kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы проектной деятельности (мастерская "В мире физики")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное планирование разработано для занятий по внеурочной деятельности с учащимися 7 -х классов с учетом нового образовательного стандарта

Просмотр содержимого документа
«ВД РП 7 кл ПРОЕКТ»

Краснодарский край

муниципальное образование город Армавир

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Основы проектной деятельности (мастерская «В мире физики»)

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс) основное общее образование, 7 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)



Количество часов 34



Учитель Бандурко Наталья Геннадьевна



Программа разработана в соответствии с ФГОС и на основе авторской программы элективных курсов. Физика.  7-9 классы. Профильное обучение/ сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2014. .   (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)





  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности ( мастерская «В мире физики»)» предназначена для учащихся 7 классов. Данная программа призвана помочь ученикам в изучении нового предмета «Физика», формировать навыки и умения работать с проектами, проводить исследования, что позволяет продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными. Данный курс неразрывно связан с рабочей программой курса физики 7 класса и является ее дополнением в части формирования у учащихся навыков и умения заниматься проектно-исследовательской деятельностью по физике, так как организация данной деятельности является одним из важнейших условий повышения эффективности внеурочно деятельности, позволяющей развивать исследовательские умения, логическое мышление. Овладение методом проектов и приобретение навыков исследовательской деятельности позволяет школьникам адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни каждого человека и общества в целом.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделения принципа отбора методик, планирования хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов, что способствует развитию личности ребенка и его компетенции.

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи курса:

- сформировать у обучающихся навыки исследовательской и проектной работы;

- выявить способных обучающихся и вовлечь их в исследовательскую и проектную деятельность;

-развивать познавательную активность и самостоятельность;

-развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Актуальность данного курса заключается в следующем: формирование исследовательских умений поддерживает фундаментальность образования, а формирование проектных умений позволяет быть образованию современным, адаптировать школьников к быстро меняющимся изменениям в окружающем мире. Такой опыт обеспечит их дальнейшее профессиональное участие в научной или технической деятельности, связанной с физикой.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа «Основы проектной деятельности ( мастерская «В мире физики»)» состоит из двух частей: первая направлена на организацию проектной деятельности (первая и вторая четверти), а вторая на организацию исследовательской деятельности (третья и четвертая четверти).

В первой четверти класс делится на 4-5 частей по 5-6 человек и создают проекты по следующим темам: что изучает физика, наблюдения и опыты, измерение физических величин, строение вещества, броуновское движение, агрегатное состояние вещества. Ребята выбирают понравившуюся тему и создают свои проекты. В течение четверти они предоставляют свои проекты для оценивания.

Во второй четверти количество групп увеличивается, а состав каждой группы уменьшается до 2-3 человек, таким образом мы нацеливаем детей на более самостоятельную и индивидуальную работу. Работа ведется по общим руководством учителя по следующим темам: механическое движение, расчет пути, взаимодействие тел, масса тела, плотность вещества, сила, вес тела. Проекты также предоставляются для оценивания.

В третьей четверти проводится исследовательская деятельность. Предлагается одна большая тема, но она разбивается на много подтем и ребята работают также, как и во второй четверти малыми группами по 2-3 человека, возможна и индивидуальная работа. Общей темой будет - «Вода: ее удивительные свойства и возможности», а подтемами могут быть следующие: «Агрегатные состояния воды», «Зависимость объема воды от температуры», «Как вода меняет свою форму, но не изменяет объем», «Давление водя на дно и стенки сосуда», «Круговорот воды в природе» и т.д. Таким образом ученики будут работать каждый над своей темой, но в целом они будут проводить исследования по одной общей теме: «Вода: ее удивительные свойства и возможности».

В четвертой четверти ребята продолжат заниматься исследовательской деятельностью и будут использовать полученные знания на практике: рассчитывать плотности различных жидкостей, используемых дома (подсолнечного масла, меда, жидкости для мытья посуды и т.д.), конструировать фонтан из подручных средств, рассчитывать давление домашней мебели на пол и т.д.

В основе всей проделанной проектно-исследовательской деятельности обучающихся лежат сведения и знания, полученные на уроках физики в 7 классе.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане школы на изучение данного курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности ( мастерская «В мире физики»)» в 7 классе отводится 1 час в неделю и рассчитан на 34 часа.

  1. Личностные, предметные и метапредметные результаты

Данная внеурочная деятельность направлена на развитие следующих результатов:

Личностных результатов: осознавать единство и целостность окружающего мира; возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; осознавать свои интересы; находить и изучать в различных источниках материал, имеющий отношение к своим интересам; применять полученные знания на практике.

Предметных результатов: обучающие должны знать: что такое проект и исследование, чем они отличаются; основы методологии исследовательской и проектной деятельности; приемы и методы исследовательской работы; основные понятия исследовательской работы; технологическую цепочку проекта и исследовательской работы; формы защиты проекта и исследовательской работы.

Метапредметных результатов: умение самостоятельно определять цели своей работы, ставить и формулировать для себя новые задачи в работе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения своей работы; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свой мнение; планирование и регуляции своей деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммунакиционных технологий; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные вязи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

  1. Содержание учебного курса

Вводное занятие (1 час)

Знакомство с курсом. Роль проектно-исследовательской деятельности в познании мира. Особенности учебно-исследовательской работы по физике. Решение задач на смекалку, развитие внимания, логического мышления.

Проектная деятельность (14 часов)

Проект. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Представление темы проекта. Выбор состава групп. Планирование работы по проекту в группах. Поиск, обработка, осмысление и представление информации. Подготовка проекта к защите. Презентация проекта.

Исследовательская деятельность (18 часов)

Виды исследовательских работ. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ, синтез как методы исследования. Описание процесса исследования. Алгоритм научно-исследовательской работы. Представление темы исследования. Выбор подтемы для исследования в группе. Формулировка темы исследования, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. Сбор информации, проведение эксперимента. Обработка информации и результатов эксперимента. Подготовка текста исследовательской работы. Защита исследовательских работ группами.

Заключительное занятие (1 час)

Подведение итогов.



  1. Темы проектов и исследований

  1. Почему скрипит мел, снег, а после снегопада тихо?

  2. При каких условиях возникает полярное сияние?

  3. Почему шумят водопроводные трубы? 

  4. При каких условиях возникает радуга?

  5. Почему возникает тяга в печной трубе? 

  6. При каких условиях возникают миражи?

  7. Почему палец примерзает к металлу?

  8. При каких условиях возникает торнадо?

  9. Почему при ядерных и других взрывах образуются грибовидные облака? 

  10. Как удержать равновесие при хождении по канату?

  11. Почему снежинки имеют шестигранную форму? 

  12. Зачем кастрюлю закрывают крышкой?

  13. Почему уходящие вдаль рельсы сходятся? 

  14. Почему на Солнце бывают пятна?

  15. Откуда берутся кислотные дожди?

  16. Необычные дожди из лягушек и т.д.?

  17. Как нужно трогаться автомобилю на скользкой дороге?

  18. Почему лед прозрачный, а снег белый? 

  19. Почему велосипед не падает, когда едет?

  20. При каких условиях возникает эхо?

  21. Зачем в середине парашюта делают дырку?

  22. При каких условиях возникает туман? 

  23. Можно ли днем увидеть звезды?

  24. Как работает холодильник? 

  25. Как работает микроволновка?

  26. Как работают батарейки? 

  27. Почему мы видим лучи звезд?

  28. Какого цвета нужно делать противотуманные фары? 

  29. Почему возникает эффект обратного вращения колеса?

  30. Что такое звук? Когда он возникает? 

  31. Правда ли, что Земля замедляет ход?

  32. Как измеряют кровяное давление? 

  33. Почему Земля вращается вокруг своей оси?

  34. До какой высоты может подняться древесный сок по стволу дерева? 

  35. Почему если приложить ухо к раковине, слышен шум моря?

  36. Зачем планетам кольца? 

  37. Как измерить массу тела в космосе?

  38. Почему мокрая рубашка темнее, чем сухая? 

  39. Будет ли гореть свеча в невесомости?

  40. При каких условиях возникает лавина? 

  41. При каких условиях возникает грозовая туча?

  42. Что вызывает загар и солнечный ожог? 

  43. Что такое одностороннее зеркало?

  44. Как делают голограмму? 

  45. Как летает ракета?

  46. Что происходит с организмом при поражении электрическим током? 

  47. Как делают светочувствительные солнечные очки?

  48. Зачем к бензовозу прицепляют металлическую цепь?

  49. Какие существовали проекты вечных двигателей?

  50. Почему мыло делает тарелки чистыми? 

  51. Чему равна сила тяжести в центре Земли?

  52. Что такое черная дыра? 

  53. Почему звезды светят?

  54. Как измерить влажность воздуха? 

  55. Почему поет ветер?

  56. Как работает лифт?



  1. Литература

  1. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. – М. Просвещение, 1981

  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003

  3. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. – М.: Просвещение, 1988

  4. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. – М. Просвещение, 1972

  5. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник/ А.В. Перышкин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017

  6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского поведения школьников / А.И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2003








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы проектной деятельности (мастерская "В мире физики")

Автор: Бандурко Наталья Геннадьевна

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478637

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства