Г.КАМЕНСК – ШАХТИНСКИЙ
МИКРОРАЙОН ЛИХОВСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 17
Приказ от _________ №____
Подпись руководителя_______ Стасенко Т.В.
Рабочая программа
по учебному предмету «Физика»
для среднего общего образования
9 класс
Количество часов в неделю: 2, всего 68
Учитель Кудинова Елена Викторовна
Составлена на основе: на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня программы среднего (полного) образования от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана
на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
Приказ Минобразования России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 17 города Каменск-Шахтинский;
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 17 на 2014-2015 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Физика в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели:
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Для изучения предмета используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов применяется систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 9 лабораторных работ, 7 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 9 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся . Поэтому она ориентирована на изучение физики на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки учащихся.
В рабочей программе выделен заключительный раздел "Повторение", что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Структура курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Повторение курса физики за 8 класс | 3 |
2 | Основы кинематики | 15 |
3 | Законы движения | 4 |
4 | Силы в механике | 8 |
5 | Законы сохранения в механике | 14 |
6 | Гидро- и аэростатика - | 10 |
7 | Механические колебания и волны | 8 |
8 | Повторение | 6 |
| ИТОГО: | 68 |
Распределение материала по содержательным линиям
№ | Элементы обязательного минимума образования | Знать | Уметь |
Повторение - 3 часа, из них 1 час – контрольная работа |
1 | Раздел 1. Основы кинематики - 15 час, из них 1 час – контрольная работа и 1 час – лабораторная работа |
Общие сведения о движении. Физическое тело. Механическое движение. Система отсчета. Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Материальная точка. Траектория. Поступательное движение. Путь и перемещение. Прямолинейное и криволинейное движение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости. Графическое представление движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Ускорение. Единицы ускорения. Равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Гипотеза и эксперименты Галилея. Ускорение свободного падения. Равномерное движение тела по окружности. Мгновенная скорость. Линейная скорость. Ускорение. Период и частота обращения. | смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, период, частота смысл понятий: физическое тело, система отсчета, ускорение свободного падения смысл физических законов: принцип относительности Галилея | описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: пути, скорости, времени, ускорения приводить примеры практического использования физических знаний: об измерении расстояний, скорости, времени, ускорения использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, времени решать задачи на применение изученных физических законов выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости координаты, скорости, ускорения тела от времени |
| Раздел 2. Законы движения - 4 часов, из них 1 час – лабораторная работа |
2 | Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Ускорение тел при взаимодействии. Инертность тел. Масса тела как мера инертности. Методы измерения массы. Единица массы. Сила. Единица силы. Сила – причина деформации и ускорения. Зависимость силы упругости от удлинения тел. Закон Гука. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Равнодействующая сила. Проекции вектора на координатные оси. Третий закон Ньютона. | смысл физических величин: сила, масса, плотность смысл физических законов: первый закон Ньютона, закон Гука, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона смысл понятий: равнодействующая сил, взаимодействие, деформация | описывать и объяснять физические явления: инерция использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы, массы, плотности, деформации представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: ускорения от силы, ускорения от массы, силы упругости от величины деформации выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы приводить примеры практического использования физических знаний об инерции, взаимодействии тел решать задачи на применение изученных физических законов |
| Раздел 3. Силы в механике - 8 часов, из них 2 часа – лабораторная работа |
3 | Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения, условия его применимости. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Центр тяжести. Нахождение положения центра тяжести тел. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Вторая и третья космические скорости. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость, перегрузка. Сила трения. Трение покоя. Трение скольжения. Коэффициент трения скольжения. Трение качения. Роль силы трения. | смысл физических величин: вес тела смысл понятий: центр тяжести, гравитационная постоянная, невесомость, перегрузка, первая космическая скорость, коэффициент трения смысл физических законов: закон всемирного тяготения | описывать и объяснять физические явления: притяжение тел, изменение веса тела, движущегося с ускорением, зависимость ускорения свободного падения от высоты над поверхностью Земли и от широты, невесомость, перегрузка приводить примеры практического использования физических знаний о силе трения представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы решать задачи на применение изученных физических законов |
| Раздел 4. Законы сохранения в механике -14 часа, из них 1час – контрольная работа и 4 часа – лабораторная работа |
4 | Импульс силы. Единица импульса силы. Импульс тела. Единица импульса. Соотношение между импульсом силы и импульсом тела. Замкнутая система. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Идея и практика использования ракет для космических полетов. Работа силы. Энергия. Единица работы и энергии. Взаимосвязь работы и энергии. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Консервативные силы. Работа консервативных сил. Потенциальная энергия взаимодействия тела и Земли. Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Взаимное превращение кинетической и потенциальной энергии. Полная механическая энергия. Закон сохранения механической энергии в замкнутой системе. Работа силы трения и механическая энергия. Закон сохранения полной энергии. Изменение механической энергии в незамкнутой системе тел. Состояние равновесия. Условие равновесия тела. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие. Условие устойчивости тела. Момент силы. Единица момента силы. Рычаг. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Простые механизмы. КПД. | смысл понятий: замкнутая система, реактивное движение, консервативные силы, равновесие тела, КПД смысл физических величин: импульс силы, импульс тела, работа, потенциальная энергия, кинетическая энергия, момент силы смысл физических законов: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, теорема о кинетической энергии | описывать и объяснять физические явления: закон сохранения импульса в замкнутой системе, принцип реактивного движения, превращение одного вида энергии в другую, устойчивость тел, условие равновесия рычага приводить примеры практического использования физических знаний о реактивном движении, о «Золотом правиле» механики и его применении в простых механизмах выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы решать задачи на применение изученных физических законов |
| Раздел 5. Гидро- и аэростатика - 10 часов, из них 1 час – контрольная работа и 1 час – лабораторная работа |
5 | Специфические свойства жидкостей и газов. Силы давления жидкости на стенки сосуда. Гидростатическое давление. Единица давления. Формула гидростатического давления. Сообщающиеся сосуды. Жидкостный манометр. Атмосфера Земли. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр-анероид. Передача давления жидкостями и газами. Закон паскаля. Гидравлические механизмы. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Подъемная сила. | смысл физических величин: давление смысл понятий: выталкивающая сила, подъемная сила смысл физических законов: закон Паскаля, закон Архимеда | описывать и объяснять физические явления: давление жидкости на дно и стенки сосуда, передача давления жидкостями и газами, плавление тел приводить примеры практического использования физических знаний об атмосферном давлении, о принципах работы гидравлических механизмов, о плавании судов, воздухоплавании выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы решать задачи на применение изученных физических законов использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: давления, атмосферного давления |
| Раздел 6. Механические колебания и волны - 8 часов, из них 1 час – контрольная работа и 2 часа – лабораторная работа |
6 | Колебательное движение. Механические колебания. Колебательная система. Маятник. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Графическое представление колебаний. Наблюдения Галилея. Формула Гюйгенса для периода колебаний математического маятника. Период колебаний пружинного маятника. Потенциальная и кинетическая энергия тела при колебательном движении. Превращение энергии при колебаниях. Влияние трения. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Явление резонанса. Акустический резонанс. Использование резонанса. Распространение колебаний. Волны. Продольные и поперечные волны. Упругие волны. Звук. Энергия волны. Перенос энергии волной. Скорость распространения волны. Длина волны. Связь длины волны с периодом и частотой. | смысл физических величин: период, частота колебаний, амплитуда колебаний, длина волны, скорость волны смысл физических понятий: колебательное движение, свободные колебания, вынужденные колебания, резонанс, волна, звук | описывать и объяснять физические явления: резонанс, акустический резонанс приводить примеры практического использования физических знаний о звуке, о резонансе, об акустическом резонансе выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы решать задачи на применение изученных физических законов представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости координаты, скорости, энергии колеблющегося тела от времени |
Повторение –4 часа, из них 1 час – итоговая контрольная работа |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
Знать /понимать | Уметь |
смысл понятий: физическое явление, закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение; смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, КПД, температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; смысл физических законов Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света. | описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное Прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление, дисперсию света; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний математического маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний: о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков, структурных схем). |
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона. |
Используемый УМК
1. Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик Физика 9 класс И.Д. «Мнемозина»2010 г
2. В. И. Лукашик. Сборник задач по физике. Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк. М, «Просвещение», 2010 г.
3. Тематические тесты по физике, 7-8 кл, В.А. Орлов, М, «Вербум-М», 2000 г.
4. Физика. Тесты. 7-9 кл, Учебно-методическое пособие. Составитель:
Н.К Гладышева, И.И. Нурминский, А.И.Нурминский, Н.В. Нурминская.
М, «Дрофа», 2002г.
5. Физика.9 кл, Тематическое и поурочное планирование. Составитель:
С. Е. Полянский, М, «Вано», 2003г.
6. Физика, 9кл, Поурочные планы. Составитель: В.А. Шевцов,
Волгоград, «Учитель», 2005 г.
7. Физика, 9 кл, Поурочное планирование. Составитель: В.А. Шевцов,
Волгоград, «Учитель», 2003 г.
8. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 334 с.
Интернет- ресурсы
1. http://www.fizika.ru — Данный ресурс содержит доступный, интересный иллюстрированный материал в виде учебников по физике для 7, 8 и 9-го классов. Много качественных и расчетных задач, а также примеров разобранных решений задач для 7 и 8 классов.
2. http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов по оптике, волнам, механике, термодинамике. Есть теория по каждой из предложенных тем, наглядный эксперимент крупным планом.
3. http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое множество справочных таблиц по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое.
4. http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека содержит самые последние новости науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно. Можно узнать все о самых последних открытиях в науке.
5. http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику находить любую информацию по физике материал по истории физики. Здесь же находится краткая физическая энциклопедия для детей, большой энциклопедический словарь, биографии ученых – физиков
Количество часов в неделю – 2, всего - 68
Календарно тематическое планирование по физике 9 класс
№ | Тема урока | Основные термины и номенклатура | Вид учеб.деят | Оборудование, наглядность | Дом.зад. | Дата провед | факт |
Повторение курса физики за 8 класс – 2 часа1.09 4.09 |
Диагностическая контрольная работа – 1 час8.09 |
Глава 1. Основы кинематики – 16 часов |
Тема. Механическое движение – 2 час |
4 | Основные понятия кинематики. | понятия системы отсчета, обзор систем мира, этапы изучения физического явления; | УФНЗ | Демонстрация: относительность движения свободное падение тел. | .§1, | 11.09 | |
5 | Материальная точка. Поступательное движение тел. Путь и перемещение. | понятия материальной точки, поступательного движения, траектории движения тела, пути и перемещения. | | Демонстрация: | 2, §3, задача 4и 5 | 15.09 | |
Тема. Прямолинейное равномерное движение – 3 часа |
6 | Скорость равномерного движения. Относительность скорости. | скорость при равномерном прямолинейном движении, относительная скорость | УФНЗ | Демонстрация: | §4, задача 3, 5,6 | 18.09 | |
7 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | уравнение движения материальной точки | УОУН | Презентация «Изменение координаты тела со временем» | §5, задача 4 | 22.09 | |
8 | Графическое представление движения | | УФНЗ | Таблица «Графики движения» | §6 | 25.09 | |
Тема. Прямолинейное неравномерное движение – 7 часов |
9 | Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Скорость равноускоренного движения. | понятий средней скорости, ускорения, скорости равноускоренного движения | УФНЗ | Таблицы средних скоростей, ускорений тел. | §7-9, задача 5(38) и 5(стр.44) | 29.09 | |
10 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | закон равноускоренного прямолинейного движения, перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | УФНЗ | Презентация «Закон равноускоренного прямолинейного движения» | §10, задача 3 | 2.10 | |
11 | Лабораторная работа №1 по теме «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» | | ГР | | Повт. §7-10, задача 6 | 6.10 | |
12 | Графики равноускоренного движения | графики зависимости V(t),а(t), x(t) для равноускоренного движения | УФНЗ | Презентация «Графики зависимости для равноускоренного движения» | стр.38 задача 2 | 9.10 | |
13 | Решение задач | | СР | | стр.38 задача 6, стр.44 задача 4 | 13.10 | |
14 | Свободное падение тел | ускорение свободного падения тел в воздухе и разреженном пространстве. | УФНЗ | Демонстрация: | §11, задача 5 | 16.10 | |
15 | Решение задач | | СР | | Повт. §1 - 11 | 20.10 | |
Тема. Движение по окружности – 4 часа |
16 | Равномерное движение материальной точки по окружности. Период и частота обращения | условия криволинейного движения, направление скорости тела при его центростремительном ускорении по окружности, центростремительная сила, инвариантность ускорения, угловая скорость. | УФНЗ | Демонстрация: | §12,13, задача 6 | 23.10 | |
17 | Решение задач | | УОУН | | Повт. §1-13 | 27.10 | |
18 | Решение задач | | УОУН | Карточки, схемы, графики | Повт. §1-13 | 30.10 | |
19 | Контрольная работа №1по теме «Основы кинематики» | | КР | | | 10.11 | |
Глава 2. Законы движения – 4 часа |
20 | Первый закон Ньютона- закон инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Сила. Второй закон Ньютона | закон инерции, первый, второй законы Ньютона, движение тела под действием нескольких сил. | УФНЗ | Демонстрация: Таблица «Законы Ньютона» | §14, задача 6,7 §15,16, задача 7 | 13.11 | |
21 | Лабораторная работа №2 «Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы.» | | ГР | | | 17.11 | |
22 | Сложение сил | сложение сил. | УОУН | Демонстрация: | §17, задача 7 | 20.11 | |
23 | Третий закон Ньютона | третий закон Ньютона и его применение | УФНЗ | Демонстрация: Таблица «Законы Ньютона» | §18, задача 5 | 24.11 | |
Глава 3. Силы в механике – 8 часов |
24 | Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. ИСЗ | Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения, сила тяжести. | УФНЗ | Презентация «Движение ИСЗ» | §19,20, задача 4(стр.82) и 9(стр.86) §21 | 27.11 | |
25 | Вес тела. Перегрузка и невесомость. | вес тела, перегрузки, невесомость | ФО | Презентация «Невесомость» | §22 | 1.12 | |
26 | Закон Гука. Силы упругости | закон Гука, сила упругости | УФНЗ | Демонстрация: | | 4.12 | |
27 | Лабораторная работа №3 «Изучение упругих свойств пружины» | | ГР | | | 8.12 | |
28 | Сила трения | сила трения, закона трения скольжения | УФНЗ | Презентация «Виды сил трения» | §23, задача 7 | 11.12 | |
29 | Лабораторная работа №4 «Измерение коэффициента трения скольжения» | | ГР | | §23, задача 8 | 15.12 | |
30 | Решение задач | | УОУН | | Повт. §14-24 | 18.12 | |
31 | Тестирование по теме «Динамика» | | ИР | | | 22.12 | |
Глава 4. Законы сохранения в механике–15 часов |
32 | Импульс тела. Импульс силы. | импульс силы, импульс тела, замкнутая система | УФНЗ | Демонстрация: | .§25, задача 5,7 | 25.12 | |
33 | Закон сохранения импульса | закон сохранения импульса | ФО | | §26,задача 4 | 12.01 | |
34 | Решение задач | | СР | | Повт.§25,26, задача 5 | 15.01 | |
35 | Реактивное движение | реактивное движение | УФНЗ | Демонстрация: | §27, задача 8 | 19.01 | |
36 | Контрольная работа №2 по теме «Законы взаимодействия» | | КР | | | 22.01 | |
37 | Работа силы. Мощность | понятие работы силы, мощности | УФНЗ | Таблица «Мощность тел» | §28, задача 7 | 26.01 | |
38 | Взаимосвязь работы и энергии | | СР | Демонстрация: | §29,задача 13,15 | 29.01 | |
39 | Лабораторная работа №5. «Определение работы сил тяжести, упругости и трения» | | ГР | | | 2.02 | |
40 | Закон сохранения механической энергии | превращение энергии | ГР | Демонстрация: | §30, задача 6 | 5.02 | |
41 | Решение задач | | СР | | Повт. §30, задача 7 | 9.02 | |
42 | Равновесие. Простые механизмы | потенциальная энергия и равновесие, простые механизмы (рычаг, блоки, наклонная плоскость), «Золотое правило механики», условия равновесия рычага. | УФЗН | Демонстрация: | §31,32 | 12.02 | |
43 | КПД | КПД механизма | УФЗН | | . §33, задача 5 | 16.02 | |
44 | Лабораторная работа №6 «Выяснение условий равновесия рычага». | | ГР | | Повт. §33 | 19.02 | |
45 | Решение задач | | СР | | Повт. §11 - 33 | 23.02 | 19.02 |
46 | Контрольная работа №3 по теме «Простые механизмы. Работа силы. Мощность». | | КР | | | 26.02 | |
Глава 5. Гидро- и аэростатика – 10 часов |
47 | Давление внутри жидкости. | о давлении внутри жидкости, манометр | УФНЗ | Демонстрация: | §34(стр.148-150), задача 8 | 2.03 | |
48 | Сообщающиеся сосуды | | ФО | Демонстрация: | §34 (стр.150-153), задача 7 | 5.03 | |
49 | Атмосферное давление | опыт Торричелли, атмосферноедавление, барометр- анероид | УФНЗ | Демонстрация: | §35 | 9.03 | |
50 | Закон Паскаля и его применение | Давление газа. Закон Паскаля. Изучение поршневого насоса | УФНЗ | Презентация «Шар Паскаля» | §36 | 12.03 | |
51 | Закон Архимеда и его применение | выталкивающая сила, сила Архимеда, воздухоплавание | УФНЗ | Презентация «Сила Архимеда» | §37(стр.167-170), задача 14 | 16.03 | |
52 | Плавание тел | условия плавания тел: Fт = FА; FтFА; FтFА; Водный транспорт. | ФО | Модель судна | §37 (стр.170-1720 | 19.03 | |
53 | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело». | | ГР | | | 30.03 (каникулы) | 19.03 |
54 | Воздухоплавание | воздухоплавания, применение и особенности | УФНЗ | | §37 (стр.173-174) | 2.04 | |
55 | Повторение темы: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | | ФО СР | | Повт. §34-37 | 6.04 | |
56 | Контрольная работа №4 по теме«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | | КР | | | 9.04 | |
Глава 6. Механические колебания и волны - 8 часов |
57 | Свободные колебания. Период и частота колебаний. График колебаний | понятие колебательного движения, колебательные системы, маятники | УФНЗ | Демонстрация: нитяной маятник, пружинный маятник | §38,39, задача3(стр.185) | 13.04 | |
58 | Период колебаний нитяного маятника | амплитуда колебаний, период, частота, собственная частота колебательной системы, гармонические колебания. | ФО | Презентация «Нитяной маятник» | §40, задача 6 | 16.04 | |
59 | Лабораторная работа №8 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» | | ГР | | Повт. §38-40, задача 7 | 20.04 | |
60 | Период колебаний пружинного маятника. Лабораторная работа №9 «Определение массы с помощью пружинного маятника». | период колебаний пружинного маятника. | ФО ГР | Демонстрация: | §41, задача 5 | 23.04 | |
61 | Превращения энергии при колебаниях | превращение энергии при колебаниях на примере пружинного маятника | УФНЗ | Демонстрация: | §42 | 27.04 | |
62 | Вынужденные колебания. Резонанс | понятие вынужденных колебаний, явление резонанса. | УФНЗ | Презентация «Вынужденные колебания» | §43 | 30.04 | |
63 | Механические волны. Свойства механических волн | виды волн, скорость волны, свойства механических волн | УФНЗ | Презентация «Механические волны» | §46,47 Задача5 | 4.05 | |
64 | Контрольная работа №5 по теме «Механические колебания и волны». | | КР | | | 7.05 | |
Повторение - 4 часов |
65 | Повторение темы «Основы кинематики» | | ФО | | | 11.05 | |
66 | Итоговая контрольная работа (по материалам ГИА) | | ГР | | | 14.05 | |
67 | Повторение темы «Законы сохранения в механике» | | СР | | | 18.05 | |
68 | Повторение темы «Механические колебания и волны» | | | | | 21.05 | |
УФНЗ – урок формирования новых знаний
УОУН - урок обучения умениям и навыкам
ГР – групповая работа
ФО – фронтальный опрос
ИР – индивидуальная работа
СР – самостоятельная работа
КР – контрольная работа
Контрольно – измерительные материалы
по физике
8 класс
График контрольных работ
по физике 8 класс
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Диагностическая контрольная работа | |
2 | Контрольная работа №1 «Основы кинематики» | |
3 | Контрольная работа №2 «Законы движения» | |
4 | Контрольная работа №3 «Силы в механике» | |
5 | Контрольная работа №4 «Законы сохранения в механике» | |
6 | Контрольная работа №5 «Механические колебания и волны» | |
7 | Итоговая контрольная работа | |
График лабораторных работ
по физике 8 класс
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» | |
2 | Лабораторная работа №2 «Изучение упругих свойств пружины» | |
3 | Лабораторная работа №3 «Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы» | |
4 | Лабораторная работа №4 «Измерение коэффициента трение скольжения» | |
5 | Лабораторная работа №5 «Определение работы силы тяжести, упругости и трения» | |
6 | Лабораторная работа №6 «Проверка условия равновесия» | |
7 | Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей силы» | |
8 | Лабораторная работа №8 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» | |
9 | Лабораторная работа №9 «Определение массы с помощью пружинного маятника» | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
2.Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
3. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
4. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
5. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
70% и более | отлично |
50-60 %% | хорошо |
30-40 %% | удовлетворительно |
0-20 % | неудовлетворительно |
Диагностическая контрольная работа
Вариант 1
1.Электрическая плитка включена в цепь с напряжением 220В. Сопротивление спирали плитки 73 Ом. Определите силу тока, проходящего по спирали плитки.
2.Чему равно сопротивление алюминиевой проволоки, имеющей длину 8м и поперечное сечение 2 мм2? Удельное сопротивление алюминия 0,028 Ом*мм2/м
3. Определите работу тока в электрической лампе за 20 с при напряжении 12 В при силе тока 3,5 А.
4. Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, двух параллельно соединённых ламп, выключателя и вольтметра, меряющего напряжение на источнике тока
5. В состав ядра входят следующие частицы:
А. Только протоны.
Б. Протоны и электроны.
В. Протоны и нейтроны
Г. Нейтроны и электроны.
6. Чему равен заряд ядра атома стронция 3888Sr?
А. 88 Б. 38 В. 50 Г. 126.
7.В ядре атома железа 2656Fe содержится:
А. 26 нейтронов и 56 протонов.
Б. 56 нейтронов и 26 протонов.
В. 26 протонов и 56 электронов.
Г. 26 протонов и 30 нейтронов.
Вариант 2
1. Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, выключателя, электрического звонка и вольтметра, меряющего напряжение на источнике тока.
2.Определите силу тока в спирали электроплитки, включённой в сеть с напряжением 127 В, если сопротивление спирали 24 Ом.
3. Какое сопротивление имеет реостат, изготовленный из нихромовой проволоки, площадь поперечного сечения которой равна 0,8 мм2 , а длина 5 метров ? Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом*мм2/м
4. Найдите работу электрического тока в лампе, включённой в сеть с напряжением 127 В, если сила тока в лампе 0,5 А.
5.На рисунке изображены схемы четырёх атомов. Электроны изображены в виде чёрных точек.
Какая схема соответствует атому 73 Li?
6.Чему равно массовое число ядра атома марганца 2555Мn?
А. 25. Б. 80. В. 30. Г. 55.
7.В ядре атома кальция 2040Са содержится…
А. 20 нейтронов и 40 протонов.
Б. 40 нейтронов и 20 электронов.
В. 20 протонов и 40 электронов.
Г. 20 протонов и 20 нейтронов.
Контрольная работа №1
«Кинематика»
Вариант№1
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
Автомобиль, двигаясь равномерно, прошел первые 20км со скоростью 80км/ч, а следующие 50 км со скоростью 100км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля на всем пути.
А. 95км/ч Б. 85км/ч В. 90км/ч Г.93км/ч
2. Какие из приведенных зависимостей описывают равноускоренное движение?
А. х=3+2t Б. ʋ=5 В. х=2-5t+4t2 Г. х=-4t
3. На рисунке представлен график зависимости координаты тела от времени. Определите скорость тела в момент времени 10с.
х,м
50
О 10 25 t, сек
А. 50м/с Б. 25м/с В. 10м/с Г.5м/с
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Скорость поезда увеличивается с течением времени. Известно, что к концу четвертой секунды скорость поезда равна 6м/с. Что можно сказать о пути, пройденном за 4-ую секунду: будет этот путь больше, меньше или равен 6м?
5. В каком случае выпавший из окна предмет упадет на землю раньше: когда вагон стоит на месте или когда он движется?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. При равноускоренном движении из состояния покоя тело проходит за 5-ую секунду 90см. Определите путь тела за 7-ую секунду.
7. При равномерном движении по окружности радиусом 10см тело совершает 30 оборотов в минуту. Определите центростремительное ускорение тела.
8.* Из окна выбросили мяч в горизонтальном направлении со скоростью 12м/с. Он упал на землю через 2с. С какой высоты был брошен мяч и на каком расстоянии от здания он упал?
Вариант№2
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
Турист прошел3км за 1,5часа, а затем еще 10км со скоростью 4км/ч. Какова средняя скорость движения туриста на всем пути?
А. 3,5км/ч Б. 3км/ч В. 2км/ч
Г.для однозначного ответа нужно знать направление движения туриста
2. Какие из приведенных зависимостей описывают равноускоренное движение?
А. х=3+t2 +5t3 Б. ʋ=5+2t В. х=2-5t Г. х=-4t+35
3. На рисунке представлен график зависимости координаты тела от времени. Определите перемещение тела за 1ч.
х, км
50
О 0,5 1 t, cek
-20
А. 70км Б. 50км В. 30км Г.20км
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Тело движется прямолинейно. В начале и в конце движения модуль скорости одинаков. Могло ли тело двигаться с постоянным ускорением?
5. Как должен подпрыгнуть наездник, скачущий на лошади по прямой с постоянной скоростью, чтобы, проскочив через обруч, снова встать на лошадь?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Снаряд, летящий со скоростью 1000м/с, пробивает стенку блиндажа за 0,001с, после чего его скорость оказывается равной 200м/с. Считая движение снаряда равноускоренным, найдите толщину стенки.
7. Тело движется по окружности с постоянной по величине скоростью 10м/с, совершая 10 оборотов за 62,8с. Найдите центростремительное ускорение тела.
8.* Камень, брошенный горизонтально с крыши дома со скоростью 15м/с, упал на землю под углом 60° к горизонту. Какова высота дома?
Контрольная работа №2
«Динамика»
Вариант№1
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Движется ли это тело или находится в состоянии покоя?
А. тело движется равномерно и прямолинейно или находится в состоянии покоя Б. тело движется равномерно и прямолинейно
В.тело находится в состоянии покоя
Г.тело свободно падает
2. Как будет двигаться тело массой 2кг под действием силы 2Н?
А. равномерно со скоростью 1м/с
Б. равноускоренно с ускорением 1м/с2
В. Будет покоиться
Г. может двигаться как равномерно, так и равноускоренно
3. Тело массой 1кг лежит на поверхности горизонтального стола. Чему равна сила трения, действующая на тело, если коэффициент трения равен 0,1?
А. 0,1Н Б. 1Н В. 10Н Г.0Н
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Как ослабляют силу удара тяжелого мяча, ловя его рукою?
5. Можно ли поднять с земли тело, приложив к нему силу, равную силе тяжести?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Равноускоренный подъем тела массой 75кг на высоту 15м продолжался 3с. Определите вес груза при подъеме.
7. Чему равна сила трения, если после толчка вагон массой 20т остановился через 50с, пройдя расстояние 125м?
8.* Найдите удлинение буксирного троса жесткостью 100кН/м при буксировке автомобиля массой 2т с ускорением 0,5м/с2 . Трением пренебречь.
Вариант№2
Часть 1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
Спортсмен совершает прыжок с шестом. Сила тяжести действует на спортсмена…
А. только то время, когда он соприкасается с поверхностью Земли
Б. только то время, когда он сгибает шест в начале прыжка
В.только то время, когда он падает вниз после преодоления планки
Г.во всех этих случаях
2. Тело массой 2кг движется с ускорением 0,5м/с2 . Выберите правильное утверждение:
А. тело движется с постоянной скоростью, равной 1м/с
Б. скорость тела увеличивается пропорционально квадрату времени
В. равнодействующая всех сил, действующих на тело, отличная от нуля
Г. равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна 4Н
3. На земле лежит камень массой 500г. С какой силой он притягивает к себе Землю?
А. 500г Б. 5Н
В. эта сила во столько раз меньше 5Н, во сколько раз масса камня меньше массы Земли
Г. камень не притягивает к себе Землю.
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Забить гвоздь в фанерную стенку трудно – при ударе фанера прогибается. Однако, гвоздь удается забить, если с противоположной стороны стенки поместить массивное тело. Как это объяснить?
5. Как измерить массу тела в условиях невесомости?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Космический корабль совершает мягкую посадку на Луну, двигаясь замедленно в вертикальном направлении (относительно Луны) с ускорением 8,4м/с 2 . сколько весит космонавт массой 70кг, находящийся в этом корабле, если ускорение свободного падения на Луне равно 1,6м/с 2 .
7. Вагонетка массой 40кг движется под действием силы 50Н с ускорением 1м/с 2 . Определите силу сопротивления.
8.* Тележка массой 2кг с помощью резинового шнура прикреплена к краю стола. Шнур растянули на 10см и отпустили тележку. Чему равна сила, с которой шнур действует на тележку в начальный момент, если жесткость резины 100Н/м? Трением о стол пренебречь. Какую скорость приобретает тележка через 2 секунды?
Контрольная работа №3
«Закон сохранения»
Вариант№1
Часть 1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
Тело массой 1кг силой 20Н поднимается на высоту 5м. Чему равна работа этой силы?
А. 100 Дж Б. 150 Дж
В. 200 Дж Г.не хватает данных
2. Мяч брошен вертикально вверх. Выберите правильное утверждение, считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь.
А. импульс мяча при подъеме остается постоянным
Б. при подъеме мяча кинетическая энергия переходит в потенциальную
В. полная механическая энергия мяча при подъеме увеличивается
Г. при подъеме мяча потенциальная энергия переходит в кинетическую
3. Шарик из пластилина массой 200г упал на горизонтальную поверхность стола и прилип. Скорость шарика перед ударом равна 10м/с. Чему равно изменение импульса шарика при ударе?
А. 0 кг м/с Б. 1кг м/с В. 2 кг м/с Г.4 кг м/с
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Можно ли двигать парусную лодку, направляя на паруса поток воздуха из мощного вентилятора, находящегося на лодке?
5. Цирковой гимнаст стоит на конце гибкой доски, положенной на опору. Второй гимнаст прыгает на другой, поднятый конец доски. Почему прыжок второго гимнаста позволяет первому высоко прыгнуть?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Определите минимальную мощность, которой должен обладать двигатель подъемника, чтобы поднять груз массой 50кг на высоту 10м за 5с.
7. Мальчик массой 30кг, стоя на коньках, горизонтально бросает камень массой 1кг. Начальная скорость камня равна 3м/с. Определите скорость мальчика после броска.
8.* Тело брошено вертикально вверх с высоты 20 м с начальной скоростью 3м/с. На какой высоте окажется тело через 2с после начала движения?
Вариант№2
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
Тело массой 1кг силой 20Н поднимается на высоту 5м. Чему равна работа силы тяжести?
А. 50 Дж Б. -50 Дж
В. 100 Дж Г. 150 Дж
2. Сосулька падает с крыши дома. Выберите правильное утверждение. Сопротивлением воздуха пренебречь.
А. потенциальная энергия сосульки в конце падения максимальна
Б. кинетическая энергия сосульки при падении не изменится
В. полная механическая энергия сосульки сохраняется
Г. механическая энергия сосульки при падении уменьшается
3. Снаряд, летевший горизонтально со скоростью 20м/с, разорвался на 2 осколка массами 2кг и 3кг. Выберите правильное утверждение. Сопротивление воздуха пренебречь.
А. импульс снаряда до разрыва был равен 100кг м/с
Б. после взрыва импульс снаряда стал равен нулю
В. импульсы осколков снаряда при движении после взрыва не изменяются
Г.импульс осколка массой 2 кг равен импульсу осколка массой 3кг
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Почему пуля, вылетевшая из ружья, не разбивает оконное стекло на осколки, а образует в нем круглое отверстие?
5. Камень и теннисный мяч ударяют палкой. Почему мяч при прочих равных условиях летит дальше камня?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Вычислите мощность насоса, подающего ежеминутно 1200кг воды на высоту 20м.
7. Какова скорость отдачи ружья массой 4кг при вылете из него пули массой 5г со скоростью 300м/с?
8.* Камень массой 400г бросили вертикально вверх со скоростью 20м/с. Чему равны кинетическая и потенциальная энергия камня на высоте 15м?
Контрольная работа №4
«Статика. Гидростатика»
Вариант№1
Часть 1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
-
Два шарика, свинцовый и железный, равной массы подвешены к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если шарики опустить в воду?
А. равновесие не нарушится
Б. перетянет железный шарик
В. перетянет свинцовый шарик
Г. однозначного ответа дать нельзя
2. Давление газа тем больше, чем… молекулы ударяют о стенки сосуда.
А. реже и сильнее
Б. чаще и сильнее
В. чаще и слабее
Г. реже и слабее
3. На однородный кубик с ребром d, лежащий на столе, действует горизонтальная сила F, приложенная к верхней грани (см рисунок). Моменты этой силы относительно центра масс кубика О (МО) и точки В (МВ) равны…
F
О
В
А. МО =0,7Fd; МВ=1,4Fd
Б. МО =0,7Fd; МВ=Fd
В. МО =0,5Fd; МВ=1,4Fd
Г. МО =0,5Fd; МВ=Fd
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Взрослому и ребенку нужно перейти ручей: одному – с левого берега, другому – с правого. На каждом берегу имеется по доске, но они немного короче, чем расстояние между берегами. Предложите способ, с помощью которого можно перейти с одного берега на другой.
5. Когда мы втягиваем ртом воду через соломинку, вода поднимается вверх. Почему?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Манометр, установленный на подводной лодке для измерения давления воды, показывает 250Н/см2 . Какова глубина погружения лодки? С какой силой давит вода на крышку люка площадью 0,45м2?
7. Льдина плавает в море, причем ее надводная часть имеет объем 150м3. Определите объем всей льдины.
8.* С помощью рычага груз массой 100кг была поднят равномерно на высоту 80см. При этом длинное плечо рычага, к которому была приложена сила 600Н, опустилось на 2м. Определите КПД рычага.
Вариант№2
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
Резиновый шар надули воздухом и завязали. Как изменится давление воздуха внутри шара при повышении атмосферного давления?
А. не изменится
Б. увеличится
В. уменьшится
Г. может как увеличить, так и уменьшить
2. Как изменится осадка корабля (глубина погружения) при переходе из реки в море?
А. увеличится
Б. не изменится
В. уменьшится
Г. в южном полушарии увеличится, в северном – уменьшится.
3. На веревочной петле в горизонтальном положении висит однородный стержень постоянного по всей длине сечения. Нарушится ли равновесие, если справа стержень согнуть?
А. да, правый конец перевесит
Б. да, левый конец перевесит
В. нет
Г. нужно точно знать место сгиба
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Почему трудно пить сырое яйцо, если в нем имеется только одно отверстие? Какую роль будет играть атмосферное давление, если в яйце сделать еще одно отверстие?
5. Когда палку держат в руках за концы, то ее трудно переломать. Если же середину палки положить на подставку, то палку переломать легче. Почему?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. К концам невесомого рычага подвешены грузы массами 4 и 24кг. Расстояние от точки опоры до большего груза равно 4см. Определите длину рычага, если рычаг находится в равновесии.
7. В правом колене сообщающихся сосудов налит керосин, в левом – вода. Высота столба керосина равна 20см. Определите, на сколько уровень керосина в правом колене выше верхнего уровня воды.
8.* Тело плавает в керосине, погружаясь на ¾ своего объема. Определите плотность вещества тела.
Контрольная работа №5
«Механические колебания и волны»
Вариант№1
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
Основной признак колебательного движения…
А. независимость от воздействия силы
Б. повторяемость (периодичность)
В. изменение амплитуды с течением времени
Г. движение тела
2. По поверхности воды распространяется волна. Расстояние между ближайшими «горбом» и «впадиной» 2м, между двумя ближайшими «горбами» 4м, между двумя ближайшими «впадинами» 4м. Какова длина волны?
А. 2м Б. 4м
В. 6м Г. 8м
3. Если с одним и тем же математическим маятником провести опыт по точному определению периода колебаний сначала на экваторе, затем на полюсе Земли, то одинаковыми ли буду результаты?
А. одинаковыми
Б. период будет больше на полюсе, чем на экваторе
В. период будет больше на экваторе, чем на полюсе
Г. если на Северном полюсе, то меньше, чем на экваторе, если на Южном, то больше.
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. При определенной скорости движения оконные стекла в автобусе начинают дребезжать. Почему?
5. Объясните, почему мы не слышим никакого звука при полете бабочки, взмахивающей крыльями до 8-12 раз в секунду.
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Какова длина математического маятника, совершающего гармонические колебания с частотой 0,5Гц на поверхности Луны? Ускорение свободного падения на поверхности Луны 1,6м/с2.
7. Чему равна длина волны на воде, если скорость распространения волн равна 2,4м/с, а тело, плавающие на воде, совершает 30 колебаний за 25с?
8.* На рисунке представлен график зависимости координаты колеблющегося тела от времени. В какие моменты времени скорость тела равна нулю? Найдите хотя бы 2 значения.
х, м
5
0,4 t,c
-5 0,8
Вариант№2
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
Какие из перечисленных ниже условий необходимы для возникновения свободных механических колебаний тела?
при смещении тела из положения равновесия равнодействующая сил должна быть отлична от нуля и направлена к положению равновесия.
Силы трения в системе должны быть малы.
Должна существовать внешняя сила, периодически действующая на тело.
А. только 1 Б. только 2
В. условия 1,2,3 Г. условия 1,2
2. В каких направлениях движутся частицы среды при распространении продольных механических волн?
А. только в направлении распространения волны
Б. в направлениях, перпендикулярных направлению распространения волны
В. в направлении, противоположном направлению распространения волны Г. по направлению и противоположно направлению распространения волны
3. Если с одним и тем же пружинным маятником провести опыт по точному определению периода колебаний сначала на экваторе, затем на полюсе Земли, то одинаковыми ли буду результаты?
А. одинаковыми
Б. период будет больше на полюсе, чем на экваторе
В. период будет больше на экваторе, чем на полюсе
Г. если на Северном полюсе, то меньше, чем на экваторе, если на Южном, то больше.
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. С какой целью вибрационные машины в помещении устанавливают на специальные металлические или резиновые амортизаторы?
5. Почему люди в горах, чтобы слышать друг друга, должны разговаривать громче?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Определите ускорение свободного падения на поверхности Марса при условии, что там математический маятник длиной 50см совершил бы 40 колебаний за 80с.
7. Сколько времени идет звук от одной железнодорожной станции до другой по стальным рельсам, если расстояние между ними 5км, а скорость распространения звука в стали равно 500м/с?
8.* На рисунке представлен график зависимости координаты колеблющегося тела от времени. В какие моменты времени потенциальная энергия тела максимальна? Найдите хотя бы 2 значения.
х, см
10
0,3 t,c
0
-10
Итоговая контрольная работа по физике. (9 класс)
Вариант I.
Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)
Автомобиль за 2 мин увеличил свою от 18км/ч до 61,2км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?
А. 0,1 м/с2; Б. 0,2 м/с2; В. 0,3 м/с2; Г. 0,4 м/с2.
На рисунке 1.01 показан график зависимости скорости движения тела от времени. Какой из предложенных графиков выражает график ускорения этого тела?
А.Б.В.Г.
С какой силой притягиваются два корабля массами по 10000т, находящихся на расстоянии 1км друг от друга?
А. 6,67 мкН; Б. 6,67мН; В. 6,67Н; Г. 6,67МН.
В соревнованиях по перетягиванию каната участвуют четверо мальчиков. Влево тянут канат двое мальчиков с силами 530Н и 540Н соответственно, а вправо – двое мальчиков с силами 560Н и 520Н соответственно. В какую сторону и какой результирующей силой перетянется канат?
А. Вправо, силой 10Н; Б. Влево, силой 10Н; В. Влево, силой 20Н; Г. Победит дружба.
На рисунке 1.02 изображена зависимость амплитуды установившихся колебаний маятника от частоты вынуждающей силы (резонансная кривая). Отношение амплитуды установившихся колебаний маятника на резонансной частоте к амплитуде колебаний на частоте 0,5 Гц равно
А. 10; Б. 2; В. 5; Г. 4.
6. На рисунке 1.03 изображен проволочный виток, по которому течет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в горизонтальной плоскости. В центре витка вектор индукции магнитного поля тока направлен
А. вертикально вверх ; рис. 1.03
Б. горизонтально влево ;
В. горизонтально вправо ;
Г. вертикально вниз .
Порядковый номер алюминия в таблице Менделеева 13, а массовое число равно 27. Сколько электронов вращаются вокруг ядра атома алюминия?
А. 27; Б. 13; В. 40; Г. 14.
Часть 2. (Решите задачи)
Двигаясь с начальной скоростью 54км/ч, автомобиль за 10с прошел путь 155м. С каким ускорением двигался автомобиль и какую скорость он приобрел в конце пути?
Какова сила тока в стальном проводнике длиной 12м и сечением 4мм2, на который подано напряжение 72мВ? (удельное сопротивление стали 0,12 Ом•мм2/м)
Вычислите энергию связи изотопа ядра . Масса ядра 11,0093 а.е.м.
Вариант II.
Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)
Автомобиль за 2 мин увеличил свою от 36км/ч до 122,4км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?
А. 0,1 м/с2; Б. 0,2 м/с2; В. 0,3 м/с2; Г. 0,4 м/с2.
На рисунке 2.01 показан график зависимости скорости движения тела от времени. Какой из предложенных графиков выражает график ускорения этого тела?
А.Б.В.Г.
С какой силой притягиваются два корабля массами по 20000т, находящихся на расстоянии 2км друг от друга?
А. 6,67 мкН; Б. 6,67мН; В. 6,67Н; Г. 6,67МН.
Мотоцикл «ИжП5» имеет массу 195кг. Каким станет его вес, если на него сядет человек массой 80кг?
А. 275 кг; Б. 1150 Н; В. 2750 Н; Г. Среди ответов А-В нет верного.
На рисунке 1.02 изображена зависимость амплитуды установившихся колебаний маятника от частоты вынуждающей силы (резонансная кривая). Отношение амплитуды установившихся колебаний маятника на резонансной частоте к амплитуде колебаний на частоте 1,5 Гц равно
А. 2; Б. 10; В. 4; Г. 5.
6.На рисунке 2.03 изображен проволочный виток, по которому течет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в горизонтальной плоскости. В центре витка вектор индукции магнитного поля тока направлен
А. горизонтально вправо ; рис. 2.03
Б. горизонтально влево ;
В. вертикально вниз .
Г. вертикально вверх ;
Порядковый номер фтора в таблице Менделеева 9, а массовое число равно 19. Сколько электронов вращается вокруг ядра атома фтора?
А. 19; Б. 10; В. 9; Г. 28.
Часть 2. (Решите задачи)
Двигаясь с начальной скоростью 36км/ч, автомобиль за 10с прошел путь 105м. С каким ускорением двигался автомобиль и какую скорость он приобрел в конце пути?
Какова сила тока в никелиновом проводнике длиной 10м и сечением 2мм2, на который подано напряжение 36мВ? (удельное сопротивление никелина 0,4 Ом•мм2/м)
Вычислите энергию связи изотопа ядра . Масса ядра 8,0053 а.е.м.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета _____________Чернышева Г.А.
МБОУ СОШ № 17 ____ _______ 2014года
от________2014г. №_____ дата
__________ Кудинова Е.В.