Программа краткосрочного курса "Физика вокруг нас"
Программа краткосрочного курса "Физика вокруг нас"
Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическую обработку данных, анализ информационных источников, а так же предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссий, презентация результатов).
Важная особенность курса – его самостоятельный характер ведения исследований. Это сделано для того, чтобы с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой – развить способность осваивать новые сферы деятельности.
Организация учебной деятельности:
Минимальный уровень теоретических занятий в форме лекций.
Работа над исследованиями индивидуально или в мини группах.
Публичная презентация своих результатов с последующей публикацией тезисов выступления.
В результате изучения курса у учащихся должны быть сформированы следующие предметные компетентности:
Строить план исследования
Фиксировать эмпирические данные в виде графика и таблицы
Описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель
Предлагать и проводить эксперименты или наблюдения, позволяющие выявить новые характеристики явлений, проверять и корректировать рабочие модели
Сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе
Представлять результаты работы в форме презентаций, короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстраций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«28» августа 2014г «29» августа 2014г «01»сентября2014г прСЭД-01-07-220
Краткосрочный курс
«Физика вокруг нас»
для учащихся 7 классов
(8 часов)
Составитель: Каменских Е.Р.,
Чернеухин Р.А., учитель физики.
2014-2015 год.
Пояснительная записка.
Физика является одной из самых древних наук о природе. Говорят что природа – это вода, земля, леса, горы, воздух, животный и растительный мир, различные окружающие нас предметы. Природа существовала всегда. Сейчас природу изучают многие науки. Их называют естественными, цель этих наук – изучить закономерности природы и использовать их для нужд человека. Не зная закономерностей явлений, природы, люди испытывали страх перед ними, а изучив их они научились управлять природой. Физика – одна из ведущих наук о природе потому, что все естественные науки используют законы физики. Знание законов физики необходимы не только ученым и изобретателям, но и людям разных профессий. На заре развития науки люди не могли объяснить многие явления, религия этим пользовалась и проповедовала, что все совершается по воле божьей, т.е. всем явлениям, наблюдаемым в природе, религия приписывала и приписывает божественное начало. Она утверждает, что человек не может познать законы природы и, следовательно, управлять ею. С развитием человеческого общества наука все глубже проникает в тайны природы, устанавливает связи между явлениями, причины их возникновения, познает окружающую природу и управляет ею. Физика составляет основу техники, которая использует физические законы для разрешения практических задач, а совершенствующаяся техника способствует и помогает развитию физики. Огромную роль в развитии науки техники сыграли отечественные и зарубежные ученые. Программа предназначена для учащихся, интересующихся экспериментальной физикой , рассчитана на 8 часов.
Цель данного курса: знакомство учащихся с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале простых и увлекательных экспериментов и задач.
Задачи программы
Расширить и углубить знания ребят о физических законах.
Сформировать основы естественнонаучной картины мира, пропагандировать физические знания.
Сформировать умения применять знания для объяснения различных явлений, наблюдаемых в природе, быту.
Формировать на этой основе интерес и творческие способности учащихся к изучению физики и воспитывать чувство гордости за отечественную науку, рассмотрев вклад российских ученых.
Формирование знания и умения выдвигать гипотезу, строить модели для объяснения явлений, проводить несложный эксперимент.
Формировать умения самостоятельно приобретать знания, работать с дополнительной литературой и другими источниками: выход в Интернет, электронные пособия.
Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению, оппонента в процессе дискуссии, продолжить развивать способность давать морально – этическую оценку фактам и событиям.
Самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.
Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическую обработку данных, анализ информационных источников, а так же предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссий, презентация результатов).
Важная особенность курса – его самостоятельный характер ведения исследований. Это сделано для того, чтобы с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой – развить способность осваивать новые сферы деятельности.
Организация учебной деятельности:
Минимальный уровень теоретических занятий в форме лекций.
Работа над исследованиями индивидуально или в мини группах.
Публичная презентация своих результатов с последующей публикацией тезисов выступления.
В результате изучения курса у учащихся должны быть сформированы следующие предметные компетентности:
Строить план исследования
Фиксировать эмпирические данные в виде графика и таблицы
Описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель
Предлагать и проводить эксперименты или наблюдения, позволяющие выявить новые характеристики явлений, проверять и корректировать рабочие модели
Сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе
Представлять результаты работы в форме презентаций, короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстраций.
Учащиеся должны уметь
Работать с простыми приборами по электричеству, составлять электрические цепи, производить измерения, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.
Работать с простыми приборами по механике «рычаг, тела различной формы и объема» проводить несложные опыты, проверять на опыте справедливость законов физики.
Работать с простыми приборами или историческим текстом, анализировать, составлять тезисы, дискутировать, отстаивать свою точку зрения.
Проводить самостоятельные наблюдения, опыты, исследования, используя типовое оборудование кабинета физики.
Уметь работать с компьютером, создавать слайд-фильмы для презентации рефератов.
Ведущими формами занятий являются: лекции, решение экспериментальных задач, эвристические беседы, семинары, презентация рефератов. Ведущий метод занятий: частично-поисковый.
Тематический план.
№
Тема
Вид деятельности
Планируемый результат
Форма
контроля
Блок 1. Изучение правил проведения эксперимента
1.1
Теоретический этап.
Техника безопасности
План проведения эксперимента.
Работа в группах.
2.2.
Эксперимент.
Проведение эксперимента.
Отчеты о результатах.
Блок 2. Атмосферное давление.
3.1
Теоретический этап.
Техника безопасности
План проведения эксперимента.
Работа в группах.
4.2
Эксперимент.
Проведение эксперимента.
Отчеты о результатах.
Блок 3. Самый интересный объект для изучения – это Я.
5.1
Теоретический этап.
Техника безопасности
План проведения эксперимента.
Работа в группах.
6.2
Эксперимент.
Проведение эксперимента.
Отчеты о результатах.
Домашнее задание
Опыт Архимеда
Объем своего тела.
Блок 4. Суд над инерцией.
7.1
8.2
Физическая игра – обобщающее повторение
Выступление.
Фото «Равновесие твердого тела»
Блок 5. Итоговая конференция.
9.1
Защита результатов эксперимента.
Выступление.
Презентация.
Рекомендуемая литература:
Гирке Р., Шпрокхоф Г., Эксперименты и исследования по элементарной физике, М: Учебно-педагогическое издательство, 2009г.
Голдин Л.Л., Лабораторные занятия по физике, М:Наука, 2003г.
Дик Ю.И., Кабардин О.Ф., Физические практикумы для классов с углубленным изучением физики, М: Просвещение, 2003г.
Физический эксперимент в школе: сборник статей.№1-6, 2006г.
Агеева А.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников.- Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001.
Гузеев В.В. Методы и организационные методы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М.: Знание, 2000.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: Аркти, 2003.
Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1999.