kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия: Основной завод города Стерлитамак. Изучение поверхностного натяжения моющих средств, выпущенных заводом «Сода» и сравнение с другими СМС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка  занятия  на  тему:

Основной завод города Стерлитамак.

Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом «Сода» и сравнение с другими СМС.

 

(из цикла занятий по элективному курсу «Физика в твоей будущей профессии - 1»)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«занятие изучени е и сравнение СМС»



разработка занятия на тему:

Основной завод города Стерлитамака.

Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом «Сода» и сравнение с другими СМС.

(из цикла занятий по элективному курсу «Физика в твоей будущей профессии - 1».)

















Выполнила педагог дополнительного образования

МОБУ ДО СЮТ Стерлитамакского района РБ

учитель физики МБОУ СОШ с.Рощинский

Хабибуллина Нурия Талховна.













2015г







1


Здравствуйте ребята, сегодня тема нашего занятия

это -

«Контрольная закупка»


И предметом наших исследований станет обыкновенный порошок или синтетические моющие средства.


Как истинные патриоты своей родины мы возьмем образец нашего завода «Сода» и любой другой, например «Миф».


Тема: Основной завод города Стерлитамака – завод синтетического каучука. Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом СК и сравнение с другими СМС.



Совместное творчество 10 класса и группы учащихся из 5, 6 и 8 классов, под руководством учителя.

Цели:

изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом СК и сравнение с другими СМС

развитие интереса учащихся к творческой деятельности, расширение кругозора, развитие познавательных процессов и исследовательских умений.

Место проведения и его оборудование: кабинет физики, столы должны быть расставлены для групповой работы.

Технические средства: ПК, проектор, экран, презентации по заводу «Сода».


Приборы и материалы:


1) стаканы низкие с холодной и горячей водой, 2) пробирки химические с

тальком, закрытые пробкой, 3) кусочек сахара, 4) кусочек мыла, 5) кусочек марли, 6) кусочек пластилина, 7) петля проволочная, 8) СМС «Зифа» и «Миф».



Участники данного мероприятия: ученики 10 класса и группа учащихся с 5 по 8 классы.




2

Чтобы легче нам было, работать вначале проведем повторение.

Для этого 10 класс 1)объяснит следующее явление

2) И ответит на следующие вопросы:


1) Ученик показывает опыт с мыльными пузырями.



2)Где можно увидеть явление поверхностного натяжения?

Как вычисляется сила поверхностного натяжения? От чего она зависит?

Что называют коэффициентом поверхностного натяжения?


3.

И прослушаем сообщение

«Моющие средства».

Первое мыло, самое простое моющее средство, было получено на Ближнем Востоке более 5000 лет назад. Поначалу оно использовалось, главным образом, для стирки и обработки язв и ран. И только в I веке н. э. человек стал мыться с мылом.

Моющим средствами называются натуральные и синтетические вещества с очищающим действием, в особенности мыло и стиральные порошки, применяе­мые в быту, промышленности и сфере обслуживания.

Мыло получают в результате химического взаимодействия жира и щелочи. Скорее всего, оно было открыто по чистой случайности, когда над костром жарили мясо, и жир стекал на золу, обладающую щелочными свойствами.

Производство мыла имеет давнюю историю, а вот первое синтетическое мою­щее средство появилось только в 1916 году. Изобретение немецкого химика Фрица Гюнтера предназначалось для промышленного использования; бытовые синте­тические моющие средства, более или менее безвредные для рук, стали выпус­кать в 1933 году. С тех пор был разработан целый ряд синтетических моющих средств (CMC) узкого назначения, а их производство стало важной отраслью хи­мической промышленности.

Именно из-за поверхностного натяжения вода сама по себе не обладает дос­таточным чистящим действием. Вступая в контакт с пятном, молекулы воды при­тягиваются друг к другу, вместо того чтобы захватывать частицы грязи. Другими словами они не смачивают грязь.

Мыло и синтетические моющие средства содержат вещества, повышающие смачивающие свойства воды за счет уменьшения силы поверхностного натяже­ния. Эти вещества называются поверхностно-активными (ПАВ), поскольку дей­ствуют на поверхности жидкости.

Молекулы ПАВ можно представить в виде головастиков. Головами они «цепля­ются» за воду, а хвостиками - за жир. Когда ПАВ смешиваются с водой, их молекулы на поверхности обращены «головами» вниз, а их «хвостики» торчат из воды. «Раз­дробив» таким образом поверхность воды, эти молекулы значительно уменьшают эффект поверхностного натяжения, тем самым помогая воде проникать в ткань. Этим же хвостиками молекулы ПАВ захватывают попадающиеся им частицы жира.

4.

Как в телевизионной передаче у нас тоже есть своя «Советская пятиминутка», где мы познакомимся с историей завода «Сода»


1 слайд - общая панорама завода.









2 слайд - Из истории становления завода.
















3 слайд – Продукция завода синтетические моющие средства.











4 слайд – Линии перевозки сырья для СМС.


Экологическая проблема – вот что осталось от некогда величественной горы Шах тау.











5 слайд – «Горизонты деятельности завода распространения его продукции».
















5.

Приступаем к выполнению исследовательской работы. Она состоит из двух этапов.

После выполнения каждого нужно ответить на блок вопросов и оформить этапы выполнения работы.


Выполнение групповой уровневой лабораторной работы

«Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения жидкости от температуры и природы граничащих сред (двух видов СМС)»


Приборы и материалы: 1) стаканы низкие с холодной и горячей водой

2) пробирки химические с тальком, закрытые пробкой; 3) кусочек сахара; 4)кусочек мыла; 5) кусочек марли; 6) кусочек пластилина; 7) петля проволочная; 7) порошки.

Ход выполнения работы.

  1. Порядок выполнения 1 части лабораторной работы

  1. Скатайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм. Положите его при помощи проволочной петли сначала на поверхность холодной воды, а затем горячей. Сравните результаты опытов и объясните их.

  1. Ответьте на вопросы:


  • Зависит ли коэффициент поверхностного натяжения воды от температуры

  • По какому признаку можно судить об этом?

  • Посыпьте тальком поверхность холодной воды в стакане. Для этого закройте отверстие пробирки кусочком марли и просейте тальк над водой.

  • Коснитесь поверхности воды сначала кусочком мыла, а затем кусочком и сахара. Что при этом наблюдается?

  • Как изменится коэффициент поверхностного натяжения воды при раство­рении в ней мыла?

  • Как изменится коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении в ней сахара?


2 часть

Теория: Сила поверхностного натяжения, действующая на границу поверхностного слоя длиной / равна F = хр где х - коэффициент поверхностного натяжения (Н/м).

Существует много способов измерения поверхностного натяжения жидкостей. Можно к чувствительному динамометру прикрепить медную проволоку и подста­вить под проволоку сосуд с водой так, чтобы проволока коснулась поверхности воды. Теперь если медленно опускать сосуд с водой или поднимать динамометр, то вместе с проволокой поднимается обволакивающая ее водяная пленка, а показа­ния динамометра увеличиваются и достигают максимального значения в момент разрыва водяной пленки и проволоки. Если из показаний динамометра вычесть вес проволоки, то получим исходную силу. Зная длину проволоки, можно найти х.


Ход выполнения второй части лабораторной работы.

Растворите в двух сосудах отдельно СМС «Зифа» и «Миф». Определите вес и длину проволоки. Прикрепив к динамометру медную проволоку опускаем их в сосуды с порошками. Поднимая динамометр с проволокой ,замечаем показания прибора в момент разрыва пленки и проволоки. Отнимая из показаний динамометра вес проволоки, находим силу поверхностного натяжения. Используя значение длины проволоки найдите коэффициент поверхностного натяжения.



Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какими свойствами обладает поверхностный слой жидкости?

  2. Приведите примеры действия сил поверхностного натяжения.

  3. Как изменится сила поверхностного натяжения воды при растворении в ней мыла?

4..Какую форму принимают капли жидкости в условиях невесомости? Почему?


6.

Домашнее задание.

Придумайте рекламу СМС «Зифа».

7.

Итоги работы.

Объявляю оценки за самостоятельную работу.

Собрать тетради.

8.


До свидания.





Просмотр содержимого презентации
«ОАО ЗАВОД СОДА1»

ОАО * СОДА *

ОАО * СОДА *

Из истории становления и развития завода С 10.11.1951г. Стерлитамакский содовый завод начал выпуск кальцинированной соды .В 1946 было начато строительство цементного завода. А в 1956 был построен завод по выпуску кровельного шифера 1936-геологи устанавливают что гора Шах-Тау распологает огромными запасами сырья для производства цемента и соды

Из истории становления и развития завода

С 10.11.1951г. Стерлитамакский содовый завод начал выпуск кальцинированной соды .В 1946 было начато строительство цементного завода. А в 1956 был построен завод по выпуску кровельного шифера

1936-геологи устанавливают что гора Шах-Тау распологает огромными запасами сырья для производства цемента и соды

Продукция СМС: Бытовая химия средство стиральное водосмягчающее, Средство чистящее «Светлый», Стиральное синтетическое моющее средство «Зифа-Автомат», Универсальное синтетическое моющее средство «Зифа с энзимами», «Зифа – эконом», «Зифа» 1971-комбинат крупнейший в мире производитель кальцинированной соды. В последующие годы было налажено производство СМС. 24.12.1994- зарегестрированно ОАО «Сода».

Продукция СМС:

Бытовая химия средство стиральное водосмягчающее, Средство чистящее «Светлый», Стиральное синтетическое моющее средство «Зифа-Автомат», Универсальное синтетическое моющее средство «Зифа с энзимами», «Зифа – эконом», «Зифа»

1971-комбинат крупнейший в мире производитель кальцинированной соды. В последующие годы было налажено производство СМС. 24.12.1994- зарегестрированно ОАО «Сода».

В настоящее время запасы сырья горы Шах-Тау почти исчерпаны, и вскоре начнется разработка горы Куш-Тау. Вот что осталось от горы  Вот по этим линиям и перевозят сырье.

В настоящее время запасы сырья горы Шах-Тау почти исчерпаны, и вскоре начнется разработка горы Куш-Тау.

Вот что осталось от горы

Вот по этим линиям и перевозят сырье.

Почти 70% всей продукции экспортируется в такие страны, как Финляндия, Великобритания, Венгрия, страны Балтии. За счет своей высокой рентабельности завод является надеждой и опорой не только своих рабочих, но и всего города. И в высоком звании города – ЗОЛОТОЙ город РОССИИ – есть заслуга и завода СОДА

Почти 70% всей продукции экспортируется в такие страны, как Финляндия, Великобритания, Венгрия, страны Балтии. За счет своей высокой рентабельности завод является надеждой и опорой не только своих рабочих, но и всего города. И в высоком звании города – ЗОЛОТОЙ город РОССИИ – есть заслуга и завода СОДА

Выполнение работы. Оборудование : весы рычажные, гири, крышка, сосуд с водой комнатной температуры, различные СМС. Ход: работы 1.Подготовить экспериментальную установку. Добейтесь равновесия весов. 2. Рассчитайте длину горизонтальной части крышки. 4. Привести крышку в соприкосновение с поверхностью. Чтобы оторвать крышку от поверхности жидкости, на чашку весов добавляйте груз. 5. Вычислить по формуле коэффициент поверхностного натяжения. 6.Проделайте то же для другого СМС. 7.Сформулируйте вывод.

Выполнение работы.

Оборудование : весы рычажные, гири, крышка, сосуд с водой комнатной температуры, различные СМС.

Ход: работы

1.Подготовить экспериментальную установку. Добейтесь равновесия весов.

2. Рассчитайте длину горизонтальной части крышки.

4. Привести крышку в соприкосновение с поверхностью. Чтобы оторвать крышку от поверхности жидкости, на чашку весов добавляйте груз.

5. Вычислить по формуле коэффициент поверхностного натяжения.

6.Проделайте то же для другого СМС.

7.Сформулируйте вывод.

Тема: Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств - продукции ОАО завода СОДА и сравнение с другими СМС.   Основной материал : из истории становления и развития завода,  виды СМС, поверхностное натяжение, сила поверхностного натяжения, единица поверхностного натяжения.   План  1.Орг. Момент.  2. Из истории становления и развития завода.  3.Выполнение исследования.  4.Итоги.

Тема: Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств - продукции ОАО завода СОДА и сравнение с другими СМС. Основной материал : из истории становления и развития завода, виды СМС, поверхностное натяжение, сила поверхностного натяжения, единица поверхностного натяжения. План 1.Орг. Момент. 2. Из истории становления и развития завода. 3.Выполнение исследования. 4.Итоги.

Поверхностное натяжение - явление молекулярного давления на жидкость,вызванное притяжением молекул поверхностного слоя к молекулам внутри жидкости.   Сила поверхностного натяжения- сила, направленная по касательной к поверхности жидкости, перпендикулярно участку контура, ограничивающего поверхность, в сторону ее сокращения

Поверхностное натяжение - явление молекулярного давления на жидкость,вызванное притяжением молекул поверхностного слоя к молекулам внутри жидкости. Сила поверхностного натяжения- сила, направленная по касательной к поверхности жидкости, перпендикулярно участку контура, ограничивающего поверхность, в сторону ее сокращения

Д/З: Оформить практическую работу.  мыльные пузыри???

Д/З:

Оформить практическую работу.

мыльные пузыри???


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Хабибуллина Нурия Талховна

Дата: 28.04.2017

Номер свидетельства: 412206


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства