Программа элективного курса по физике в 10 классе по теме «Биофизика»
Программа элективного курса по физике в 10 классе по теме «Биофизика»
Статья соответствует госту__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по физике в 10 классе по теме «Биофизика»»
Программа элективного курса по физике в 10 классе
по теме «Биофизика»
( Всего 34 ч, 1час в неделю.)
Цель данного курса заключается в том, чтобы ознакомить учащихся с физическими методами исследования и воздействия, которые находят широкое применение в биологии и медицине, с некоторыми элементами бионики, а также показать единство законов природы, применимость законов физики и к живым организмам.
Задачи:
Ознакомление учащихся с основными тенденциями развития современной науки.
Создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы.
Способствовать более прочному и глубокому усвоению физических закономерностей.
I Элементы биофизики при изучении механики. (5ч).
Силы трения в организмах животных. Полёт в мире живой природы. Реактивное движение в живой природе. Простые механизмы в живой природе.
II Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (5ч).
Диффузия в живой природе. Капиллярные явления. Приспособление животных к различным температурам. Испарение в жизни растений.
III Элементы биофизики при изучении электричества (6ч)
Электрические явления в нервной системе животных. Электрические явления в растениях. Регистрация биопотенциалов. Электротерапия. Магниты в медицине.
IV Элементы биофизики при изучении колебаний и звука (6ч).
Биоритмы. Голос в живом мире. Слуховой аппарат человека. Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине.
V Элементы биофизике при изучении оптики и строения атома (9ч).
Холодное свечение в природе – биолюминесценция. Интерференция в живой природе. Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Роль электромагнитных полей в жизни живой природы. Лазеры в медицине.
VI Материалистическая диалектика и физика живой природы. (3ч).
Материальность окружающего мира, всеобщность законов природы. Познаваемость природы. Биология и технический прогресс.
Требования к уровню подготовки учащихся.
По курсу «биофизика» учащиеся должны знать:
Скорости передачи нервных импульсов, тока крови. Ускорения, которые могут возникать в мире живых существ, например, при взлёте птиц и насекомых. Ускорения, испытываемые летчиками и космонавтами при взлёте и посадке. Влияние силы тяжести на развитие растений. Механизм вдоха и выдоха. Капилляры в кровообращении животных и системе питания растений. Прочность тканей живых организмов. Магнитное поле в биологии и медицине. Действие переменного тока на живые организмы. Биопотенциалы в растительных и живых организмах, их природа и регистрация. Частотный диапазон человеческого голоса. Органы слуха у животных. Модель уха человека. Ультразвуковая локация в животном мире. Сравнение «живых» и технических локаторов. Применение ультразвука в биологии и медицине. Влияние электромагнитных волн на живые существа. Применение лазера. Строение органов зрения человека и представителей животного мира. Понятие о цветном зрении. Применение инфракрасных, ультрафиолетовых лучей в биологии и медицине. Меченые атомы и ускорители элементарных частиц в медицине, биологических исследованиях и сельском хозяйстве. Некоторые вопросы бионики.
Литература:
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики.
Акимушкин И. Занимательная биология.
Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии.
Перельман Я.И. Занимательная физика. 1 – 2 книга.
Прокофьев О.Н. Удивительное рядом.
Кац Ц.Б. Решение задач по физике живой природы.
Кац Ц.Б. Физика и живая природа (физика в школе, 1978, №2, №3 )
Кац Ц.Б. К опытам по плаванию тел ( физика в школе, 1981, №2 )
Кац Ц.Б. Методика использование биофизического материала на уроках физики.
( физика в школе, 1984, № 1 )
Физика. Справочные материалы.
Методика проведения одного из уроков по курсу прикладной физики «Биофизика»
Тема:«Особенности зрения в живой природе»
Цель: ознакомить учащихся с особенностями зрения живой природы. Показать, как велика роль зрения в живой природе. Показать, как физика широко применяется для исследования в биологии, а курс биологии содержит большое число интересных примеров, иллюстрирующих физические законы и явления, т.е. тесную связь физики с биологией.
На уроке прослеживаются следующие этапы:
Урок начался с организационного момента. Где я организовала внимание учащихся, дала настройку на урок. Поставила цель перед учащимися.
Следующий этап – повторение ранее изученного.
Во время повторения расшифровывали криптограмму, вспоминая ранее изученный материал
Переходим к следующему этапу – подача нового материала.
На уроке используется проблемно – эвристический метод обучения. Подача нового материала строилась на знании законов физики и биологии. Учащиеся должны были применить эти законы к живой природе, отвечая на занимательные вопросы.
Урок начался с вопроса: сколько у человека чувств?
Перечисляя все чувства, которыми обладает человек, подробно останавливаемся на зрении.
Учащиеся делают сообщения о зрении насекомых. Рыб, птиц и высокоорганизованных животных.
Опять перед учащимися ставлю эвристический вопрос: почему заяц косой?
Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу.
Затем начинается поисковая работа с источником информации (работа в группах).
Из всего текста (учащиеся получают карточки с текстом) должны выбрать только тот материал, который соответствует заданному вопросу.
Во время закрепления учащиеся выполняют несколько экспериментальных заданий по определению вида линз в очках и определения «слепого пятна» своего глаза.
И с удовольствием работают с картинками, вызывающие оптические иллюзии.