Просмотр содержимого документа
«Настоящим удостоверяю,что»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике для 8 класса разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной программы основного общего образования,
- авторской программы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской . -М.: Дрофа, 2015 г
- образовательной программы основного общего образования МОУ Тетюшской средней школы на 2019-2020 учебный год;
- учебного плана МОУ Тетюшской средней школы на 20119-2020 учебный год.
Рабочая программа соответствует содержанию авторской программы по физике Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важеевской, но есть не большие отличие в распределении часов, которые указаны в содержании программы.
Место предмета в учебном плане школы.
На изучение курса физики в 8 классе в учебном плане МОУ Тетюшской средней школы отводится 2 часа за счёт обязательной части учебного плана.
Всего – 70 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
Изучение физики на данном этапе физического образования направлено на достижение следующихцелей:
формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (механики, молекулярно-кинетической, электродинамики, квантовой физики); подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике — теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;
формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;
развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;
формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности.
Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
3.Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел (12 ч)
Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры.Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние атмосферного давления на живой организм.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, твердость твердых тел
Фронтальные лабораторные работы
1. Измерение выталкивающей силы.
2. Изучение условий плавания тел.
3. Наблюдение роста кристаллов.
4. Тепловые явления (12 ч)
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики.
Фронтальные лабораторные работы
4. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
5. Измерение удельной теплоемкости вещества.
5. Изменение агрегатных состояний вещества (6 ч)
Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха
6. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (6 ч)
Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры (качественно).
Применение газов в технике.
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильная машина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.
Фронтальные лабораторные работы
6.Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре
7. Электрические явления (6 ч)
Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп.
Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе.
Закон Кулона. Электростатическая индукция.
8. Электрический ток (19 ч)
Электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках.
Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.
Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Счетчик электрической энергии. Закон Джоуля—Ленца.
Использование электрической энергии в быту, природе и технике. Правила безопасного труда при работе с источниками тока
Гальванические элементы и аккумуляторы.
Фронтальные лабораторные работы
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках.
8. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
9. Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра.
10. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.
11. Изучение последовательного соединения проводников.
12. Изучение параллельного соединения проводников.
13. Измерение работы и мощности электрического тока.
9. Повторение (2 ч)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Личностные результаты:
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Количество
часов
Количество лаб. работ
Количество
контр.работ
1
Повторение
3
1
2
Первоначальные сведения о строении вещества
5
-
-
3
Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел
12
3 (№3 домашняя лаб.раб.)
1
4
Тепловые явления
12
2
1
5
Изменение агрегатных состояний вещества
6
-
1
6
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
6
1
1
7
Электрические явления
6
-
1
8
Электрический ток
19
7
1
9
Повторение
1
1
ИТОГО
70
13
8
Календарно-тематическое планирование 8 класс (2ч/н, 70 часов, Пурышева Н.С.)
№
Наименование раздела программы
Виды и формы контроля
Дата пров
Дата факт
Повторение 7 кл. (3 ч)
1
1
«Движение. Взаимодействие тел»
Текущий, устный опрос
2.09
2.09
2
2
Повторение «Звуковые явления», «Световые явления»
Текущий,устный опрос
5.09
8.09
3
3
Административная контрольная работа «Входная» (№1)
Контрольная работа
9.09
9.09
Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч).
4
1
Работа над ошибками.
Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы.
Теккущий.Решение задач
12.09
15.09
5
2
Движение молекул. Диффузия.
Текущий.Устный опрос
16.09
16.09
6
3
Взаимодействие молекул.
Текущий.Устный опрос
19.09
22.09
7
4
Смачивание. Капиллярные явления
Текущий.Устный опрос
23.09
23.09
8
5
Строение газов, жидкостей и твёрдых тел.
Тематический.Самостоятельная работа
26.09
29.09
Раздел 2. Механические свойства жидкостей, газов и твёрдых тел (12 ч)
9
1
Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля
Текущий.Решение задач.Устный опрос
3.10
30.09
10
2
Передача давления жидкостями и газами. Давление жидкости на дно и стенки сосуда.
Текущий.Устный опрос
7.10
6.10
11
3
Сообщающиеся сосуды
Текущий.Устный опрос
10.10
7.10
12
4
Гидравлическая машина. Гидравлический пресс
Текущий.Решение задач
14.10
13.10
13
5
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления, барометры. Влияние атмосферного давления на живой организм.
Текущий.Устный опрос
17.10
14.10
14
6
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда
Текущий.Устный опрос.Решение задач
21.10.
20.10.
15
7
Лабораторная работа №1 «Измерение выталкивающей силы»
текущий
21,10
16
8
Лабораторная работа №2 «Изучение условий плавания тел»
текущий
24.10
27.10
17
9
Плавание судов. Воздухоплавание. Подготовка к контрольной работе
Тематический.решение задач
31.10
28.10
18
10
Контрольная работа №2 «Механические свойства жидкостей и газов»
Контрольная работа
11.11
10.11
19
11
Работа над ошибками. Строение твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Лабораторная работа № 3* «Наблюдение роста кристаллов».
Текущий.Устный опрос
14.11
11.11
20
12
Деформация твёрдых тел.
Виды деформаций. Свойства твёрдых тел: упругость, прочность,
пластичность, твёрдость.
Текущий.Устный опрос
18.11
17.11
Раздел 3. Тепловые явления (12 ч)
21
1
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение.
Текущий.Устный опрос
21.11
21.11
22
2
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. .
Текущий.Устный опрос.Решение задач
25.11
25.11
23
3
Виды теплопередачи: теплопроводность
Текущий.Устный опрос
28.11
28.11
24
4
Виды теплопередачи: конвекция и излучения
Текущий.Устный опрос
2.12
2.12
25
5
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества
Текущий.Устный опрос
5.12
5.12
26
6
Уравнение теплового баланса. Решение задач.
Текущий.Решение задач
9.12
9.12
27
7
Удельная теплота сгорания топлива.
Текущий.Устный опрос
12.12
28
8
Первый закон термодинамики. Подготовка к контрольной работе
Текущий.Устный опрос.Решение задач
16.12
29
9
Административная контрольная работа за первое полугодие (№3)
Промежуточный.Контрольная работа
19.12
30
10
Работа над ошибками. Решение тестовых заданий на тему «Тепловые явления»
Промежуточный решение задач
23.12
31
11
Лабораторная работа №4 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
Текущий.Лабораторная работа
9.01
32
12
Лабораторная работа №5 «Измерение удельной теплоёмкости вещества»
Текущий.Лабораторная работа
13.01
Раздел 4. Изменение агрегатных состояний вещества (6 ч)
33
1
Работа над ошибками. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Температура плавления.
Текущий.Устный опрос
16.01
34
2
Удельная теплота плавления. Решение задач.
Текущий.Устный опрос.Решение задач
20.01
35
3
Испарение и конденсация
Текущий.Устный опрос
23.01
36
4
Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования
Текущий.Устный опрос.Решение задач
27.01
37
5
Влажность воздуха. Решение задач. Подготовка к контрольной работе
Текущий.Устный опрос.Решение задач
30.01
38
6
Контрольная работа №4 «Изменение агрегатных состояний вещества»
Тематический.Контрольная работа
3.02
Раздел 5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 ч)
39
1
Работа над ошибками. Связь между параметрами состояния газа. Применение газов
Тематический.Решение задач
6.02
40
3
Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре».
Текущий.Лабораторная работа
41
3
Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. Решение задач. «Связь между параметрами состояния газа».
Текущий.Устный опрос
10.02
42
4
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. ДВС, паровая турбина, холодильная машина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей. Паровая турбина.
Подготовка к контрольной работе.
Текущий.Устный опрос.Решение задач
13.02
43
5
Обобщение материала по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел».
Текущий.Решение задач
44
6
Контрольная работа №5 «Тепловые свойства газов, жидкостей и твёрдых тел»