Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп физических открытий"
Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп физических открытий"
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 6 классов и является пропедевтическим курсом в системе изучения естественных наук в старших классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп физических открытий"»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________/Рыжкова Т.П../
Протокол заседания ШМО №_______
от «__»_____ 20___ г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МКОУ СОШ № 10
_________/Новикова Э.В../
ФИО
«___»________ 20___ г.
«Утверждаю»
Директор
МКОУ СОШ № 10
_____________/ТруфановВ.Н./
ФИО
«___» _________ 20____г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Калейдоскоп физических открытий»
Направление: исследовательская деятельность
6 класс
Рыжковой Татьяны Павловны,
учителя физики, ВКК
2016-2017 учебный год
1.Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 6 классов и является пропедевтическим курсом в системе изучения естественных наук в старших классах.
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010., Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010., Программы внеурочной деятельности авторы Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов и пособия «Методика исследовательского обучения младших школьников» автор А. И. Савенков, Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Актуальность. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах и т.д.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого учащегося в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
Образовательные
Расширение кругозора учащихся.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе обучения.
Развивающие
Создание условий для развития у учащихся потребности узнавать новое.
Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
Приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
Форма и режим занятий: групповая работа.
Внеурочные занятия (модуль «Калейдоскоп физических открытий», 17 час.) проводятся 1 раз в неделю в кабинете физики. Исследовательская деятельность учащихся включает проведение опытов, наблюдений, планирования и предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Содержание программы
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся младших классов, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе представления результатов исследования.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
3. Предполагаемые результаты
Данная программа предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в подготовке учащихся к проектно-исследовательской деятельности.
В процессе обучения у школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Обучающиеся должны научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
4.Формы и виды контроля
Психолого-педагогическое тестирование по следующим параметрам:
№ п/п
Оцениваемые параметры
Оценка в баллах
1.
Актуальность поставленной задачи: - имеет большой практический и теоретический интерес;
3
- носит вспомогательный характер;
2
- степень актуальности определить сложно;
1
- не актуальна;
0
2.
Умение выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: - автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;
2
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования;
1
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы.
0
3.
Оригинальность методов решения задачи исследования: - решены новыми, оригинальными методами;
3
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;
2
- используются традиционные методы решения.
1
4.
Практическая значимость работы: - результаты заслуживают практического исполнения;
3
- можно использовать в научной работе школьников;
2
- можно использовать в учебном процессе;
1
- не заслуживает внимания.
0
5.
Эрудированность в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;
1
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения.
0
6.
Качество оформления работы в тетради: - работа оформлена грамотно;
2
- есть замечания по оформлению работы;
1
- не соответствует требованиям оформления.
0
Итого:
15 баллов
Методические рекомендации
Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Программа «Калейдоскоп физических открытий» предназначен для ознакомления учащихся 6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия по программе внеурочной деятельности должны способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики. Применение ИКТ во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Курс рассчитан на 17 часов (занятия 1раз в неделю по 1 уроку).
Изложение материала основано на учете психологических особенностей детей данного возраста. Используются разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов.
К концу изучения курса учащиеся должны иметь первые представления о физических явлениях, быть знакомы с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, знать устройство атома, уметь обращаться с простейшим физическим оборудованием, производить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора.
6.Учебно-тематический план
№
ТЕМА
Кол-во часов (аудиторные)
1
Введение
1
2
Тела и вещества
3
3
Взаимодействие тел
3
4
Механические явления
3
5
Тепловые явления
3
6
Электромагнитные явления
3
7
Световые явления
1
ИТОГО
17часов
Тема 1. Введение(1ч)
1.1 Что изучает физика
Основной материал. Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые ,электромагнитные, световые. Тела и вещества.
Выполнение упражнений.1. Учитель читает отрывки из стихотворений о природе, демонстрирует репродукции картин и предлагает учащимся назвать физические явления, описанные в них. 2. Из предложенного учителем текста учащиеся должны выделить названия веществ, физических тел и физических явлений.
Демонстрации. Демонстрации различных физических явлений.
1.2Методы исследования природы.
Основной материал. Научный подход к изучению природы. Наблюдения, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерения. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерения.
Лабораторные работы. Измерения объема жидкости», «Измерение вместимости стакана», Измерение объема твердого тела».
Тема 2.Тела и вещества (3 ч)
2.1 Состояние вещества.
Основной материал. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и несохранение формы жидкостями, несохранение формы и объема газами.
Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества»
Демонстрации. Различные твердые тела. Переливание подкрашенной жидкости из мензурки в сосуды разной формы. Перевязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить. Испарение воды и ее конденсация. Плавление стеарина и его отвердевание.
2.2. Масса. Измерение массы.
Основной материал. Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними.
Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
2.3.Плотность.
Основной материал. Плотность как характеристика вещества. Задачи на вычисление плотности по известным массе и объему, вычисление массы по известным плотности и объему, вычисление объема по известным массе и плотности.
Демонстрации. Взвешивание тел одинакового объема, но разной массы и одинаковой массы но разного объема.
Лабораторная работа «Определение плотности вещества»
Демонстрации. Делимость мела. Диффузия пахучего вещества (дезодорант). Диффузия раствора марганца и воды. Прилипание стекла к поверхности воды. Сжатие и растяжение упругих тел.
Лабораторные работы «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдения явления диффузии»
Тема 3. Взаимодействие тел (3ч)
3.1. К чему приводит действие одного тела на другое?
Основной материал. Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различнойприроды: Сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения. Действие и противодействие.
Демонстрации. Опыт с тележками. Пластилиновый шарик, упав на поверхность стола, изменяет свою форму. Груз на пружине. Демонстрация сил различной природы.
3.2. Деформация. Сила упругости.
Основной материал. Различные виды деформаций: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Проявление деформации в природе, в быту, учет и использование в технике. Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Исследование зависимости силы упругости от деформации.
Демонстрации. Прибор для демонстрации различных видов деформации.
Лабораторная работа «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»
3.3.Измерение силы. Трение.
Основной материал. Повторение: шкала прибора, определение цены деления, предела измерения. Устройство динамометра. Сила трения; ее проявление в природе, в быту, условия ее возникновения; причины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения – их сравнение. Учет и использование трения в технике.
Демонстрации. Динамометры различного типа.
Лабораторные работы «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения».
Демонстрации. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой. Шар Паскаля. Лабораторная работа «Вычисление давления тела на опору»
Демонстрации. Уровень воды в сообщающихся сосудах. Демонстрация давления на глубине.
Демонстрации. Уменьшение веса тела, погруженного в воду. Действие выталкивающей силы на различные тела, погруженные в воду.
Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел»
Тема 4. Механические явления (3 ч)
4.1. Механическое движение.
Основной материал. Механическое движение. Траектория. Различные виды движения: прямолинейное. Криволинейное, движение по окружности. Вращательное, колебательное волны. Примеры различных видов движения в природе и технике. Путь и время движения, измерение пути и времени.
Демонстрации. Демонстрация различных видов движения.
4.2. Скорость движения.
Основной материал. Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости (м/с, км/ч).ускоренное и замедленное движение, примеры ускоренного и замедленного движения.
Решение экспериментальных задач типа: 1. Рассчитать время, за которое легкоподвижная тележка поедет длину стола. 2.Рассчитать путь, который пройдет тележка за 20 с.
Демонстрации. Вычисление скорости движения ученика по классу. Вычисление скорости тележки.
Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска»
4.3 Относительность механического движения.
Основной материал. Повторение: Решение задач на расчет скорости, пути и времени движения. Представления об относительности движения.
Демонстрации. Демонстрация относительности движения.
Лабораторная работа «Наблюдение относительности движения»
4.4. Звук. Скорость звука.
Основной материал. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука. Колебания – необходимые условия возникновения звука. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.
Демонстрации. Разнообразные источники звука и колеблющиеся детали. порождающие звук: камертон, и музыкальные инструменты , громкоговорители.
Тема 5. Тепловые явления. (3 ч)
5.1 Температура. Теплопередача.
Основной материал. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике
Демонстрации. Теплопроводность различных металлов. Нагревание термоскопа излучением от лампы, от горячего тела.
Лабораторная работа «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»
5.2. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Основной материал. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение с точки зрения строения вещества. Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе.
Демонстрации. Наблюдение таяния льда в воде. Конденсация капель воды на холодной поверхности металла, помещенного над кипящей водой.
5.3. Тепловое расширение.
Основной материал. Тепловое расширение жидкостей и газов. Сообщения учащихся – примеры учета и использования теплового расширения в технике. Проверочная работа «Тепловые явления»
Демонстрации. Расширение тел при нагревании с помощью прибора «шар с кольцом».
Тема 6.Электромагнитные явления (3 ч).
6.1 Электрический ток. Источники тока.
Основной материал. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Источники постоянного и переменного тока.
Демонстрации. Источники тока.
6.2. Сила тока. Напряжение.
Основной материал. Сила тока. Единицы измерения силы тока – 1ампер (А). Напряжение, единица измерения напряжения – 1вольт (В). Амперметр и вольтметр, включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Зависимость силы тока от напряжения.
Демонстрации. Амперметры, вольтметры. Зависимость силы тока от напряжения.
6.3.Электрические цепи.
Основной материал. Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме.
Демонстрации. Таблица обозначений элементов цепи. Демонстрация приемов сборки простейших электрических цепей, измерения тока и напряжения в цепи.
6.4.Последовательное соединение проводников.
Основной материал. Последовательное соединение проводников, использование в различных цепях.
Лабораторная работа «Последовательное соединение»
6.5. Параллельное соединение проводников.
Основной материал. Параллельное соединение проводников, использование в различных цепях.
Лабораторная работа «Параллельное соединение»
6.6. Действие тока.
Основной материал. Тепловое действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Химическое действие тока, его применение. Проверочная работа «Электромагнитные явления».
Демонстрации. Нагревание спирали действием тока. Действие тока на магнитную стрелку. Электромагнит.
Тема 7. Световые явления (1 ч)
7.1.Свет. Источники света.
Основной материал. Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные. Образование тени от преграды. Объяснение солнечных и лунных затмений.
Демонстрации. Излучение света различными источниками. Образование тени от преграды. Прибор солнечного и лунного затмения.
Лабораторная работа «Свет и тень»
7.2. Отражение света.
Основной материал. Зеркальное и рассеянное отражение. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Использование зеркал.
Демонстрации. Демонстрация плоского, выпуклого и вогнутого зеркал. Демонстрация закона отражения.
Лабораторная работа «Получение изображения в плоском зеркале»
7.3. Преломление света.
Основной материал. Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую.
Демонстрации. Преломление света на границе воздух – вода, воздух – стекло.
7.4. Линзы. Оптические приборы.
Основной материал. Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, проекторов, микроскопа, телескопа.
Демонстрации. С помощью прибора по геометрической оптике.
7.5.Разложение белого света в спектр.
Основной материал. Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.
Демонстрации. Разложение белого цвета в спектр. Круг Ньютона.
Список литературы.
Гальперштейн Л. Забавная физика. - М.: Детская литература, 1993 г.
Древо познания. Энциклопедия.
Ланина И.Я 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995 г.
Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. – М.: Наука, 1974 г.
Меркулов А. Раскрывая тайны природы. – М.: Московский рабочий, 1972 г.
Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть – М.: Наука. 1991 г.
Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002 г.
Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: физика в художественной литературе. – М.: Просвещение, 1996 г.
Усова А.В. Краткий курс истории физики. – Челябинск, Факел, 1995 г .
Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. – М.: Омега, 1994 г.
Шабловский В. Занимательная физика. – С-Пб., Тригон, 1997 г.