МБОУ « Усть-Калманская СОШ»
Сценарий внеклассного мероприятия по физике для 9-11 классов
«С физикой и в шутку, и всерьез!»
Разработала- учитель физики
высшей квалификационной категории
Рогова Е.А
2016 год
Цель внеклассного мероприятия – в яркой, увлекательной форме расширить и углубить знания учащихся по предмету, показать, как эти знания широко используются в быту, технике, развивать мыслительную и практическую деятельность детей, пробудить стремление познавать, проявлять инициативу, творчество, самостоятельность,дать возможность учащимся сравнить уровень своих знаний, показать умение быстро и эффективно мыслить, понятно излагать мысли, воспитывать чувство уважения к оппонентам.
Ход мероприятия:
1 Ведущий
Когда-то Лобачевский думал,
кутаясь в пальто:
Как мир прямолинеен
Видно что-то здесь не то!
Но он вгляделся пристальней
в безоблачную высь
и там все параллельные его пересеклись!
Все известно вокруг,
Тем не менее,
На Земле еще много того,
Что достойно, поверь, изумления
И твоего, и моего.
Удивляйтесь росе,
Удивляйтесь цветам
удивляйтесь упругости стали,
Удивляйтесь тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали ( Слайд №1)
2 Ведущий
Уважаемые друзья! Сегодня вы присутствуете на игре « С физикой и в шутку, и всерьез!». Давайте вспомним явления природы, объясним некоторые из них, опираясь на ваши знания!
« Радость видеть и понимать- это самый прекрасный дар природы» говорил Альберт Эйнштейн.
Каждый в зале может сказать, что ему знаком школьный предмет – физика. И сегодня мы продолжим разговор об этом предмете. Среди нас – лучшие физики ! Те, которые смекалисты, быстро соображают, любознательны, живущие весело и дружно.
Команды, на сцену!
Я желаю вам ума,
чтоб хорошо учиться,
Усидчивости- чтоб научиться,
Решать, считать, и думать, и мечтать,
И на вопросы отвечать.
Команды на сцене. В зале очень авторитетное жюри в составе:
1
2
3
1 Ведущий
Мы начинаем игру. Наш первый конкурс « Представление команд».
Второй конкурс «Разминка» ( Слайд 2 )
Команды моментально отвечают на вопроы. Каждый верный ответ – один балл! Начнем?
( Слайд 3-12 )
Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? Одинаково
Какая вода: горячая или холодная тушит пламя огня быстрее? Горячая, т.к. быстрее превращается в пар, препятствуя доступу кислорода.
Может ли КПД двигателя быть больше 100%? Нет
Основная единица измерения силы? Ватт.
Учебный час - … урок
Кирпич или мрамор лучший теплоизолятор?
Можно ли наблюдать падение звезды на Луне? Нет
Нарушится ли равновесие весов, если одну чашу нагреть? Да
Кто более инертен: слон или Моська?
10.Где человек испытывает большее давление: высоко в горах или в
Шахте?
2 Ведущий Вопросы теперь для второй команды!
( Слайд 13-22 )
Траектория движения конца стрелки часов? Окружность
Велосипед с мотором - …Мопед
Вид энергии, заключенный в грелке - …Тепловая
Мера инертности тела - … Масса
Физическое явление, в котором блуждал ежик? Туман
Какую скорость показывает спидометр? Среднюю
Основная единица измерения массы? Килограмм
Какая обувь лучше греет: тугая или свободная?
Основная часть любого оптического прибора? Линза
Имеет ли массу молекула? Да
1 Ведущий Третий конкурс « Шифровальщики» ( Слайд 23 )
Команды получают листы с « кодограммой». Задание – заполнить клетки, ответить на поставленные вопросы и прочитать ключевое слово по вертикали.
А пока команды работают , послушаем стихотворение Вадима Шефнера «Техника» читает Новосельцева Анжелика.
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи
Ходят по морю корабли
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди смогли?
Как придумали такое ,
что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою-
И средь ночи день настает.
Ток по проволоке струится;
Спутник ходит по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам!
Так поэт писал о созданиях человеческого разума. А в их основе- законы физики. Знают ли их наши игроки? Проверим их шифрограммы! ( Слайд 24-25)
Ключевое слово 1 команды- Умницы, второй команды- Молодцы!
Прекрасно! Справились!
2 Ведущий Четвертый конкурс- « Реклама».
Реклама товаров и услуг настолько прочно вошла в нашу жизнь, что сегодня многие понятия ассоциируются с рекламными героями. Пусть этими героями будут физические величины, законы или явления.
Задача зрителей- угадать что рекламирует команда! Это было домашнее задание командам. ( Слайд 26)
( Выступление команд)
1 Ведущий Пятый конкурс «Открытие»
Вашему вниманию предоставляется сценка. О каком открытии в ней шла речь? В каком году это было? ( Слайд 27) Броуновское движение 1827 год.
2 Ведущий Внимание! « Черный ящик»!
Играть могут все. Если угадывают зрители- то могут отдать балл любимой команде. Начнем?
Лот №1. Это будильник времен Александра Македонского. ( петух)
Кормить петуха я думаю все знают, а вот как поить из поилки, которую мы сделали- сомневаюсь. Объясните принцип работы поилки и заработаете дополнительный балл.
( Все дело в атмосферном давлении. Как только птичка отпила воду, ее уровень понизился, часть воды из бутылки выливаеся,так что давление атмосферы на поверхность воды и давление столба воды в бутылке постоянно равны.)
1 Ведущий Лот №2. Назовите первый экипаж человека. А он тут ( Коляска)
Скажите, какие силы возникают в рессорах коляски? Каково их устройство и назначение?
( Силы упругости. Состоят из упругих пружин, при езде по плохой дороге они сохраняют плавность хода)
2 Ведущий Лот №3. В ящике лежит ни рыба, ни мясо. Это продукт, в приготовлении которого лежит физическое явление. Интересно что за продукт и за явление?
(Огурец, а может быть яблоко. Диффузия)
1 Ведущий Продолжим! Сказка с точки зрения физики
Давным-давно, когда не было самолётов и телевизоров, люди мечтали о том, чтобы чело век мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское. Шло время. Сказки стали былью, и появились умные машины, людям - помощники. Многие чудеса стали для нас привычными. Попробуйте сопоставить сказочные чудеса и достижения науки и техники. Около каждого слова в правом столбце поставьте номер соответствующего слова из левого:
( Слайд 28-29) Кто быстрее начнет? Вперед!
Проверим? ( Слайд 30)
2 Ведущий «Испекла бабка колобок и положила его на окошко . Колобок лежал, лежал, да и покатился...»( Слайд 31)
Вопрос. Какие законы, явления, понятия иллюстрируются этой сказкой?
Ответ. Свободное падение, трение качения.
• «Посадил дед рейку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, а вытянуть...»
Вопрос. Почему репку нельзя тянуть быстро? .( Слайд 32)
Ответ. Тянуть нельзя быстро, т.к. за короткое время репка не успеет получить импульс, ботва оборвётся, а репа останется в почве. Мешает сила трения покоя.
1 Ведущий У нас была встреча со сказками, а теперь с Ошибочными рисунками.
Ваша задача за 2 минуты найти как можно больше ошибок и предложить варианты их исправления. Задания у команд на столе.
Время пошло! ( Слайд № 33 )
2 Ведущий А чтобы зрители не скучали, предлагаем им задание.
В этом рассказе рыболов напутал единицы физических величин. Нужно исправить положение. ( Слайд № 34 )
«Я встал пораньше, в 4 кг утра, позавтракал плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое -5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 ч тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 6 л. Пришёл, закинул удочки. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большую -длиной 50 мин и массой 3 км/.Отличная получилась уха!»
_Молодцы! Какой команде дарите балл?
1 Ведущий Давайте проверим версии команд. Жюри оценивает их работу .
Сегодня мы встречаемся с очень талантливыми ребятами. Они могут все, даже физические явления показать мимикой и жестами. Для вас конкурс пантомим!
Команды выбирают лист с явлением и готовятся 1 минуту. ( Слайд №35)
2 Ведущий А чтобы зрители не заскучали- вам познавательные вопросы
Согласно опросу, проведенному среди ученых журналом «Physik World», шестым физиком по своей значимости в истории был Галилео Галилей, пятым – Герман Гейзенберг, четвертым – Нильс Бор, третьим – Джеймс Максвелл.(Слайд 36)
Назовите в любом порядке первого и второго ученых.
Альберт Эйнштейн , Исаак Ньютон.(Слайд 37)
Изобретенный в третьем веке нашей эры в Китае прибор «чи-нан», заменил мореходцам птиц.
Что это за прибор? .(Слайд 38) Компас .(Слайд 39)
Власти Ирака рекомендуют своим жителям держать на солнцепеке сосуды с водой примерно пять часов.
Для экономии чего это делается? (Слайд 40)
Топлива (Слайд 41)
1 Ведущий Команды, мы хотим посмотреть на ваше творчество. Пожалуйста на сцену!
Выступление команд.
Теперь в нашей программе рубрика « Познавательная и легендарная»
Интересно знать и простые легенды об истории великих открытий. Мы их вам сейчас напомним.
Дочь древнегреческого учёно-го-философа Фалеса пряла янтарным веретеном пряжу. Веретено упало, она стала вытирать его о платье... И ворсинки одежды прилипли к веретену! Отец её скупил весь янтарь, и началась эра изучения электрических явлений (демонстрируется опыт по электризации). ( Слайд 42)
Простудившаяся жена профессора анатомии Болонского университета Луиджи Гальвани требовала заботы и внимания. Врачи прописали ей «укрепительный бульон» из лягушечьих лапок. Приготавливая лягушек для бульона, Гальвани и открыл знаменитое «животное электричество» - электрический ток. ( Слайд 43)
Дерево в саду родового имения семьи Ньютонов в Вулсторпе неподалеку от Кембриджа, откуда сорвалось знаменитое яблоко, в течение многих лет, пока его не сломала буря, было музейным экспонатом. Ещё бы! Падение этого яблока и способствовало откры-тию закона всемирного тяготения. ( Слайд 44)
2200 лет назад Архимед, решая задачу о короне царя Гиерона, открыл свой знаменитый закон, принимая ванну. Закон Архимеда ( Слайд 45)
2 Ведущий Следующее задание «ПОДБЕРИ ПАРУ»
У вас на столах лежат карточки. Сопоставьте портрет учёного й связанное с ним физическое явление или дату. ( Слайд 46)
У вас минута!
А чтобы зрители не скучали- зададим вопросы! ( Слайд 47-57)
Все молодцы! Проверим ответы команд. ( Слайд 58)
Слово Жюри.
1 Ведущий Все ребята сегодня показали свои знания, смекалку и эрудицию. Молодцы!
2 Ведущий До встреч!