рабочая программа по физике для 10 класса ( социально-гуманитарного профиля)
Рабочая программа по физике для 10 класса ( социально-гуманитарного профиля)
Курс построен на основе базовой программы. Целесообразность разработки данной программы обусловлена ведением курса в рамках социально – гуманитарного профиля. В рамках учебного предмета «Естествознание» на изучение предмета отводится 34 часа за год (1 час в неделю). В то же время программа разработана таким образом, что включает все основные разделы базовой программы, что позволяет обеспечить выполнение обязательного государственного стандарта среднего (общего) образования. Обеспечение обязательного государственного стандарта в рамках 34 часов по программе за год осуществляется благодаря оптимизации изученного ранее материала, объединения схожих тем, самостоятельного изучения некоторых тем и разделов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по физике для 10 класса ( социально-гуманитарного профиля) »
МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы __________
Приказ № ____ от ____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Физика»
10 класс
( социально - гуманитарный профиль)
на 2014 – 2015 учебный год
34 часа в год ( 1час в неделю)
Составитель: Т.А. Кошкина
учитель физики высшей
квалификационной категории
«Рассмотрено» на заседании МО учителей физико – математического цикла протокол №____ от «____»______ 20___г
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________
1. Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ФЗ «Об образовании в РФ »
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Распоряжение МО Ульяновской области № 929-р от 15.03.2012г. « Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
Примерная программа среднего ( полного) общего образования по физике 10 - 11 классы;
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
на ценностном уровне:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
на метапредметном уровне:
овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;
на предметном уровне:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
2. Общая характеристика учебного предмета
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
3. Место дисциплины в учебном плане
Курс построен на основе базовой программы. Целесообразность разработки данной программы обусловлена ведением курса в рамках социально – гуманитарного профиля. В рамках учебного предмета «Естествознание» на изучение предмета отводится 34 часа за год (1 час в неделю). В то же время программа разработана таким образом, что включает все основные разделы базовой программы, что позволяет обеспечить выполнение обязательного государственного стандарта среднего (общего) образования. Обеспечение обязательного государственного стандарта в рамках 34 часов по программе за год осуществляется благодаря оптимизации изученного ранее материала, объединения схожих тем, самостоятельного изучения некоторых тем и разделов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
При преподавании используются:
· комбинированные занятия
· Практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач
5. Требования к результатам освоения дисциплины
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения физике в полной средней школе являются:
· смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;
· смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка и полной электрической цепи, Джоуля-Ленца, Кулона, Фарадея.
уметь
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
6. Содержание основной примерной программы:
1. Механика (22 ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Фронтальные лабораторные работы 1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести. 2. Изучение закона сохранения механической энергии.
2. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы. Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды. Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса. Фронтальные лабораторные работы 3. Опытная проверка закона Гей-Люссака. 4. Опытная проверка закона Бойля — Мариотта. 5. Измерение модуля упругости резины.
3. Электродинамика (21 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
7. Учебно-тематический план
по предмету «физика» на 34 часа в год
№ п/п
Наименование раздела, тема
Всего часов
к/р
л/р
1
Механика
12
1
Кинематика материальной точки
5
Динамика
3
Законы сохранения
3
2
Молекулярная физика и термодинамика
11
1
Основы молекулярно-кинетической теории
1
Температура. Энергия теплового движения молекул
1
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы
2
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела
3
Основы термодинамики
3
3
Электродинамика
11
1
Итого:
34
3
8. Календарно-тематическое планирование
по предмету «физика» на 34 часа в год
Номер урока
Дата
Разделы и темы уроков
Дом. задание
1. Механика- 12 часов
Учащиеся должны знать /понимать:
-физический смысл величин: перемещение, путь, скорость, ускорение, период, угловая скорость, частота вращения, центростремительное ускорение ( по плану); - модель материальной точки; - понятия: механическое движение, кинематика, тело отсчета, траектория, радиус-вектор, законы движения; - законы: равномерного прямолинейного движения, равноускоренного прямолинейного движения, равнозамедленного прямолинейного движения, свободное падение, гармонических колебаний. - смысл принципа относительности Галилея; - суть принципа суперпозиции сил; - физический смысл жесткости пружины и гравитационной постоянной; - физическую суть явлений инерции, перегрузки и невесомости; понятия: - инерциальные системы отсчета, сила действия и противодействия, гравитация; величины:
- масса, сила, сила трения, сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, сила тяжести, вес тела (по плану изучения физической величины); принципы: -инерции, относительности Галилея, суперпозиции; физические явления и законы: - движение по инерции, перегрузки, невесомость, законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон Гука, закон трения скольжения (по плану изучения закона). понятия: - замкнутая система, полная механическая энергия системы, абсолютно неупругий удар, абсолютно упругий удар; Физические величины: - импульс силы, импульс тела, потенциальная энергия, кинетическая энергия, работа, мощность, принцип минимума потенциальной энергии, законы: - сохранения импульса, сохранения механической энергии.
Учащиеся должны уметь:
- находить путь, перемещение, скорость для всех видов движения ( аналитически и графически); - по графику V(t) определять перемещение тела при равномерном прямолинейном движении; - строить графики V(t); а(t) для видов прямолинейного движения; - находить характеристики тел при свободном падении, колебаниях; - находить графически и аналитически место и время встречи; вычислять: - скорость, путь при равноускоренном движении. - приводить примеры опытов, обосновывающих принцип относительности Галилея; - приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон всемирного тяготения; - указывать условия и границы применения второго закона Ньютона, закона Гука; измерять: - коэффициент трения скольжения, жесткость пружины;
- раскрывать смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, Гука; вычислять: -ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; - делать выводы на основе экспериментальных данных, предоставленных таблицей, графиком или диаграммой. - приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон сохранения импульса; -указывать условия и границы применения закона сохранения импульса, закона сохранения механической энергии; - раскрывать физический смысл законов сохранения импульса и энергии; - вычислять скорость тела, используя закон сохранения механической энергии; - делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой
1
Основные понятия кинематики. Скорость.Равномерное прямолинейное движение(РПД)
§1-8, упр.1
2
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике
§9-10, упр.2
3
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения.( РУПД)
§11-14,упр.3
4
Свободное падение тел- частный случай РУПД
§15-16,упр.4
5
Равномерное движение по окружности (РДО)
§17-19,упр.5
6
Масса и сила. Законы Ньютона. Их экспериментальное подтверждение.
§20-28,упр.6
7
Силы в механике. Гравитационные силы.
§29-33,упр.7(1)
8
Силы упругости и трения - силы электромагнитной природы.
§34-38, упр.7(2,3)
9
Закон сохранения импульса (ЗСИ). Реактивное движение.
§39-42, упр.8
10
Работа силы (механическая работа) Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии.
§43-49, упр.9(1-3)
11
Закон сохранения энергии в механике.
§50-51, упр.9(4,5)
12
Контрольная работа №1 по теме «Механика»
2. Молекулярная физика и термодинамика- 11 часов
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия: - атом, молекула, относительная масса атома, моль, фазовый переход - основные положения молекулярной теории строения вещества;
- строение атома; - особенности строения вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии; - условия идеальности плазменного состояния вещества; - физическую суть процесса ионизации. понятия: -стационарное равновесное состояние газа, изопроцесс, изотерма, изохора, изобара. физические величины: - температура, средняя квадратичная скорость, давление газа, значение постоянных Больцмана, Лошмидта, универсальной газовой постоянной, уравнение Менделеева-Клапейрона. законы: - Дальтона, Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, - соотношение между шкалами температур (Цельсия, Кельвина) ; - макроскопические параметры: масса газа, давление, объем, температура; - суть распределения молекул идеального газа по скоростям.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять изменения, происхождение в веществе при фазовых переходах; - приводить примеры плазменного состояния вещества; - указывать границы применения представления об атомах, как неделимых частиц;
- определять состав атомного ядра по его заряду и массовому числу. - применять основное уравнение МКТ; уравнение Клапейрона-Менделеева; *- изображать графически изопроцессы в различных координатных осях; - приводить примеры опытов, позволяющих проверить связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой; - указывать границы применимости: - модели идеального газа; - прямо пропорциональной зависимости энергии теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры; - раскрывать влияние молекулярно-кинетической теории на формирование современного мировоззрения; - раскрывать физический смысл: - основного уравнения МКТ; - уравнения Клапейрона-Менделеева; - связи давления газа с его температурой и концентрацией частиц, температуры газа со средней энергией хаотического движения его частиц; - вычислять: - неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Клапейрона-Менделеева или основного уравнения кинетической теории газов; - определять характер изопроцесса по графикам в координатах Р, V; Р, Т и V, Т.
13
Основные положения молекулярно-кинетической теории(МКТ) и их опытное обоснование. Решение задач на характеристики молекул и их систем.
§55-60, упр.11(1-7)
14
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура.
§61-67, упр.11(8-10),
упр.12
15
Газовые законы. Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы.
§68-69, упр.13
16
Реальный газ. Воздух. Пар.
§70-72,упр.14
17
Твердое состояние вещества.
§73-74
18
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.
§75-76,упр.15(1-4)
19
Теплопередача. Количество теплоты.
§77, упр.15(7,10)
20
Первый закон термодинамики
§78-79, упр.15(9)
21
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели.
§80-81, упр.15(11,12)
22
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
23
Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика.»
§
3.Электродинамика- 11часов
Электростатика – 4 ч.
Учащиеся должны знать/понимать: понятие: -электростатическое взаимодействие, линии напряженности электростатического поля; физические величины:- электрический заряд, напряженность;законы:- сохранения электрического заряда. Кулона;понятия:- эквипотенциальная поверхность, относительная диэлектрическая проницаемость среды;физические величины:-потенциал, потенциальная энергия заряда, разность потенциалов, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора;- формулы: работы силы электростатического поля, энергии электростатического поля, - строение проводников, диэлектриков и полупроводников
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы: - существование двух видов (знаков) электрического заряда; описывать их; - закон Кулона; - приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: - электризация тел при их контакте; - раскрывать смысл физических законов и принципов; - законов сохранения электрического заряда. Кулона. - Вычислять: - силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными зарядами в вакууме; - силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле. - сравнивать по аналогии движение электрического заряда в однородном электростатическом поле с движением тела в гравитационном поле; - приводить примеры использования энергии электростатического поля. - вычислять: - работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле (при заданных значениях заряда и разности потенциалов поля); - напряженность однородного электрического поля по известной разности потенциалов между точками, отстоящими друг от друга на известном расстоянии; - заряд и энергию конденсатора по известной электроемкости и напряжению на его обкладках.
24
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория. Закон Кулона.
§83-88, упр.16(1,3)
25
Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия. Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции.
§89-92, упр.17(1-2)
26
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
§93-96
27
Энергетические характеристики электростатического поля. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
§97-101, упр.18
Законы постоянного тока – 6 ч.
Учащиеся должны знать/понимать: понятия: - электрический ток, постоянный электрический ток, сторонние силы.физические величины (по плану): сила тока, ЭДС;- условия возникновения электрического тока;- что принимают за направление тока;- назначение источника тока в цепи;- устройство и принцип действия гальванического элемента.-резистор, дырка, критическая температура;физические величины:-напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, - закон Ома для однородного проводника (участка цепи);- зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры;- закономерности последовательного соединения проводников;- закономерности параллельного соединения проводников;Учащиеся должны уметь:- приводить гидродинамическую аналогию для моделирования последовательного и параллельного соединения проводников;- рассчитывать электрические цепи со смешанным соединением проводников.- устройство, принцип действия и правила включения в цепь амперметра и вольтметра;- закон Ома для замкнутой цепи;- от чего зависит разность потенциалов между полюсами источника тока;- электрический ток в проводиках, жидкостях и газах, плазма;- электронная проводимость металлов.
- понятия: электролиты, степень электролитической диссоциации. - явление: электролитическая диссоциация, электролиз. - законы: I и II законы Фарадея. - применение электролиза в технике: гальваностегия, гальванопластика, электрометаллургия, рафинирование металлов понятия: - мощность сторонних сил, полезная мощность; физические величины: - работа электрического тока, мощность электрического тока;- закон Джоуля-Ленца;- принципиальную схему электропередачи от источника к потреблению ;
Учащиеся должны уметь: - объяснять различие в движении частиц в проводнике в отсутствие и при наличии внешнего электрического поля;- описывать особенности движения заряженной частицы в электролите источника тока;- объяснять, почему разность потенциалов между полюсами источников тока, замкнутого проводником, меньше ЭДС.- вычислять силу тока в проводнике, ЭДС источника тока;- описывать преобразования энергии при протекании электрического тока по проводнику;- объяснять опасность для здоровья человека источников тока,- объяснять равноускоренный характер движения электрических зарядов в однородном проводнике;- приводить механическую аналогию движения заряженных частиц в проводнике;- объяснять гидродинамическую аналогию сопротивления;- объяснять зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры;- находить сопротивление проводника по его вольт-амперной характеристике;- сравнивать значения сопротивлений проводников по их вольт-амперным характеристикам;- решать задачи на применение закона Ома и формулы сопротивления проводника.- раскрывать физический смысл величин работы и мощность электрического тока;- объяснять, на что расходуется энергия направленного движения заряженных частиц в проводнике;- объяснять, почему уменьшение потерь мощности в линиях электропередачи достигается за счет повышения напряжения в передающей электростанции;- решать задачи на расчет работы, мощности электрического тока; на расчет количества теплоты, выделяемого в проводнике с током, закон электролиза.
28
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи.
§102-104, упр.19(2-3)
29
Схемы электрических цепей. Решение задач на законы Ома для участка цепи.
§104, №
30
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников
§105, №
31
Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
§106-108, упр.19(6-9)
32
Электрический ток в металлах. Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.
§109-116,
33
Закономерности протекания тока в вакууме. Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях.
§117-123, упр.20( 5,7)
34
Итоговое тестирование за курс 10 класса
9. Учебно – методический комплект
9.1 Основная литература
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н, Физика 10 класс
( классический курс ) , М., Просвещение,2010г.
А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике . М., Дрофа ,2006г.
Г.Н. Степанова . Сборник задач по физике. М., Просвещение , 2005г.