kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по физике в 10 классе по теме «Биофизика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья соответствует госту__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по физике в 10 классе по теме «Биофизика»»

Программа элективного курса по физике в 10 классе

по теме «Биофизика»

( Всего 34 ч, 1час в неделю.)


Цель данного курса заключается в том, чтобы ознакомить учащихся с физическими методами исследования и воздействия, которые находят широкое применение в биологии и медицине, с некоторыми элементами бионики, а также показать единство законов природы, применимость законов физики и к живым организмам.


Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с основными тенденциями развития современной науки.

  2. Создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы.

  3. Способствовать более прочному и глубокому усвоению физических закономерностей.


I Элементы биофизики при изучении механики. (5ч).

Силы трения в организмах животных. Полёт в мире живой природы. Реактивное движение в живой природе. Простые механизмы в живой природе.


II Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (5ч).

Диффузия в живой природе. Капиллярные явления. Приспособление животных к различным температурам. Испарение в жизни растений.


III Элементы биофизики при изучении электричества (6ч)

Электрические явления в нервной системе животных. Электрические явления в растениях. Регистрация биопотенциалов. Электротерапия. Магниты в медицине.


IV Элементы биофизики при изучении колебаний и звука (6ч).

Биоритмы. Голос в живом мире. Слуховой аппарат человека. Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине.


V Элементы биофизике при изучении оптики и строения атома (9ч).

Холодное свечение в природе – биолюминесценция. Интерференция в живой природе. Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Роль электромагнитных полей в жизни живой природы. Лазеры в медицине.


VI Материалистическая диалектика и физика живой природы. (3ч).

Материальность окружающего мира, всеобщность законов природы. Познаваемость природы. Биология и технический прогресс.





Требования к уровню подготовки учащихся.

По курсу «биофизика» учащиеся должны знать:

Скорости передачи нервных импульсов, тока крови. Ускорения, которые могут возникать в мире живых существ, например, при взлёте птиц и насекомых. Ускорения, испытываемые летчиками и космонавтами при взлёте и посадке. Влияние силы тяжести на развитие растений. Механизм вдоха и выдоха. Капилляры в кровообращении животных и системе питания растений. Прочность тканей живых организмов. Магнитное поле в биологии и медицине. Действие переменного тока на живые организмы. Биопотенциалы в растительных и живых организмах, их природа и регистрация. Частотный диапазон человеческого голоса. Органы слуха у животных. Модель уха человека. Ультразвуковая локация в животном мире. Сравнение «живых» и технических локаторов. Применение ультразвука в биологии и медицине. Влияние электромагнитных волн на живые существа. Применение лазера. Строение органов зрения человека и представителей животного мира. Понятие о цветном зрении. Применение инфракрасных, ультрафиолетовых лучей в биологии и медицине. Меченые атомы и ускорители элементарных частиц в медицине, биологических исследованиях и сельском хозяйстве. Некоторые вопросы бионики.

Литература:

  1. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики.

  2. Акимушкин И. Занимательная биология.

  3. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии.

  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. 1 – 2 книга.

  5. Прокофьев О.Н. Удивительное рядом.

  6. Кац Ц.Б. Решение задач по физике живой природы.

  7. Кац Ц.Б. Физика и живая природа (физика в школе, 1978, №2, №3 )

  8. Кац Ц.Б. К опытам по плаванию тел ( физика в школе, 1981, №2 )

  9. Кац Ц.Б. Методика использование биофизического материала на уроках физики.

( физика в школе, 1984, № 1 )

  1. Физика. Справочные материалы.


Методика проведения одного из уроков по курсу прикладной физики «Биофизика»

Тема: «Особенности зрения в живой природе»

Цель: ознакомить учащихся с особенностями зрения живой природы. Показать, как велика роль зрения в живой природе. Показать, как физика широко применяется для исследования в биологии, а курс биологии содержит большое число интересных примеров, иллюстрирующих физические законы и явления, т.е. тесную связь физики с биологией.

На уроке прослеживаются следующие этапы:

Урок начался с организационного момента. Где я организовала внимание учащихся, дала настройку на урок. Поставила цель перед учащимися.

Следующий этап – повторение ранее изученного.

Во время повторения расшифровывали криптограмму, вспоминая ранее изученный материал





Переходим к следующему этапу – подача нового материала.

На уроке используется проблемно – эвристический метод обучения. Подача нового материала строилась на знании законов физики и биологии. Учащиеся должны были применить эти законы к живой природе, отвечая на занимательные вопросы.

Урок начался с вопроса: сколько у человека чувств?

Перечисляя все чувства, которыми обладает человек, подробно останавливаемся на зрении.

Учащиеся делают сообщения о зрении насекомых. Рыб, птиц и высокоорганизованных животных.

Опять перед учащимися ставлю эвристический вопрос: почему заяц косой?

Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу.

Затем начинается поисковая работа с источником информации (работа в группах).

Из всего текста (учащиеся получают карточки с текстом) должны выбрать только тот материал, который соответствует заданному вопросу.

Во время закрепления учащиеся выполняют несколько экспериментальных заданий по определению вида линз в очках и определения «слепого пятна» своего глаза.

И с удовольствием работают с картинками, вызывающие оптические иллюзии.


В заключении подводится итог урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа элективного курса по физике в 10 классе по теме «Биофизика»

Автор: Волокитин Виктор Иванович

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272462


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства