Просмотр содержимого документа
«" Атом созидающий и разрушащий" элективный курс (авторская программа)»
Авторская программа элективного курса
«Атом: созидающий и разрушающий»
9 класс
С.С. Феофанова, МБОУ «Хоринская СОШ им. Г.Н. Чиряева, Верхневилюйский район, Республика Саха (Якутия)
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности.
Заинтересовать учащихся, познакомить их с различными видами профессиональной деятельности, помочь в выборе будущей профессии призваны элективные курсы. Элективный курс «Атом: созидающий и разрушающий» ( на фактах применения атомной энергетики и ядерных взрывах на территории страны) рекомендуется проводить в предпрофильном 9 – м классе на второй полугодии.
При разработке данной программы ставились следующие цели и задачи:
Цель
1.Формирование интереса к физике за счет подготовки к успешному усвоению раздела «Использование энергии атомных ядер», расширение знаний на основе регионального компонента.
2.Воспитание уважительного отношения к физике как к науке, помогающей объяснить явления окружающего мира
3.Развитие творческой активности и и познавательного интереса учеников в области атомной физики через экологической культуры.
Задачи
Использование в большем обьеме политехнического материала на развитие мышления
Ознакомить учащихся с многообразием роли атомной физики.
Умение объективно анализировать и оценивать полученные знания.
Учебно – тематический план
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности
Формы
контроля
1
История открытия и теория радиоактивности
4
1/1
Открытие радиоактивности.
1
Работа со справочной книгой: Автобиография физиков.
Тест
1/2
Величие духа великих физиков: Беккерель, Бор. Кюри, Курчатов, Сахаров,Крымский, Шафер, Шадрин, Киренский
1
Доклады учащихся
тест
1/3
Правило смещения, закон радиоактивного распада. Состав излучения и таблица элементарных частиц.
3
Работа со справочной книгой. Решение задач.
тест
2
Значение и действие радиоактивности
9
2/1
Радиоактивность на службе человечества
2
Работа со справочной литературой, газетами
тест
2/2
Развитие ядерной энергетики в нашей стране
2
Вступление учащихся с использованием работ выдающихся физиков нашей страны
тест
2/3
Биологическое действие излучения на живые организмы. Защита от радиоактивных излучений.
2
Вступление учащихся с использованием работ местных ученых : Шадрин – прибор; практическая работа по замеру радиоактивного излучения.
Атомное оружие – угроза существованию человечества
1
Работа со справочной литературой, газетами . Показ слайд.
тест
3
Радиоактивность и экология
3
3/1
Проблемы захоронения ядерных отходов, подземные ядерные взрывы, падение ступеней ракет на территорию РС(Я)
2
Работа со справочной литературой, газетами .
Сообщения учащихся
3/2
Экологические задачи
1
Творческие задания по составлению задач
тест
4
Заключение
2
4/1
НПК «Подземные ядерные взрывы на территории РС(Я)»
2
Практическая работа
Проекты , презентации
Полученные знания и умения оцениваются по результатам практических занятий: при решении задач, измерении радиоактивных излучений и их анализе , составлении задач, при участии на конференции.
Содержание программы
История открытия и теория радиоактивности – 5ч
- исторический факт открытия радиоактивности А.А.Беккерелем
- изучение работ Кюри (о Нобелевской премии); Курчатова; Бора; наряду с этим ознакомление с именами ведущих физиков – ядерщиков нашей республики Крымского, Шафера, Шадрина, Киренского. Объяснение «Правило смещения», Закон радиоактивного распада, знакомство с элементарными чатицами.
2. Значение и действие радиоактивности – 9ч
- Решение задач «Правило смещения», « Закон радиоактивного распада»
- Мирное применение - Развитие ядерной энергетики: атомные электростанции ; о применении ядерных реакторов; об атомных ледоколах; подводных лодках;