Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы. Физика - малышам Пояснительная записка Изменения происходящие в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Программа внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательной деятельности «Физические явления вокруг нас» направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; объяснять, доказывать и защищать свои идеи; работать в коллективе. Цель: Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, активизация их познавательной деятельности через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, коллективное общение (работать в группах). Задачи: - повышать уровень интеллектуального развития учащихся; -стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам; - формировать экспериментальные умения и навыки; - развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению явлений природы.
№ занятия п/п(кол-во час) | Тема занятия | Теория | Практика | Дата проведения | | Тепловые явления. Вода в нашей жизни. | | | | 1/1 | Вводное занятие. Что такое физика? | | | | 2/1 | Вода в нашей жизни. | Жизнь и вода | Рисунки, фильмы | | 3/1 | Вода сырая, кипяченная, загрязненная. | Значение воды для человека, животных, растений. Какая бывает вода? | Отстаивание, фильтрация загрязнённой воды. | | 4/1 | Живая вода в сказках. | Сказки про живую воду. | Рисунки, фильмы | | 5/1 | Изменения, происходящие вокруг нас. | Явления в природе. | Рисунки, фильмы | | 6/2 | Тепловые явления. | физические явления. Холодное, тёплое, горячее. | Рисунки, показ явлений с помощью оборудования | | 7/1 | Техника безопасности. | ТБ при обращении с приборами | | | 8/1 | Приборы (термометр). | Знакомство с термометрами. | Измерение температуры воды. | | | | | | | 9/1 | Растворение веществ. | Растворы, растворение | Сахар, соль, краска, песок, Приготовление раствора поваренной соли. | | 10/2 | Зависимость скорости растворения от температуры воды. | Растворы, растворение | Холодная и горячая вода | | 11/1 | Смачивание и не смачивание. | Какие вещества смачивает вода? | Рисунок, лаб.работа | | 12/1 | Смачивание в природе и быту. | Живая природа. | Бумага, ткань, мыльные пузыри | | 13/2 | Три состояния вещества. | Твёрдое, жидкое, газообразное. | Рисунки, мультики, таяние льда, парообразование. | | 14/1 | Приключения маленькой тучки. | Игровая программа | рисунки | | | Световые явления. | | | | 1/1 | Огонь – источник света и тепла. | Искусственные и естественные источники света. | Наблюдение за горящей свечой и спиртовкой, рисунки | | 2/1 | Соблюдение техники безопасности при нахождении у открытого огня. | ТБ при нахождении вблизи открытого огня. | | | 3/1 | Свет и цвет | Радуга. Цветовая гамма. | Рисунки, получение нужного цвета, при смешивании цветов | | Основное содержание программы Изменения в неживой природе. Тепловые явления: нагревание, охлаждение, плавление, отвердевание, испарение, конденсация, кипение. Вода; свойства воды. Значение воды. Растворение, растворы. Смачивание и несмачивание и её растворов. Три состояния вещества. Источники света: естественные и искусственные. Огонь – источник света и тепла. Радуга. Сложный состав белого цвета (практика).
Личностные результаты обучения: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия; приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Предметными результатами обучения являются: усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной среде; усвоение естественнонаучных понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных предметов в основной школе; освоение азами научных методов познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием; умение видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и веществ; Метапредметными результатами обучения являются формируемые следующие способности учащихся: способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка. овладение начальными формами исследовательской деятельности; умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; К концу первого года обучения школьники должны знать: 1.Условия, необходимые для изменения агрегатного состояния воды. 2. Простейшие свойства воды, способы очистки воды. 3. Некоторые физические явления. 4. Технику безопасности при нахождении вблизи у открытого огня. К концу первого года обучения школьники должны уметь: Литература: Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! Издательства «Детская литература». М. 2014. Дни наук в начальной школе. Автор составитель Г. И. Василенко и др. – Волгоград: Учитель, 2010. Издательский дом «Первое сентября». Химия. 2009 . №№ 3 – 20. «Вода в нашей жизни» Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 1. – М.: Наука.2014. Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга 2. – М.: Наука.2015. Рачлис Х. Физика в ванне: Пер. с англ. – М.: Наука.1986. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. – М., Омега, 1994.
|
|