Критерии и уровни сформированности ключевых компетенций учащихся.(для оценки проектной деятельности)
Критерии и уровни сформированности ключевых компетенций учащихся.(для оценки проектной деятельности)
Формирование ключевых компетенций учащихся - это одно из направлений компетентностного подхода к образованию, хотя, эдесь можно поспорить, компетенции не заменили знаний, умений и навыков, а наоборот ввели педагогическую практику в безысходность, только словеса, педагогу уже работать некогда, а надо разбираться в новых чудесах педагогической лженауки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Критерии и уровни сформированности ключевых компетенций учащихся.(для оценки проектной деятельности) »
ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Требования и критерии оценки
уровня сформированности
ключевых компетентностей учащихся
(для оценки проектной деятельности)
В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем.
Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей.
Уровни сформированности ключевых компетентностей выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся конкретизированы в критериях для оценки и задаются к отдельным элементам компетентности - группе сложных интегрированных умений. Критерии предназначены для бинарной оценки (да \ нет).
Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося.
Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом учитывается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, как предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения.
В оценочном бланке отведено место для того, чтобы учитель фиксировал помощь, оказанную ученику в ходе работы над проектом. Это имеет принципиальное значение, так как переход учащегося на новый уровень освоения компетентности, или его продвижение внутри уровня нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках проектной деятельности.
Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, а также наблюдение за презентацией продукта, работой в группе и консультацией. При оценивании учитель использует только один бланк.
При необходимости предложенная система подсчета баллов может быть соотнесена с пятибалльной отметкой, при этом рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу выставления отметки персональное продвижение учащегося по сравнению с его предыдущим проектом.
Следует обратить внимание на то, что использование педагогами оценочных бланков требует определенной подготовки. Минимальным требованием к педагогу, производящему оценку сформированности ключевых компетентностей учащихся при проектной деятельности, должно стать освоение им соответствующей программы повышения квалификации.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ –
ПРИОРИТЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Изменения, происходящие в последнее десятилетие в технологиях производства, экономических и социальных отношениях обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда».
Опыт стран Западной Европы демонстрирует эффективность такого шага как объявление списка ключевых компетентностей для переориентации не только системы образования, но и общественного сознания на новые целевые установки. Так государство декларирует и обеспечивает формирование у своих граждан таких качеств, таких способностей, которые адекватны новым социально-экономическим условиям.
Представляется необходимым обозначить приоритетность достижения региональной системой общего образования нового результата – формирования ключевых компетентностей учащихся.
Список ключевых компетентностей учащихся может быть следующим:
Решение проблем (версия: самостоятельность) позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Технологическая компетентность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии в профессиональной деятельности и в тех или иных жизненных ситуациях.
Самообразование позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информацию.
Социальное взаимодействие позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач, достигать результатов профессионального взаимодействия, независимо от личных симпатий и антипатий к сотрудникам.
Коммуникативная компетентность позволяет достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся
в процессе проектной деятельности
Ученик:
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Уровень IV
Решение проблем
демонстрирует понимание проблемы,
демонстрирует понимание цели и задач деятельности,
По завершении проекта ученик сравнил ожидаемый и полученный продукт.
Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу.
Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями.
Ученик предложил несколько критериев для оценки продукта.
Ученик предложил систему критериев для оценки продукта.
Ученик предложил способ оценки продукта.
Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом.
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.
Ученик назвал сильные стороны работы над проектом.
Ученик назвал сильные стороны работы над проектом.
Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом.
Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом.
Ученик аргументировал возможность использовать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельности.
Ученик проанализировал результаты работы над проектом с точки зрения жизненных планов на будущее.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Уровень IV
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
6 баллов
7 баллов
8 баллов
Поиск информации
Ученик указал на отсутствие информации во время выполнения того действия, для которого эта информация была необходима, задавая вопросы.
Ученик указал на отсутствие конкретной информации во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта, задавая вопросы.
Ученик выделил из обозначенных учителем вопросов для изучения те, информацией по которым не обладает.
Ученик указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения проекта.
Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем.
Ученик организовал поиск информации в соответствии с планом работ по проекту.
Ученик при планировании работы выделил вопросы, по которым необходимо получить сведения из нескольких источников.
Ученик самостоятельно и аргументировано принял решение о завершении этапа сбора информации.
Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника.
Из указанного учителем источника ученик зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос.
Из нескольких источников, указанных учителем, ученик зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос.
Ученик получил сведения о конкретных источниках информации при работе с каталогом или поисковой системой.
Ученик зафиксировал информацию, полученную из разных источников в единой системе, предложенной учителем.
Ученик охарактеризовал основные источники информации, которыми он воспользовался.
Ученик предложил способ систематизации данных и сведений, полученных из различных источников.
Ученик обосновал использование источников информации того или иного вида.
Обработка информации
Ученик изложил полученную информацию.
Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.
Ученик назвал несовпадения в сведениях, содержащихся в источниках информации, предложенных учителем.
Ученик интерпретировал полученную информацию в контексте содержания проекта.
Ученик указал на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения.
Ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, или обнаруженных противоречий.
Ученик реализовал предложенный учителем способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации.
Ученик предложил способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации.
Ученик воспроизвел аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации.
Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.
Ученик предложил или предпринял действия по проекту, основываясь на полученной информации.
Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент.
Ученик сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения.
Ученик выстроил в собственной логике совокупность аргументов, подтверждающих вывод.
Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации.
Ученик подтвердил вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
КОММУНИКАЦИЯ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Уровень IV
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
6 баллов
7 баллов
8 баллов
Письменная коммуникация
Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом.
Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.
Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста.
Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.
Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомогательные средства.
Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста.
Ученик изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра.
Ученик представил информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации.
Устная презентация
Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя.
Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя.
Ученик самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент.
Ученик использовал вербальные средства или паузы и интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления.
Ученик использовал жестикуляцию или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем.
Ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы.
Ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем.
Ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.
Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.
В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно-следственные связи.
В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик дал объяснения или дополнительную информацию.
Ученик дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы.
Ученик дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы.
Ученик уточнил свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту.
Ученик высказал свое отношение к вопросу, заданному на дискредитацию позиции, и привел новые аргументы.
Продуктивная коммуникация (работа в группе)
Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии.
Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.
Ученики перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учителя.
Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения.
Ученики следили за соблюдением процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы.
Ученики зафиксировали полученные ответы и мнения и предложили план действий по завершении обсуждения.
Ученики использовали приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения.
Ученики выявили причины неэффективности обсуждения или предложили свои дополнения к известной процедуре выхода из тупиковых ситуаций.
Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель.
Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее.
Ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы.
Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.
Ученики высказывали собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками.
Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов группы, развивали и уточняли идеи друг друга.
Ученики называли области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий.
Ученики согласовали критерии и дали сравнительную оценку предложений.
Оценочный бланк
Решение проблем
Количество баллов: _________
Проблема
1
Понимает проблему
2
Объясняет выбор проблемы
3
Описал ситуацию и свои намерения
4
Обосновал идеальную ситуацию
5
Назвал противоречие на основе анализа ситуации
6
Назвал причины существования проблемы
Целеполагание и планирование
1
Понимает цель
2
Ставит задачи
3
Задачи адекватны цели
4
Формулирует цель
5
Предложил способ убедиться в достижении цели
6
Обосновал достижимость цели и риски
1
Рассказал о работе над проектом
2
Описал взаимосвязь своих действий
3
Определил последовательность действий
4
Спланировал время
5
Предложил шаги и указал некоторые ресурсы
6
Обосновал ресурсы
1
Описал готовый продукт
2
Описал ожидаемый продукт
3
Указал характеристики продукта
4
Рассказал, как будет использовать продукт
5
Указал характеристики продукта в соответствии с критериями
6
Обосновал потребителей и области использования продукта
Оценка результата
1
Отнесся к полученному продукту
2
Аргументировал отношение к продукту
3
Сравнил продукт с ожидаемым
4
Вывод о соответствии продукта замыслу
5
Оценил продукт в соответствии с критериями
6
Предложил критерии для оценки продукта
1
Высказал впечатление от работы
2
Назвал трудности в работе
3
Назвал сильные стороны работы
4
Назвал слабые стороны работы
5
Указал причины успехов и неудач
6
Предложил способ избежания неудач
Работа с информацией
Количество баллов: _________
Поиск информации
1
Задает вопросы по ходу работы
2
Задает вопросы при планировании
3
Называет пробелы в информации по вопросу
4
Формулирует запрос на информацию
5
Назвал виды источников, необходимые для работы
6
Организовал информационный поиск
1
Получил информацию из источника
2
Зафиксировал полный объем информации (1 источник)
3
Зафиксировал полный объем информации (несколько источников)
4
Нашел источники по каталогу
5
Зафиксировал информацию из разных источников в единой системе
6
Охарактеризовал использованные источники
Обработка информации
1
Изложил информацию
2
Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание
3
Назвал несовпадения в сведениях
4
Интерпретировал информацию в контексте проекта
5
Указал выходящие из общего ряда или противоречивые сведения
6
Объяснил противоречия
1
Воспроизвел аргументы и вывод
2
Привел пример, подтверждающий вывод
3
Предложил свою идею
4
Сделал вывод и привел аргумент
5
Сделал вывод и привел аргументы
6
Выстроил аргументы в собственной логике
Коммуникация
Количество баллов: __________
Пис. ком.
1
Соблюдает нормы, заданные образцом (тема вкл. 1 вопрос)
2
Использует вспомогательную графику (тема вкл.1 вопрос)
3
Соблюдает нормы, заданные образцом (тема вкл. несколько вопр.)
4
Использует вспомогательную графику (тема вкл. несколько вопр.)
5
Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства
6
Поставил цель коммуникации и определил жанр
Устная ком.
1
Речь соответствует норме, обращается к тексту
2
Речь соответствует норме, обращается к плану
3
Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент
4
Использовал различные вербальные средства
5
Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы
6
Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы
1
Повторил фрагмент выступления
2
Привел дополнительную информацию
3
Раскрыл причинно-следственные связи
4
Привел объяснения или доп. информацию
5
Односложный ответ
6
Развернутый ответ
Продуктивная ком.
1
Следуют теме и процедуре
2
Самостоятельно следует теме и процедуре
3
Договариваются о правилах и вопросах
4
Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах
5
Следили за процедурой, обобщили результаты
6
Зафиксировали результаты, предложили план действий
ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Краткий комментарий к бланкам оценки
Общие замечания
В процессе проектной деятельности учащегося предоставляется исключительная возможность оценки уровня сформированности компетентности решения проблем, поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта. Также по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся, - можно выявить уровень сформированности таких компетентностей, как работа с информацией и коммуникация.
Вместе с тем, критерии оценки не касаются тех аспектов проявления указанных компетентностей, которые затратно оценивать через проект (например, умение вступать в коммуникацию, находить разрывы в коммуникации в рамках диалога и т.п.).
Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.
Предложенные оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом предполагается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения.
Рекомендуется разъяснить учащимся критерии оценки их проектной деятельности и давать качественную оценку продвижения учащегося. При необходимости выставлять отметку рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу отсчета средний балл по уровню, на котором проводится оценка. При этом учащийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, – по другим1.
Поскольку переход учащегося на новый уровень освоения компетентности (или его продвижение внутри уровня) нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках проектной деятельности, рекомендуется фиксировать ту помощь, которую оказывает учитель при работе над проектом, на оборотной стороне бланка.
Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией. Субъекты оценки в первых двух случаях могут быть разными: руководитель проекта, другие педагоги; при оценке презентации – также учащиеся и родители. Наблюдение и оценку рабочих листов портфолио проектной деятельности проводит только руководитель проекта.
Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для решения проблемы).
Вместе с тем, факт получения учащимся продукта является обязательным для легализации оценки. Проводить оценку на основании наблюдения за работой в группе и консультациями необходимо с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта.
Другими словами, получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена.
Решение проблем
Объектом оценки являются рабочие листы портфолио проектной деятельности учащегося2.
Постановка проблемы:
1 балл: признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое высказывание по этому вопросу.
2 балла: учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования; обращаем внимание: указание на внешнюю необходимость изучить какой-либо вопрос часто является признаком неприятия проблемы учащимся.
3 балла: важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым положение дел не устраивает учащегося.
4 балла: учащийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая, предположительно, станет следствием реализации проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.
5 баллов: противоречие должно быть четко сформулировано учащимся, таким образом он делает первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы (поскольку в основе каждой проблемы лежит противоречие между существующей и идеальной ситуацией).
6 баллов: поскольку причины существования любой проблемы также являются проблемами более низкого уровня, выявляя их, учащийся демонстрирует умение анализировать ситуацию, с одной стороны, и получает опыт постановки проблем – с другой.
7 баллов: анализ причин существования проблемы должен основываться на построении причинно-следственных связей, кроме того, учащийся может оценить проблему как решаемую или нерешаемую для себя.
8 баллов: выполняется, по сути, та же операция, что и на предыдущей ступени, однако учащийся уделяет равное внимание как причинам, так и последствиям существования проблемы, положенной в основу его проекта, таким образом прогнозируя развитие ситуации.
Целеполагание и планирование:
Предлагаются три линии оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование и прогнозирование результатов деятельности.
Постановка цели и определение стратегии деятельности
1 балл: признаком того, что учащийся понимает цель, является развернутое высказывание.
2 балла: учащийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с этапами работы над проектом).
3 балла: учащийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть достигнута, при этом в предложенном им списке могут быть упущены 1-2 задачи, главное, чтобы не были предложены те задачи, решение которых никак не связано с продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.
4 балла: цель должна соответствовать проблеме (например, если в качестве проблемы заявлено отсутствие общих интересов у мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе, странно видеть в качестве цели проекта проведение тематического литературного вечера).
5 баллов: учащийся указал на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую сторону после достижения им цели, и предложил способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения (например, если целью проекта является утепление классной комнаты, логично было бы измерить среднюю температуру до и после реализации проекта и убедиться, что температура воды, подаваемой в отопительную систему, не изменилась, а не проверять плотность материала для утепления в оконных рам).
6 баллов: для этого учащийся должен показать, как, реализуя проект, он устранит все причины существования проблемы или кто может устранить причины, на которые он не имеет влияния; при этом он должен опираться на предложенный ему способ убедиться в достижении цели и доказать, что этот способ существует.
7 баллов: многие проблемы могут быть решены различными способами; учащийся должен продемонстрировать видение разных способов решения проблемы.
8 баллов: способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными), вплоть до того, что проекты, направленные на решение одной и той же проблемы, могут иметь разные цели. Анализ альтернатив проводится по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п.
Планирование
2 балла: действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.
3 балла: список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.
5 баллов: на предыдущих этапах учащийся работал с хронологической последовательностью шагов, здесь он выходит на логическое разделение задачи на шаги; стимулируемый учителем, учащийся начинает не только планировать ресурс времени, но и высказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсах.
6 баллов: это означает, что учащийся без дополнительных просьб руководителя проекта сообщает о достижении и качестве промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются совместно с учителем.
8 баллов: учащийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные результаты) в соответствии со спецификой своего проекта.
Прогнозирование результатов деятельности
2 балла: в самых общих чертах учащийся описывает продукт до того, как он получен.
3 балла: делая описание предполагаемого продукта, учащийся детализирует несколько характеристик, которые окажутся важными для использования продукта по назначению.
5 баллов: продукт может быть оценен как самим учеником, так и другими субъектами; если это происходит, особенно важно согласовать с учащимся критерии оценки его будущего продукта; на этом этапе учащийся останавливается на тех характеристиках продукта, которые могут повлиять на оценку его качества.
6 баллов: учащийся соотносит свои потребности (4 балла) с потребностями других людей в продукте, который он планирует получить (в том случае, если продукт может удовлетворить только его потребности и учащийся это обосновал, он также получает 6 баллов).
8 баллов: учащийся предполагает коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность своего продукта и планирует в самом общем виде свои действия по продвижению продукта в соответствующей сфере (информирование, реклама, распространение образцов, акция и т.п.); вместе с тем, учащийся может заявить об эксклюзивности или очень узкой группе потребителей продукта - это не снижает его оценки в том случае, если границы применения продукта обоснованы (в случае с планированием продвижения продукта границы его использования тоже могут быть указаны).
Оценка результата:
Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.
Оценка полученного продукта
1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.
3 балла: учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.
4 балла: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).
5 баллов: критерии для оценки предлагает учитель.
7 баллов: учащийся предлагает группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта (например, в оценке такого продукта, как альманах, учащийся предлагает оценить актуальность содержания, соответствие нормам литературного языка и эстетику оформительского решения).
8 баллов: см. предыдущий пример: учащийся предлагает актуальность содержания оценивать по количеству распространенных экземпляров, язык - на основании экспертной оценки, а оформление - на основании опроса читателей.
Оценка продвижения в проекте
7 баллов: учащийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную новую информацию, полученную в рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.
8 баллов: учащийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные планы.
Работа с информацией
Поиск информации:
Предлагаются две линии оценки: определение недостатка информации для совершения действия / принятия решения (определение пробелов в информации) и получение информации из различных источников, представленных на различных носителях.
Определение недостатка информации
Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта.
1-2 балла: признаком понимания учащимся недостаточности информации является заданный им вопрос; продвижение учащегося с 1 балла на 2 связано с проявлением первых признаков предварительного анализа информации.
3-4 балла: продвижение учащегося выражается в том, что сначала он определяет, имеет ли он информацию по конкретно очерченному вопросу, а затем самостоятельно очерчивает тот круг вопросов, связанных с реализацией проекта, по которым он не имеет информации.
На этих уровнях учащийся может фиксировать основные вопросы и действия, предпринятые по поиску информации в дневнике (отчете), поэтому объектом оценки может являться как дневник (отчет), так и, по-прежнему, наблюдение за консультацией, если учащийся и руководитель проекта договорились о минимальном содержании дневника (отчета)3.
5 баллов: учащийся самостоятельно предлагает те источники, в которых он будет производить поиск по четко очерченному руководителем проекта вопросу (например, областная газета, энциклопедия, научно-популярное издание, наблюдение за экспериментом, опрос и т.п.).
6 баллов: подразумевается, что учащийся спланировал информационный поиск (в том числе, разделение ответственности при групповом проекте, выделение тех вопросов, по которым может работать кто-то один, и тех, которые должны изучить все члены группы, и т.п.) и реализовал свой план.
7 баллов: учащийся не только формулирует свою потребность в информации, но и выделяет важную и второстепенную для принятия решения информацию или прогнозирует, что информация по тому или иному вопросу будет однозначной (достоверной), что выражается в намерении проверить полученную информацию, работая с несколькими источниками одного или разных видов.
8 баллов: самостоятельное завершение поиска информации означает, что учащийся может определять не только необходимую, но и достаточную информацию для того или иного решения.
Получение информации
1 балл: объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта; демонстрировать владение полученной информацией учащийся может, отвечая на вопросы, предпринимая действия (если возможная ошибка в понимании источника не влечет за собой нарушение техники безопасности) или излагая полученную информацию.
Поиск информации тесно связан с ее первичной обработкой, которая приводит к созданию вторичного информационного источника учащимся (пометки, конспект, цитатник, коллаж и т.п.), поэтому уже в начальной школе дневник проектной деятельности может стать тем документом, в котором фиксируется полученная учеником информация, и, соответственно, объектом оценки. Вместе с тем, возможно, учитель рекомендует фиксировать информацию с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения готовых форм, карточек и т.п. В таком случае эти объекты подвергаются оценке в ходе консультации.
4 балла: свидетельством того, что ученик получил сведения из каких-либо конкретных источников, может являться библиография, тематический каталог с разнообразными пометками учащегося, "закладки", выполненные в Internet Explorer, и т.п.
Обработка информации
Объектом оценки является консультация, а основанием - наблюдение руководителя проекта. Нарастание баллов связано с последовательным усложнением мыслительных операций и действий, а также самостоятельности учащихся. Первая линии критериев оценки связана с критическим осмыслением информации.
1 балл: ученик в ходе консультации воспроизводит полученную им информацию.
2 балла: ученик выделяет те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задает вопросы на понимание.
3 балла: ученик называет несовпадения в предложенных учителем сведениях. Задача учителя состоит в том, что снабдить ученика такой информацией, при этом расхождения могут быть связаны с различными точками зрения по одному и тому же вопросу и т.п.
4 баллов: ученик "держит" рамку проекта, то есть постоянно работает с информацией с точки зрения целей и задач своего проекта, устанавливая при этом как очевидные связи, так и латентные.
5 баллов: ученик указывает на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения, например, задает вопрос об этом учителю или сообщает ему об этом.
6 баллов: ученик привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, например, принадлежность авторов монографий к разным научным школам или необходимые условия протекания эксперимента.
7 баллов: ученик реализовал способ разрешения противоречия или проверки достоверности информации, предложенный учителем, или (8 баллов) такой способ выбран самостоятельно. Эти способы могут быть связаны как с совершением логических операций (например, сравнительный анализ), так и с экспериментальной проверкой (например, апробация предложенного способа).
Вторая линии критериев оценки связана с умением делать выводы на основе полученной информации.
1 балл: сначала принципиально важным является умение учащегося воспроизвести готовый вывод и аргументацию, заимствованные из изученного источника информации.
2 балла: о том, что вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником, свидетельствует то, что он смог привести пример, подтверждающий вывод.
3 балла: ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации. Под идеей подразумеваются любые предложения ученика, связанные с работой над проектом, а не научная идея.
4-5 баллов: ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один новый аргумент в его поддержку. В данном случае речь идет о субъективной новизне, то есть вполне вероятно, что приведенный учеником аргумент (для оценки в 5 баллов - несколько аргументов) известен в науке (культуре), но в изученном источнике информации не приведен.
6 баллов: ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника информации или приведенных самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике, например, выстраивая свою собственную последовательность доказательства или доказывая от противного.
7 баллов: ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (то есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.
8 баллов: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Коммуникация
Письменная презентация
1-2 балл: при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм, в частности, учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом.
3-4 балла: нарастание балов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.
5 баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).
6 баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста. Например, если цель - вовлечь в дискуссию, то соответствующий жанр - проблемная статья или чат на сайте.
7 баллов: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру. Например, он предваряет презентацию своего проекта раздачей зрителям специально разработанной рекламной продукции (листовки).
8 баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель - привлечь внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если же целью является обращение с предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо, отправленное по e-mail, а если цель - продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте.
Устная презентация
Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося), основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
Монологическая речь
Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.
1 балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.
2 балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.
3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление.
4-8 баллов: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.
4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.
5 баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя - руководителя проекта.
6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.
7 баллов: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий, доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.
8 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.
Ответы на вопросы
Во-первых, при оценке учитывается, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во время презентации проекта вопросы необходимого типа могут не прозвучать, тогда, чтобы не лишать учащегося как возможности продемонстрировать умение, так и соответствующего балла, учителю следует задать вопрос самому.
Во-вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.
1 балл: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту.
2 балла: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.
3 балла: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи.
4 балла: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в выступлении.
5-6 баллов: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.
7 баллов: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).
8 баллов: свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы.
Продуктивная коммуникация (работа в группе)
Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной формой работы. В случае, когда реализуются индивидуальные проекты учащихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентаций проектов, которые будут происходить в одном месте и в одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступлений, распределение пространства для размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п.
Первая линия критериев оценки связана с умением соблюдать / выстраивать процедуру группового обсуждения.
1-2 балла: для I и II уровней сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом на I уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, а на II ученики самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения.
3-4 балла: ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Однако для III уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.
5 баллов: ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения.
6 баллов: ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагаются дальнейшие шаги, план действий.
7 баллов: группы учащихся, работающих над проектом, или специально сформированные учителем группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными. Однако во время работы любая группа испытывает затруднения и ход дискуссии приостанавливается или заходит в тупик. При этом возможны два варианта развития групповой работы. 7 баллов присуждаются вне зависимости от того, по какому из них пошла группа. Во-первых, для входа из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы, например, ученики изменяют организацию рабочего пространства в комнате - переставляют стулья, пересаживаются сами; жестко регламентируют оставшееся время работы; изменяют процедуру обсуждения и т.п. Во-вторых, групповое обсуждение может завершиться тем, что ученики резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов.
Если выбор варианта развития работы в группе сделан самостоятельно - 8 баллов.
Вторая линии критериев оценки связана с содержанием коммуникации. Ситуация групповой коммуникации предполагает, что ученики будут обмениваться идеями.
1 балл: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.
2 балла: напомним, что ученики на II уровне самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией, все усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.
3 балла: возможны 2 варианта самоопределения учащихся по отношению к содержанию коммуникации. Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его.
4 баллов: чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга.
5-6 баллов: ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.
7-8 баллов: понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений.
1 Поскольку целенаправленная работа в образовательных учреждениях по формированию ключевых компетентностей учащихся только начинается, не следует на этом этапе жестко связывать возраст учащегося с тем уровнем, на котором он должен находиться, особенно если эта оценка будет связана с выставлением формальной отметки.
2 В начальной школе возможно проведение оценки на основе наблюдения за учащимся во время консультаций.
3 В настоящее время бланк дневника проектной деятельности учащегося находится в стадии разработки.