1.Введение ( 4часа) |
| 1 | 03.09 | | Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение. | Журнал инструктажа по технике безопасности. | Знают основные требования, предъявляемые к учащимся при работе в кабинете физики |
|
| 2 | 05.09 | | Что изучает физика? Наблюдения и опыты | Э.П. диск СД 7 класс | Знают и определяют место физики как науки, различают физические явления и тела, методы изучения физики |
|
| 3 | 10.09 | | Физические величины и их измерение | Измерительные приборы. Тесты Э.П. диск СД 7 класс, Э.Прил. к урокам физики. | Знают понятие «физическая величина», умеют измерять физические величины при помощи простейших физических средств | Сам/р.
|
| 4 | 12.09 | | Л/р. №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | Тесты. Тетрадь для л/р., набор приборов для л. р. | Умеют находить цену деления любого измерительного прибора | Сам/р.
|
2.Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч) |
| 1 | 17.09 | | Строение вещества. Молекулы. | Твердые тела различной формы, жидкость. Модель хаотического движения молекул. Диск | Понятие молекула. Представление о размерах молекул. | |
| 2 | 19.09 | | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | Тетрадь для л/р., набор приборов для л. р. Тесты. | Овладение способом рядов для определения размеров малых тел. Отработка навыка оформления лабораторной работы. | Сам/р. |
| 3 | 24.09 | | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Пузырек с пахнущим веществом, вода разного цвета, марганец. Э.П. диск СД 7 класс | Умение приводить примеры диффузии в окружающем мире, выявлять причины и закономерности этого явления на основе молекулярного строения вещества. |
|
| 4 | 26.09 | | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | кусочки мела, резиновый ластик, свинцовые цилиндры, соль. Э.П. диск СД 7 класс | Умение приводить примеры сил притяжения и отталкивания молекул в природе, технике и быту. | |
| 5 | 01.10 | | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении вещества. | Соль, сахар, твердые тела. Э.П. диск СД 7 класс | Умение объяснять свойства различных состояний вещества на основе молекулярного строения вещества. |
|
3.Взаимодействие тел. (22 ч) |
| 1 | 03.10 |
| Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Тесты. Игрушечное авто. Э.П. диск СД 7 класс | Умение давать определение механического движения по плану изучения физических величин (алгоритму), пройденного пути, траектории. | с/р. |
| 2 | 08.10 | | Скорость, единицы скорости. | Движение игрушечного автомобиля (определить путь, пройденный им за 5 с, найти среднюю скорость движения). Тесты. Э.П. диск СД 7 класс | Умение давать определение скорости, средней скорости по алгоритму; запомнить формулу расчёта скорости, научиться сравнивать скорости различных тел, умение графически изображать скорость, уметь переводить единицы скорости в СИ. | Самостоятельная работа |
| 3 | 10.10 | | Расчёт пути и времени движения. Решение задач. | Сборник задач Перышкин Тесты. Э.П. диск СД 7 класс, Э.Прил. к урокам физики | Формирование умения оформлять и решать задачи на расчёт пути, скорости, времени, средней скорости. | Самостоятельная работа |
| 4 | 15.10 | | Явление инерции. Решение задач. | Желоб, шарик, песок. Тесты. Э.П. диск СД 7 класс, Э.Прил. к урокам физики | Умения выявлять причины изменения скорости тел, приводить примеры проявления инерции в быт, природе, техники. | Самостоятельная работа |
| 5 | 17.10 | | Взаимодействие тел. | Желоб, шарик, песок. Тесты. Э.П. диск СД 7 класс | Умение приводить примеры взаимодействия тел и выявлять результат этого взаимодействия. | Самостоятельная работа |
| 6 | 22.10 | | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Рычажные весы, набор разновесов, твердые тела. Э.П. диск СД 7 класс, Э.Прил. к урокам физики | Формировать умение пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. | |
| 7 | 24.10 | | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | Тетрадь для л/р. набор приборов для л. р. | Закрепление умения пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. Закрепление навыка оформления отчёта по лабораторной работе. | |
| 8 | 29.10 | | Плотность веществ | Тетрадь для л/р., р. набор приборов для л. | Закрепление навыков и умения пользоваться мензуркой, нахождения цены деления, производить запись конечного результата измерения с учётом погрешностей. | |
| 9 | 31.10 | | Решение задач | Сборник задач Перышкин | Умение используя формулы решать задачи | |
| 10 | 12.11 | | Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела». а. | Твёрдые тела одинакового объёма, но разной массы. Сравнение объёмов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на рычажных весах. твёрдые тела одинаковой массы, но разного объёма. Э.П. диск СД 7 класс, Э.Прил. к урокам физики | Усвоение формулы расчёта плотности, умение сравнивать плотности различных веществ по таблицам 3, 4, 5 (с.50), понимать физический смысл плотности. | |
| 11 | 14.11 | | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела». | Тетрадь для л/р., набор приборов для л. р. | Закрепление умения рассчитывать плотность по формуле, умение сравнивать полученное значение плотности с табличным. | |
| 12 | 19.11 | | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | Тесты. Измерение объёма алюминиевого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс. Таблицы плотностей тел. Проверка полученного результата с помощью весов. Э.П. диск СД 7 класс | Закрепление навыков решения задач, применения формул плотности для расчёта массы и объёма тела | |
| 13 | 21.11 | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | Сборник задач Перышкин | Закрепление навыка решения задач с использованием изученных формул: υ = ; s=υ; ρ= | |
| 14 | 26.11 | | Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества». | Тетрадь для к.р. | Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач. | Контрольная работа |
| 15 | 28.11 | | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | металлический шарик, теннисный шарик. Э.П. диск СД 7 класс, Э.Прил. к урокам физики | Умение давать определения понятиям: сила, сила тяжести, явление тяготения. | |
| 16 | 03.12 | | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | Тесты. Прибор для демонстрации видов деформации; колебание тела на пружине. Лабораторный динамометр. Виды деформации. Таблица | Умение приводить действия силы упругости, практического использования закона Гука. Умение графически изображать вес тела. | Самостоятельная работа |
| 17 | 05.12 | | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Динамометр Бакушинского, демонстрационный динамометр. | Умение применять формулу для расчёта силы тяжести, действующей на тело произвольной формы, умение графически изобразить силу тяжести. | |
| 18 | 10.12 | | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Тетрадь для л/р., набор приборов для л. р. | Умение использовать динамометр на практике, закрепление умения оформлять отчёт, находить цену деления шкалы прибора. | |
| 19 | 12.12 | | Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. | Тесты. Динамометр, грузы, весы, брусок, датчик силы | Умение определять направление и модули равнодействующую двух сил для различных случаев. | Самостоятельная работа |
| 20 | 17.12 | | Сила трения. Трение скольжения, трение покоя. | Динамометр, брусок, деревянная доска. | Умение выявлять причины возникновения силы трения. | |
| 21 | 19.12 | | Трение в природе и технике. | Тесты. Шариковые и роликовые подшипники. | Умение приводить проявления сил трения в природе и технике, умение объяснить причины сил трения. | Самостоятельная работа |
| 22 | 24.12 | | Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел». | Тетрадь для к.р. | Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач. | Контрольная работа |
4.Давление твердых тел, газов, жидкостей. (24 ч) |
| 1 | 26.12 | | Давление. Единицы давления. | Кусок, пластилина, проволока, брусок. | Умения: давать определение физической величины «давление», уметь решат задачи, делать перевод единиц давления в СИ. | |
| 2 | 14.01 | | Способы уменьшения и увеличения давления. | Тела разной формы. | Умение решать качественные и количественные задачи на применение формулы p=. | |
| 3 | 16.01 | | Давление газа. | Тесты. Купол воздушного насоса, резиновый шарик. | Умение объяснять давление газа в зависимости от его объёма и температуры (при неизменной массе). | Самостоятельная работа |
| 4 | 21.01 | | Закон Паскаля. | Шар Паскаля. Э.П. диск СД 7 класс | Умение решать качественные и количественные задачи. | |
| 5 | 23.01 | | Расчёт давления на дно и стенки сосуда. | Опыты по рис. 99-103 учебника. Э.П. диск СД 7 класс | Умение решать качественные и количественные задачи. | |
| 6 | 28.01 | | Решение задач. | Тесты. Сборник задач Перышкин | Умение решать расчётные задачи. | Самостоятельная работа |
| 7 | 30.01 | | «Гидростатическое давление». | Гидравлический пресс, таблицы | Умение применять полученные знания при решении задач. | |
| 8 | 04.02 | | Сообщающиеся сосуды. | Сообщающиеся сосуды. Равновесие однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах. Таблица «Шлюзы». | Умение приводить примеры сообщающихся сосудов, уметь обосновывать расположение поверхности жидкости на одном уровне, а жидкостей с разными плотностями – на разных уровнях. | |
| 9 | 06.02 | | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почем существует воздушная оболочка земли. | Стеклянные трубочки на каждого ученика. Опыты с демонстрационной пипеткой Датчик дыхания | Уметь объяснять причину изменения атмосферного давления. | |
| 10 | 11.02 | | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Таблица «Опыт Торричелли», действие присоски. | Умение вычислять атмосферное давление в мм рт.ст. и в Па. | |
| 11 | 13.02 | | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Барометр-анероид, таблица «Схема устройства барометра-анероида». | Умение определять атмосферное давление барометром-анероидом. | |
| 12 | 18.02 | | Решение задач. | Тесты. Сборник задач Перышкин | Умения применить формулу ρ=ρж.gh; измерять атмосферное давление. | Самостоятельная работа |
| 13 | 20.02 | | Манометры. Поршневой жидкостный насос. | Таблица жидкостного манометра. (Демонстрационная таблица, действующая модель манометра). | Умение пользоваться манометрами различного назначения. | |
| 14 | 25.02 | | Гидравлический пресс. | Действие модели гидравлического пресса. | Умение решать задачи на использование формулы . | |
| 15 | 27.02 | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Опыты по рис. 136, 137 учебника. | Умение графически изображать выталкивающую силу, решать задачи на расчёт выталкивающей силы. | |
| 16 | 04.03 | | Архимедова сила. | Ведро Архимеда Э.П. диск СД 7 класс, Э.Прил. к урокам физики | Умение решать задачи на расчет архимедовой силы. | |
| 17 | 06.03 | | Решение задач | Тесты. Сборник задач Перышкин | Умение решать задачи на определение силы Архимеда и на условия плавания тел. | |
| 18 | 11.03 | | Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы» | Тетрадь для л/р., набор приборов для л. р. | Умение выполнять отчёт по лабораторной работе, умение проводить расчёт архимедовой силы. | |
| 19 | 13.03 | | Плавание тел. | Аквариум, деревянный брусок, теннисный мяч, цилиндр. | Уметь применять условия плавания тел при решении задач. | |
| | 18.03 | | Лабораторная работа № 8 «Выяснение условия плавания тел». | Тетрадь для л/р., набор приборов для л. р. | Уметь на практике исследовать условия плавания тел. | |
| 20 | 20.03 | | Решение задач | Тесты. Сборник задач Лукашика | Умение решать задачи на определение силы Архимеда и на условия плавания тел. | Самостоятельная работа |
| 22 | 01.04 | | Плавание судов. Воздухоплавание. | воздушный шарик, Таблица | Водный транспорт – практическая реализация условия плавания тел. | |
| 23 | 03.04 | | Повторение темы «Архимедова сила» | Сборник задач Перышкин | Уметь решать задачи на применение формулы для расчета архимедовой силы, на использование условия плавания тела. | |
| 24 | 08.04 | | Контрольная работа№3 «Архимедова сила». | Тетрадь для к.р. | Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач. | Контрольная работа |
5.Работа и мощность. Энергия. (16 ч) |
| 1 | 10.04 | | Механическая работа. | Динамометр, гири | Уметь решать качественные и количественные задачи по теме. | |
| 2 | 15.04 | | Мощность. Единицы мощности. | Динамометр, секундомер. | Уметь решать качественные и расчётные задачи . | |
| 3 | 17.04 | | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Тесты. Простые механизмы, грузы. | Уметь применять условия равновесия рычага при решении задач. | Самостоятельная работа |
| 4 | 22.04 | | Момент силы. | Простые механизмы | Уметь применять правил моментов при решении задач. | |
| 5 | 24.04 | | Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага». | Тетрадь для л/р., набор приборов для л. р. | Уметь определять выигрыш в силе при работе с ножницами, кусачками и др. инструментами. Уметь оформлять отчёт по лабораторной работе. | |
| 6 | 28.04 | | Применение равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики». | Таблица» Золотое правило механики». | Уметь применить условия равновесия рычага к блоку. | |
| 7 | 06.05 | | Решение задач. | Тесты. Сборник задач Перышкин | Уметь решать задачи качественные и количественные на «Золотое правило» механики. | Самостоятельная работа |
| 8 | 08.05 | | Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД наклонной плоскости» | Тетрадь для л/р., набор приборов для л. р. | Уметь определять КПД наклонной плоскости, уметь составить отчёт о проделанной лабораторной работе. | |
| 9 | 13.05 | | Решение задач. | Тесты. Сборник задач Лукашика | Умение решать задачи на расчёт КПД. | Самостоятельная работа |
-
| 10 | 15.05 | | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. | Опыт по рис. 171 и 172 учебника, датчик расстояния | Уметь определять кинетическую и потенциальную энергию. | |
-
| 11 | 20.05 | | Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | Гиря, шарик, шнур. | Уметь приводить примеры перехода механической энергии одного вида в другой. | |
-
| 12 | 22.05 | | Решение задач. | Тесты. Сборник задач Перышкин | Умение применить полученные знания на практике. | Самостоятельная работа |
-
| 13 | 27.05 | | Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия». | Контрольная работа на 2 варианта в печатном виде. | Умение применить полученные знания на практике. | Контрольная работа |
-
| 14 | 29.05 | | Решение задач. | Тесты. Сборник задач Перышкин | Умение применить полученные знания на практике. | Самостоятельная работа |