Урок.
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КВАРТИРЕ.
Цели урока.
Образовательные: 1. Раскрыть вопрос: где подстерегает опасность для человека в современной квартире . 2. Сформулировать пути решения проблемы экономии электроэнергии для семьи.
Развивающие: 1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умений работать с научной информацией, анализировать, сравнивать, излагать свою точку зрения. Создание инструкции и буклета по электробезопасности.
Воспитательные: 1. Формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат, чувства ответственности при эксплуатации электроприборов.
Оборудование: компьютер, плакаты по энергосбережению, оформленный учащимися, выставка энергосберегающих бытовых приборов, раздаточный материал для учащихся, сообщения к уроку.
Мотивация на учебно-познавательную деятельность.
Вступительное слово учителя:
Ребята, в 2009 году Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Целями введения закона является повышение энергетической эффективности и стимулирование энергосбережения в Российской Федерации.
Например, большие потери происходят в процессе передачи электричества по российским электросетям – самым протяженным в мире (более 2 млн. км). Из-за высокой степени износа и медленной модернизации технологий, только в сетях общего пользования они достигают 12%.
Эта цифра почти в два раза превышает среднемировой показатель.
Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов.
Постановка проблемы: учащиеся в ходе обсуждения информации, вступительных слов учителя, презентации, формулируют проблему и цели урока.
Проблема: Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можем ли мы внести свой вклад в решение проблемы? Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта? Какую технику безопасности нужно соблюдать при эксплуатации электроприборов?
-Давайте, пройдёмся по квартире среднестатистического жителя нашей страны, какие электроприборы, мы увидим там?
-электроосвещение;
-телевизор;
-компьютер;
-микроволновую печь;
-миксер;
-холодильник;
-фен;
-утюг;
-стиральную машину;
-электробритву
и т.п.
Учитель.
-Известно, что электролампы накаливания в световую энергию превращают лишь крайне малую долю потребляемого электричества - 20%, в тепловую- 80%. По технике безопасности дотрагиваться и менять сгоревшие лампы сразу нельзя, можно обжечься!
Какие новые технические и технологические решения, позволяют существенно, в несколько раз (до десятков раз!) уменьшить удельный расход энергии?
Уч-ся.
- Нужно заменять лампочки на экономные (люминесцентные, светодиодные, энергосберегающие).
Учитель:
- Правильно, будучи в 10 раз дороже обычных, они расходуют в 5 раз меньше энергии и служат в 10 раз дольше - до полутора лет непрерывного свечения. Они миниатюрны ,отличаются практическим отсутствием нагрева и очень приятным «тембром» света без слепящего эффекта раскаленной нити.
Уч-ся.
-Уменьшить расход энергии можно не только за счет новых технических средств, но и путём элементарной экономии энергии, т.е. если следить за своевременным выключением лампочек.
Учитель.
-Ребята, а знаете ли вы, что необходимо утилизировать лампы, которые отслужили свой срок? Газ, которым наполняют лампы, может нанести вред здоровью человека. Способов правильной утилизации люминесцентных ламп немного, но они есть:
Так, в Белгороде создано предприятие, которое занимается их переработкой. Можно заключить договор со специализированными организациями. Наша школа имеет договор с управлением образования администрации Яковлевского района на сбор и утилизацию вышедших из строя ламп. Помните: сдавая энергосберегающие лампы в переработку, вы не только заботитесь о своем здоровье и здоровье окружающих, но и помогаете природе. На получение ртути, стекла и алюминия из отходов требуется гораздо меньше энергии, чистой воды и воздуха, чем на их производство из первичного минерального сырья.
Сообщение уч-ся об энергосберегающих лампах.
Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трёх «Э»: экономика, энергетика, экология. Энергосберегающие лампы соответствуют всем трём «Э».
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ЛАМПЫ (или иначе, компактные люминесцентные лампы) обладают рядом преимуществ перед обычными лампами накаливания:
• экономичность. Потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, что имеет особенное значение для масштабных организаций: школ, гостиниц, аэропортов, торговых центров. Экономия выливается в десятки тысяч рублей в год;
• долговечность. Срок службы в 8-12 раз больше, чем у ламп накаливания, соответственно, менять такие лампы придётся во столько же раз реже; Срок эксплуатации простой лампы накаливания составляет 1000 часов, галогенной - до 2000 часов.
• высокая цветопередача и светоотдача (в 5-7 раз больше, поэтому одна 20-ваттная энергосберегающая лампочка заменяет традиционную лампу накаливания в 100 Вт), ровный свет без раздражающего мерцания, что значительно снижает усталость глаз;
• при работе практически не нагреваются, поэтому они могут работать в постоянном режиме в местах, где требуется освещение на протяжении всех суток (коридоры производственных помещений, аварийное, дежурное освещение и т.д.);
• пожаро- и электробезопасность. Ток, протекающий через электропроводку и установочные элементы, примерно в 5 раз меньше, чем для обычных ламп. В результате, электропроводка, патроны и другие элементы меньше разогреваются и разрушаются.
При этом полная замена ламп накаливания на энергосберегающие позволит снизить выбросы углекислого газа на 80%
-Давайте продолжим путешествие по квартире. Для чего ы используете микроволновую печь? Каковы меры безопасности нужно соблюдать при её эксплуатации?
Уч-ся.
-Микроволновая печь существенно облегчила жизнь человеку, по нажатию кнопки включается в сеть, не требует больших умственных способностей. Подогрев и приготовление пищи осуществляется быстро.
Учитель.
-Приготовление пищи происходит на молекулярном уровне. При эксплуатации микроволновой печи нужно соблюдать ТБ. Так, желательно удаляться на безопасное расстояние до 1,5 метров, не включать пустую печь, пользоваться специальной посудой.
Ребята, вы обратили внимание на провод исходящий от микроволновой печи? Действительно, он достаточно прочный и имеет большое сечение! Это свидетельствует о том, что ток, протекающий по цепи не безопасен! Можно ли и в этом случае сэкономить энергию?
Уч-ся.
-Да. Продукты из морозильника можно доставать заранее и оттаивать без нагрева в микроволновке. Пищу подогревать, не доводя её до кипения.
Учитель.
- ребята, в рамках урока мы конечно не сможем обсудить ТБ при эксплуатации всех электроприборов, которыми наполнены современные квартиры. Существуют общие требования безопасности при эксплуатации электроприборов.
Работа в группах.
ПРОЕКТ. СОЗДАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ.
Каждая группа работает над разработкой:
Общих правил
ТБ перед работой
ТБ во время работы
Тб в аварийных ситуациях
ТБ по окончании работы.
Групповая работа обобщается и создаётся единая инструкция по технике безопасности
при работе с бытовыми электроприборами (холодильник, стиральная машина, электрочайник, швейная машина, кухонный комбайн, мясорубка и т.п.)
ИНСТРУКЦИЯ.
1. К работе с электробытовыми приборами допускаются лица прошедшие инструктаж по правилам их безопасной эксплуатации.
2.Приступивший к работе, должен знать инструкцию по эксплуатации каждого прибора.
3. Травмоопасность :
-при включении электробытовых приборов в сеть
-при выключении их из электросети
-при работе с неисправными приборами
-при несоблюдении инструкции по их эксплуатации.
4. Включать электробытовые приборы в сеть в соответствии с потребляемым напряжением, согласно прилагаемым к приборам инструкций.
5. Соблюдать личную гигиену и чистоту рабочего места.
6. Не включать не загруженные приборы в сеть.
Требования безопасности перед работой
1. Проверить исправность гибкого электрошнура, вилки, подводящих кабелей
2. Очистить прибор от пыли сухой чистой тканью.
3. Проверить исправность электрической розетки.
Требования безопасности во время работы
1. Загрузить прибор в соответствии с требованиями инструкций
2. Вытереть насухо руки, включить электробытовой прибор в сеть.
3. Не оставлять включенный прибор без присмотра.
4. Включить приточно-вытяжную вентиляцию.
5. Не допускать к работе с электробытовыми приборами посторонних лиц.
6. Электробытовые приборы должны устанавливаться на устойчивую огнестойкую, диэлектрическую подставку.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. В случае возгорания, короткого замыкания отключить сухими руками электробытовой прибор из электросети, сообщить об этом администрации, завхозу, электрику (дома- родителям)
2. О случаях травматизма сообщить администрации (дома-родителям).
3. При пожаре сообщить администрации и службе_01, принять меры к его тушению.
Требования безопасности по окончании работы
1. Отключить прибор от электросети, не дергать за электрошнур.
2. После полной остановки электродвигателя произвести очистку прибора.
3. Не допускать падения электробытовых приборов.
4. Не допускать воздействия на подводящие кабели, электрошнуры горячих жидкостей, падения тяжёлых предметов.
5. Не допускать очистку холодильника от наледи острыми предметами.
6. О всех недостатках, отмеченных в работе электробытовых приборов, сообщить администрации, завхозу, или электрику (дома –родителям).
Итог урока.
Учитель:
- Энергосбережение и соблюдение ТБ при эксплуатации электроприборов — это, прежде всего, вопрос культуры и сознания. Как вы считаете, почему эти проблемы возникли только в последние годы?
Ученики
- Так как в современном мире растёт число бытовой техники, которая вытесняет механический труд, при её эксплуатации возникает проблема знания ТБ при правильной эксплуатации приборов во избежания электротравм, пожара.
Учитель:
- Ребята, я хочу предложить вам дома подготовить сообщения, презентации, сделать рисунки, приготовить буклеты, в которых вы расскажете о ТБ при эксплуатации таких приборов, как:
Телевизор
Компьютер
Стиральная машина и т.п.
По результатам д\з сделаем выставку работ.
Рефлексия.
-Как показывает статистика большинство травм на производстве, дома, в школах связано с электричеством. Происходит это и по невнимательности человека, и из-за ошибок при подготовке рабочих мест, и из-за недостаточного контроля .
Давайте ещё раз, используя плакаты, представленные в классе, восполним «пробел» в знаниях по электробезопасности.
Работа учащихся.
Используемая литература.
1.Интернет. http://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/166/151656/
2. http://yandex.ru/search/?text=%D0%B1
3. ёhttp://конкурс.net/?yclid=5920959446098311448
4.Памятка к микроволновой печи, телевизору, компьютеру
МБОУ «Кустовская СОШ Яковлевского района
Белгородской области»
Внеклассное мероприятие.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КВАРТИРЕ
Подготовила
Учитель физики
Топоркова О.М.
с. Кустовое