Просмотр содержимого документа
«Занимательный вечер по физике «Тайны световых лучей»»
Занимательный вечер по физике
«Тайны световых лучей»
Бургу Николай Амвросиевич,
преподаватель физики высшей квалификационной категории
МБОУ Ишунский УВК
Красноперекопский район
Республики Крым
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к занимательному вечеру по физике
«Тайны световых лучей»
Целевая аудитория:учащиеся среднего и старшего звена.
Цели:
в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках;
показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить;
выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.
Рекомендации по использованию ресурса
При проведении внеклассных мероприятий по физике, или итоговых занятии в изучении соответствующей темы можно использовать презентацию.
При подготовке и во время проведения вечера, а также при обсуждении его итогов решается целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач, как например, расширить и углубить знания, показать разнообразие использование физических знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти к научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике, научить его работать самостоятельно.
Подготовка вечера осуществляется по трем направлениям:
- составление команд и выбор капитанов, подбор жюри, а также назначение ведущего и его помощников;
- разработка программы и содержание вечера в соответствии с целевыми установками;
- подготовка команд и болельщиков.
В состав жюри можно включать старшеклассников, учителей других предметов, библиотекаря, родителей, выпускников школы, обучающихся в вузах.
Каждый конкурс комментирует один из членов жюри, который не только объявляет баллы как результат участия в конкурсах, но и комментирует принятые решения.
Руководит вечером только учитель физики.
Вечер посвящается всем, кто помог людям проще и легче договориться и понять друг друга – другими словами можно сказать, что он посвящается телеграфистам, работникам радио и телевидения, оператором мобильной связи, телефонистам, инженерам и ученым.
Члены команд и зрители в процессе подготовки и проведения вечера знакомятся с историей развития средств связи.
Техническое и программное обеспечение
ПК, видеопроектор, экран, программа MS PowerPoint-2010.
Раскрытие темы конкурса
Оптика в средней школе – один из разделов с большим научным, воспитательным и политехническим значением. Этому в большей мере способствует необыкновенное разнообразие оптических явлении, их большое значение в жизни людей, доступность многих опытов и успехи оптической промышленности.
Опираясь на сказанное, определим содержание конкурсных заданий данного вечера. О каких тайнах света будет идти речь?
Нас окружают редкие и повседневные оптические явления, которые становятся загадочными именно потому, что мы или затрудняемся объяснить их причины, или просто не задумываемся над ними, например: почему возникают радужные полосы на тонкой масленой пленке, плавающей на воде, и как меняется цвет полос, если ветер уменьшает толщину пленки? Почему возникают миражи и можно ли их соблюдать в наших средних широтах? Как объяснить цвет небо, и каким оно будет, если планета потеряет атмосферу?
Мы живем в удивительном мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению.
У человека бинокулярное зрение, благодаря чему он видит предметы объемно.
При ответе на вопросы учащимся потребуется знание программного материала.
Программа
Первое отделение
1.Разминка «Зрительные ощущения»
2.Конкурс художников
3.Конкурс «Любители чудес»
Второе отделение
4.Конкурс «Зеркала и наши профессии»
5.Конкурс «Поэзия красок»
6.Конкурс капитанов «Кто как смотрит и кто что видит»
В предлагаемой программе реализованы задачи, стоящие перед преподаванием оптики в средней школе.
1.Разминка «Зрительные ощущения»
Вопросы первой команды
1.Почему прозрачно промасленная бумага, если сливочное масло и сама бумага непрозрачны?
2.В каждой квартире есть зеркала, создающие мнимые отражения двух видов: отражения от стекла с зеркальным покрытием, непрозрачные для света, и от одностороннего зеракала, сквозь которые можно видеть предмет в одном напрвлении, а в другом они отражают свет, как обычные зеркала. Объясните, почему односторонние зеркала создают мнимые отражения?
Вопросы второй команды
1.Тонкий слой воды прозрачен. Почему темнеет след , когда идешь по песчанному берегу вдоль воды?
2.На берегу озеро стоит дом. Фотографирует сначала дом, а затем отражение в озере. Можно ли различить фотографии?
2.Конкурс художников
Шести художникам (по три от каждой команды) надо найти изображение светящейся точки 0в оптической системе, состоящей из плосковогнутой линзы и плоского зеркала. Для этого на классной доске надо нарисовать чертежи. Основное условие конкурса – коллективный труд. Работа распределяется следующим образом: первый участник находит изображение точечного источника света после прохождения лучей через рассеивающую линзу, второй – строит мнимое изображение в плоском зеркале, а третий – показывает ход лучей после их вторичного преломления в рассеивающей линзе.
Успешная работа каждого ученика оценивается одним баллом.
3.Конкурс «Любители чудес»
Рекомендации первой команде к фокусу «Отражение в прозрачном стекле»
(Проведение опыта)
Рекомендации второй команде к фокусу «Иллюзия переноса предметов при помощи параболических вогнутых зеркал»
После просмотра этих фокусов команды соперников объясняют их. Жюри оценивают работу обеих команд: два балла – опыт, два балла – его объяснение.
4.Конкурс «Зеркала и наши профессии»
Участникам этого конкурса надо рассказать о роли различных зеркал врача- окулиста, стоматолога и водителя автобуса (конкурс должен предварительно готовиться дома)
5.Конкурс «Поэзия красок»
В данном конкурсе исполнители (четыре ученика от каждой команды получает три задания)
Еще Ньютон составил перечень основных цветов спектра, которые иногда рекомендуют запомнить с помощью знаменитой фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Естественно, что эта фраза далеко не единственный вариант для запоминания последовательности расположения цветов в спектре. Составьте еще подобные фразы.
Кроме семи основных светов, дисперсионном спектре содержатся переходные, дополнительные, цвета. В русском языке можно найти много слов для их названии, и связаны они с названиями многих растении, например васильковый, вишневый, розовый, а иногда – с названием драгоценных камней, например рубиновый (кроваво-красный), изумрудный (густо-зеленый), аквамариновый (цвет морской волны), бирюзовый (голубовато-зеленый). Запишите все известные вам названия оттенков одного цвета.
Ныне известно трехцветное природа зрения. На ней основана воспроизведение цветов в кино, телевидении, цветной фотографии и полиграфии. Методы количественного измерения цветов также базируются на существование трех цветов: красного, зеленого и синего. Создайте новые цвета.
6.Конкурс капитанов «Кто как смотрит и кто что видит»
В данном конкурсе капитанам обеих команд задается три вопроса.
Почему люди утверждают, что заяц косой?
Как видят глубоководные рыбы, живущие в вечной темноте?
Нарисуйте изображение своего противника в выпуклом зеркале.