и волны»

1



Количество проведенных уроков:

По плану

16

Фактически


III четверть

33

2.7

Звуковые волны.

1



§34, с.120-123

34

2.8

Скорость звука.

1



§38, с.129-133

35

2.9

Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

1



§35-37, с.123-129; §40, с.133-135

36

2.10

Контрольная работа № 3 по теме: «Механические колебания и волны. Звук».

1



Составить кроссворд

37

3.1

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1



§42,43,44, с.140-149

38

3.2

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1



§45, с.150-156

39

3.3

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1



§46,47, с.156-162

40

3.4

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

1



§48, с.163-166

41

3.5

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1



§49,50, с.166-173

42

3.6

ТБ. Лабораторная работа № 5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1



Упр.40

43

3.7

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.

1



§51, с.173-176

44

3.8

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1



§51, с.173-179

45

3.9

Электромагнитное поле.

1



§52, с.179-181

46

3.10

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1



§53, с.181-185

47

3.11

Конденсатор.

1



§54, с.185-191

48

3.12

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

1



§55, с.192-200

49

3.13

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.

1



§58, с.203-212

50

3.14

Дисперсия света.

1



§60, с.212-217

51

3.15

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1



§62-64, с.220-225

52

3.16

ТБ. Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».

1



§64, с.224-225

53

3.17

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле».

1



Сообщения

Количество проведенных уроков:

По плану

20

Фактически


IV четверть

54

4.1

Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

1



§65, с.226-228

55

4.2

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1



§66, с.228-232

56

4.3

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

1



§67, с.232-235

57

4.4

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

1



§68, с. 235-238

58

4.5

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.

1



§69,70,71, с.235-245

59

4.6

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. ТБ. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

1



§72,73,74,75, с.245-253

60

4.7

ТБ. Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1



§76,77, с.253-258

61

4.8

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1



§78, с.259-263

62

4.9

Дозиметрия .Период полураспада. Закон радиоактивного распада. ТБ. Лабораторная работа № 9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1



§78, с.259-263

63

4.10

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

1

02.05


§79, с.263-266, §1-40, с.5-139

64

4.11

Контрольная работа № 5 по теме: « Строение атома и атомного ядра»

1



повторить

65

5.1

Повторение по теме: «Законы взаимодействия и движения тел»

1



§42-80, с.140-268

66

5.2

Повторение по теме: «Механические колебания и волны».

1



Составить таблицу формул

67

5.3

Повторение по теме: «Электромагнитное поле»

1



Сообщения

68

5.4

Повторение по теме: «Строение атома и атомного ядра».

1



Составить таблицу формул

69

5.5

Повторительно-обобщающий урок по всему курсу 9 класса

1



Повторение

70

5.6

Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса

1




Количество проведенных уроков:

По плану

18

Фактически


Количество проведенных уроков:

По плану

70

Фактически







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по физике для основной школы

Автор: Игнатьева Оксана Николаевна

Дата: 10.10.2014

Номер свидетельства: 117803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Рабочая программа по физике для индивидуального обучения 9 класс к учебнику «Физика 9 класс» под редакцией А. В. Перышкин, Е. М. Гутник"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_fizike_dlia_individualnogo_obucheniia_9_klass_k_uchebniku"
    ["file_id"] => string(6) "497455"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548659781"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по физике 7 класс в условиях введения ФГОС"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-7-klass-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "204582"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429694602"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Индивидуальная программа по физике для 7 класса"
    ["seo_title"] => string(51) "individual_naia_proghramma_po_fizikie_dlia_7_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "353241"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477757372"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "КТП и Рабочая программа по физике 7-9 класс по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(55) "ktp-i-rabochaia-proghramma-po-fizikie-7-9-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248718"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446756965"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС (углубленного изучения) "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-programma-po-fizikie-8-klass-ughlubliennogho-izuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "136130"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417031818"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства