kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа ИГЗ по физике для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по ИГЗ содержит пояснительную записку, общие требования к освоению учебного предмета,содержание учебного предмета и тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Программа ИГЗ по физике для 9 класса»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа индивидуально-групповых занятий (ИГЗ) по физике для учащихся 9-го класса составлена в соответствии с:

- Законом об образовании Российской Федерации;

- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- учебным планом МБОУ СШ №1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка;

- Рабочей программой по физике для 9 класса: Филонович, Н. В. Физика. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник: учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М.: Дрофа, 2017. — 76, [2] с.

Реализация программы осуществляется с использованием учебника:

«Физика. 9 класс» А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, Дрофа 2019 г.

Дополнительная литература:

- В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2016

- А.Е. Марон, Д.Н. Городецкий и др. Законы, формулы, алгоритмы решения задач. М.: Дрофа, 2008 год

- Открытый банк заданий ОГЭ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

Настоящий курс рассчитан на преподавание в объёме 34 часов (1 час в неделю)


Цель данного курса: углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению.


Задачи данного курса: расширение, углубление и совершенствование предметных знаний, усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач повышенной сложности, овладение методами решения задач повышенной сложности, подготовка к участию в олимпиадах, подготовка к сдаче ОГЭ по физике.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Индивидуально – групповые занятия по физике призваны закреплять систему физических знаний, формировать понятийную предметную базу у учащихся, способствовать усвоению и закреплению основных физических законов, методов решения задач, формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, своевременно устранять пробелы в знаниях учащихся. В процессе закрепления физических знаний основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Основы кинематики

  • Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

  • Основы динамики

  • Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса – скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перезагрузки. Сила трения.

  • Законы сохранения в механике

  • Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты. Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.

  • Механические колебания и волны

  • Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза. Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника. Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

  • Электромагнитные явления

  • Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

  • Строение атома и атомного ядра

  • Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое массовое числа.

  • Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Основы кинематики.

6 часов

2.

Основы динамики.

5 часов

3.

Законы сохранения в механике.

4 часа

4.

Механические колебания. Звук.

6 часов

5.

Электромагнитное поле.

6 часов

6.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

5 часов

7.

Резерв времени

2 часа

Всего:

34



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема урока

1.Основы кинематики. ( 6 часов)

1.


Вектор. Сложение и вычитание векторов. Проекция вектора на оси.

2.


Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение».

3.


Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение»

4.


Решение задач по теме «Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении».

5.


Решение графических задач по теме «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

6.


Решение задач из ОГЭ по теме «Равноускоренное прямолинейное движение»..

2.Основы динамики. (5 часов)

7.


Решение задач по теме «Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона».

8.


Решение задач по теме «Движение тела, брошенного вертикально вверх»

9.


Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»

10.


Решение задач по теме «Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. ИСЗ».

11.


Решение задач по теме «Движение тела по окружности» из ОГЭ.

3.Законы сохранения в механике. (4 часа)

12.


Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» из ОГЭ.

13.


Решение качественных задач по теме «Кинетическая и потенциальная энергия».

14.


Решение задач по теме «Закон сохранения энергии» из ОГЭ.

15.


Закрепление знаний по теме «Кинематика. Закон сохранения энергии»

4.Механические колебания. Звук. (6 часов)

16.


Решение задач на расчёт характеристик колебательного процесса.

17.


Понятие резонанса. Решение качественных задач..

18.


Решение задач по теме «Волны».

19.


Закрепление теоретических знаний по теме «Звук. Звуковые волны»

20.


Решение задач по теме «Звук. Звуковые волны».

21.


Закрепление знаний по теме «Механические колебания и волны. Звук».

5.Электромагнитное поле. ( 6 часов)

22.


Закрепление теоретических знаний по теме « Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током»

23.


Решение задач на изображение магнитных линий прямого тока., катушки с током, постоянных магнитов.

24.


Решение задач на описание движения заряженной частицы в магнитном поле. Применение правила левой руки.

25.


Решение качественных задач по теме «Явление электромагнитной индукции и самоиндукции»

26.


Решение задач по теме «Переменный электрический ток. Электромагнитное поле».

27.


Решение задач по теме «Электромагнитные волны».

6.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. ( 5 часов)

28.


Закрепление теоретических знаний по теме «Строение атома».

29.


Решение задач по теме «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. Радиоактивное превращение атомных ядер».

30.


Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс»..

31.


Решение задач по теме. «Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию»..

32.


Закрепление знаний по теме «Строение атома и атомного ядра».

33.


Резерв времени

34.


Резерв времени



ЛИТЕРАТУРА:

- В.И. Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2016

- А.Е. Марон, Д.Н. Городецкий и др. Законы, формулы, алгоритмы решения задач. М.: Дрофа, 2008 год

- Открытый банк заданий ОГЭ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

-Попова В.А. Сборник программ элективных курсов по физике. 8-9 классы. Авт.-сост. В. А.Попова.-Волгоград: Учитель, 2007.-191с.

Электронные ресурсы:

  1. «Курьер образования» - http://www.eourier.com.ru.

  2. «Зеркало» - http://www.jph.ras.ru/~mc.

  3. «Энциклопедия образовательной технологии» http://edwed.sdsu.edii/eet.

  4. «Учитель года» - http://www.teacheryear.ru.

  5. «Образование: исследование в мире» http://www.oim.ru.

  6. «Вопросы Интернет-образования» http://www.center.fio.ru/vio.

  7. Издательский дом «1 сентября» - http://www.1september.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа ИГЗ по физике для 9 класса

Автор: Филимонова Елена Валентиновна

Дата: 02.12.2019

Номер свидетельства: 529766

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства