kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне".

Нажмите, чтобы узнать подробности

2015 год приурочен к знаменательному событию: 70-летию  Победы советского  народа в Великой Отечественной войне.  В  связи с этим  проводятся мероприятия, отражающие подвиг и историческое значение Победы над фашизмом.

Наш урок - викторина  «Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза  в Великой Отечественной войне»  посвящен писателям и  поэтам, которые  воспевали героизм советского народа в стихотворениях о ВОв, а также научно-техническим достижениям в военное и послевоенное время.

Во все времена русские поэты и писатели прославляли нашу землю, родину и  науку. Поэзия - как нравственная опора и духовный источник сопротивления помогала выстоять воюющему народу и осознать подлинный масштаб нависшей над страной опасности, призывала принять жгучую потребность в правде и развивала чувство ответственности каждого за происходящим на фронте и в тылу. Жестокая, на пределе физических и духовных сил,  война была немыслима без духовного раскрепощения и сопровождалась стихийным освобождением от официальных догм, от страха и подозрительности. Война изменила мироощущение советских  людей,  и это нашло отражение в поэзии и прозе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне". »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Томь – Усинский энерготранспортный техникум









Нестандартное учебное занятие с элементами бинара, викторины, исследовательской работы с применением ИКТ

по теме: «Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза

в Великой Отечественной войне».



Выполнили преподаватели:

ЦК естественно-научных и

физико–математических дисциплин,

ЦК общегуманитарных и

социально-экономических дисциплин:

Морозова Л.Ф., Букина Н.В.





2015г.

Содержание

Аннотация___________________________________________________2

Введение_____________________________________________________3

План занятия (технологическая карта)____________________________4

Список литературы____________________________________________13

Приложение__________________________________________________14































АННОТАЦИЯ

На УМК нестандартного занятия с элементами бинара, викторины, исследовательской работы с применением ИКТ по теме: «Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне», посвященного Дню российской науки, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и году литературы, разработанную Морозовой Людмилой Филипповной, Букиной Надеждой Владимировной преподавателями физики и русского языка и литературы Томь -Усинского энерготранспортного техникума в 2014-2015 учебном году.

Цель разработки: показать методы активного обучения при изучении, обобщении материала, использование информационно-коммуникационных технологий для повышения интереса обучающихся к изучению физики, литературы; формирование навыка использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, а также формирование коммуникативных навыков работы в коллективе. При подготовке к занятию учитывать дифференцированный подход, индивидуальные особенности и творческие наклонности обучающихся.

Назначение: применение в педагогической практике.

Краткое содержание: в работе большое внимание уделено формированию у обучающихся наряду с обобщенными познавательными умениями исследовательских навыков через добывание и изучение новых знаний, сопоставление фактов, анализ прочитанного, а также умению работать в коллективе при проведении викторины и блиц-турнира; умению работать с интерактивной доской, ПК, дополнительными источниками, в которых освещена информация о городах-Героях, о выдающихся полководцах времен Великой Отечественной войны, о поэтах и писателях военного времени, а также о подвиге народа и достижениях в военной технике, сыгравших решающую роль в победе Советского Союза над фашизмом.





Авторы разработки: Л.Ф. Морозова, Н.В.Букина













Введение

2015 год приурочен к знаменательному событию: 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В связи с этим проводятся мероприятия, отражающие подвиг и историческое значение Победы над фашизмом.

Наш урок - викторина «Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне» посвящен писателям и поэтам, которые воспевали героизм советского народа в стихотворениях о ВОв, а также научно-техническим достижениям в военное и послевоенное время.

Во все времена русские поэты и писатели прославляли нашу землю, Родину и науку. Поэзия - как нравственная опора и духовный источник сопротивления помогала выстоять воюющему народу и осознать подлинный масштаб нависшей над страной опасности, призывала принять жгучую потребность в правде и развивала чувство ответственности каждого за происходящим на фронте и в тылу. Жестокая, на пределе физических и духовных сил, война была немыслима без духовного раскрепощения и сопровождалась стихийным освобождением от официальных догм, от страха и подозрительности. Война изменила мироощущение советских людей, и это нашло отражение в поэзии и прозе.

Заранее каждому из присутствующих на этом занятии предлагается поучаствовать в его подготовке, изучить жизнь и творчество одного из поэтов или писателей - фронтовиков, прочитать его стихотворения, посвященные теме войны, создать о нем презентацию, а также приготовить презентацию, посвященную Дню российской науки, либо составить сообщение о вкладе ученых и писателей, поэтов в великую Победу над фашизмом.

























РАССМОТРЕН на заседании предметно-цикловых комиссий:

Протокол №____от___________2015г.

Председатель предметной -цикловой
комиссии ____________/Л.Е. Чудинова/

подпись, расшифровка

Преподаватель_________/Л.Ф.Морозова

подпись, расшифровка

Председатель предметной -цикловой
комиссии____________/Н.А. Печкунова/

подпись, расшифровка

Протокол №____от___________2015г.


Преподаватель _________/Н.В. Букина/

подпись, расшифровка



План бинарного занятия


Дата проведения:

февраль 2015

Преподаватели:

Морозова Людмила Филипповна, Букина Надежда Владимировна

Специальность:

технический профиль общеобразовательной подготовки

Дисциплина (ПМ, МДК):

ОДП.03 Физика, ОДБ. 02 Литература

Тема:

«Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне» - ко Дню российскойнауки и году литературы

Тип урока:

Нестандартное учебное занятие

Вид урока:

занятие с элементами бинара, викторины, исследовательской работы с применением ИКТ

Цели урока:

- изучение, обобщение и систематизация понятий: «Герой», «Орден, медаль», «Город-герой», «Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне», знакомство с жизнью, творчеством и анализ стихотворений поэтов-фронтовиков, формирование исследовательских навыков у обучающихся через использование дополнительных источников, выделение главного и второстепенного в полученной информации для личностного развития.

- воспитание интереса и уважения к достижениям науки и техники военного времени

Задачи урока:


Обучающая

- создать условия для изучения исторических фактов героизма советского народа, воспетого в стихотворениях о ВОв, а также научно-технических достижений в военное и послевоенное время; создать условия для формирования представлений о творчестве классиков российской литературы военного времени(компоненты ОК1,ОК2,ОК3, ОК4);-создать условия для демонстрации способностей использования ИКТ( компоненты компетенции ОК5 Использовать информационно- коммуникативные технологии в профессиональной деятельности); - создать условия для формирования умения выявлять позицию поэтов-фронтовиков через понимание обучающимися внутреннего мира лирического героя посредством анализа стихотворного текста.

Развивающая

- развивать представление о развитии научного и военного потенциала России как средства для защиты Отечества

-развивать умение вести диалог в группе:общие креативные способности.(компоненты ОК 3, ОК 6)

-стимулировать интерес к самостоятельному исследовательскому поиску решения задач (компоненты ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития)

-развивать речевую культуру обучающихся.Формировать умение прислушиваться к мнению товарищей, работать индивидуально. Развивать воображение, память, внимание обучающихся.Развивать умение выделять главное, формулировать выводы.Развивать интеллектуальные способности обучающихся.

Воспитательная

-способствовать развитию ответственности,

- способности к открытому взаимодействию(компоненты ОК 6.ОК 7)

- воспитывать любовь и уважение к литературе, к чтению через создание ситуации успеха.

- воспитывать интерес, уважение к научным и техническим достижениям, к творчеству поэтов и окружающему миру

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:

- фронтальная,

- индивидуальная

-работа в подгруппах

Методы обучения:

- демонстрация презентаций, портретов ученых и поэтов военного времени с применением ИКТ

-собеседование

-декламационное чтение

-самостоятельная работа

Междисциплинарные связи:

ОДП. 02 Информатика и ИКТ, ОДБ.01 Русский язык, ОДБ.04 История, ОДП.03 Физика,ОДБ.02 Литература

Материально-техническое оснащение:

ТСО:

- мультимедийный проектор

- интерактивная доска

- ПК

Учебно-методическое обеспечение:

-наглядные пособия: слайд- презентация «Поэзия подвига»

- раздаточный материал: выставка, посвященная Дню Российской науки; произведения поэтов военного времени

- музыкальное оформление: песни военных лет

Формируемые общеучебные умения

знать/понимать

- определения и понятия «Отечество», «Классики российской литературы военного времени», «Город-герой», «Орден, медаль», «Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне»

уметь

Выполнять самостоятельные задания по теме «Поэты военного времени» с использованием ИКТ, производить логические операции (при ответе на викторину); создавать устные монологические высказывания различных типов и жанров, применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать приобретенные понятия, знания и умения по физике по теме «Реактивное движение и новости науки и техники» в практической деятельности и повседневной жизни для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности, предстоящей профессиональной деятельности; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях, применять исторические и научные факты.




Технологическая карта нестандартного занятия

Специальность: технический профиль Дисциплина: ОДБ .02 Литература, ОДП.03 Физика. Преподаватели: Букина Н.В, Морозова Л.Ф. Группа: ТРУК-1-14, ЭССС-1-14 Тема: «Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне».

Цели урока: создать условия для изучения классиков российской литературы военного времени, формирования представлений о творчестве А. Ахматовой, Ю. Друниной, К.Симонова и других, как прогрессивных поэтов и писателей – отобразивших идею Победы советского народа над фашистской Германией (компоненты ОК1,ОК2,ОК3, ОК4);

-развивать представления о значении российской науки и литературы в годы ВОв, научно – техническом прогрессе для следующих поколений, стимулировать интерес к самостоятельному поиску решения задач (компоненты ОК1,ОК 2, ОК4);

-воспитывать интерес и уважение к достижениям науки и техники военного времени, коммуникативные навыки работы в коллективе, позитивный стиль общения;(компоненты ОК1, ОК4,ОК2 ,ОК6,ОК8)

Вид занятия: занятие с элементами бинара, викторины, исследовательской работы с применением ИКТ

п/п

Этапы занятия

Планируемые результаты занятия,

компоненты

общих

компетенций

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Действия преподавателя

Действия обучающихся


УМО

1

Орг. момент

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

владеть различными средствами самоконтроля

Контроль наличия учебных принадлежностей, контроль внешнего вида в соответствии с ЕТ, приготовленной интерактивной доски (демонстрации, презентации, сообщения)


Дежурные в группе обеспечивают

наличие справочной литературы, помогают преподавателям раздать иллюстрации


письменные принадлежности, рабочие тетради, презентации и сообщения


Проверка Д/з


определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

Провести устный фронтальный опрос: «Что вам известно о российской науке и ее значении для н/технического прогресса?», о поэтах военного времени?; принять доклады, сообщения, в/фрагменты, презентации

Отвечают на вопросы, сдают дом. с/работу,

демонстрируют готовность к занятию

подготовлена

презентация,

сообщения

2

Актуализация знаний

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения заданий

Пояснить тему, обратить внимание на литературу на выставке, рассказать

о значении знаний, образования для будущей профессии

Сообщение темы, целей занятия о проводимом годе литературы, обратить внимание на великое творчество К. Симонова, Мусы Джалиля, А.Ахматовой, Б. Окуджавы и др., внесших немалый вклад в развитие не только русской литературы и ее наследия, но и в научно-технический прогресс, т.к. он включает и интеллектуальное развитие, нравственные ценности

слушают, совместно с преподавателями

определяют и формируют учебную задачу занятия, уясняют цели воспринимают информацию о ходе занятия

; понимают и принимают перспективу от получения знаний по изучаемой теме

слайд-презентация,

материалы к занятию

-тексты стихотворе-

-ний, сообщений, песни военных лет


3

Изучение нового материала

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Владеть алгоритмом анализа рабочих ситуаций;

-коррекция и контроль результатов работы на основе аналитических выводов (проведенного анализа)

-оценивание рисков и принятие решений в нестандартных ситуациях.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами

Изучение нового материала и понятий: «Отечество», «Классики российской литературы военного времени», «Город-герой», «Орден, медаль», «Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне», «техническое перевооружение»


Преподаватели поздравляют обучающихся с праздником, рассказывают о Дне Российской науки, значении науки и творчества К. Симонова, Мусы Джалиля, А.Ахматовой, Б. Окуджавы для научно-технического прогресса и развития культуры, литературы, для формирования интеллектуальных и нравственных ценностей настоящих и будущих поколений (см. в прилож.№1);

демонстрируют

презентацию (см. в прилож.№2,3), выставку литературы, иллюстраций;

- Слушают

сообщения обучающихся (Приложение 5).

-Осуществляет наблюдение, как демонстрируют обучающиеся полученные знания и умения в собственной практике, координирует действия обучающихся при возникновении затруднений, консультирует.


Организуют и проводят викторину (см. в прилож.№4); организуют и проводят

Блиц - турнир на смекалку: угадать, какие новшевства военной техники применялись в конце ВОв? (см. в прилож.№4)

Обучающиеся слушают, изучают новый материал,





проявляют мыслительную активность;

- слушают;

- смотрят презентации; воспринимают,

осмысливают информацию; расширяют знания о периоде Великой Отечественной войны и творчестве

поэтов-фронтовиков

- отвечают на вопросы, ведут беседу демонстрируют способности поиска и систематизации информации;






отвечают преподавателям

на вопросы викторины и блиц-турнира, вып. сам. работу в п/гр, используя полученную в ходе занятия информацию








презентации,

интерактив-

ная доска, ПК, энциклопедии о научных открытиях, поэтические

тексты, портреты поэтов-фронтовиков и учёных

4

Физ. пауза

ОК2.Организовывать собственную деятельность

Повторение упражнений ,

владеть различными средствами самоконтроля

Контроль выполнения физпаузы

Вып. систему упражнений по снятию напряжения, демонстрируют готовность к продолжению занятия

Комплекс упражнений

5

Первичное закрепление полученных знаний

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

-Владение алгоритмами самоанализа деятельности и анализа деятельности в различных ситуациях;

-Определение задач профессионального и личностного развития на основе результатов самоанализа и экспертной оценки;

уметь ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности

Уметь

определять роль поэзии военного времени для развития русской культуры и литературы,

использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного решения проблемных вопросов, самостоятельно

делать вывод

Задать проблемные вопросы – Почему в 2015г., День

Российской науки, приурочен к знаменательной дате празднования Дня Победы сов. народа над фаш. Германией

(см. в прилож.№6)


решают проблемные вопросы и отвечают на них;


активно участвуют в предлагаемой викторине

  1. рабочие тетради,

  2. прослушанная информация.

  3. презентации

  4. учебники:

-Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1986.

-Никитина Н.В. Развитие у учащихся – гуманитариев интереса к физике, Научно-методический журнал «Физика в школе».№4 2011г.-С.46-50.

-Русская литература 20 века.Учеб.11кл. общеобразоват. Учрежд.Подред.В.П. Журавлева.-М.: Просвещение,2013г.стр.221-232.


6

Домашнее задание

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

уметь ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности

Рекомендации по выполнению домашнего задания – написать эссе по теме «Почему не угасает память о войне?». Контроль записи Д/з

Запись Д/з в тетради

Тетради с записанным д/з

7

Подведение итогов занятия

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

Обобщающая беседа с обучающимися

фотографии на память (см. в прилож.№7) Поощряют сертификатами и высокими баллами активно участвующих обучающихся.


Принимают участие в подведении итогов уч.занятия

Сертификаты



Список литературы:



1. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1986.

2. Никитина Н.В. Развитие у учащихся – гуманитариев интереса к физике, Научно-методический журнал «Физика в школе».№4 2011г.-С.46-50.

3. Русская литература 20 века.Учеб.11кл. общеобразоват. Учрежд.Подред.В.П. Журавлева.-М.: Просвещение,2013г.стр.221-232.









Приложения:

1.Сценарий.

2 Электронная презентация о Дне российской науки.

3. Электронная презентация о поэтах, создавших стихотворения о ВОв.

4.Викторина «Д остойные славы». 4а) Ответы на викторину

5. Сообщения обучающихся о научно-техническом прогрессе и достижениях военной техники в годы ВОв, о поэтах-фронтовиках Великой Отечественной войны.

6.Викторина на рефлексию

7. Видеофрагменты, фотографии бинарного занятия.

















Приложение 1

Сценарий

Ход урока

1.Орг.момент

2.Вступительное слово преподавателей

Приветствие преподавателя и ведущих.

Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты! Ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки, утвержденный Указом президента РФ от 7 июня 1999 года. Проведение Дня науки связано с датой основания Академии наук в России. Русские ученые известны всему миру и в 21веке Россия занимает лидирующие позиции в физике, химии, биотехнологиях, нанотехнологиях, в производстве атомной энергии и в других областях науки и техники. В связи с 70-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне в 2015 году День науки приурочен к этому знаменательному событию. Проводятся мероприятия, отражающие подвиг и историческое значение Победы над фашизмом.

Наше занятие посвящаем поэтам, создавшим произведения о подвиге народа и техническом прорыве Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Всем нам хорошо известна песня «Катюша». Сегодня мы познакомим Вас с интересными фактами, которые с ней связаны. Интересные сведения о "Катюше"
* Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ. 
* В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша». 
* Есть мнения, что музыка песни написана не Блантером, так как похожая мелодия звучит у Стравинского в опере «Мавра» 1922, позже адаптированной в «Русский Шансон» 1937. 
* На премьере 27 ноября песня была спета «на бис» три раза подряд. 
* В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка». 
* Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:

Отцветали яблони и груши,
Уплыли туманы над рекой.
Уходила с берега Катюша,
Уносила песенку домой.

* В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет: 

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!

* Популярность как БМ, так и песни была велика. «Катюша» сейчас кажется военной песней. Хотя, если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее, лирическая.

"Шли бои на море и на суше, грохотали выстрелы кругом. Распевали песенки "катюши" под Калугой, Тулой и Орлом". Памятником "Катюше" – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево монумент прославленного орудия. Кстати, такой же памятник "Катюше" стоит и у проходной Уральского компрессорного завода, выпускавшего в годы войны прославленные минометы. В короткие минуты затишья пели фронтовики "Катюшу" на мотив песни "Дан приказ - ему на Запад", мотив которой так соответствовал духу того времени. В песне той мать напутствовала своего сына быть храбрым солдатом, не щадить врага и со скорою победой вернуться домой вместе с Катюшей, о которой он так тепло рассказал в своем письме. Только Катюшей той была не девушка, как она подумала, а наша грозная реактивная установка, названная таким именем. Вот такую роль сыграла ракетная установка, ласково названная в народе женским именем Катюша.

Во время занятия обучающиеся изучим произведения К.Симонова, А.Суркова, О.Берггольц, С.Орлова, А.Ахматовой, М.Джалиля, Ю.Друниной, А.Твардовского - классиков российской литературы военного времени, получим представление о их жизни, а также творчестве ,

Итак, начинаем. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: «Что вам известно о российской науке и её значении для научно-технического прорыва Советского Союза во время Второй мировой войны?» «А что Вам известно о поэтах и писателях времен Великой Отечественной войны?»



3. Сообщение о Дне российской науки - показ презентации

4. Сообщение о поэзии в годы Великой Отечественной войны - показ презентации

5. Сообщения обучающихся о поэтах - фронтовиках

6.Викторина и её обсуждение. Блиц-турнир.

7.Подведение итогов.







Приложение 2









Приложение 3









Приложение 4



Викторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы"



Цели:

  • развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;

  • воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

  • воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Вступление

У всех святое право – Отчизну защищать.

А если и придётся, то жизнь свою отдать.

Во времена любые достоин славы тот,

Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.

Сегодня вспомним с вами защитников Руси,

Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!



Почему тема сегодняшнего мероприятия названа “Достойные славы”?

Кто и за что достоин славы?

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.



1. Блок “Города-Герои”

ГОРОД-ГЕРОЙ - высшая степень отличия, присваиваемая за массовый героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне.

1. Каким городам присвоено звание города-героя?

2. Какой город-герой был основан как греческая колония Пантикапей?

3. Какой город-герой упоминался впервые в летописях в 1415 году как турецкая крепость Хаджибей?

4. Какой город-герой трижды менял своё название?

5. Расположите города-герои по времени их основания:

А) Москва, Смоленск, Брест, Одесса
Б) Мурманск, Тула, Ленинград, Киев
В) Минск, Новороссийск, Севастополь, Волгоград

6. Назовите самый молодой город-герой? (Мурманск)

7. Расположите города в порядке присвоения им звания город-герой?

А) Смоленск, Волгоград, Керчь
Б) Севастополь, Новороссийск, Ленинград
В) Одесса, Мурманск, Тула

Карточка № 1

Соотнесите иллюстрации с названиями городов-героев. (За каждый правильный ответ 1 балл)

1) Ленинград

7) Тула

13) Брест

2) Смоленск

8) Москва

3) Киев

9) Новороссийск

4) Керчь

10) Волгоград

5) Минск

11) Севастополь

6) Одесса

12) Мурманск



А) Мемориальный комплекс героям обороны Аджимушкая

Б) Площадь Победы

 



В) Красная Площадь

Г) Мемориал Родина-мать на Пискаревском кладбище

Д) Георгиевский собор

Е) Панорама морского вокзала

 Ж) Герб города



З) Памятник “Затопленным кораблям”

И) Ворота крепости

К) Памятник “Героям 1812 года”

Л) Цемесская бухта

М) Мемориал Родина-мать

Н) Памятник военным строителям





2. Блок “Герои Великой Отечественной войны”

Карточка № 1

А) Маршалы Советского Союза, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Задание: приведите в соответствие цифры и буквы.

А) Жуков Георгий Константинович
Б) Малиновский Родион Яковлевич
В) Рокоссовский Константин Константинович
Г) Ворошилов Климент Ефремович

1)2)3) 4)



 

 





Карточка №2

Б) Маршалы Советского Союза, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Задание: приведите в соответствие цифры и буквы.

А) Баграмян Иван Христофорович
Б) Василевский Александр Михайлович
В) Тимошенко Семен Константинович
Г) Буденный Семен Михайлович

1)2)3)4)





 

1. По какому принципу образованы логические ряды:

А) С. Ильюшин, С. Лавочкин, Н. Поликарпов, А. Туполев, А. Яковлев?
Б) Б.М. Шапошников, Г.И. Кулик, И.С. Конев, Н.А. Булгарин

2. “Личность в истории”

А) Кто был наркомом обороны к началу Великой Отечественной войны: К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, С.К. Тимошенко, Б.М. Шапошников?
Б) Кто был начальником Штаба партизанского движения в годы войны: Л.П. Берия, С.М. Буденный, А.М. Василевский, П.К. Понамаренко?
В) Кто из немецких генералов подписал капитуляцию Германии: Ф. Гальдер, Х.В. Гудериан, В. Кейтель, Ф. Паулюс?

3. Узнай кто это?

А) Этот человек родился 10 ноября 1919, село Курья Алтайского края.

С началом Великой Отечественной войны старший сержант участвовал в боях как командир танка. В октябре 1941 года в обоях под Брянском был тяжело ранен и контужен.

В 1944 году разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году изобретатель усовершенствовал свой автомат и одержал победу в конкурсных испытаниях.

Заслуги этого человека были отмечены двумя званиями Героя Социалистического Труда (1958 и 1976), орденами “Андрея Первозванного” (1999), “За заслуги перед Отечеством” и многими другими орденами и медалями. На родине ему был сооружен бронзовый бюст. Оружия созданные этим человеком пользуется широкой известностью во всем мире, изображение его автомата включено в государственный герб африканского государства Мозамбик.

 Б) (1924-1943), Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

 





В) (1918-1941), летчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7.08.1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.





Г) (1890-1950), советский военачальник, маршал Советского Союза (1940), Герой Советского Союза (1940). С 1939 заместитель наркома обороны СССР и начальник Главного артиллерийского управления. В Великую Отечественную войну командовал армиями. В феврале 1942 как уполномоченный Ставки Верховного главнокомандования эвакуировал войска в районе Керчи, нарушив приказ об организации обороны; был лишен звания маршала и понижен в звании до генерал-майора. С апреля 1943 на фронте, с января 1944 заместитель начальника Главного управления формирования и укомплектования Красной Армии. После войны заместитель командующего войсками ВО. Репрессирован; реабилитирован посмертно; восстановлен в звании Маршала Советского Союза в 1957.



4. Кто в Великую Отечественную войну первым совершил подвиг, повторенный А. М. Матросовым и др. 24.8.1941 при штурме Кирилловского монастыря в районе Новгорода закрыл телом вражеский пулемет, дав возможность бойцам ворваться в расположение противника?

5. Кто повторил на Севере подвиг Николая ГАСТЕЛЛО?





3. Блок “События. Люди. Даты”.

1. Установите соответствие между сражениями и годами

А)

Снятие блокады Ленинграда

1943 г.


Форсирование Днепра

1944 г.


Освобождение Варшавы

1944г.


Корсунь-Шевченковская операция

1945 г.

Б)

Берлинская

1941-1942 гг.


Курская

1942-1943 гг.


Московская

1943 г.


Сталинградская

1945 г.

2. Объясните значение терминов:

Атака, блокада, штурм, эвакуация, депортация, контрудар, партизанская война.

3. Когда и где разгорелось крупнейшее в истории танковое сражение?

4. Кто возглавлял Государственный комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, Г.М. Маленков, В.М. Молотов, И.В. Сталин?

Карточка № 3

Перед вами иллюстрации 3 важных событий.

Соотнесите иллюстрации с событиями и подпишите участников, дату события.

А

 Б

 

В

1. Потсдамская конференция

2. Тегеранская конференция

3. Ялтинская конференция

5. После освобождения территорий Венгрии, Польши и Восточной Пруссии. Развернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. На столицу Германии устремились войска:

  1. 1-го Белорусского фронта

  2. 2-го Белорусского фронта

  3. 1-го Украинского фронта

А) И.С. Конев
Б) Г.К. Жуков
В) К.К. Рокоссовский

Задание: соотнесите названия фронтов и их главнокомандующих.

6. В каких районах осуществлялись данные военные операции? Какие из них были разработаны советским, а какие – немецким командованием?

“Багратион”

Сталинград

“Кутузов”

Белоруссия и Литва

“Румянцев”

Белгород и Харьков

“Тайфун”

Орел

“Уран”

Москва

“Цитадель”

Курск

7. Что такое?

А) Что такое план “Барбаросса”?

Б) Что такое план “Ост”?

В) Что такое “Бухенвальд”?

Г) Что такое восточный вал?

Родина высоко оценила подвиги советских воинов, наградив отважнейших, орденами и медалями.

4. БЛОК “Ордена и медали”.

1. Соотнесите буквы и цифры. За какие подвиги давался тот или иной орден, медаль?

А) Орден Богдана Хмельницкого

Б) Орден Кутузова

В) Орден Славы

Г) Орден Отечественной войны

Д) Орден Суворова

Е) Медаль Нахимова и медаль Ушакова

1) Награждение военнослужащих рядового и сержантского состава Советской Армии, а в авиации – младших лейтенантов, за проявление в боях за Родину храбрость, мужество и бесстрашие.

2) За выигранную наступательную операцию с меньшими, чем у противника, силами.

3) Награждение военнослужащих всех родов войск, а также гражданских лиц, отличившихся в борьбе с фашистами.

4) Эту награду наряду с воинами регулярных частей могли получить партизаны.

5) Награждение рядового, старшинского и сержантского состава Военно-Морского Флота.

6) За умелый вывод войск из-под удара и нанесение контрудара.

2. Какой награды не существует?

Медаль “За освобождение Белграда”

Медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”

Медаль “За победу над Японией”

Медаль “За оборону Советского Заполярья”

Орден Александра Невского

Медаль “Партизану Отечественной войны”

Дополнительные вопросы:

  1. Сколько салютов было произведено в Москве в период Великой Отечественной войны?

  2. Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров ТТ?

  3. Какой летчик, кроме Кожедуба, был трижды удостоен звания Героя Советского Союза?

  4. Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы за время Великой Отечественной войны?



Заключение

Когда гремит над городом салют,

Погибшие за Родину встают.

Мы их не видим, мы не слышим их,

Но павшие всегда среди живых.

Молчат и смотрят, будто ищут ответ:

Мы этой жизни стоим или нет?



Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.

И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?

Подведение итогов, награждение победителей.











Приложение 4а

Ответы на вопросы викторины

1 блок «Города-Герои»

  1. Звание города-героя было присвоено: Ленинграду, Севастополю, Волгограду, Одессе, Киеву, Москве, Керчи, Новороссийску, Минску, Туле, Мурманску, Смоленску; Брестская крепость — крепость-герой.

  2. город-герой Керчь

  3. Одесса

  4. Волгоград - до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград

  5. А) Смоленск-Брест-Москва-Одесса

Б) Киев-Тула-Ленинград-Мурманск

В) Минск-Новороссийск-Волгоград-Севастополь

(Москва 1147; Мурманск 1916; Минск 1067; Новороссийск 1866; Одесса 1794; Киев 860; Смоленск 862; Севастополь 1783; Брест 1090; Керчь 6 век до н.э.; Тула 1146; Волгоград 1780; Ленинград 1703)

  1. Мурманск

  2. А) Волгоград 1965 – Керчь 1973 – Смоленск 1985

Б) Ленинград 1945 – Севастополь 1965 – Новороссийск 1973

В) Одесса 1965 – Тула 1976 – Мурманск 1985

Карточка № 1

А-4, Б-5, В-8, Г-1, Д-3 Е-6, Ж-7, З-11, И-13, К-2, Л-9, М-10, Н-12

2 блок «Герои Великой Отечественной войны»

Карточка № 2

А) А-2, Б-4, В-1, Г-3

Б) А-2, Б-3, В-1, Г-4

  1. А) это имена известных авиаконструкторов

Б) маршалы Советского Союза

  1. А) К.Е. Ворошилов

Б) П.К. Понамаренко

В) В. Кейтель

  1. А) Калашников Михаил Тимофеевич

Б) Александр Матросов

В) Виктор Талалихин

Г) Кулик Григорий Иванович

  1. Александр Панкратов

  2. летчик-истребитель Александр Горбачев

3 блок «События. Люди. Даты».

  1. А)

Снятие блокады Ленинграда 1944 г.

Форсирование Днепра 1943 г.

Освобождение Варшавы 1945г.

Корсунь-Шевченковская операция 1944 г.



Б)

Берлинская1945 г.

Курская1943 г.

Московская 1941-1942 гг.

Сталинградская 1942-1943 гг.

  1. Атака – стремительное нападение на неприятеля; Блокада – система мер, имеющих целью отрезать неприятеля от морских и сухопутных сообщений; Штурм – решительная атака на укрепленные позиции противника; Эвакуация – организованный вывоз людей, предприятий и т.п. из одной местности в другую для предохранения от опасности; Депортация – изгнание, ссылка; Контрудар – ответный удар; Партизанская война – война в тылу врага.

  2. 12 июля 1943. Под д. Прохоровка (1200 машин)

  3. И.В. Сталин

Карточка № 3

А – Ялтинская конференция Сталин, Рузвельт, Черчилль; февраль 1945 г.

Б – Тегеранская конференция Сталин, Рузвельт, Черчилль; ноябрь 1943 г. В – Потсдамская конференция Сталин, Трумен, Эттли; июль 1945 г



  1. 1- Б, 2 – В, 3 – А



Советские операции: Немецкие операции:

«Багратион» Белоруссия и Литва «Тайфун» Москва

«Кутузов» Орел «Цитадель» Курск

«Румянцев» Белгород и Харьков

«Уран» Сталинград

  1. А) План молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утверждённый в 1940 году

Б) План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных расово неполноценными

В) Это концлагерь, где проводились различные опыты над пленными, уничтожение пленных

Г) Оборонительные сооружения, построенные в 1943 году, о которых Гитлер говорил: «Скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его».

4 блок «Ордена и медали».

  1. А - 4, Б - 6, В - 1, Г - 3, Д - 2, Е – 5

  2. все эти награды существуют

Дополнительные вопросы:

  1. 354 салюта в честь побед Вооруженных Сил

  2. Она расшифровывается «Тульский Токарева»

  3. Александр Иванович Покрышкин, сбил 59 фашистских самолетов

  4. Три: 7 ноября 1941, 1 мая 1945, 24 июня 1945 – Парад Победы



















Приложение 5

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ –

УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ



Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX – начала XXI веков глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: В. К. Кондратьев, В. О. Богомолов, К. Д. Воробьев, В. П. Астафьев, Г. Бакланов, В. В. Быков, Б. Васильев, Ю. В. Бондарев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, Э. Г. Казакевич, М. А. Шолохов.

Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова (1911—1987) «В окопах Сталинграда», о которой с большим уважением отзывался другой писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев. Он называл её своей настольной книгой, где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли». Эта книга была опубликована сразу же после войны в журнале «Знамя» (1946, № 8–9) под названием «Сталинград» и лишь позже ей дали название «В окопах Сталинграда».

А в 1947 году была написана повесть «Звезда» Эммануилом Генриховичем Казакевичем (1913—1962), писателем-фронтовиком, правдивая и поэтичная. Но в то время она была лишена правдивого финала, и только теперь она экранизирована и восстановлена в её первоначальном финале, а именно – гибели всех шестерых разведчиков под командованием лейтенанта Травкина.

Вспомним также другие выдающиеся произведения о войне советского периода. Это «лейтенантская проза» таких писателей как Ю. В. Бондарев, Г. Бакланова, К. Воробьева.

Юрий Васильевич Бондарев (1924), бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942—1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор лучших книг о войне – «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов – мальчики вместе с совершаемым героизмом ещё успевают подумать о красоте природы. Например, горько плачет по-мальчишечьи лейтенант Давлатян, считая себя неудачником не потому, что его ранили и ему больно, а от того, что он мечтал попасть на передовую, хотел подбить танк. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление», какими стали бывшие мальчики. Они не сдаются под тяжестью послевоенной и особенно современной жизни. «Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства» – так пишет Юрий Васильевич Бондарев спустя много лет о своем поколении в книге «Мгновения».

Вспомним Константина Дмитриевича Воробьева (1919—1975), автора суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде попавшего в плен и прошедшего сквозь ад земной. Повести Константина Дмитриевича Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу, влившуюся в литовский партизанский отряд, а после войны жил в Вильнюсе. Повесть «Это мы, Господи», написанная в 1943 году, опубликована была лишь через десять лет после его смерти, в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену несет в себе автобиографичность и сейчас высоко оценивается по сопротивляемости духа как явление. Пытки, расстрелы, каторжный труд в плену, побеги… Автор документирует кошмарную явь, обнажает зло. Повесть «Убиты под Москвой», написанная им в 1961 году, остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия. Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.

Среди наиболее заметных писателей-фронтовиков второй половины XX века можно назвать писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920—1993). Его простая и прекрасная повесть «Сашка», напечатанная еще в 1979 году в журнале «Дружба народов» и посвященная «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» – потрясла читателей. Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Например, утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой каши, греться у костра – и герой повести Сашка понимал – надо жить, надо подбивать танки, сбивать самолеты. Захватив немца в коротком бою, он не испытывает особого торжества, он вроде негероический вовсе, обычный боец. Повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации. А затем следуют повести и рассказы, объединенные сквозной темой и героями: «Дорога в Бородухино», «Житье-бытье», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «Знаменательная дата». Произведения Кондратьева – это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после. Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза – свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения. Слом эпохи, происшедший в 90-е годы, который не дает покоя участникам войны и они испытывают нравственные страдания, катастрофически повлиял на писателей-фронтовиков, привел их к трагическим ощущениям обесцененного подвига. Не из-за нравственных ли страданий трагически ушли из жизни писатели-фронтовики в 1993 году Вячеслав Кондратьев, а в 1991 году Юлия Друнина.

Вот еще один из писателей-фронтовиков, Владимир Осипович Богомолов (1926—2003), написавший в 1973 году остросюжетное произведение «Момент истины» («В августе сорок четвертого») о военной контрразведке – СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993 году В. О. Богомолов опубликовал яркую повесть «В кригере» (кригер – вагон для перевозки тяжелораненых), которая является продолжением повести «Момент истины» и «Зося». В этом вагоне–кригере собрались уцелевшие герои. Недолеченных их, страшная комиссия распределяла на прохождение дальнейшей службы в отдаленных районах Крайнего Севера, Камчатки, Дальнего Востока. Их, отдавших жизнь за Родину, искалеченных, не пощадили, отправили в самые отдаленные места. Последний роман о Великой Отечественной войне Владимира Осиповича Богомолова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» (Наш современник. – 2005. – №№ 11,12; 2006. – №№1, 10, 11, 12; 2008. – №10) остался незавершенным и публиковался после смерти писателя. Этот роман он написал не только как участник войны, но и основываясь на архивные документы. События в романе начинаются в феврале 1944 года с форсирования Одера и длятся до начала 90-х годов. Рассказ ведется от имени 19-летнего лейтенанта. Роман документирован приказами Сталина и Жукова, политдонесениями, выдержками из фронтовой печати, которые дают беспристрастную картину боевых действий. Роман без всяких прикрас передает настроение в армии, вступившей на территорию врага. Изображена изнанка войны, о который раньше не писали.

Владимир Осипович Богомолов так писал о своей главной, как он считал, книге: «Это будет отнюдь не мемуарное сочинение, не воспоминания, а, выражаясь языком литературоведов, «автобиография вымышленного лица». Причём не совсем вымышленного: волею судеб я почти всегда оказывался не только в одних местах с главным героем, а и в тех же самых положениях: в шкуре большинства героев я провёл целое десятилетие, коренными прототипами основных персонажей были близко знакомые мне во время войны и после неё офицеры. Этот роман не только об истории человека моего поколения, это реквием по России, по её природе и нравственности, реквием по трудным, деформированным судьбам нескольких поколений – десятков миллионов моих соотечественников».

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев (р. в. 1924), лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии имени А. Д. Сахарова «Апрель». Он автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты», которые были экранизированы в советское время. В интервью «Российской газете» от 01.01.01 г. писатель-фронтовик отметил востребованность военной прозы. К сожалению, его произведения не переиздавались десять лет и только в 2004 году, накануне 80-летия писателя, вновь переизданы издательством «Вече». На военных повестях Бориса Львовича Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость (Женя из повести «А зори здесь тихие...», Искра из повести «Завтра была война» и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести «В списках не значился» и др.)

Среди писателей-фронтовиков незаслуженно обделенным в советское время был Андрей Платонович Платонов (1899—1951), которого литературная критика сделала таковым лишь потому, что его произведения были другими, слишком достоверными. Например, критик В. Ермилов в статье «Клеветнический рассказ А. Платонова» (о рассказе «Возвращение») обвинил автора в «гнуснейшей клевете на советскую семью» и рассказ был объявлен чуждым и даже враждебным. На самом же деле, Андрей Платонов офицером прошел всю войну, с 1942 по 1946 годы. Он был военным корреспондентом «Красной звезды» на фронтах от Воронежа, Курска до Берлина и Эльбы и своим человеком среди солдат в окопах, его называли «окопный капитан». Одним из первых Андрей Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе «Возвращение», который был опубликован в «Новом мире» уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова «… шли теперь жить точно впервые, в болезнях и счастье победы. Они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…». А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.



Астафьев Виктор Петрович родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Осень 1942 г. – уходит добровольцем в армию, с весны 1943 г. – воюет на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Несколько раз был тяжело ранен, награжден боевыми орденами и медалями. Демобилизовался в 1945 г. и уехал на Урал в маленький городок Чусовой, где работал в местной газете «Чусовской рабочий». В 1953 г. вышла его первая книга «До будущей весны». В 1961 г. окончил Высшие литературные курсы в Москве. Лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации. Умер 29 ноября 2001 г.



Быков Василь (Василий Владимирович) родился 19 июля 1924 г. в деревне Череновщина Витебской области. В 1941 г. Быков – студент Витебского художественного училища добровольно уходит на фронт. Прошел всю войну, закончив ее в Австрии, в звании офицера. После окончания войны еще в течение 10 лет служил в армии. В 1955 г. демобилизовался и стал заниматься только литературой. Автор повестей: «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), «Альпийская баллада» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983) и др. Народный писатель Белоруссии. Умер 22 июня 2003 г.



Ваншенкин Константин Яковлевич родился 17 декабря 1925 г. в Москве. В 17 лет ушел в армию, служил в Воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах. Первые стихи написал в конце войны, в Венгрии. Окончил Литературный институт. Первая книга – «Песня о часовых» – вышла, когда поэт был еще студентом. Автор многих книг стихов, прозы и очерков. Некоторые стихи стали известными песнями: «Я люблю тебя, жизнь», «Алеша» и др. 

Удостоен ряда литературных премий, в т. ч. Государственной премии СССР.



Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 г. в деревне Алексеевка Смоленской области. В июле 1941 г. ушел добровольцем на фронт. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении, был ранен. Участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г. В 1948 г. окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Служил кадровым военным, инженером-испытателем. Печататься начал с 1954 г. Автор повестей: «А зори здесь тихие» (1969), «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984) и др. Лауреат Государственной премии 1975 г.









Долматовский Евгений Аронович родился 5 мая 1915 г. в Москве. Окончил Литинститут им. М. Горького. В 1934 г. вышел его первый сборник стихов. Во время Великой Отечественной войны был сотрудником в армейских и фронтовых газетах. Дважды был ранен. За годы войны вышли три книги его стихов, зазвучали популярные песни: «Моя любимая», «Ночь коротка» и др. Войну закончил в Берлине в звании подполковника. В 1956 г. опубликовал роман в стихах «Добровольцы», по которому снят известный фильм. В повести «Зеленая брама», написанной им уже в 80-х годах, рассказана правда о первых страшных месяцах войны, основанная на личных впечатлениях поэта. Лауреат Государственной премии СССР. Умер в 1994 г.



Друнина Юлия Владимировна родилась 10 мая 1924 г. в Москве, в семье учителя. В первые дни войны пришла в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Получив отказ, работала санитаркой в госпитале, копала окопы под Можайском. В 1942 г. была направлена в авиаполк на Дальний Восток, затем служила санинструктором на 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. Награждена медалью «За отвагу». В 1944 г. после второго ранения была демобилизована. Вернувшись в Москву, поступила в Литературный институт. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 г. Стихи, посвященные Великой Отечественной войне, занимают центральное место в ее творчестве. Умерла Юлия Друнина 21 марта 1991 г. в Москве.



Лебедев-Кумач Василий Иванович (наст.фам. - Лебедев) родился 5 августа 1898 г. в Москве в семье сапожника. Учился на историко-филологическом факультете МГУ. В это же время () работал в бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе РОСТА (Российское телеграфное агентство). Во время Великой Отечественной войны служил в военно-морском флоте. Сотрудник газеты «Красный флот», «Окон ТАСС». Автор песни «Священная война» (1941) и других известных песен и стихов. Умер 20 февраля 1949 г.











Матусовский Михаил Львович родился 23 июля 1915 г. в семье рабочего. Учился в строительном техникуме, работал на заводе. В 1939 г. после окончания Литинститута поступил в аспирантуру. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 г., не состоялась, и Матусовский, получив удостоверение военкора, ушел на фронт. Во фронтовых газетах часто печатались его стихотворные фельетоны и частушки, а главное – его песни. Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944); в послевоенные годы – «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» и др. Им были написаны такие известные песни, как «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина?» и мн. др.



Окуджава Булат Шалвович родился 9 мая 1924 г. в Москве. Стихи писать начал еще в детстве. В 1942 г., после окончания девятого класса, ушел добровольцем на войну. Служил на Северо-Кавказском фронте минометчиком, затем радистом. Был ранен под Моздоком. В 1945 г. демобилизовался и уехал в Тбилиси. Окончил филфак Тбилисского университета. Первый сборник стихов вышел в Калуге, где Окуджава работал учителем. Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Выпустил несколько сборников стихов, цикл автобиографических рассказов, ряд повестей и исторических романов. Широко известны его песни «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др. Умер 12 июня 1997 г. в Париже.



Симонов Константин Михайлович (наст.имя – Кирилл) родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде. Учился в МИФЛИ, затем в Литературном институте им. М. Горького. В 1939 г. в качестве военного корреспондента направлен на Халхин-Гол в Монголию. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда» и др. В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны работал редактором журнала «Новый мир» и «Литературной газеты». Умер 28 августа 1979 г. в Москве.





Сурков Алексей Александрович родился 13 октября 1899 г. в деревне Середневе Ярославской губернии, в семье крестьянина. Принимал активное участие в революционных событиях 1917 г., воевал в Гражданской войне на стороне красных. Уже будучи писателем, в 1934 г. окончил Институт красной профессуры. Во время Великой Отечественной войны Алексей Сурков оказался на передовой, работал в военной печати. Писатель наравне с солдатами отшагал километры фронтовых дорог, испытывая на себе все ее тяготы и лишения. Автор стихов, ставших народными песнями: «Бьется в темной печурке огонь», «Конармейская» и др. Умер 14 июня 1983 г.



Твардовский Александр Трифонович родился 21 июня 1910 г. в деревне Загорье Смоленской области. Еще учась в школе, он в 14 лет стал селькором смоленских газет. В 1939 г. окончил МИФЛИ. С самых первых дней Великой Отечественной войны был направлен в штаб Юго-Западного фронта в редакцию фронтовой газеты «Красная Армия». В 1942 г. Твардовский был переведен на Западный фронт военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». В гг. и гг. возглавлял журнал «Новый мир». Автор поэмы «Василий Теркин» (). Умер 18 декабря 1971 г.



Фатьянов Алексей Иванович родился 5 марта 1919 г. в деревне Малое Петрино (ныне в черте г. Вязники). В 1938 г. по окончании школы-студии был принят в труппу театра Красной Армии. Начало войны застает его на гастролях. Вместе с ансамблем он попадает в окружение, получает ранение. После госпиталя был направлен в войска Южно-Уральского округа. Весной 1942 г. знакомится с композитором В. П. Соловьевым-Седым, в содружестве с которым пишет песни: «Соловьи», «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане» и др. Войну рядовой Фатьянов заканчивает в действующей армии, ранен при взятии Сехешфехервара. Умер в 1959 г. в Москве. В 1996 г. учреждена Фатьяновская литературная премия.



Шолохов Михаил Александрович родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин казачьей станицы Вешенской в Ростовской области. Во время Гражданской войны воевал пулеметчиком в рядах Красной Армии. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г. – «Родинка», первый из «Донских рассказов». С 1926 по 1940 г. Шолохов работает над романом «Тихий Дон». Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Правда». После Сталинградской битвы начинает работу над романом «Они сражались за Родину». Первые главы романа увидели свет на страницах «Правды» в гг. Войне посвящены также рассказ «Судьба человека». В 1965 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Умер в станице Вешенской 2 февраля 1984 г.

*****

Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.



Приложение 6

Викторина 2 (с целью рефлексии)

1.Каких поэтов – фронтовиков вы можете вспомнить и назвать?

2.Какие поэты 20 века писали о Великой Отечественной войне?

3.Назовите поэтов - современников, которые создают произведения о Великой Отечественной войне?

4.Какие города-герои вам известны, которые отражали нападения фашистских захватчиков во время ВОв?

5.Каких героев ВОв и их подвиги вы знаете, в том числе героев-Кузбассовцев?

6.Какие русские ученые и изобретатели создавали новую военную технику, оснащая Советскую Армию в годы ВОв?

7.Какая военная техника сыграла большую роль в разгроме фашистов?

8.В какие города были эвакуированы заводы, которые выпускали военное снаряжение и оборудование?

9.Назовите государства, которые были охвачены ВОв?

10.Какие фильмы о ВОв вам известны?

11. Назовите выдающихся полководцев времён ВОв.

12.Благодаря каким научным открытиям был совершен технический прорыв в конце ВОв?





Приложение 7





















1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Подвиг народа и технический прорыв Советского Союза в Великой Отечественной войне".

Автор: Морозова Людмила Филипповна, Букина Надежда Владимировна.

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188928


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства