Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по физике»
Особенности подготовки обучающихся со слабой учебной подготовкой к ОГЭ по физике
Экзамен по физике при правильной подготовке может сдать каждый. Это касается также обучающихся со слабой подготовкой. Главными условиями успеха являются – сформированная мотивация, высокая готовность учащихся воспринимать материал и компетентный педагог. Конечно, никто и не отрицает, что в любом случае натаскивания на варианты ОГЭ не избежать, но его необходимо сочетать с классической подготовкой, создавая системные базовые знания и навыки.
Контрольно- измерительные материалы ОГЭ строго соответствуют федеральному компоненту образовательного стандарта по физике, включающему в частности формирование у учащихся как специфических предметных, так и общепринятых умений. Поэтому при планировании организации учебного процесса в целом, и на уровне конкретного урока необходима постоянная деятельность учителя с точки зрения определения соответствия учебного процесса образовательному стандарту как в части содержания, так и в части организации подготовки учащихся.
В процессе организации подготовки обучающихся к выполнению экзаменационной работы необходимо обратить внимание на задания разных типологических групп и классифицировать их:
- по структуре,
- по уровню сложности,
- по разделам,
- по проверяемым умениям,
- по способам представления информации.
Для эффективной подготовки к ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Следует обратить внимание на задания с выбором ответа в первой части экзаменационной работы. Таких заданий несколько, и при регулярной подготовке можно получить необходимые баллы при сдаче экзамена. Это может получиться, если научить обучающихся видеть единственно возможный вариант ответа среди предложенных.
При выполнении экзаменационной работы очень важно выдерживать временной регламент, быстро переключаться с одной темы на другую. Учащиеся должны привыкнуть к тому, что на экзамене имеют большое значение не только их знания, но и организованность, внимание, умение сосредоточиться.
Необходимо также акцентировать внимание учащихся на то, что многие ошибки экзаменуемых возникают из-за невнимательного прочтения условия задачи (не обратили внимания на частицу «не» или спутали увеличение с уменьшением, направление «вверх» или «вниз», движение «равномерное» или «равноускоренное») или тем, что они останавливались на первом же варианте ответа (в заданиях с выбором ответа), который казался правдоподобным, не дочитывая внимательно до конца все последующие варианты ответов. Между тем, часто чтение последующих вариантов ответов может натолкнуть на возможную ошибку в рассуждениях. В заданиях могут содержаться лишние данные. В текстах заданий отсутствуют данные из таблиц – их необходимо отыскать самостоятельно. При этом значения величин и констант, содержащихся в справочных материалах к варианту экзаменационной работы, должны быть использованы строго, без округлений. Безусловно, все эти замечания должны регулярно присутствовать при подготовке обучающихся к экзамену.
Особое внимание необходимо уделить качественным задачам: надо научить учащихся анализу условия задачи, выделению ключевых слов, физических явлений, обязательного использования физических терминов.
К решению задач во второй части экзаменационной работы многие учащиеся боятся приступать. Хотя за расчетные задачи можно получить максимально три балла. Но учащиеся не учитывают, что за решение задач можно получит один или два балла, даже в случае, если задача не доведена до конца. Поэтому имеет смысл научит обучающихся грамотно записывать условие задачи, переводить в систему СИ физические величины и записывать необходимые формулы.
Важным этапом подготовки ученика к экзамену может стать использование учителем тех подходов к оцениванию расчетных задач, которые применяются экспертами при проверке заданий с развернутым ответом.
Обеспечение прочного усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне можно достигнуть при включении задания первой части в раздаточные материалы для слабо подготовленных детей и отрабатывание этой группы задач на каждом занятии.
Также важную роль в подготовке учащихся к сдаче ОГЭ играет создание положительной мотивации для усвоения минимума содержания знаний на базовом уровне у учащихся, акцентирование внимания слабых учащихся на посильность задач и необходимости их выполнения.
Не следует забывать о психологической подготовленности учащихся. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он должен слать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться или оставаться неизменным, но на него надо ориентироваться как ученику, так и учителю.
При выполнении заданий (№20-22), которые выполняются при прочтении предложенного текста, можно использовать прием «спирального движения» по тексту. Учащиеся, просматривая текст от начала до конца, отмечают для себя задания, которые им кажутся простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их учащиеся выполняют первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами второй раз и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Так необходимо повторить несколько раз «по спирали» и выполнить то, что «созрело» к данному моменту.