Программа внеурочной деятельности предпрофильной подготовке базирующейся на предмете физика.
Программа внеурочной деятельности предпрофильной подготовке базирующейся на предмете физика.
Данная образовательная программа является тематической, направленной «на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности»
Программа ориентирована на профессии базирующиеся на предмете - физика. Может быть дополнена аналогичной программой по профессиям, опирающимся на предметы других областей (например, гуманитарную предметную область). Программа прошла экспертизу в Тверском институте усовершенствования учителей. Соответствует ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности предпрофильной подготовке базирующейся на предмете физика. »
Проектирование курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, базирующемся на предмете «Физика»
Пояснительная записка
Данная образовательная программа является тематической, направленной «на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности» (1, 115).
Программа ориентирована на профессии базирующиеся на предмете - физика. Может быть дополнена аналогичной программой по профессиям, опирающимся на предметы других областей (например, гуманитарную предметную область).
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью осознанного выбора учащимся дальнейшей траектории своего школьного образования, в результате которого сформируется база для получения ими профессии, отвечающей его личностным запросам и возможностям, а также потребностям общества. Освоение данной программы приведет к реализации потенциала предпрофильной подготовки как подготовки предпрофессиональной.
Цель программы:
формирование у школьников способности и готовности к осознанному выбору траектории своего дальнейшего обучения;
минимизация ошибок при выборе траектории обучения;
создание информационной базы для понимания возможностей профилей естественнонаучной направленности для получения профессий актуальных как с личностных, так и с общественных позиций.
Задачи программы:
расширение кругозора учащихся в сфере профессий современного мира, опирающихся на изучение физики;
создание ориентационной базы для выбора профиля обучения;
поддержание (или создание) мотивации для выбора дальнейшего профиля обучения;
уточнение механизма выбора профиля обучения
формирование умения соотносить профиль дальнейшего обучения с базирующимися на нем профессиями
Программа состоит из трех модулей:
вводного («Профиль. Профессия. Специальность. Выбор»), в котором рассматривается ряд теоретических вопросов;
основного «Физика-основа профессий»
заключительного («Что такое осознанный выбор профиля обучения»).
Формы занятий: беседы, лекции, экскурсии, просмотр кинофильмов; сюжетно-ролевые игры, встречи и беседы с людьми разных профессий, проектировочная деятельность, проблемно-ценностная дискуссия, дебаты учебно-исследовательская конференция.
Режим занятий: программа рассчитана на один год (34 часа) в 9 классе, по 1часу в неделю. Однако некоторые занятия проводятся крупным блоками.
Содержание программы:
Модуль 1. «Профиль. Профессия. Специальность. Выбор» 6 часов Обеспечение профильности обучения во ФГОС ОСО. Профессии и специальности. Условия выбора профессии.
Модуль 2 . Физика – основа профессий – 26 часа
Физика и медицина. Физика и метеорология. Физика и биология. Физика и энергетика. Физика и архитектура. Физика и искусство фотографии. Физик - ученый. Учитель физики.
Модуль 3. Что такое осознанный выбор профиля обучения? – 2 часа
Что такое профиль обучения и что значит его осознанный выбор?
Тематическое планирование:
№
Темы занятий
Часы
Формы занятий
Содержание деятельности
Модуль 1 (вводный).
«Профиль. Профессия. Специальность. Выбор» - 6 часов
1.1
Обеспечение профильности обучения во ФГОС ОСО
1
-Лекция (в более подготовленной группе – работа с текстом стандарта)
Выявление ключевых позиций по теме занятия
1.2
Профессии и специальности
1
-Практическая работа с текстами, различными справочниками, в том числе с № 6 в списке литературы
Выявление профессий, основанных на естественнонаучном профиле обучения, соответствующих им специальностей и должностей.
1.3
Условия выбора профессии
1
3
-Проблемно-ценностная дискуссия «Престижность профессии – главное условие ее выбора?»
-Тест по профориентации «Хочу. Могу. Надо»
Проведение локальных социологических исследований, участие в позиционной дискуссии
Модуль 2.
«Физика - основа профессий» - 26 часов
2.1
Физика и медицина
3
- Экскурсия в медицинскую академию,
- Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи» - совместный урок с ОБЖ,
- Проведение урока на базе кабинета здоровья,
- Диспут «Народная медицина и традиционная»
Учащиеся выполняют задания, предложенные перед экскурсией; учатся оказывать друг другу первую помощь под руководством медицинского работника; собирают информацию о методах народной медицины и современной медицинской технике;
2.2
Физика и метеорология
3
- Экскурсия на метеорологическую станцию,
- Практическая работа «Измерение атмосферного давления, влажности воздуха»,
- Работа над проектом «Из истории развития молниезащиты»
Учащиеся выполняют задания, предложенные перед экскурсией; знакомятся с различными приборами, выполняют измерения, сравнивают результаты; собирают информацию о молнии, ученых, которые изучали это явление и современных методах защиты.
2.3
Физика и биология
3
- Практическая работа «Изучение приборов: термометров, тонометров силомеров»,
- Практическая работа «Измерение характеристик тела человека: объема, плотности, площади поверхности»,
- Лекция «Собственные физические поля организма человека»,
- Ролевая игра «Ультразвук в природе»
Знакомятся с приборами, выполняют измерения, сравнивают результаты; по предложенному учителем описанию выполняют измерения характеристик тела человека; готовятся к участию в ролевой игре;
2.4
Физика и энергетика
4
- Экскурсия на ТЭЦ,
-Проекты: «Нетрадиционные источники энергии»,
- Исследовательская работа «Знакомство с новым электросчетчиком»
Учащиеся выполняют задания, предложенные перед экскурсией; собирают информацию о нетрадиционных источниках энергии, перспективах их применения и готовят презентации, рисунки или модели; изучают принципиальное устройство электрического счетчика и знакомятся с его работой; дома проводят наблюдения за расходованием воды, газа и электроэнергии – составляют таблицы, делают выводы.
2.5
Физика и архитектура
3
-Экскурсия в городской отдел архитектуры – знакомство с генеральным планом развития города,
-Презентация: «Архитектурные шедевры и физические казусы»,
Учащиеся выполняют задания, предложенные перед экскурсией; знакомятся с некоторыми архитектурными сооружениями, физическими законами, применявшимися при строительстве; собирают информацию о новых материалах
2.6
Физика и искусство фотографии
4
-Проект « История развития фотографии»,
-Практическая работа «Знакомство с устройством и принципом работы фотоаппарата»,
-Лекция «Технология обработки фотоматериалов»,
- Встреча с фотографом-профессионалом «Современные цифровые технологии в фотографии»
Группы учащихся собирают информацию по различным историческим периодам развития фотографии и готовят совместную презентацию; актуализируют знания по принципам создания изображения в фотоаппарате, моделируют варианты создания различных видов изображения; готовят вопросы по теме беседы;
2.7
Физик - ученый
3
- Семинарское занятие «Нобелевская премия. Сколько? За что?»
- Встреча с ученым – физиком или просмотр фильма по теме «Большой адронный коллайдр и другие варианты апокалипсиса – взгляд физиков»;
- Беседа – сообщение «Бесплатное образование за границей – возможно ли?»
Учащиеся готовят краткие сообщения о советских и российских ученых – лауреатах Нобелевской Премии по физике;
2.8
Учитель физики
3
- Встреча - интервью с «Учителем года»; Ролевая игра «Проведем урок физики»;
Учащиеся собирают информацию об учителях, принимавших участие в конкурсе и готовят вопросы; Учащиеся готовят по выбору и по сценарию учителя отдельные элементы урока и проводят урок друг для друга.
Модуль 3.
Что такое осознанный выбор профиля обучения? – 2 час
3.1
Что такое профиль обучения и что значит его осознанный выбор?
2
Презентация и защита проектов
Выступления на научно-практической конференции
Разработка индивидуальных проектов по предложенной тематике
Ожидаемые результаты реализации программы:
Первый уровень результатов – получение девятиклассниками социальных знаний о профессиях современного мира, их востребованности в обществе, общероссийских, региональных и муниципальных потребностях в профессиях, взаимосвязи выбираемого профиля дальнейшего обучения и профессии.
Второй уровень – формирование ценностного отношения к социальной реальности: востребованности профессий, их престижности. Достигается за счет участия в ролевых и деловых играх, проектировочной деятельности, проблемно-ценностной дискуссии, учебно-исследовательской конференции.
Третий уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия (содействие достижению готовности к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования, исходя, в том числе и из социально значимых оснований).
Используемая литература:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение 2010.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение 2011.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / Сост. Савинов Е.С. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. (Стандарты второго поколения)
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. (Стандарты второго поколения)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).
6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
7. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование. / Под ред. Горского В.А. — М.: Просвещение, 2010.
8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Вестник образования. — 2002. — № 4. — С. 5—32.