kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великим физикам посвящается.Интеллектуальная игра по физике в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делюсь восхищением красотой Физики-науки, возникшей в незапамятные времена и ставшей сегодня мощной научной индустрией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Великим физикам посвящается.Интеллектуальная игра по физике в 11 классе»

Кто ОН?  Великим физикам посвящается.  Интеллектуальная игра по физике в 11 классе  Глава «Квантовая физика» Учитель физики: Шмонова Татьяна Михайловна г. Саров, Нижегородская область Лицей №3

Кто ОН? Великим физикам посвящается. Интеллектуальная игра по физике в 11 классе

Глава «Квантовая физика»

Учитель физики: Шмонова Татьяна Михайловна

г. Саров, Нижегородская область

Лицей №3

1 тур.  Откуда взялся «ОН»

1 тур. Откуда взялся «ОН»

  • Даже случайные свидетели профессионального разговора физиков могут заметить, что разговор пестрит словами, оканчивающимися на «ОН»
Протон, электрон, нейтрон, фотон, фонон, магнон  1.  Какая заряженная частица является носителем электрического заряда?

Протон, электрон, нейтрон, фотон, фонон, магнон

1. Какая заряженная частица является носителем электрического заряда?

Георг Джонстон Стони, Томсон, Эрнест Резерфорд, Дж. Чедвик

Георг Джонстон Стони, Томсон, Эрнест Резерфорд, Дж. Чедвик

  • 2. Кто первым предложил название и постулировал о существовании «определенного количества электричества», которое удобно назвать электроном?
Эйнштейн-Резерфорд, Эйнштейн-Чедвик, Резерфорд- Чедвик

Эйнштейн-Резерфорд, Эйнштейн-Чедвик, Резерфорд- Чедвик

  • 3. Кто предсказал существование и назвал, и кто открыл нейтрон?
4.  Как назвал Эрнест Резерфорд на собрании Британской ассоциации в 1920 году протоны? … состоящие из водородных ядер, …входящие в состав нуклонов, … состоящие из кварков

4. Как назвал Эрнест Резерфорд на собрании Британской ассоциации в 1920 году протоны?

… состоящие из водородных ядер, …входящие в состав нуклонов, … состоящие из кварков

Эйнштейн, Льюис, Резерфорд, Томсон, Стони

Эйнштейн, Льюис, Резерфорд, Томсон, Стони

  • 5. Кем введен термин «фотон»?
электрон, фотон, протон, нейтрон 6.  Какая частица означает «первый»?

электрон, фотон, протон, нейтрон

6. Какая частица означает «первый»?

7.  Что такое фонон?   квант электромагнитных волн, частица электромагнитного поля, квант энергии звуковых волн в кристалле, квант энергии пучка света в кристалле

7. Что такое фонон?

квант электромагнитных волн, частица электромагнитного поля, квант энергии звуковых волн в кристалле, квант энергии пучка света в кристалле

Я.И.Френкель, А. Эйнштейн, И.Е.Тамм, Э. Резерфорд

Я.И.Френкель, А. Эйнштейн, И.Е.Тамм, Э. Резерфорд

  • 8. Кто дал ему (фонону) такое название?
2 тур. Эрудит

2 тур. Эрудит

  • 1.Кто больше всех перечислит название элементарных частиц или состояние частиц, взаимодействующих с другими частицами или излучением, оканчивающиеся на «он»?
Возможные варианты ответов мезон, гиперон, экситон, фотон, полярон, магнон, плазмон, вакансион, электрон, мю-мезон, …

Возможные варианты ответов

мезон, гиперон, экситон, фотон, полярон, магнон, плазмон, вакансион, электрон, мю-мезон, …

3 тур.  Микроистории. Кто ОН? Однажды коллега-физик зашел в кабинет к НЕМУ и к своему удивлению увидел подкову, прибитую к двери: «Профессор, неужели Вы верите в это?» «Нет, конечно, -спокойно отвечал ОН, - но говорят, подкова помогает и тем, кто в нее не верит…»

3 тур. Микроистории. Кто ОН?

  • Однажды коллега-физик зашел в кабинет к НЕМУ и к своему удивлению увидел подкову, прибитую к двери: «Профессор, неужели Вы верите в это?»

«Нет, конечно, -спокойно отвечал ОН, - но говорят, подкова помогает и тем, кто в нее не верит…»

Возможные варианты ответов:   В.Вайскопф, Нильс Бор, Антуан Анри Беккерель, Д.И.Менделеев

Возможные варианты ответов: В.Вайскопф, Нильс Бор, Антуан Анри Беккерель, Д.И.Менделеев

Ампер, Лоренц, Льоцци, Франк  2.  Великий Лаплас присутствовал на заседании Парижской Академии наук 18 сентября 1820 года, когда ОН впервые продемонстрировал электродинамическое взаимодействие токов – при пропускании тока по двум проводникам они взаимно смещались. Рассказывают, что после окончания лекции, когда полная впечатлений публика уже расходилась, Лаплас остановился в дверях, дожидаясь Даниэля Колладона, ассистировавшего ЕМУ. Когда тот приблизился, Лаплас, отличавшийся малоприятном характером и подозрительностью, хлопнул Колладона по плечу и, пристально смотря ему в глаза, сказал: «А теперь, молодой человек, признайтесь! Ведь это вы подталкивали провод.»

Ампер, Лоренц, Льоцци, Франк

  • 2.

Великий Лаплас присутствовал на заседании Парижской Академии наук 18 сентября 1820 года, когда ОН впервые продемонстрировал электродинамическое взаимодействие токов – при пропускании тока по двум проводникам они взаимно смещались. Рассказывают, что после окончания лекции, когда полная впечатлений публика уже расходилась, Лаплас остановился в дверях, дожидаясь Даниэля Колладона, ассистировавшего ЕМУ. Когда тот приблизился, Лаплас, отличавшийся малоприятном характером и подозрительностью, хлопнул Колладона по плечу и, пристально смотря ему в глаза, сказал: «А теперь, молодой человек, признайтесь! Ведь это вы подталкивали провод.»

В.П.Демков, И.К.Кикоин, А.В.Перышкин, А.А.Пинский, О.Ф.Кабардин  3. Это происходило в конце 20-х годов в Ленинграде. Киностудии вместе с группой физиков было поручено сделать научно-популярный фильм о физике. В группе физиков был и ОН, тогда еще – молодой сотрудник Физико-технического рентгеновского института. По сценарию надо было отснять опыт с отталкиванием одноименных зарядов. На репетиции взяли целлулоидный шарик, поднесли к нему наэлектризованную эбонитовую палочку-шарик исправно оттолкнулся. После этого приступили к съемке. Мотор, камера… подносят палочку к шарику-никакого эффекта .Тогда сценарий немного изменили. Лаборантка держала шарик на ниточке, подносила к нему палочку, а рядом стоял ОН и незаметно подталкивал шарик. Съемка прошла блестяще. Самое интересное, когда готовый фильм показали специалистам-физикам, предупредив их, что половина опытов-поддельные, они все назвали поддельными как раз настоящие опыты. В подделанных опытах все было «как надо», и они сомнений не вызывали .

В.П.Демков, И.К.Кикоин, А.В.Перышкин, А.А.Пинский, О.Ф.Кабардин

  • 3.

Это происходило в конце 20-х годов в Ленинграде. Киностудии вместе с группой физиков было поручено сделать научно-популярный фильм о физике. В группе физиков был и ОН, тогда еще – молодой сотрудник Физико-технического рентгеновского института. По сценарию надо было отснять опыт с отталкиванием одноименных зарядов. На репетиции взяли целлулоидный шарик, поднесли к нему наэлектризованную эбонитовую палочку-шарик исправно оттолкнулся. После этого приступили к съемке. Мотор, камера… подносят палочку к шарику-никакого эффекта .Тогда сценарий немного изменили. Лаборантка держала шарик на ниточке, подносила к нему палочку, а рядом стоял ОН и незаметно подталкивал шарик. Съемка прошла блестяще. Самое интересное, когда готовый фильм показали специалистам-физикам, предупредив их, что половина опытов-поддельные, они все назвали поддельными как раз настоящие опыты. В подделанных опытах все было «как надо», и они сомнений не вызывали .

Дополнительный вопрос.   Почему же не получился такой простой « настоящий » опыт? Дело в том, что в те годы для освещения при съемке применялись мощные дуговые лампы, испускающие ультрафиолетовые лучи, которые, ионизируя воздух, делают его проводящим ток. Понятно, что как только были включены лампы, заряды с шарика и палочки быстро стекли через проводящий воздух.)

Дополнительный вопрос. Почему же не получился такой простой « настоящий » опыт?

Дело в том, что в те годы для освещения при съемке применялись мощные дуговые лампы, испускающие ультрафиолетовые лучи, которые, ионизируя воздух, делают его проводящим ток. Понятно, что как только были включены лампы, заряды с шарика и палочки быстро стекли через проводящий воздух.)

4 тур.  ОН предложил… наблюдал…назвал…обнаружил…подтвердил … 1. Кто предложил протонно-нейтронную модель ядра?

4 тур. ОН предложил… наблюдал…назвал…обнаружил…подтвердил

1. Кто предложил протонно-нейтронную модель ядра?

2
  • 2

Кто наблюдал в камере Вильсона треки ядер азота, испытавших столкновения с бериллиевым излучением? Какая частица была открыта?

Комптона, 1923; Фарадея 3. Как называется эффект, в котором электромагнитные волны, в особенности короткие (например, рентгеновские лучи) способны проявлять себя подобно пучку неких корпускул?

Комптона, 1923; Фарадея

  • 3.

Как называется эффект, в котором электромагнитные волны, в особенности короткие (например, рентгеновские лучи) способны проявлять себя подобно пучку неких корпускул?

К.Дэвиссон и Л.Джермер, Г.Томсон, П.С.Тартаковский-1927 год; В.А.Фабрикан-1949 4. Кто обнаружил на фотопленке, служащей экраном, характерные для волн дифракционные кольца?

К.Дэвиссон и Л.Джермер, Г.Томсон, П.С.Тартаковский-1927 год; В.А.Фабрикан-1949

  • 4.

Кто обнаружил на фотопленке, служащей экраном, характерные для волн дифракционные кольца?

5.  Какой эксперимент подтвердил гипотезу де-Бройля: дуализм на все микрообъекты, т.е. с каждым из них связывать, с одной стороны, корпускулярные характеристики (энергию и импульс), а с другой стороны, волновые (частота, длина)? дифракция электронов, спектр бегущего в кристалле возбуждения

5. Какой эксперимент подтвердил гипотезу де-Бройля: дуализм на все микрообъекты, т.е. с каждым из них связывать, с одной стороны, корпускулярные характеристики (энергию и импульс), а с другой стороны, волновые (частота, длина)?

дифракция электронов, спектр бегущего в кристалле возбуждения

Я.И. Френкель, Р.Пайерс, Н.Мотт, Д.Слетер, Д.Теллер, Д.Франк 6. Кто в статье «О превращении света в тепло в твердых телах» (1931 год) впервые употребил термин «экситон»?

Я.И. Френкель, Р.Пайерс, Н.Мотт, Д.Слетер, Д.Теллер, Д.Франк

  • 6.

Кто в статье «О превращении света в тепло в твердых телах» (1931 год) впервые употребил термин «экситон»?

Слетера и Шокли, Ванье и Теллера, Мотта и Пайерлса, Ванье и Мотта 7. Физики условились экситоны, которым соответствует слабое возбуждение атома, называть экситонами Френкеля, а экситоны при больших возбуждениях- экситонами …, развивших идеи Якова Ильича.

Слетера и Шокли, Ванье и Теллера, Мотта и Пайерлса, Ванье и Мотта

  • 7.

Физики условились экситоны, которым соответствует слабое возбуждение атома, называть экситонами Френкеля, а экситоны при больших возбуждениях- экситонами …, развивших идеи Якова Ильича.

5тур.  Кому принадлежат слова? 1. В оптике в течение столетия слишком пренебрегали корпускулярным способом рассмотрения по сравнению с волновым. Не делалась ли в теории материи обратная ошибка? Не думали ли мы слишком много о картине «частиц и не пренебрегали ли чрезмерно картиной «волн»?

5тур. Кому принадлежат слова?

  • 1.

В оптике в течение столетия слишком пренебрегали корпускулярным способом рассмотрения по сравнению с волновым. Не делалась ли в теории материи обратная ошибка? Не думали ли мы слишком много о картине «частиц и не пренебрегали ли чрезмерно картиной «волн»?

2.
  • 2.

Мы очень просто и легко употребляем слово «электрон». Но мы не в состоянии дать никакого определенного образа электрона и не можем сказать, что, собственно, мы понимаем под этим словом. Мы пользуемся различными образами, но мы знаем, что ни одно из этих описаний не является точным.

Советский академик В.А.Фок, французский физик Луи де-Бройль, А.Ф.Иоффе 3. … у атомных объектов в одних условиях выступают на передний план волновые свойства, а в других-корпускулярные свойства; возможны и такие условия, когда те и другие свойства выступают хотя и не резко, но одновременно. Можно сказать, что для атомного объекта существует потенциальная возможность проявлять себя в зависимости от внешних условий либо как частица, либо как волна, либо промежуточным образом. Именно в этой потенциальной возможности различных проявлений свойств, присущих микрообъекту, и состоит дуализм волна-частица.

Советский академик В.А.Фок, французский физик Луи де-Бройль, А.Ф.Иоффе

  • 3.

у атомных объектов в одних условиях выступают на передний план волновые свойства, а в других-корпускулярные свойства; возможны и такие условия, когда те и другие свойства выступают хотя и не резко, но одновременно. Можно сказать, что для атомного объекта существует потенциальная возможность проявлять себя в зависимости от внешних условий либо как частица, либо как волна, либо промежуточным образом. Именно в этой потенциальной возможности различных проявлений свойств, присущих микрообъекту, и состоит дуализм волна-частица.

И.В.Курчатов, Д.В.Скобельцын, Е.Ф.Гросс 4. Я никогда не забуду, как несколько молодых физиков-экспериментаторов физтеха, в числе которых был и я, решили проверить на опыте, существуют ли в действительности экситоны Френкеля. После серии опытов, давших положительные результаты, я как-то встретил в коридоре института Якова Ильича. Я сказал ему: «Мы обнаружили новые явления. Кажется, ваш экситон можно считать экспериментально доказанным». Френкель выразительно взмахнул руками: «Что вы говорите! Это поразительно! Приду к вам в лабораторию. Сейчас не могу. Спешу на лекцию в Политехнический».

И.В.Курчатов, Д.В.Скобельцын, Е.Ф.Гросс

  • 4.

Я никогда не забуду, как несколько молодых физиков-экспериментаторов физтеха, в числе которых был и я, решили проверить на опыте, существуют ли в действительности экситоны Френкеля. После серии опытов, давших положительные результаты, я как-то встретил в коридоре института Якова Ильича. Я сказал ему: «Мы обнаружили новые явления. Кажется, ваш экситон можно считать экспериментально доказанным». Френкель выразительно взмахнул руками: «Что вы говорите! Это поразительно! Приду к вам в лабораторию. Сейчас не могу. Спешу на лекцию в Политехнический».

Дополнительно

Дополнительно

  • «Он не смог уже прийти, -добавил Е.Ф.Гросс, -скоро Я.И.Фрнкель умер. Я шел и думал о том, как радовался бы ОН, придя к нам в лабораторию и слушая объяснения опытов, подтвердивших существование его экситонов».
Спасибо за знания, которые они до нас донесли.

Спасибо за знания, которые они до нас донесли.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Великим физикам посвящается.Интеллектуальная игра по физике в 11 классе

Автор: Шмонова Татьяна Михайловна

Дата: 27.03.2018

Номер свидетельства: 463758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства