Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках естественно-математического цикла»
Развитие функциональной грамотности на уроках физики
Определение доктора психологических и педагогических наук академика Алексея Алексеевича Леонтьева (в статье «Педагогика здравого смысла», 1999 г.): Функциональная грамотность это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). С его точки зрения, человек, который, видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеет выделить главное в прочитанном, сжато изложить содержание текста, составить простую схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.
Много лет ведется экзамен по физике для выпускников в форме ЕГЭ. В КИМах есть текстовые задания достаточно объемные. Их нужно не только вдумчиво прочитать, но понять, выделить главное, а только потом ответить на вопросы. Поэтому выделяют читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности. Задания по функциональной грамотности проверяют не заученный материал по физике и другим школьным предметам , а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. На уроках физики в современной школе нужно развивать естественно научную грамотность учеников, т.е способность занимать активную жизненную позицию, по вопросам связанными с развитием естественных наук, применять на практике их достижения , готовность интересоваться их идеями, что требует от него следующих компетенций:
– научно объяснять явления;
– понимать особенности естественнонаучного исследования;
– научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
При решении задач по физике нужно учитывать следующие контексты
здоровье;
природные ресурсы;
окружающая среда;
опасности и риски;
связь науки и технологий.
Функциональная грамотность -это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это не просто груз знаний, который ребенок не сможет применить на практике. Функциональная грамотность поможет справляться с проблемами в нашей жизни и делать верные умозаключения. Функционально грамотный человек нацелен на результат. Проблема наших школьников — неумение работать с информацией.