Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего образования по примерной программе по физике на основе авторской программы А.В.Перышкина
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с Федеральным
компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по
физике (Приказ Минобразования России № 1089 «Об утверждении Федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования») .Федеральный базисный план отводит
68 часов для обязательного изучения физики на базисном уровне в 8 классе(из расчета 2ч.
В неделю ) .Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и
разделов с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса. возрастных
особенностей учащихся. Определен так же перечень демонстраций, лабораторных работ и
практических занятий.
Характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета естественного цикла в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования (8класс) направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных, оптических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдение природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки, уважения к творцам науки и техники; отношении к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Учебно-тематический план 8 класс |
№ п/п | Раздел | Темы раздела | Количество часов |
1 | Тепловые явления. | . Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкостьИспарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины.
| 25 |
2 | Электромагнитные явления. | Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток.. Сила тока. Напряжение электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля -Ленца. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | 25 |
3 | Оптические явления | Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Дисперсия. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | 16 |
4 | Резерв | | 2 |
| Итого | | 34 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс |
|
N n/n | Дата проведения | Тема и содержание учебного материала урока | Кол-во часов |
план | факт |
Тепловые явления 15часов | |
1 | 03.09 | | Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. | 1 |
2 | 05.09 | | Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. | 1 |
3 | 10.09 | | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | 1 |
4 | 12.09 | | Конвекция. Излучение | 1 |
5 | 17.09 | | Примеры теплопередачи в природе и технике. | 1 |
6 | 19.09 | | Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. | 1 |
7 | 24.09 | | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении. | 1 |
8 | 26.09 | | Решение задач на расчет количества теплоты. | 1 |
9 | 01.10 | | Л.р. №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 |
10 | 03.10 | | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. | 1 |
11 | 08.10 | | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. | 1 |
12 | 10.10 | | Решение задач на расчет количества теплоты выделяющегося при сгорании топлива. | 1 |
13 | 15.10 | | Л.р. №2«Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 |
14 | 17.10 | | Повторение и обобщение темы «Тепловые явления». | 1 |
15 | 22.10 | | К.р. №1 по теме «Тепловые явления». | 1 |
Агрегатные состояния вещества 10часов |
16 | 24.10 | | Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация. | 1 |
17 | 29.10 | | Удельная теплота плавления. Графики плавления и отвердевания кристаллических тел. | 1 |
18 | 31.11 | | Решение задач на расчет количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества. | 1 |
19 | 12.11 | | Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. | 1 |
20 | 14.11 | | Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. | 1 |
21 | 19.11 | | Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. | 1 |
22 | 21.11 | | Удельная теплота парообразования и конденсации. Решение задач на парообразование и конденсацию. | 1 |
23 | 26.11 | | Преобразования энергии в тепловых машинах. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. | 1 |
24 | 28.11 | | КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. | 1 |
25 | 03.12 | | К.р. №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | 1 |
Электрические явления 25 часов |
26 | 05.12 | | Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. | 1 |
27 | 10.12 | | Электроскоп. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. | 1 |
28 | 12.12 | | Строение атома. Объяснение электрических явлений. | 1 |
29 | 17.12 | | Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Электрическая цепь и ее составные части. | 1 |
30 | 19.12 | | . Действия электрического тока. Направление тока. | 1 |
31 | 24.12 | | Сила тока. Единицы сила тока. Амперметр. Измерение силы тока. | 1 |
32 | 26.12 | | Л.р. №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках» | 1 |
33 | 14.01 | | Электрическое напряжение Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | 1 |
34 | 16.01 | | Л.р. №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 |
35 | 21.01 | | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивлении проводников. | 1 |
36 | 23.01 | | Закон Ома для участка цепи. | 1 |
37 | 28.01 | | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 |
38 | 30.01 | | Решение задач на расчет сопротивления проводника. | 1 |
39 | 04.02 | | Реостаты. Л.р. №5 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 |
40 | 06.02 | | Л.р. №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 |
41 | 11.02 | | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 |
42 | 13.02 | | Решение задач на виды соединения проводников. | 1 |
43 | 18.02 | | Обобщение и повторение темы «Сила тока. Напряжение. Сопротивление». | 1 |
44 | 20.02 | | К.р. №3 по теме «Сила тока. Напряжение. Сопротивление». | 1 |
45 | 25.02 | | Работа и мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока. | 1 |
46 | 27.02 | | Л.р. №7«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 |
47 | 04.03 | | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | 1 |
48 | 06.03 | | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители | 1 |
49 | 11.03 | | Повторение и обобщение темы «Работа, мощность и тепловое действие электрического тока». | 1 |
50 | 13.03 | | К.р. №4 по теме «Работа, мощность и тепловое действие электрического тока». | 1 |
Электромагнитные явления 5часов |
51 | 18.03 | | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 |
52 | 20.03 | | Магнитное поле катушки с током. Электромагнит. | 1 |
53 | 01.04 | | Л.р. №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 |
54 | 03.04 | | Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 |
55 | 08.04 | | Л.р. №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока». Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | 1 |
Световые явления10 часов |
56 | 10.04 | | Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. | 1 |
57 | 15.04 | | Законы отражения света. | 1 |
58 | 17.04 | | Плоское зеркало. | 1 |
59 | 22.04 | | Преломление света. | 1 |
60 | 24.04 | | Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. | 1 |
61 | 29.04 | | Изображения, даваемые линзой. | 1 |
62 | 06.05 | | Оптические приборы. Глаз как оптическая система. | 1 |
63 | 08.05 | | Л.р. №10 «Получение изображения при помощи линзы». | 1 |
64 | 13.05 | | К.р. №5 по теме «Световые явления». | 1 |
65 | 15.05 | | Обобщение и повторение материала. | 1 |
66 | 20.05 | | Итоговая контрольная работа за год | 1 |
График проведения контрольных и лабораторных работ
№ | Вид работы | Количество часов | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
1 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | 01.10 | |
2 | Лабораторная работа №2«Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | 15.10 | |
3 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления». | 1 | 22.10. | |
4 | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | | 03.12 | |
5 | Лабораторная работа №3«Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках» | 1 | 08.11 | |
6 | Лабораторная работа. №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | 26.12 | |
7 | Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 | 04.02 | |
8 | Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 | 06.02 | |
9 | Контрольная работа №3 по теме «Сила тока. Напряжение. Сопротивление». | 1 | 20.02 | |
10 | Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | 27.02 | |
11 | «Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | 01.04 | |
12 | Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока». | 1 | 08.04 | |
13 | Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы». | 1 | 08.05 | |
14 | Контрольная работа №5«Световые явления». | 1 | 13.05 | |
15 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | 20.05 | |
Требования к уровню подготовки
В результате изучение физики ученик должен
Знать ,понимать:
смысл понятий: физическое явление, физические законы, электрическое поле, магнитное поле.
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц , графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов ;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников ( учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов , рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки в квартире.
Литература
А.В.Перышкин “Физик:а-8” “Дрофа” 2011
.АВ. Перышкин“Сборник задач по физике”Просвещение” 2011
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку
1985.Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.:Просвещение,2011
Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике/
В.И. Лукашик Е.В.Иванова.- М.:Просвещение,2007
Перельман Я.И. Занимательная физика/ Я.И. Перельман.- М.:Наука,1980.-Кн.1-4.
Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?/ Я.И. Перельман.- М
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету;
http://fiz.1september.ru/view_article.php?ID=201000401 )
http://www.fipi.ru
www.class-fizika.narod.ru Классная физика
http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметник http://www.edu.ru- Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету:
Проект «Теплопередача вокруг нас» (4 часа)
Доклад «Альтернативные виды топлива»
Проект «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Доклад «Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека».двигатели и экология»( 3часа).
Доклад «Оптическая система космического телескопа «Хаббл»
Проект «Глаз и зрение»