Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Основы кинематики"»
Методическая разработка раздела учебной программы «Основы кинематики»
Автор:
Новичкова Анна Гавриловна
учитель физики
МБОУ СШ №3
г. Кстово
Нижегородской области
Актуальность
В курсе физики раздел «Механика» занимает особое место
Во –первых механические процессы являются формой движения ,наиболее доступной для наблюдения.
Во- вторых в механике достаточно полно представлена физическая теория.
В – третьих в основе изучения механики лежит эксперимент. Он является источником познания и критерием истинности любой теории.
В 9 классе усложняется содержание учебной деятельности –предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий ,излагаемые абстрактным языком с применением графиков ,таблиц ,моделей.
Цель изучения раздела
Формирование представления о механическом движении как неотъемлемом свойстве материи.
8. Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
9. Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение».
10. Контрольная работа.
Самоорганизующая деятельность
Способы саморегуляции:
Способы самостоятельной постановки целей:
На каждом уроке ученик проводит рефлексию своей деятельности в виде возвращения к кластерам, к свободному письменному заданию, ключевым терминам, составлению эссе или синквейна, что позволяет ему соотнести свои достижения с поставленной целью.
Использование на каждом уроке фазы «Вызов» позволяет ученику обнаружить недостаточность своих знаний и самостоятельно определить цель своей деятельности.
Система деятельности
Познавательная деятельность – основа учения
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А. Дистервег
Познавательная деятельность невозможна без развития у школьников навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, без умения строить научные гипотезы. Следовательно, создание проблемной ситуации необходимо для активного познания.
Образовательные задачи
Обучающиеся научатся:
Выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
Приводить примеры практического использования физических знаний о механическом движении;
Решать задачи на применение законов движения тел;
Проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания, обрабатывать ее и представлять ее в разных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для сознательного выполнения правил безопасного дорожного движения транспортных средств и пешеходов.
Тема урока
Узнают смысл понятий: система отсчета, материальная точка;
Задачи урока
Образовательные
Материальная точка. Система отсчета.
Получат навыки анализа и отбора информации в соответствие с поставленными задачами.
Смогут выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов.
Развивающие
Воспитание отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Воспитательные
Получат навыки высказывать и отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, выслушивать собеседника.
Возможно ли по тексту древнего документа отыскать клад?
« Стань у самой восточной башни городской стены лицом к тени, отмерь 120 аршин, повернись лицом на север. Затем, отмерив 200 аршин, вырой яму в 10 локтей и найдешь 100 золотых монет » .
Дополнительные данные:
1 аршин (старинная русская мера длины) = 0,7112 м;
1 сажень = 3 аршина = 2,1336 м;
1 фут = 0,3048 м;
1 локоть = 51 см (в 14 – 15 веках);
1 локоть = 48 см (16 – 17 веках);
1 ярд = 0,9144 м.
23 ч 40 мин; 17 ч 25 мин; 7 ч 50 мин;
2 августа; 25 декабря;
Какую ошибку допустил водитель автомобиля?
Программа: Гутник Е.М.,
Перышкин А.В. Физика.
7 – 9 классы. Программы для
общеобразовательных
учреждений. Физика. Астрономия.
7 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2008.
Учебник: Перышкин А.В.,
Гутник Е.М. Физика. 9 класс. –
М.: Дрофа, 2008
Структура методической разработки раздела образовательной программыАвторы программ физика 7-9 классы: В.Г.Разумовский В.А.Орлов и др.А.Е.Гуревич В.А.Коровин Г.Н.Степанова Е.М.ГутникА.В.ПерышкинМы пользуемся программой Е.М.Гутник А.В.Перышкин Для выполнения этой прграммы рекомендуется учебник «Физика 9 класс» автор А.В.Перышкин Е.М.Гутник. Этот учебник отличается простотой и доступностью изложения материала. Предусматривается выполнение упражнений ,которые помогают не только закрепить пройденный материал ,но и научиться применять законы физики на практике. В помощь учителю разработано «тематическое и поурочное планирование» ,дидактические карточки -задания и дидактические материалы.
Ожидаемые результатыРезультаты изучения раздела определены требованиями к уровню подготовки выпускников образовательного стандарта основного общего образования по физике
Частные предметные:
уметь измерять физические величины и находить разнообразные способы выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины
Общие предметные:
умение проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять их с помощью таблиц, графиков, формул, анализировать полученные результаты, делать вывод, обнаруживать связь между физическими величинами.
Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение».
В правилах безопасного поведения на дороге есть пункт: нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. На каком расстоянии от нас транспорт становится близко идущим?
Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение».
Сможет ли водитель автомобиля, затормозив, остановиться до столкновения с пешеходом, если пешеход переходит дорогу перед близко идущим транспортом?
Задачи на расчет тормозного пути; выявление зависимости тормозного пути легкового автомобиля
от начальной скорости
автомобиля, от погодных
условий.
Список литературы
Список литературы
В.К.Буряк. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с.
ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Физика: 9-й кл. /авт.-сост. Е.Е.Камзеева, М.Ю.Демидова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 116 с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
Методика преподавания физики в средней школе./С.В.Анофрикова, М.А.Бобкова, Л.А.Бордонская и др; под ред. С.Е.Каменецкого, Л.А.Ивановой. – М.: Просвещение, 1987. – 336с.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.:Дрофа, 2008. – 334 с.
Г.К.Селевко. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
А.В.Усова, З.А.Вологотская. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1981. – 158.
Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. / Л.А.Кирик. – М.: Илекса.
Фронтальные экспериментальные задания по физике. Дидактический материал. Пособие для учителя/ В.А.Буров, А.И.Иванов, В.И.Свиридов; под ред. В.А.Бурова. – М.: Просвещение, 1985. -64 с.
И.М.Чередов. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
Щербаков, Р.Н. Воспитание при обучении физике / Р.Н.Щербаков //Физика в школе. – 2002. - №8. – С. 18 – 24.