Рабочая программа элективного курса "Резьба по дереву"
Рабочая программа элективного курса "Резьба по дереву"
Содержание курса направлено на передачу знаний, умений, навыков для формирования у учащихся компетенции в области декоративно-прикладного искусства, возможности проявить себя и добиться успеха, помогает сориентироваться в выборе дальнейшего профиля обучения.
Курс рассчитан на 136 часов.
Основные цели курса
1. Помочь учащимся осмыслить ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, применения и непрятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.
2. Формирование навыков практического применения знаний и компетенции в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Резьба по дереву" »
“Согласовано”
Руководитель ШМО:
__________ Вазиева И.Ф.
Протокол №1,
“__25” августа 2014 г
“Согласовано»
Зам директора по УВР: ___________Галиева Г.У.
“__26_” августа 2014 г.
“Утверждаю”
Директор:
_________ Хамидуллин М.Р.
Приказ № 118
27 августа 2014 г.
Рабочая программа
элективного курса
« Резьба по дереву » для 9 класса
учителя технологии Хамидуллина Марса
Рафаеловича, высшей квалификационной
категории.
Рассмотрено
на заседании педсовета
Протокол №1 27.08.2014
Пояснительная записка
Содержание курса направлено на передачу знаний, умений, навыков для формирования у учащихся компетенции в области декоративно-прикладного искусства, возможности проявить себя и добиться успеха, помогает сориентироваться в выборе дальнейшего профиля обучения .
Курс рассчитан на 136 часов.
Основные цели курса
1. Помочь учащимся осмыслить ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, применения и непрятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.
2. Формирование навыков практического применения знаний и компетенции в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.
Основные задачи курса
1. Сохранение и развитие древнего вида искусства - резьба по дереву;
2. Формирование знаний и умений механической обработки древесины, применяемых материалах, инструментах и станках, основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях;
3. 3нание и соблюдение требований охраны труда и техники безопасности.
4. Создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала;
5. Развить знания и умения, необходимые будущему хозяину дома получение заготовок, пиление, строгание, долбление, зачистка, отделка изделия с использованием различных видов резьбы.
В основе курса - практическая направленность.
Формы проведения занятий:
1. лабораторно- практические работы;
2. собеседование;
3. демонстрация изделий;
4. посещение выставок;
5. экскурсии;
6. проектная деятельность.
Основные способы (критерии) оценивания результативности учащихся:
1. психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся;
2. рейтинговые оценки;
3. выполнение заданий;
4. защита проектов.
Предполагается, что организацию и преподавание данного курса будут осуществлять учителя технологии или мастера производственного обучения. Преподаватель с учетом своих возможностей школы образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предполагаемую программу, изменять количество учебных часов.
В качестве методического и информационного обеспечения рекомендуется использовать предлагаемую в программе литературу.
Содержание курса
1. Мир человека и место в нем материальных технологий.
Вводное занятие. Предметный мир. Художественные ремесла. Красота и польза вещей. Декоративно-прикладное искусство.
Стили, вкус, традиции и новаторство. Вещи как объекты и продукты дизайна и технологии. Жизненный прием изделий. Вещи как средство коммуникации между создателями и потребителями, эпохами, народами.
Потребительские качества вещей функциональные и эстетические. Удовлетворение и создание потребностей. Маркетинг. Реклама продукции. Психологическое восприятие рекламы Себестоимость и цена произведений декоративно- прикладного искусства из древесины.
2.Характеристика материала древесины.
Породы древесины. Основные свойства. Строение древесины. Пороки древесины. Определение влажности. Сушка древесины. Правила хранения пиломатериалов.
3. Художественная обработка древесины.
Технологические процессы обработки: подготовка поверхности под резьбу выполнение резьбы, соединение, отделка лакокрасочными материалами.
Ручная обработка. Работа с электрофицированными инструментами. Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. Достижение товарного вида.
Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. Дизайн изделий. Технологическая документация.
Информационное обеспечение проектирования технологических процессов.
Виды резьбы:
а) контурная резьба. Пластический характер решения композиций. Резьба по тонированному фону. Технология тонирования и прозрачная отделка деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон. Приемы резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы.
б) геометрическая резьба. Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Композиционное сочетание резных элементов. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности. Техника безопасности при выполнении геометрической резьбы.
в) плоскорельефная резьба. Подготовка деревянной поверхности. Передавливание рисунка на поверхность изделия. Нанесение, обработка фона и моделирование элементов. Особенности наколки контура стамеской в зависимости от характера резной композиции. Освобождение от окружающего фона. Проработка каждого из элементов узора. Прочеканка фона. Отделочные операции. Техника безопасности при выполнении резьбы.
г) скульптурная резьба. Отличие от других видов резьбы. Передача объёма. Применение знаний построения пространственной композиции. Нанесение контура на заготовку. Выполнение резьбы. Отделка скульптуры шлифованием. Техника безопасности при выполнении резьбы.
д) токарная обработка. Подготовка инструментов к работе. Резцы, назначения и их применение. Чертеж и эскиз изделия. Припуски на обработку при точении древесины на станках. Приемы чернового и чистового точения. Правила и приемы точения фасонной поверхности. Требования безопасности труда.
Электрофицированные инструменты: лобзик, стусло, шлифовальные машины, фрезер, токарный станок и др.
Приспособления: столы, тиски, подкладочные доски, зажимы и др. Основные опасности при работе. Правильные приемы работы. Охрана труда. Оказание доврачебной помощи при травмах.
Художественное проектирование ;учет человеческого фактора .Дизайн как современный способ системного мышления при создании вещей. Дизайн: красота и польза изделия.
Тематика проектов (ориентировочных): «Древесина или металл: плюсы и минусы», «Виды резьбы по дереву», «Авторские изделия из древесины», «творчество в ремеслах», «Почему мне нравится эта вещь», «Народные промыслы», «ремесла и экономика», «Декоративное изделие».
Реализация различных форм деятельности учащихся: защита творческого проекта, конкурсы, викторины, тесты и др.
б. Выбор профессии.
Профессии: массовые, специалисты, творческие. Уровень образования и квалификации. Учебные заведения и особенности приема в них. Дни открытых дверей.
Условия трудовой деятельности: монотонность, переменность, большая, малая физическая нагрузка, большая/малая психическая нагрузка и т.д.
7.Информационное обеспечение художественной резьбы по дереву.
Ремесла в произведениях литературы, поэзии, живописи.